Перспективные направления разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании. Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, реализованные на базе современных средств информатизации и коммуникации. Развитие научной базы информатизации образования. Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование банков и баз данных научно-педагогической информации на основе потенциала распределенного информационного ресурса Интернет и корпоративных информационных сетей. Теоретические и методологические основы обеспечения жизнедеятельности "виртуальных" образовательных учреждений, открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа. Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением в условиях использования распределенного информационного ресурса сети Интернет. В связи с возникновением глобальной сети Интернет появились новые информационные технологии, связанные с компьютерными коммуникациями и реализацией функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, выполняемые через методы информационных технологий в процессе общения на расстоянии. Это привело к появлению новых дидактических возможностей информационных технологий. Их можно классифицировать через форму информационного взаимодействия участников образовательного процесса: самообучающегося, электронные источники информации, других обучающихся; время информационного взаимодействия участников образовательного процесса. Дидактические возможности информационных технологий позволяют в процессе образовательной деятельности реализовать следующие формы информационного взаимодействия с дидактическими целями: взаимодействие удаленных участников процесса обучения между собой: самообучающегося и других обучающихся, например, при электронной переписке, организации дискуссий через телеконференции и видеоконференции; взаимодействие участников процесса обучения (самообучающегося и других обучающихся) с удаленными источниками информации, например, при осуществлении поиска и систематизации информации, перемещении (навигации) по гипертекстовым ресурсам глобальной сети. При этом по времени информационного взаимодействия возможны два варианта: асинхронный обмен: обмен в произвольное время нахождения участников в диалоговом режиме за компьютером. Происходит при работе с электронной почтой; телеконференции типа электронная E-mail конференция и форума; синхронный обмен: обмен в режиме реального времени нахождения участников в диалоговом режиме за компьютером. Происходит при работе с телеконференцией типа: электронная конференция через группу новостей, чат, видеоконференция; система оперативного общения, например ICQ, во время взаимодействия с ресурсами глобальной сети. По режиму работы с электронными документами, определяемому подключением к сети Интернет, появились понятия: Он-лайн (on-line) - режим работы в Интернет при непосредственном подключении к сети с помощью коммутируемого соединения через модем или через выделенную линию; Офф-лайн (off-line) - режим работы с электронными документами без подключения к Интернет. Дидактические возможности коммуникаций при взаимодействии с ресурсами глобальной сети Дидактические возможности коммуникаций при взаимодействии с ресурсами глобальной сети | Режим | Возможности | 1. on-line: работа при непосредственном подключении к сети | 1.1.Электронная переписка по E-mail - не синхронизированная по времени участников диалога; | Интернет | 1.2. Электронная переписка через систему оперативного общения - синхронизированная по времени участников диалога; 1.3. Участие в Форуме не синхронизированной во времени дискуссии рабочей группы; 1.4. Участие в Чат синхронизированной во времени дискуссии рабочей группы; 1.5. Навигация по гипертекстовым ресурсам Глобальной сети; 1.6. Установка собственных ресурсов в Глобальной сети. | 2. off-line: работа с электронными документами без подключения к сети Интернет | 2.1. Участие в тематических телеконференциях во всемирной сети (подготовка вопросов и ответов); 2.2. Участие в тематической телеконференции распределенной рабочей группы: электронная конференции; 2.3. Работа с электронными банками данных. | Технология Мультимедиа - это совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт - диска CD-ROM (compact disc read only memory) - CD-audio, CD-video, CD + G, CD - information, CD - phono, CD - TV, LV (Laser Vision). Мультимедиа - операционные среды, основанные на использовании технологии компакт - диска, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога. Анализ различных пакетов программных средств, реализующих технологию Мультимедиа, а также мультимедиа - курсов, предназначенных для образовательных целей, позволил выделитьвозможности современных систем Мультимедиа: * функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью выбора кадра из библиотеки аудиовизуальных программ и "продвижения в глубь" выбранного кадра; * выбор необходимой пользователю линии развития рассматриваемого сюжета; * "манипулирование" (наложение, перемещение) аудиовизуальной информацией, представленной в различной форме, как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана; * контаминация аудиовизуальной информации, представленной в различной