Рубрикаторы, синхронистические таблицы, поисковые механизмы Алексей Штаер Как написать хороший сценарий Методические рекомендации по написанию сценария В общем случае создание сценария разбивается на три этапа и подразумевает: 1. Создание художественного сценария 2. Создание технологического сценария 3. Разработка программного кода Художественный сценарий Содержит формулировку основной темы или идеи интерактивного фильма, он отражает авторское представление о содержании и структуре будущего видеоматериала. На этом этапе следует: - продумать содержание мультимедиа приложений, которые будут выступать в качестве дополнительной информации, - определить их вид: разработать как концепцию (укрупненное содержание), так и более детальный сценарий предоставления дополнительной информации - описать схему переходов, т.е. определить те места в фильме, где будет происходить вывод дополнительной информации. Технологический сценарий Содержит описание информационных технологий, используемых для реализации художественного сценария. В технологическом сценарии, как и в художественном, также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру фильма. На этом этапе следует: - четко сформулировать способы подачи информационного материала, заявленного в художественном сценарии. Т.е. конкретизировать вид необходимых исполняемых мультимедиа приложений: видео приложения, аудио приложения, графические изображения, программы различных вычислений, анимация, сеть Internet, картографическую информацию, базы данных и др., уделить большое внимание: - дизайну пользовательского интерфейса, который также отражает авторское представление о фильме, - средствам навигации по фильму. Требования к пользовательскому интерфейсу определяются необходимостью создания благоприятной визуальной среды на экране монитора. Степень ее комфортности определяется цветовыми характеристиками, пространственным размещением информации на экране монитора. Разработка программного кода. Программный код - это компьютерная программа, написанная на скриптовом языке программирования по алгоритму, заданному художественным и технологическим сценариями. В процессе разработки программного кода в художественный и технологический сценарий могут быть внесены некоторые корректировки. Подобная обратная связь может быть инициирована как вновь возникшей необходимостью, так и открывшимися техническими возможностями их реализации (или отсутствием таковых). Пролог В последнее время в Центрах немецкой культуры проводят много различных по форме мероприятий: вечера, концерты, театрализованные представления и т.д. В лучшем случае это делают приглашенные из культурнодосуговых учреждений специалисты, а чаще всего – сами руководители ЦНК, которые в большинстве своем не являются специалистами в области культуры. Соответственно, сценарии к своим мероприятиям они тоже пишут сами. А хороший сценарий – это половина успеха. Об этом и пойдет речь. Завязка Зачастую в сценариях не реализуется та идея, которая изначально была заложена, нет развития действия, нарушен композиционный строй (неверное построение сценария), не всегда ясно место действия, а отсюда и поступки действующих лиц (если это сценарий театрализованного представления). Если это сценарий вечера или литературно-музыкальной композиции, то чаще всего он представляет собой сплошной текст ведущего. И еще один технический момент, который достаточно часто встречается – в сценариях не указывается появление ведущих или действующих лиц (были ли они на сцене или же откуда-то появились – непонятно), не указывается музыка (название или характер мелодии), которая звучит либо лейтмотивом, либо на появление каких-то героев или же того же ведущего. Все это стало причиной написания этих рекомендаций. Здесь представлены основы для написания сценария, но нужно учитывать тот момент, что сценарии, к примеру, вечера, концерта или театрализованного представления будут отличаться друг от друга своими особенностями, присущими конкретной форме. Развитие действия Для начала нужно определить, что такое сценарий. Это литературно-режиссерская разработка, подробное литературное описание содержания праздника. Литературная запись сценария: монолог (ведущего, героя художественного произведения, реального героя, свидетеля, очевидца); диалог (ведущий – ведущий, ведущий – реальный герой, герой – герой, ведущий – участники); ремарка (носит режиссерский характер, комментарий режиссера); художественное описание пространства (места действия), реквизита, костюмов; техническое описание (эффекты, звук, свет, цвет и т.