Качественная и количественная характеристика творческого воображения. Уровни | Компоненты творческого воображения | Оригинальность | Беглость | Гибкость | Баллы | | | | | | I. Высокий | Ребенок способен вносить в знакомый образ элементы новизны, свой замысел. | Ребенок способен высказывать широкое многообразие идей. | Ребенок способен легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. | | II. Средний | Ребенок способен внести в знакомый образ нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии. | Высказывает некоторые идеи, имеются небольшие затруднения в выполнении задания, образы представления сформированы. | Ребенок способен переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, чаще очень близким по содержанию. | | III. Низкий | Значительные затруднения: схематичность изображений, широко известные идеи, копирует уже имеющие образы. | Испытывает значительные затруднения при выполнении задания. | Ребенок не в состоянии поменять стратегию, не может приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации. | | Теперь подробнее рассмотрим использованные нами диагностические задания для определения уровня развития творческого воображения. I. При выявлении такого компонента творческого воображения, оригинальность, мы использовали диагностическое задание: «Дорисуй» (см. Приложение 1). Задание позволяет выявить у детей младшего школьного возраста способности: · создавать внешний облик предмета на какой-либо его части; · узнавать в неопределенных графических формах элементы знакомых предметов; · продуцировать оригинальные идеи, варианты создания образов. Для проведения данного теста заранее готовили цветные карандаши, 5 карточек с изображением графического контура (см. Приложение 1, рис. 1). II. Для выявления следующего компонента творческого воображения беглости – способности реагирования на идеи в пределах ограниченного времени нами была использована методика Немова Р.С., названная нами «Художник» (см. Приложение 1). Ребенку предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Качество рисунка оценивалось по приведенным показателям, и на основе такой оценки делали вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их. Если за это отведенное время ребенок придумывал и рисовал что-то необычное, прорисовывая тщательно свои идеи-образы, то это свидетельствовало о незаурядной фантазии, о богатом воображении. III. Уровень сформированности такого компонента творческого воображения как гибкость определялся с помощью модифицированного теста Роршаха, предлагали игру «На что похоже?» (см. Приложение 1). В качестве материала для проведения методики использовали 6 карточек – 3 изображения чернильных пятен и 3 контурных изображения (см. Приложение 1, рис. 2). В течение неограниченного времени ребенку предлагалось рассмотреть карточки. Давали такую инструкцию: «Посмотри, перед тобой 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Внимательно рассмотри их, можешь поворачивать листочки разными сторонами. Назови как можно больше различных предметов и вещей, на что похожа данная картинка». Время на выполнение задания не ограничивалось в связи с тем, что дошкольник должен тщательно анализировать образы, представляющиеся им на карточках. Уровень гибкости оценивался при выполнении данного задания по количеству предлагаемых идей. Подробное описание проведения методик и оценки полученных результатов представлено в Приложении 1. Рассмотрим полученные в ходе диагностики результаты. I. Результаты проведения диагностического задания «Дорисуй». Таблица 2 Результаты диагностического задания «Дорисуй» № п/п | Уровень развития оригинальности | | | | Низкий | | Средний | | Низкий | | Низкий | | Высокий | | Низкий | | Низкий | | Средний | | Средний | | Средний | | Низкий | | Низкий | Оригинальных изображений было выполнено старшими дошкольниками экспериментальной группы - 8%. Изображенные идеи, отличались от других (банальных) своей неожиданностью в применении фигурок. Только одна девочка (испытуемая 5) из группы испытуемых показала оригинальные идеи при выполнении задания. Фигурки были преобразованы во второстепенные роли – в верхнюю часть платья на девочке; в ветку испуганной елочки, распушившей свои колючки; в паучка-мошкоеда и др. Таким образом, она показала высокий уровень развития исследуемого компонента творческого воображения. 