ЗНАКОМСТВО С БАЗОЙ ПРАКТИКИ Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» («ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Факультет психологии ДНЕВНИК УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Направление 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль Дошкольная дефектология Фамилия, имя, отчество студента Курс, группа Форма обучения (очная, заочная) Тула – 2012 Уважаемый студент-практикант! Учебно-ознакомительная практика – это важный этап профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «бакалавриат», проводимый в рамках учебного процесса. Целью данной практики является формирование способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для последующего выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5). Студенты должны быть готовы к сбору, анализу и систематизации информации в сфере будущей профессиональной деятельности (ПК-9). Главная цель учебно-ознакомительной практики – в ознакомлении с методами психолого-педагогической диагностики и овладении ими, в развитии имеющихся у студентов теоретических знаний и совершенствовании навыков ведения исследовательской деятельности. Эта учебная практика является исследовательской, потому что Вы не только знакомитесь с организацией учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, но и проводите самостоятельные экспериментальные исследования. Получив исследовательские задания, Вы самостоятельно планируете их выполнение и затем это реализуете во время практики. При проведении исследований Вы должны практически овладеть методами и приемами исследовательской деятельности. Учебно-ознакомительная практика проводится в виде «педагогической экспедиции». “Педагогическая экспедиция” – это форма “погружения” студентов в коррекционно-образовательный процесс, исследовательский проект, позволяющий выполнять специальные задания по группам. Она позволяет более эффективно ознакомиться с основными аспектами деятельности учителя-дефектолога в реальной образовательной практике; апробировать разнообразные педагогические технологии (диагностика; проектирование); изучить особенности управления современным образовательным учреждением; формировать умения профессионального общения с детьми и педагогами. Объектом Вашей исследовательской деятельности во время педагогической экспедиции является коррекционно-образовательный процесс в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Целью и задачами экспедиции являются: - формирование профессионального жизненного опыта студентов на основе соотнесения педагогической теории и практики; - формирование начальных основ общепедагогических умений; - дальнейшее развитие учебной деятельности студентов; - первичное овладение будущими дефектологами методами и процедурами педагогического исследования (наблюдение, анкетирование, работа со школьной документацией и т.д.); - сбор эмпирического материала для подготовки учебных педагогических проектов. Учебно-исследовательская (психолого-педагогическая) практика проводится в несколько этапов. Первый этап – подготовительный. Этот этап проходит в форме подготовки к установочной конференции. Установочная конференция является важной формой подготовки к предстоящей деятельности. Учитывая, по возможности, Ваши пожелания, преподаватель формирует группы по 3-5 человек, и каждая группа получает исследовательское задание. Объектом Вашей деятельности на этом этапе будет являться обобщение и систематизация теоретического материала, и подготовка сообщений на установочную конференцию. Выступления на установочной конференции должны носить проективный характер. В выступлениях на установочной конференции должно прозвучать: - теоретическое обоснование проблемы исследования; - четкий план Вашей исследовательской деятельности по полученным заданиям. Установочная конференция проходит в первый день практики. Когда Вы переступаете порог образовательного учреждения, для Вас начинается основной этап Вашей деятельности. Он подразделяется на две части: 1) объектом Вашей деятельности в педагогической части практики является изучение структуры управления образовательным учреждением, особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, деятельности учителя-дефектолога; 2) Ваша деятельность будет носить экспериментальный характер. В процессе учебно-ознакомительной практики вы должны осуществлять различные виды исследовательской деятельности: анализировать документацию, диагностировать учащихся, осуществлять наблюдения на занятиях и внеклассных мероприятиях. Каждая группа выполняет полученные ранее задания. Итоги вашей работы должны быть выражены в виде отчетов и проектов. Анализ Вашей деятельности, подготовка отчетных материалов и сообщений является объектом Вашей деятельности на заключительном этапе. Завершающей формой работы будет заключительная конференция. На заключительную конференцию Вы готовите по группам доклады аналитического характера, оригинальные по форме и содержанию. Заключительная конференция проводится спустя 10 дней после возвращения студентов из экспедиции. Конкретную дату и время проведения конференции определяет деканат. Ваши выступления на заключительной конференции должны принципиально отличаться от сообщений на установочной конференции: они должны уже носить не теоретический характер, а быть обобщением