д.). Тема. Идея. Замысел Пока нет темы, не может начаться работа автора над сценарием. В работе над сценарием, прежде всего, необходимо определить тему, т.е. событие, круг вопросов, о которых автор хочет рассказать, показать зрителю. Тема связана с идеей, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителю?» Какое отношение сформируется к увиденному и услышанному, как увиденное и услышанное воздействует на зрителя. Тема и идея составляют идейно-тематический план праздника, направляют фантазию и воображение автора, творческий поиск по «заданному маршруту». Увиденный фрагмент, интересная книга, услышанная информация – всё оказывает влияние на содержание сценария. Сценарист ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы. Тема– проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству. Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это – зерно идеи. Темойназывается ответ на вопрос: о чем (про что) в данном сценарии пойдет речь? Другими словами, определить тему – значит определить объект изображения, т.е. тот круг явлений действительности, которые найдут свое художественное воспроизведение в данном сценарии. «Старый король раздал богатство дочерям и остался ни с чем. Дочери его предали». – «Король Лир». Здесь тема предательства. Идея– это решение какого-то вопроса, темы. Создание произведения – это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Идея – это понятие внутреннее, а тема – понятие внешнее. Идея гибнет, как только перестает развиваться или становится банальной и вредной. Основной или ведущей идеейсценария мы будем называть ответ на вопрос: ради чего? Что вы как автор утверждаете относительно данной темы? В идее сценария находят свое выражение ваши мысли и чувства по отношению к изображаемой теме. Замысел– первая ступень творческого процесса, в котором сливаются тема, идея и драматическое действие. Это первоначальный набросок будущего произведения, в данном случае – сценария. У замысла существуют две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое решение взволновавших автора проблем и конфликтов). Именно замысел является движущей пружиной сценария. Прежде чем писать сценарий, необходима идея – суть истории, которую можно выразить двумя-тремя фразами, этого достаточно, чтобы обрисовать замысел. Замысел сценария закрепляется выразительными средствами (звуковыми, световыми, речевыми, пластическими), сценаристу нужно помнить, что написанная им фраза должна быть выражена пластически в каких-то видимых формах; важны не слова, которые он пишет, а внешние выражения, пластические образы, которые он этими словами описывает. Совет 2. Только не натюрмортыНе предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Чаще всего фразы «Спальня Мити, утро» вполне достаточно. Ваша работа – описать действия героев. Совет 3. Прятать описание Описание можно спрятать в действие. Не всегда сценарий можно записать: фантазия режиссера опережает возможности литературной записи. В ходе работы автор составляет сценарный план. Иногда создаются коллективные сценарии, т.е. из набора сцен по теме создается новый. Задача автора – составить сценарий так, чтобы подобранный материал не представлял собой разрозненные части. Итак, чтобы разработать сценарий, нужно: 1. Определить тему, идею. 2. Собрать материал. 3. Составить текст для ведущих (персонажей). 4. Определить сквозной ход (сценарный ход). 5. Выстроить эпизоды. 6. Подобрать выразительные средства, которые будут воздействовать на эмоции зрителей (актерская игра, речь, музыка, свет, видеоряд, декорации, костюмы и т.д.). 7. Определить название праздника. Конфликт Конфликт– столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Как правило, конфликт проявляется в самом сюжете, раскрывая его суть. Развязка конфликта является одним из определяющих факторов идеи. Он лежит в основе развивающегося действия и постепенно переходит в кульминацию и развязку. Конфликтов может быть несколько, нужно выделить один – основной. Сценарий, в котором нет конфликта, мертв. Типология конфликта: · Герой – герой. Когда конфликт развивается в отношении двух главных героев. Это конфликт между двумя характерами. Герой – социальная среда. Конфликт, когда герой делает вызов общественному мнению, групповой мысли. Это конфликт между характером и обстоятельствами. Конфликт внутри самого героя. Он развивается в душе, сознании. Это конфликт между двумя сторонами одного характера. Герой – зритель. Стремления героя не совпадают с мировоззрением зрителей. Виды конфликтных ситуаций: - добро и зло; - любовь и корысть; - долг и честь; - чувство и разум; - воля судьбы и воля личности; - противоречие групповых интересов (герои вступают в конфликт, отстаивая интересы той или иной группы); - противоречие, связанное с личными эгоистическими побуждениями. Основой возникновения данного противоречия является выдвижение на первый план своего личного; - новотворчество и консерватизм; - знание и невежество и т.