Уравнения, приводимые к линейным. Несложные уравнения с параметром, при решении которых требуется дополнительная проверка, связанная с ограничениями их области определения, составляет следующий шаг в изучении уравнений с параметром. Пример1. Решите уравнение  Решение. Очевидно, что х ≠ 2. Умножив обе части уравнения на х–2≠0, получим а = х – 2 или х = а + 2. Проверим, нет ли таких значений параметра а, при котором найденное значение х было бы равно числу 2, то есть решим уравнение 2 = а + 2 относительно а. Получим, что при а = 0 х =2, но число 2 не входит в область определения, следовательно, не может быть его корнем. Ответ: при а = 0 корней нет; при а≠ 0 х = а +2. Пример2. Решите уравнение  Решение: х ≠ –1. Приведя уравнение к виду (1 — а)х = а, заметим, что при а = 1 уравнение не имеет корней, а при а ≠1 получаем . Решим уравнение относительно а. Так как уравнение не имеет корней, других вариантов не имеется. Ответ: при а ≠1 ; при а = 1 корней нет. Пример 3. Решите уравнение  Решение При условии, что исходное уравнение можно упростить:  После преобразований получаем уравнение 2ах =1– а, которое при а = 0 не имеет корней, а при а ≠ 0 . Проверим, нет ли таких значении параметра а, при которых найденное значение х было бы равно – 3 или 2. для этого решим относительно а уравнения . Корень первого уравнения – 0,2, корень второго уравнения 0,2, то есть при а ± 0, 2 соответствующие значения х не входят в область определения исходного уравнения. Ответ: при корней нет; при . Пример 4. Исследовать и решить уравнение с параметром.  D(у): х≠ -1. kx + 2k – 3k + 3 = x + 1; (k – 1 )x = x + 1 - вид уравнения наиболее удобный для исследования. a) Пусть k ≠ 1, тогда существует единственный х . б) Выясним, при каких значениях параметра k х = -1, и исключим их. Для этого решим уравнение: , тогда k = 1,5. в) Если k = 1, то 0х = -1, решений нет. Графическая иллюстрация исследования по параметру k 1 1,5 k 1) 2) 3) Ответ: 1) При k ≠ 1 k ≠1,5 существует ед. х = . 2) При k =1 решений нет. 3) При k = 1,5 решений нет. Пример 5. Исследовать и решить уравнение с параметром.  D (у): m ≠ 1 x≠-3. Преобразуем данное уравнение в равносильное с учётом D (у): 3mx – 5 + (3m – 11)(x + 3) = (2x + 7)(m – 1); (4m – 9)x = 31 – 2m - линейное уравнение с параметром, удобное для исследования. а) Если m ≠ 2,25 m ≠ 1 , то существует ед.  б) Выясним, при каких значениях параметра m x = -3. следовательно, m = - 0,4, т.е. при m = - 0,4 х . в) Если m = 2,25, то 0х = 26,5, следовательно, решений нет. Графическая иллюстрация исследования по параметру -0,4 1 2,25 m 1) 3) 4) 2) Ответ: 1) при m ≠ 2,25 m ≠ - 0,4 существует ед.  m ≠ 1 2) При m = 2,25 решений нет 3) При m = - 0,4 решений нет 4) При m = 1 уравнение не определено или не имеет смысла. Пример 6. Исследовать и решить уравнение с параметром.  D(y): Выполнив необходимые преобразования получим следующее уравнение:  . а) Если то  б) тогда т.е.  в) тогда т.е.  г) тогда 0= - 6,5, следовательно, решений нет Графическая иллюстрация исследования c параметром m - 2 -1,5 m 5) 1) 4) 3) 2) Ответ: 1) При существует единственное решение  2) При решений нет 3) При решений нет 4) При уравнение не определено. 5) При решений нет. Пример 7. Исследовать и решить уравнение с параметром:  D(y) :  Данное уравнение перепишем в виде или  а) Если то существует ед.  б) Выясним, при каких значениях параметра m x=1, и исключим эти значения, т.е. или 2 = 1. Следовательно, не существует такого значения параметра m, при котором x=1, т.е. дополнительных ограничений на значение параметра m нет. в) Если m=1, то, следовательно, любое есть решение уравнения, т.е. это случай бесконечного множества решений. г) Если m = -1, то , т.е. решений нет. д) Если m = 0 - уравнение не определено. Ответ: а) а) Если то существует ед. x  б) Если m=1, то для любого x ≠ 1 есть решение. в) Если m = -1, решений нет г) Если m = 0 - уравнение не определено. Пример 8. Исследовать и решить уравнение с параметром:  Найдём область определения данного уравнения. D(y) : х ≠±1. Запишем уравнение в виде. или  а) Если а ≠ -2 , то существует ед. х  б) Выясним, при каких значениях параметра а х=1, и исключим их. , т.е. а = 1. в) выясним, при каких значениях параметра а х=-1, , т.е. 4=-2, или решений нет. Следовательно, не существует такого значения параметра а, при котором х=-1. г) Если а = -2, то , т.е. решений нет. Графическая иллюстрация исследования c параметром а -2 1 а 1) 2) 3) Ответ 1) При существует ед. х  2) При а = -2, решений нет.  3) При а = 1, решений нет. Пример 9. Исследовать и решить уравнение с параметром  D(y): . Запишем уравнение в виде , или  а) Если то существует ед. х  б) Выясним, при каких значениях параметра m x=-3. т.