34% дошкольников экспериментальной группы, имеющие средний уровень представленного компонента творческого воображения – это те дети, которые перекомбинировали материал, хранящийся в памяти. Так дети преобразовали данные фигурки в любимые игрушки: мамонтенок, челобок, животное с ушами, кораблик. Они рисовали небольшие сюжеты (например, мамонтенок плывет на льдине). Не все школьники справились с данным заданием. У значительного количества детей (58% экспериментальной группы) отсутствует умение проявлять фантазию, творческое воображение. Рисунки отличались схематизмом, простой передачи формы предмета, выполненные по шаблону. Эти дети не смогли выполнить задание без подсказки. Чаще всего их фигурки носили абстрактный характер. Полученные результаты можно представить графически (Рис. 1)  Рис. 1. Уровни развития оригинальности у детей в возрасте 7 лет. II. Результаты проведения диагностической методики «Художник» (см. Таблицу 3) Таблица 3 Результаты диагностической методики «Художник» № п/п | Уровень развития беглости | | | | Средний | | Низкий | | Средний | | Средний | | Высокий | | Средний | | Низкий | | Низкий | | Низкий | | Низкий | | Средний | | Низкий | Высокий уровень проявился у одного ребенка из 12 испытуемых (8%). Испытуемая придумала и нарисовала достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное изображение. Детали картины проработала хорошо. (Бабочка-принцесса порхает над принцем-цветком, который растет в саду в цветнике.) Дети, находящиеся на среднем уровне (42% группы) нарисовали предметные сюжеты. Сюжеты, изображенные в детских работах, являются известными, но в них есть элементы творческой фантазии, которые оказывают на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы работ школьников проработаны средне. Испытуемая 1рисуя свою сказочную картину, изобразила очаровательных маленьких принцесс, гуляющих по цветочному полю. У своих принцесс она выделила украшения, прорисовала их тщательно (колечки, колье, браслеты). Девочка показала средний уровень. Согласно данной методике 50% детей экспериментальной группы показали низкий уровень развития способности к продуцированию идей в пределах ограниченного времени. Школьники нарисовали простые, схематические рисунки, где слабо просматривается фантазия и плохо проработаны детали. Например, испытуемый 12нарисовал дом, забор, дерево, солнце, что свидетельствует о шаблонных идеях. Полученные результаты представим графически (Рис.2)  Рис 2. Уровни развития беглости у детей в 7 лет. III. Результаты выполнения диагностической методики «На что похоже?» (см. Таблицу 4) Таблица 4 Результаты диагностического задания «На что похоже?» № п/п | Уровень развития гибкости | | | | Низкий | | Низкий | | Низкий | | Средний | | Высокий | | Низкий | | Средний | | Средний | | Средний | | Средний | | Низкий | | Средний | Лучший результатиз экспериментальной группы показала испытуемая №5 – назвала множество образов, что свидетельствует об изобилии оригинальных решений, своеобразии комбинации в процессе воображения. На высоком уровне развития творческого воображения данного компонента оказалось 8% школьников экспериментальной группы. Средний уровень показали 50% младших школьников. Они сумели мысленно связать, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Назвали несколько оригинальных одухотворенных образов. Низкий уровень по результатам данной методики показали 42% детей. Например, испытуемая 6, назвала только 4 образа, которые ей представились на карточках. Она не сумела проанализировать и отобрать необходимые представления и их элементы, преобразовать их и синтезировать в новые образы. Что говорит о бедности творческого воображения. Так же низкий уровень развития творческого воображения показали еще несколько детей, возможность оценки чернильных пятен и контурных изображений у них была ограничена, жизненный опыт школьников очень мал. Полученные результаты можно представить графически (Рис. 3)  Рис. 3. Уровни развития гибкости у детей в возрасте 7 лет. Обобщив результаты исследования, мы получили такие данные: 8% обладают достаточно высоким исходным уровнем творческого воображения – это только один ребенок из экспериментальной группы, средний уровень показали в экспериментальной группе 34%, 58% младших школьников показали низкий уровень. Результаты констатирующего этапа исследования, который состоял в проведении вышеперечисленных методик и в их анализе, были оформлены в таблицу 5 и диаграмму (Рис. 4). Таблица 5 Распределение детей младшего школьного возраста по уровням развития творческого воображения № | Уровни развития компонентов творческого воображения | Общий результат | Уровень развития оригинальности | Уровень развития беглости | Уровень развития гибкости | | | | | | | Н | С | Н | Низкий | | С | Н | Н | Низкий | | Н | С | Н | Низкий | Продолжение таблицы 5 | | | | | | Н | С | С | Средний | | В | В | В | Высокий | | Н | С | Н | Низкий | | Н | Н | С | Низкий | | С | Н | С | Средний | | С | Н | С | Средний | | С | Н | С | Средний | | Н | С | Н | Низкий | | Н | Н | С | Низкий | Уровень развития творческого воображения младших школьников можно отразить в диаграмме (Рис. 4).  Рис. 4. Уровень развития творческого воображения младших школьников Таким образом, у большинства испытуемых детей преобладает схематичность и шаблонность решений при выполнении заданий. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свидетельствуют о целесообразности проведения специальной работы по развитию у младших школьников творческого воображения. |