д. Композиция В сценарии должны быть видны тема, идея, содержание, действующие лица, события, конфликт, строгая логичность построения (от простого к самому сложному, интересному). Композиция– построение, расположение и взаимосвязь всех частей, эпизодов, сцен произведения, это порядок изложения событий. Но как ни различно было бы понимание этого термина, в нем можно усмотреть нечто общее, так как он включает в себя представление о сторонах, частях, при их соединении образующих некое единство. Сценариймассового мероприятия с сюжетом имеет фабулу. Фабула – в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Любой сценарий состоит из последовательных эпизодов. Каждый эпизод имеет относительную самостоятельность. Он должен быть логически выстроен, и иметь чётко продуманную композицию: начало и конец. Основные компоненты композиции 1. Экспозиция– начало произведения, которое длится до исходного события (завязки). Экспозиция действенно готовит завязку, появление главного героя и момент основного конфликта. В экспозиции даётся представление о теме, проблеме, которой посвящено данное издание. Она подготавливает пользователей к восприятию, создаёт специальную установку, представляет собой обращение к пользователям, где раскрывается цель данного издания. Задачи экспозиции: а) задать тему (ввести в курс дела); б) знакомство с эпохой (время действия), местом действия, действующими лицами, героями; в) дать информацию о предстоящем действии; г) настроить на определенный эмоционально-психологический лад; д) создать атмосферу. Прологв сценарном мастерстве служит экспозицией. Это своеобразное вступление к произведению, оно эмоционально настраивает на восприятие истории. 2. Завязка– исходное событие, с которого начинается действие и благодаря которому появляются следующие события. Она определяет начало конфликта между действующими лицами. Иногда завязка начинается с первой фразы (Н.В.Гоголь «Ревизор»). 3. Развитие действия– ход событий (его развитие, нарастание напряженности). Он органически развивает действие. В основе действия мы познаем характер героя, т.е. через его поступки. Действие должно развиваться по нарастающей. Важным элементом сценария является конфликт (столкновение сторон, мнений, сил). Для сценария как литературного произведения важно наличие конфликта художественного, который определяется как «противоборство, противоречие между изображёнными в произведении действующими силами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения – один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и «энергией») развивающего действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них своё сюжетное разрешение». Наиболее ярко проявляется конфликт между добром и злом. В нём зачастую заключается основная тема, идея сценария. 4. Кульминация– наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это очень важный элемент сценария, от которого зависит результат, эффективность всего мероприятия. Это обострение основного конфликта. В каждом акте, эпизоде должна быть своя высшая точка – кульминация. От точного определения и построения кульминационного момента зависит расположение частей целого в эпизоде, в акте и в представлении. Действие должно строиться по принципу восходящей линии так, чтобы кульминационная точка второго события была выше кульминации первого события. Тот же принцип сохраняется в перспективе всех актов: кульминационная точка второго акта должна быть выше кульминационной точки первого акта и т.д. 5. Развязка– разрешение конфликта между действующими лицами. После апогея неизбежно идёт развязка – очень важный элемент сценария. Невозможно долго держать читателей в сильном эмоциональном напряжении. Требуется логическое завершение события. Напряжение не спадает, действие не останавливается. Есть три формы разрешения конфликта: - противоречия остаются неразрешенными («Ревизор»); - примирение противоречий – это всегда комедийное разрешение конфликта; - снятие противоречий в случае гибели или устранения (изгнание, заточение) героя, т.