МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Творческие задания на воображение и творчество





Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания определяются как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое»[24, c. 99].

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

► открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

► соответствие условия выбранным методам творчества;

► возможность разных способов решения;

► учет актуального уровня развития;

► учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (см. прил. 2).

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – «Познание». Цель — накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:

· изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

· рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

· моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:



· получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

· ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

· переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

· моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

· моделировать изменения внутреннего строения систем;

· учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование в новом качестве». Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

· рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

· находить фантастическое применение реально существующим системам;

· осуществлять перенос функций в различные области применения;

· получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Содержание групп творческих заданий представлено в приложении 2 тематическими сериями.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

► сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

► сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

► формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

III уровень — предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.

I уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые приемы разрешения противоречия.

Каждый из методов творчества имеет определенные функции (см. прил. 3).

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы. Изучением развития воображения и творчества в детском возрасте занимались такие учетные как Р.С. Немов [14], Л.С. Выготский [6], С.Л. Рубинштейн [23], А.В. Петровский [17]. Они отмечали, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется своеобразным отлетом, отходом от непосредственных впечатлений действительности. Однако комбинирование образов присутствует и в образном мышлении. На наш взгляд, специфика формы организации воображения состоит не просто в перекомбинировании образов, элементов действительности; а в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. Воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, так как оно позволяет соединять предметные содержания различных объектов.

В качестве основного средства развития воображения и творчества у детей, по данным О.М. Дьяченко и Е.М. Гаспаровой выступают игры. Игра – это непродуктивный вид деятельности. Игра – это естественное состояние ребёнка и поэтому, в процессе игры наблюдается наибольшая восприимчивость ребёнка к познанию и развитию.

Проведенное экспериментальное исследование развития воображения в младшем школьном возрасте позволило изучить динамику развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Обобщив результаты исследования, мы получили такие данные: 8% обладают достаточно высоким исходным уровнем творческого воображения – это только один ребенок из экспериментальной группы, средний уровень показали 34% испытуемых, 58% детей показали низкий уровень. Дошкольники рисовали простые, схематические рисунки, где слабо просматривается фантазия и плохо проработаны детали. Таким образом, у большинства испытуемых детей преобладает схематичность и шаблонность решений при выполнении заданий.

Условием развития детского творчества (а именно в нем дети упражняются в творческом воображении и его воплощении) является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности ориентировано на развитие творческих способностей.

Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы развития творческого воображения детей в учебно-воспитательном процессе, к поиску новых возможностей для будущего совершенствования личного потенциала школьников.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. М. : Владос пресс, 2002. – 374 с.

2. Битянова, М.И. Практикум по психологическим играм
с детьми и подростками. М. : Генезис, 2001. – 352 с.

3. Боровик, О.В. Развитие воображения. М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. – 112 с.

4. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы. М. : Эксмо, 2007. – 416 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология М. : АСТ, Астрель, 2005. – 672 с.

6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1999. – 305 с.

7. Григорович, Л.А., Марциновская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М. : Гардарики, 2003. – 480 с.

8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. М. : Знание, 2007. – 192 с.

9. Дьяченко, М.О. Развитие воображения дошкольников. М. : 2006.

10. Запорожец, А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М. : 2004.

11. Катаева, Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2004. – 234 с.

12. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. Психологический журнал № 5, 2001. – 57 с.

13. Маклаков, А.Г. Общая психология. М. : Знание, 2005. – 592 с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология. М. : Наука, 2007. – 258 с.

15. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М. : Владос,
2008. – 260 с.

16. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 2. М. : Владос,
2008. – 107 с.

17. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология 3 изд. М. : Академия, 2002. – 251 с.

18. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности. М. : Знание,
2003. – 50 с.

19. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. М. : Наука,
2001. – 304 с.

20. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой. М. : ГНОМ, 2002. – 241 с.

21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1 М. : Владос, 2004. – 383 с.

22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга 2 М. : Владос, 2004. – 528 с.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2003. – 712 с.