форме; * реализация анимационных эффектов; * деформирование визуальной информации, представленной в различной форме, по различным параметрам (например, увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения); * дискретная подача аудиовизуальной информации: с разрывами, пробелами, возможностью исключения (дополнения) части информации и представления аудиоинформации по восходящему (нисходящему) звуковому тону; * тонирование изображения - закраска определенным цветом или цветовым тоном большей или меньшей яркости или насыщенности определенного контура на изображении фигуры; * тенирование изображения (наложение тени) закраска определенным цветом светлого тона той части изображения фигуры, на которую попадает свет от предполагаемого источника; * фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой"; * многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью сделать активной любую часть экрана (например, в одном "окне" - видеофильм, в другом - текст); * демонстрация "изнанки" визуальной информации; * демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма). Таким образом, возможности систем Мультимедиа позволяют интегрированно представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужную линию развития представляемого сюжета или ситуации. Виртуальная реальность (Virtual reality). Виртуальная реальность - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа - операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия и реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире". Технология неконтактного информационного взаимодействия, реализуемая системой "Виртуальная реальность", позволяет компьютеру отобразить непосредственно в цифровой форме импульсы от "информационной перчатки" ("интерфейс - перчатка") и "информационного костюма". Рука пользователя, одетая в "информационную перчатку", может быть спроецирована в виртуальной форме в трехмерной компьютерно - генерированной среде. Манипулируя "информационной перчаткой", пользователь может взаимодействовать с виртуальным миром, передвигая объекты, управляя ими, может также использовать, набор жестов в качестве команд. При наличии "информационного костюма", "информационной перчатки" и "информационных очков" со встроенными стереоскопическими экранами (очки - телемониторы) пользователь может, образно выражаясь, "шагнуть" прямо в виртуальный мир. Уже в настоящее время возможности системы "Виртуальная реальность" используются при тренаже спортсменов, в профессиональной подготовке будущих специалистов в области астронавтики, архитектуры, медицинской диагностики, в организации развлечений и досуга, а также в областях, использующих научную визуализацию. Виды взаимодействия в системе "Виртуальная реальность". В настоящее время можно выделить три подхода к осуществлению информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуального мира, создаваемого системой "Виртуальная реальность". Первый подход реализует идею "погружения" в виртуальный мир. При этом, образно выражаясь, пользователь, облачившись в скафандр, снабжающий информацией, "входит" в дискретную цифровую вселенную. Манипулируя "информационной перчаткой", он непосредственно взаимодействует с компьютером, перемещая, трогая объекты виртуального мира, представленные на экране, "движется" или "летает" внутри него, естественно, с синхронным звуковым сопровождением. Второй подход обеспечивает оконное представление трехмерного пространства виртуального мира на экране компьютера. При этом в качестве средства управления используются устройства типа "спейс - болл" или "летающая мышка", обладающие значительной степенью свободы. Третий подход реализует взаимодействие с объектами виртуального мира "третьим лицом", представленным движущимся изображением на экране (например, курсор в виде определенного рисунка) и отождествляемым с самим пользователем.При этом действиями "третьего лица" управляет пользователь, находя как бы свое собственное изображение на экране. Все эти подходы реализуют основную идею информационного взаимодействия, обеспечиваемого системой "Виртуальная реальность". Эта идея заключается в обеспечении, во - первых, непосредственного участия пользователя в событиях, происходящих в виртуальном мире, но протекающих в реальном времени, и, во - вторых, максимального отдаления интерфейса между пользователем и компьютером. Психолого-педагогические возможности системы "Виртуальнаа реальность". Возможности системы "Виртуальная реальность" позволяют через реализацию и внедрение специальных методик "встраивания" технологий обучения в предметно - ориентированные учебные среды осуществлять педагогическое воздействие лонгирующего характера, обеспечивающее: * развитие наглядно - образного, наглядно - действенного, интуитивного, творческого, теоретического мышления; * формирование эстетических вкусов, оценок, что способствует эстетическому воспитанию. Использование системы "Виртуальная реальность" открывает новые методические возможности в процессе формирования: * умений и навыков осуществления деятельности по проектированию предметного мира; умений и навыков осуществления художественной деятельности - "деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства"; |