е. вывод его из борьбы, это трагическая форма развязки. 6. Финал– это эмоционально-смысловое завершение сценария, представления. Может совпадать с развязкой. С финалом связан эффект потрясения. С психологической точки зрения в сценарии важны начало и конец: именно они сильнее всего запоминаются. Очень важен в сценарии эпилог. Эмоции эпилога остаются в памяти. Цели, которые ставят перед собой массовые мероприятия, будут включать в себя направления: а) образовательное (касается усвоения информации) - знакомство с кругом литературы по теме; - погружение в тему, проблему; - формирование библиотечно-библиографических знаний*** (в том числе навыков самостоятельного поиска информации); б) воспитательное; в) развивающее: ¨ качества, обуславливающие творческую читательскую деятельность: эмоции, воображение, образное и аналитическое мышление, память. ¨ другие качества, составляющие структуру личности: интеллект, познавательные способности, характер, темперамент, волевые качества; ¨ мотивации к чтению; ¨ способности творчески воспринимать текст и творчески переосмысливать прочитанное; ¨ умения реализовывать полученные знания и идеи в других видах деятельности; ¨ коммуникативные способности, прежде всего устную речь и т .д.. Монтаж – это метод творческого мышления. Монтаж– соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров. «Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельное так, чтобы зритель получал впечатление целого. Монтаж неотделим от мысли критической, синтезирующей, объединяющей и обобщающей». Пудовкин. Основные принципы монтажных сопоставлений: - контрастный; - ассоциативный. Контрастный принципзаключается в том, что сопоставление происходит по смыслу, ритму, природе. Например, нищие – ресторан, Новый год в блокадном Ленинграде – в Берлине, война – мир, невеста – вдова. Ассоциативный принцип построен на сопоставлении ассоциаций. (Картина в голове). Например, скамейка, гадание, несостоявшееся свидание, я и зеркало. Основные виды монтажа эпизодов: · Последовательный – это когда отдельные эпизоды выстраиваются в определенной последовательности (либо историческая последовательность, либо временная). Ретроспективный – в его основе лежит прием развития событий к прошлому через воспоминания. Контрастный построен на сопоставлении разных по смыслу эпизодов. Параллельный позволяет показать действие через сопоставление двух параллельных линий. Литературный монтаж – подборка отрывков из художественных текстов, Реализация сценариев Проектирование На этапе проектирования выделяют: - проектирование архитектуры информации (структуры) - проектирование взаимодействия с пользователем (пользовательский интерфейс). Результатом проектирования является разработка прототипа, реализующего всю требуемую функциональность в первом приближении, а затем, на основе прототипа, разработка типовых шаблонов различных страниц или экранов. Рассмотрим основные приемы и инструменты, которыми пользуются разработчики на примере создания мультимедиа-энциклопедий, как наиболее дорогостоящих и технически сложных мультимедиа-проектов. Рубрикаторы, синхронистические таблицы, поисковые механизмы Рубрикаторы.Рубрикаторы — это заранее упорядоченный иерархически организованный перечень всего материала. Принцип упорядочивания в рубрикаторах зависит от наиболее понятных для широкого круга потребителей представлений о предметной области. Например, так называемая "машина времени", когда весь материал упорядочен по времени (векам). Шкала времени.Логическим продолжением механизма "машины времени" являются так называемые шкала времени и синхронистическая таблица. Шкала времени представляет собой обозначенные на оси времени значимые события и установленные переходы от обозначения этих событий к их описанию. Чаще всего эту линейку времени делают горизонтальной с прокруткой от начала и до конца. На ней откладывают временные интервалы с точностью, необходимой для понимания сути и взаимосвязи событий между собой. Разница между шкалой времени и синхронистической таблицей заключается в том, что шкала времени просто упорядочивает объекты или события по времени, а синхронистическая таблица кроме этого позволяет визуально проследить влияние событий и объектов из различных предметных областей друг на друга. Во вторую очередь, это тематические рубрики, связанные с материалом, сгруппированным по темам. Например: Наука, Культура, и т. п. Поисковые механизмы.