24. Скоробогатов, В.А., Коновалова, Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М. : Союз, 2002. – 356 с.

25. Справочник дошкольного психолога / под ред. Широковой Г.А. М. : Феникс, 2008. – 384 с.

26. Слободчиков, В.И. Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М. : Школьная пресса,
2000. – 416 с.

27. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург : У-Фактория, 2005. – 192 с.

28. Субботина, Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей
5-10 лет. Екатеринбург : У-Фактория, 2005. – 144 с.

29. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. СПб. : Питер,
2000. – 608 с.

30. Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев. : Украина, 2002. – 423 с.

31. Шерагина, Л.И. Логика воображения. М. : Союз, 2001. – 285 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Дорисуй»

Цель: выявление у детей способностей:

· создавать внешний облик предмета на какой-либо его части;

· узнавать в неопределенных графических формах элементы знакомых предметов;

· продуцировать оригинальные идеи, варианты создания образов.

Оборудование: 5 карточек с изображением графического контура, цветные карандаши на каждого ребенка.

Тест проводится коллективно или индивидуально. Время задания не фиксируется.

       
   
 
   
 
 

 


Рис. 1

Инструкция: «Дети. Перед вами 5 листиков. На каждом листке нарисована фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигурки в любые картинки. Для этого нужно дорисовать к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая сказочная картинка. Рассмотрите фигурку, можете поворачивать листочек, как вам удобно. Нарисуйте картину, которую еще никто никогда не видел».

Данный тест рекомендуется для проведения с детьми 5-7 летнего возраста, т.к. для выполнения требуется сформированность следующих умений:

· анализировать контур предмета;

· воспроизводить в памяти зрительный образ предмета;

· мысленно конструировать образ предмета из частей (элементов).

При групповом проведении теста рекомендуется рассаживать детей индивидуально и изолировать детей, выполнивших задание от детей еще рисующих, чтобы уменьшить взаимодействие детей.

Частотная таблица рисунков:

Стимульный материал Неоригинальные рисунки – 0 баллов Малооригинальные рисунки – 1 балл
  Абстрактный узор, треугольник, дом, буква «А», ракета. Конверт, палатка, кочерга, самолет, крыша здания, стрела, корабль, дорожный указатель, цветок.
Абстрактный узор, горы, буква «М». Верблюд, кошка, волк, лиса, лицо человека, собака, человек, животные с ушами.
Абстрактный узор, лицо человека, лодка, месяц, мячик. Водоем, губы, корзина, чашка, яблоко, яйцо, овраг, яма, таз.
Абстрактный узор, лицо человека. Месяц, девочка, женщина, дерево, книга, кораблик или лодка, ракета.
Абстрактный узор, волны моря, буквы «а» и «о», лицо человека. Кошка, кресло, червяк, стул, ложка, насекомое, очки, птица, сверхъестественное существо.

 

Для оценивания результатов использовали частотную таблицу рисунков. Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки, малооригинальные или очень редкие. Оригинальные рисунки оценивались в 2 балла. Малооригинальные
рисунки – 1 балл. Неоригинальные рисунки – 0 баллов. Все неуказанные в таблице изображения оценивались как оригинальные.


 

Тест «Художник».

Ребенку предлагается придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты.

Далее оценивалось качество рисунка по приведенным критериям, и на основе такой оценки делался вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их.

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает очень большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов (высокий уровень развития) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов (средний уровень развития) – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла (низкий уровень развития) – ребенок нарисовал нечто очень простое, не оригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла (очень низкий уровень развития) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.


 

Тест «На что похоже

Цель: выявление уровня развития процессов воображения.

Оборудование: 6 карточек – 3 изображения чернильных пятен и 3 контурных изображения.

 

Рис. 2

Методика проводится индивидуально.

Инструкция. «Посмотри, перед тобой 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Внимательно рассмотри их, можешь поворачивать листочки разными сторонами. Назови как можно больше различных предметов и вещей, на что похожа данная картинка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.