Вашего приобретенного на практике опыта. К конференции Вы должны тщательно подготовиться, отбирая лучшие материалы из своих отчетов, сделать фотомонтажи и презентации. Ваша деятельность на практике оценивается по балльно-рейтинговой системе. После каждого задания указано максимальное количество баллов. По окончании практики суммируется число баллов. Максимально Вы можете набрать 100 баллов. Деятельность студента на учебно-исследовательской (психолого-педагогической) практике оценивается «зачтено» если он набрал не менее 61 балла; «не зачтено», если он набрал менее 61 балла. Данный Дневник призван помочь организовать Вашу деятельность в процессе учебно-ознакомительной практики, и является своего рода зеркалом, отражающим всю деятельность студента в школе, и, вместе с тем, официальным отчетом и контрольным документом, по которому руководители педпрактики будут оценивать ее ход и результаты. Дневник целесообразно использовать как при подготовке к практике, так и ежедневно во время ее прохождения, а также в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы. Внимательно ознакомьтесь с содержанием Дневника – это поможет вам более четко и рационально спланировать свои действия. Успеха Вам! Содержание учебно-ознакомительной практики I. Подготовительный этап Подготовка к учебно-ознакомительной практике идет на протяжении всего Вашего обучения на занятиях по теоретической и практической педагогике и психологии. Но, тем не менее, подготовительный этап очень важен и требует от вас целенаправленных усилий по подготовке к практике. Учебно-ознакомительная практика для Вас начнется с установочной конференции (это будет – 1-й день Вашей практики). Установочная конференция очень важна для оптимальной организации последующей практики На установочной конференции руководители – преподаватели кафедр детской психологии и дошкольного образования Вам расскажут о целях практики, содержании деятельности, видах и формах отчетности. Вы ознакомитесь также с техникой безопасности при прохождении практики. В процессе подготовки к практике сформированы группы по 3-5 человек. Каждая группа получила исследовательское задание. Важным условием успешного выполнения задания является хорошее владение теоретическими знаниями. Напоминаем, что Вы должны при подготовке к установочной конференции продумать исследовательские задания, полученные группами, теоретически их обосновать и спланировать. Темы Ваших вступлений на установочной конференции определены в соответствии с тематикой заданий. Темы выступлений по специальной педагогике: - закономерности и принципы специального обучения; - содержание специального образования; - методы, формы, средства специального обучения; - содержание воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Темы выступлений по специальной психологии: -работа школьной психологической службы; - психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья; - взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками. Сообщения Вы готовите группами и для выступления выбираете представителя. II. Основной этап Й день Установочная конференция В первый день практики проходит установочная конференция. Цели и содержание конференции указаны выше. Оценка: (количество баллов) Руководитель практики (подпись) За активное участие в установочной конференции Вы можете получить максимальное количество баллов – 5. Оценивается знание основ теории, логичность выступления, практическая направленность, наличие и содержательность презентации. Й день Приказом ректора университета учебно-ознакомительная практика проводится в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения № ________ г. ________________ с «___» _____________ по «___» ______________ 20___ г. ЗНАКОМСТВО С БАЗОЙ ПРАКТИКИ Адрес ДОУ ________________________________________________________________________ № телефона _______________________________________________________________________ Заведующая ДОУ __________________________________________________________________ Старший воспитатель ______________________________________________________________ Педагог-психолог __________________________________________________________________ Учитель-дефектолог ________________________________________________________________ Логопед ___________________________________________________________________________ Воспитатели группы ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Музыкальный руководитель _________________________________________________________ Руководитель по физическому воспитанию _____________________________________________ Врач-офтальмолог __________________________________________________________________ Медицинская сестра ________________________________________________________________ Медицинская сестра (ортоптистка)____________________________________________________ Расписание занятий учителя-дефектолога Занятие | Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | СПИСОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ № п/п | Имя ребенка | Год рождения | Диагноз | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Анализ зрительной патологии детей _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка: (количество баллов) Руководитель практики (подпись) Максимальное количество баллов – 5 Задание 1 |