Поисковые механизмы являются прямым переносом традиционных поисковых механизмов работы с базами данных на пользовательский уровень. В окне редактирования можно ввести какое-либо слово или словосочетание и в ответ получить список статей, где встречается указанный запрос. Для организации поиска используют либо специальным образом проиндексированные ключевыми словами статьи, либо индексы, автоматически создаваемые для полнотекстового поиска. Недостатком поиска является то, что при работе с материалом пользователь очень часто по различным причинам не в состоянии точно сформулировать запрос. Ответ может быть либо слишком большим, либо бессмысленным. Фильтры. Фильтр — удобное для пользователя сочетание рубрикаторов и поисковых механизмов, отличающееся простотой и наглядностью, когда поиск информации похож на управление бытовым прибором: задать баланс, громкость, установить на нужный трэк, и результат готов. Гипертекст. Гипертекст решает задачу создания контекста, который доступен пользователю в момент работы с конкретной статьей, что может быть реализовано по-разному: - во-первых, это динамически появляющиеся подсказки и комментарии о том, на что указывает гипертекстовая ссылка. В качестве такого комментария может быть использована категория, к которой относится статья - во-вторых, это характер выделения гипертекстовых элементов в тексте. Выделение цветом, известное по WWW, далеко не всегда уместно с точки зрения читаемости текста в целом. Могут быть использованы либо другие способы выделения текста (подчеркивание), либо специальные символы, обозначающие наличие связи (ссылки): Также популярным вариантом является перечень гипертекстовых переходов в конце или начале статьи. В некоторых случаях эти ссылки могут присутствовать не в тексте статьи, а в соседнем окне, которое обновляется при каждом обновлении статьи в основном окне. Такой механизм полезен для так называемых адаптивных систем, в которых содержание и структура материала зависят либо от квалификации пользователя, либо от его поведения или решаемых им в данный момент времени задач. Навигация — самый значимый инструмент поиска в системах с поддержкой гипертекста. При проектировании структуры будущей системы следует уделять внимание трем вещам, связанным с навигацией: -Традиционной навигации по заранее заданной структуре (как правило, иерархическим) гипертекстовых ссылок. Это переходы с уровня на уровень как сверху вниз, так и снизу вверх. От раздела к подразделам, от главы к подглавам. К этому должны быть добавлены переходы в пределах одного уровня, от одной главы к другой, от одного раздела к другому. Такие связи должны быть хорошо спроектированы вне зависимости от конкретного содержимого приложения и определяют "скелет", костяк будущего приложения. Они создаются в системах либо вручную, либо с помощью специальных средств автоматически, если проектируемая структура является типовой или может быть представлена связанным набором типовых структур. К типовым связям данной разновидности относят, помимо переходов вверх и вниз по иерархии, также переходы типа СЛЕД, ПРЕД, В НАЧАЛО, В КОНЕЦ и некоторые другие -Перекрестным терминологическим ссылкам (связям). Эти связи выполняют туже роль, что и выделяемые курсивом слова в толковом словаре. Это расшифровки, уточнения, все, что создает контекст. Как правило, такие связи являются предметными и создаются либо специалистом по предметной области, либо, если это возможно для конкретного материала, специальными программами. Такие программы используют предварительно формализованное описание предметных связей, возможно, в виде правил типа: "если в каком-либо тексте существует упоминание о Петре Ивановиче Столыпине, то создать гипертекстовую связь от этого текста к статье с рассказом о земельной реформе 1907 года". -Вычисляемым, динамическим или условным связями. Смысл их заключается в том, что не всегда на этапе разработки приложения можно определить как наличие связи, так и то, куда должен перейти пользователь при ее активизации. Такие задачи часто встречаются при разработке образовательных мультимедиа изданий, где фактором, влияющим на действия и реакцию программы, является уровень подготовки или собственные действия пользователя или ученика. В этом случае инструмент, с помощью которого вы разрабатываете свое приложение, обязательно должен допускать механизмы создания динамических связей. |