е. m ≠-1. в) Если m = -4, то , следовательно, любое х из области определения уравнения есть решение. г) Если m = 2, то , т.е решений нет. д) Если m = -1 – уравнение не определено. Ответ: 1) При то существует ед. х  2) При m = - 4, любое х ≠-3 есть решение. 3) При m = 2, решений нет. 4) При m = -1 – уравнение не определено Пример 10. Исследовать и решить уравнение с параметром  D (y): . Запишем уравнение в виде   а) Если то существует ед. х . б) Если а=0, то 0=0, следовательно, любое х из области определения есть решение. Ответ: 1) При то существует ед. х . 2) При а=0, любое х ≠ 1 – есть решение. 3) При а = 1,5 уравнение не определено. Пример 11. Исследовать уравнение, выяснить, при каких значениях параметра m существует единственное решение, меньше 1.  D(y):  Запишем уравнение в виде  I. а) Если то существует ед. х  б) Выясним, при каком значении параметра m х=-2. т.е.  в) Выясним, при каком значении параметра m х=-3 т.е. . II. Решим неравенство . Перенесём 1 в левую часть, тогда  Графическая иллюстрация: 0 1  m Ответ: при существует единственное решение такое, что . Пример 12. Исследовать уравнение, выяснить при каких значениях параметра m существует единственное положительное решение.  D(y) . Запишем уравнение в виде . I. а) Если то существует ед. х  б) Выясним, при каком значении параметра m  тогда  в) При найдём дополнительное ограничение на значение параметра m. Тогда уравнение имеет вид т.е.  II.  Графическая иллюстрация: -2 -1 -½ m Ответ: при существует ед. х  Пример 13. Исследовать и решить уравнение с параметром  D (y):  В результате преобразований получаем - данное уравнение наиболее удобно для исследования. а) Если то существует ед. х  б) Выясним при каком значении параметра b  в) Выясним при каком значении параметра b  г) Если , то решений нет. Ответ: 1)При существует ед. х  2) При решений нет. 3) При решений нет. 4) При решений нет. Пример 14. Исследовать и решить уравнение с параметром  D(y):  Преобразуем уравнение в более удобное для исследования. . а) Если то существует ед х  б) Выясним, при каком значении параметра n х=0. . в) Если , то любое значении х из области определения является решением. г) Если , уравнение не определено. д) Если , уравнение не определено. Ответ: 1) При то существует ед. х  2) При любое является решением. 3) При , уравнение не определено. 4) При , уравнение не определено. Заключение. Для реализации проекта мною были проанализированы методическая литература и учебные пособия, которые позволили выявить основные методы решения линейных уравнений с параметрами и адаптировать их к школьному курсу. Что помогло составить систему дидактических материалов, которые можно использовать для учащихся 7 – 11 классов в процессе усвоения той или иной темы или для параллельного повторения при подготовке к ГИА или ЕГЭ. Список литературы: 1. Натяганов В.Л., Лужина Л.М. Методы решения задач с параметрами: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 368 с. 2. Шахместер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами. – 1-е изд.– СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.– 304с. 3. Шахместер А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ. – 1-е изд.– СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.– 304с. 4. Шахместер А.Х. Задачи с параметрами на экзаменах. – 3-е изд., исправленное.– М.: Издательство МЦНМО: СПб.: «Петроглиф»: «Виктория плюс»,2009. – 248с. 5. Н.Воронина Уравнения с параметрами на уроках повторения. – Газета «Математика» №1/ 2010г. Издательский дом «Первое сентября». 6. Т.Овчинникова, Факультативный курс «Линейные уравнения и неравенства с параметрами» – Газета «Математика» №1/ 2010г. №2/2010, №3/2010 Издательский дом «Первое сентября». 7. П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999 – 336с. 8. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. /[А.Г.Мордкович и др.] под ред. А.Г. Мордковича. – 11-е изд. Стер. М.: Мнемозина, 2009. 9. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. /[А.Г.Мордкович и др.] под ред. А.Г. Мордковича. – 11-е изд. Стер. М.: Мнемозина, 2009. 10. Алгебра. 10-11 класс. В 2 ч. /[А.Г.Мордкович и др.] под ред. А.Г. Мордковича. – 11-е изд. Стер. М.: Мнемозина, 2009. 11. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. – 9-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004 – 432с. 12. Субханкулова С.А. Задачи с параметрами. – М.: ИЛЕКСА, 2010. – 208с (Серия «Математика: элективный курс»). |