Развивающие игры на воображение и творчество Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является младший школьный возраст. Примеры игр на развитие воображения: 1. Поиск сравнений. Описывается некоторый предмет или ситуация, например «зеркало сверкало в лунную ночь, как...». Нужно подобрать как можно больше сравнений (другими словами, вариантов окончания этого предложения). Сравнения могут быть банальными («как поверхность озера») и довольно неожиданными («как экран телевизора во время показа рок-парада», «как белое платье девушки, идущей на первое свидание»). Побеждает автор наиболее оригинального сравнения. 2. Добавление к предмету новых функций. Называется какой-либо предмет, например «диван». Следует подумать, какие принципиально новые, не свойственные ему функции он мог бы выполнить, если несколько изменить при этом его конструкцию. Другими словами, заданный предмет нужно соединить с другими предметами, выполняющими достаточно не похожие на него функции. Например, дивану можно добавить функции велосипеда (двигая ногами, лежащий мог бы кататься), пианино (двигая телом, лежащий мог бы исполнить симфонию), будильника (в нужный момент диван тормошил бы спящего или сбрасывал его на пол) и т. д. Побеждает тот, кто выпишет наибольшее количество подобных ответов. В этой игре формируется и совершенствуется один из универсальных приемов воображения – комбинирование признаков различных предметов, совмещение того, что несовместимо в обычных условиях. Использование этого приема лежит в основе создания образов принципиально новых предметов, что особенно важно в техническом и художественном творчестве. 3. Смешивание признаков разных предметов. Задается какой-либо предмет (существо, явление), например «кузнечик». Нужно объединить, смешать его признаки с признаками других, совершенно не похожих на него произвольно подбираемых предметов и кратко описать полученные результаты. Так, кузнечик может быть объединен с «трамваем»: большой, двигается на лапках-колесах по рельсам, внутри туловища салон с сидениями для пассажиров; с «рекой»: большой, длинный, голубой, медленно ползет по руслу, на поверхности его спины плавают лодки и купаются дети; с «фонарным столбом»: длинный, застыл в вертикальном положении, двигая глазами, освещает сверху дорогу и т. д. При обсуждении особое внимание обращается на образное представление всех деталей полученных синтезов, вплоть до мельчайших их характеристик, и предпринимаются совместные попытки сделать каждую комбинацию еще более яркой, необычной, впечатляющей. В этой игре развиваются такие качества воображения, как яркость, живость, конкретность и прорисованность всех деталей созданного образа, а также способность совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далеких по смыслу предметов. Рассмотрим варианты упражнений и игр которые могут использоваться для развития воображения у детей младшего школьного возраста. Упражнение № 1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина [27, с. 66]. Цель: используется для развития воображения, мышления. Возраст: предлагается для любого возраста. Стимульный материал: карточки с изображенными элементами. Время проведения: 10-15 минут. Ход проведения упражнения: Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача – построить из этих элементов фантастический образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать. Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка. Упражнение № 2 « Волшебники» Л.Ю. Субботина [27, с. 101] . Цель: используется для развития чувств на базе воображения. Возраст: предлагается для детей от 5 до 13 лет. Стимульный материал: по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветные карандаши. Время проведения: 20-30 минут. Ход проведения упражнения: Вначале ребенку дается первое задание. Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Инструкция: «У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника, После выполнения, второе задание. Инструкция: «Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумай, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый». Упражнение №3 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина [27, с. 146]. Цель: данное упражнение развивает творческое воображение. Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет. Стимульный материал: текст «Проделки белки». Время проведения: 10-15 минут. Ход поведения упражнения: Инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется «Проделки белки». Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо. «Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…» Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа. Игра № 4 « Пантомима» Л.Ю.Субботина [27, с. 104]. Цель: используется для развития воображения. Возраст: от 5 до 11 лет. Время проведения: 10-15 минут. Ход проведения игры: Группа детей становится в круг. Инструкция: «Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие. Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями». Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку. Игра №5 «Внутренний мультфильм» М.И. Битянова [2, с. 129]. Цель: используется для развития творческого воображения. Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет. Стимульный материал: текст рассказа. Время проведения: 10 минут. Ход проведения игры: Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок…» Игра № 6 « Нарисуй настроение» М.И. Битянова [2, с. 134]. Цель: используется для развития творческого воображения. Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет. Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти. Время проведения: 20 минут. Ход проведения: Инструкция: «Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое-нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется». (прил.1) Игра № 7 «На что это похоже?» М.И. Битянова [2, с. 156]. Цель: используется для развития воссоздающего воображения. Возраст используется для детей от 4 до 10 лет. Стимульный материал: карточки с кляксами, «морозными рисунками». Время проведения: 10 минут. Ход проведения: Инструкция: «Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи». Далее демонстрируются карточки с изображениями. |