Опыт 6. Взаимодействие иода с металлами. На жестяной или стеклянной пластинке смешивают равные объемы истертого в порошок иода и порошка алюминия. Смесь (3—5 г) собирают шпателем в небольшую кучку, в углубление которой капают из пипетки воду — катализатор. Между иодом и алюминием немедленно начинается бурная реакция с образованием иодида алюминия. Выделяется большое количество фиолетовых паров иода, иногда появляются отдельные вспышки. Реакцию проводить под стеклянным колпаком. При отсутствии его надо брать небольшое количество веществ. Подобный опыт можно проделать с цинковой пылью. Визуальные наблюдения _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Контрольные вопросы к лабораторной работе «ГАЛОГЕНЫ». 1. Галогены. Электронная структура атомов. Степени окисления. 2. Основные промышленные и лабораторные способы получения галогенов. 3. Физические свойства галогенов. 4. Взаимодействие галогенов с металлами и неметаллами. 5. Взаимодействие галогенов с водой и растворами щелочей. 6. Окислительная активность галогенов. Написать уравнения реакций вытеснения галогенами галогенов из их соединений. 7. Напишите качественные реакции на хлорид, бромид и иодид−ионы. 8. Как изменяются степени диссоциации и восстановительные свойства галогеноводородов в ряду: HF — HCl — HBr — HI. Ответ обосновать. 9. Плавиковая кислота. Особенности строения, химических и физических свойств. 10. Написать графические формулы, дать названия кислот и их солей: HClO — HClO2 — HClO3 — HClO4. Как изменяются степени диссоциации и окислительные свойства приведенных кислот. Ответ обосновать. 11. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: КМпО4 → Cl2→ CaOCl2 → Cl2→ KClO3→ KClO4 12. Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в предложенных реакциях, назовите исходные и полученные соединения: FeCl2 + Cl2 = FeCl3; K2SO3 + I2 + H2O = K2SO4 + HI; F2 + H2O = HF + O2; CaF2 + H 2SO4 = CaSO4 + HF; HI + O2 = I2 + H2O 13. Какой объем хлористого водорода (н.у.) растворен в 5 литрах соляной кислоты (ρ=1,047г/см3) с массовой долей 10%? 14. Какая масса и объем хлора (н.у.) выделится при действии соляной кислоты на 15,8 г перманганата калия? 15. Определить объем хлора (при температуре 80ºС и давлении 2 атм.) и раствора гидроксида калия (ρ=1,1г/см3) с массовой долей 12%, которые необходимы для получения 1 кг хлората калия. Для заметок_______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.КИСЛОРОД. СЕРА Опыт 1. Получение кислорода. Поместите в сухую пробирку, закрепленную в штативе, примерно 0,5 г перманганата калия (см. рис). (у горлышка пробирки поместить ватный шарик для предотвращения попадания реактива в газоотводную трубку). Нагрейте пробирку. Проверьте тлеющей лучиной, выделяется ли кислород. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 2. Окислительные свойства кислорода. а) Горение серы. Склянку вместимостью 500 мл наполните кислородом, закройте ее под водой пробкой и перенести в вытяжной шкаф. Небольшое количество серы поместите в железную ложечку, зажгите серу на воздухе и внесите в склянку с кислородом. После окончания горения серы влейте в склянку несколько миллилитров раствора индикатора (лакмуса или метилового оранжевого), закройте склянку пробкой и взболтайте. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Горение угля. Склянку вместимостью 500 мл наполните кислородом, закройте ее под водой пробкой и перенести в вытяжной шкаф. Кусочек угля закрепите на металлической проволоке, накалите уголь в пламени горелки и внесите в склянку с кислородом. После окончания горения угля влейте в склянку несколько капель раствора индикатора (лакмуса или метилового оранжевого), закройте склянку пробкой и взболтайте. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Опыт 3. Качественная реакция на Н2О2. Раствор йодида калия подкислите разбавленным раствором серной кислоты и затем по каплям добавьте раствор пероксида водорода до появления желтой окраски. Образование йода становится более заметным, если внести в пробирку несколько капель бензола. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 4. Окислительные свойства пероксида водорода. К подкисленному серной кислотой раствору пероксида водорода добавьте раствор перманганата калия. Выделяющийся газ испытайте тлеющей лучинкой. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 5. Получение малорастворимых сульфидов металлов. В пробирки с растворами солей меди(П), свинца(П), марганца(II), олова(П), цинка, кадмия прибавьте раствор сульфида натрия. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 6. Обезвоживающее действие концентрированной серной кислоты. а) Действие серной кислоты на древесину. Смочите концентрированной серной кислотой лучину. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Действие серной кислоты на бумагу. Проведите по фильтровальной бумаге стеклянной палочкой, смоченной концентрированной серной кислотой, подсушите осторожно над пламенем спиртовки. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Взаимодействие серной кислоты с сахаром. В стеклянный стакан, находящийся в сосуде с песком, поместите 3 г сахарного песка, прибавьте 1 мл воды и 3 мл концентрированной серной кислоты. Тщательно размешайте полученную массу стеклянной палочкой. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 7. Взаимодействие серной кислоты с металлами. а) Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами. В две пробирки внесите по 5—10 капель разбавленной серной кислоты. В одну из них поместите гранулу цинка, в другую — медную стружку. Пробирки аккуратно нагрейте на пламени горелки. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами. В две пробирки внесите по 5—10 капель концентрированной серной кислоты. В одну из них поместите гранулу цинка, в другую — медь. Пробирки нагрейте на небольшом пламени горелки. К пробирке с медью, поднесите влажную лакмусовую бумагу. К пробирке с цинком — фильтровальную бумажку, пропитанную раствором нитрата свинца (П). Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 8.Качественная реакция на сульфат-ион В одну пробирку внесите 2—3 капли раствора сульфата натрия, в другую — 2—3 капли раствора сульфита натрия. В каждую пробирку снесите 3-5 капель соляной кислоты и добавьте по 1—2 капли хлорида бария. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Контрольные вопросы к лабораторной работе «КИСЛОРОД. СЕРА». 1. Кислород. Сера. Электронная структура атомов. Возможные степени окисления, примеры соединений. 2. Кислород. Сера. Распространение в природе. 3. Аллотропические модификации серы. 4. Озон. Структурная формула молекулы. Физические и химические свойства. 5. Промышленное получение серной кислоты. 6. Сероводород. Физические и химические свойства. 7. Привести структурные формулы оксидов серы и указать характер химических связей. 7. Сернистая кислота. Серная кислота. Получение, физические и химические свойства. 8. Написать уравнения реакций разложения хлората калия, перманганата калия, дихромата калия. Указать, к какому типу окислительно-восстановительных реакций они относятся. 9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: S → SO2 → H2SO3 → H2SO4 → H2 → H2O 10. Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций, укажите окислитель и восстановитель: H2O2 + Ag2O → Ag + H2O + O2; H2O2 + KJ → J2 + NaOH; 11. Вычислить массу оксида железа (III) и объем оксида серы (IV) (н.у.) образующиеся при сгорании 20 тонн железного колчедана. 12. Рассчитать массу серной кислоты в растворе объемом 1500 мл, если на нейтрализацию 20 мл данного раствора, требуется 24,2 мл 0,1Н едкого натра. Для заметок_______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 АЗОТ. ФОСФОР Опыт 1. Получение азота. Поместите в сухую пробирку, закрепленную вертикально в штативе, примерно 0,5 г дихромата аммония. Нагрейте пробирку. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 2. Получение аммиака. Приготовьте в пробирке смесь из 4 г хлорида аммония и 4 г гашеной извести. Пробирку закройте пробкой с изогнутой газоотводной трубкой и нагрейте. Поднесите к концу газоотводной трубки лакмусовую бумажку, смоченную водой. Что наблюдается? Поднесите к концу газоотводной трубки стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой. Что наблюдается? Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 3. Свойства аммиака. а) Взаимодействие аммиака с соляной кислотой. Налейте в стакан немного концентрированной соляной кислоты, осторожно смочите ею стенки стакана. Остаток кислоты вылейте из стакана обратно в склянку. В тигель налейте около 1 мл концентри-рованного раствора аммиака. Тигель накройте перевернутым вверх дном стаканом, стенки которого смочены соляной кислотой. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Взаимодействие аммиака с перманганатом калия. Внесите в пробирку 1—2 капли раствора перманганата калия КМпО4 и 3—5 капель концентрированного раствора аммиака. Полученную смесь слегка подогрейте. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ в) Получение комплексных соединений. В одну пробирку внесите 2—3 капли раствора соли меди (П), в другую — 2—3 капли раствора соли никеля (П). Добавьте в каждую пробирку по каплям концентрированный раствор аммиака до растворения выпавших вначале осадков. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 4. Гидролиз солей аммония. В одну пробирку внесите несколько кристалликов хлорида аммония, в другую — сульфата аммония. Добавьте в каждую пробирку по 1 мл дистиллированной воды, растворите взятые соли и при помощи лакмуса установите реакцию среды. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 5. Свойства азотной кислоты. (работа в вытяжном шкафу!) а) Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с металлами. В две пробирки внесите по 5—10 капель концентрированной азотной кислоты. В одну из них поместите гранулу цинка, в другую — медную стружку. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Взаимодействие разбавленной азотной кислоты с металлами. В две пробирки внесите по 5—10 капель разбавленной азотной кислоты. В одну из них поместите гранулу цинка, в другую — медную стружку. Пробирки нагрейте на небольшом пламени горелки. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ в) Взаимодействие очень разбавленной азотной кислоты с металлами. В пробирку поместите немного цинковой пыли и добавьте 5—10 капель очень разбавленной азотной кислоты. Энергично взболтайте смесь в течение нескольких минут. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 6. Получение кальциевых солей ортофосфорной кислоты. В три пробирки налейте раствор хлорида кальция. В одну из них добавьте раствор аммиака и раствор гидрофосфата натрия, в другую — только раствор гидрофосфата натрия, в третью — раствор дигидрофосфата натрия. Испытайте отношение полученных осадков к уксусной и соляной кислотам. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 7. Гидролиз ортофосфатов натрия. В три пробирки внесите по 5—6 капель раствора нейтрального лакмуса. Оставьте одну пробирку как контрольную, во вторую внесите 3—4 кристалла ортофосфата натрия, в третью — столько же дигидроортофосфата натрия. Содержимое второй и третьей пробирок тщательно размешайте чистыми стеклянными палочками до полного растворения солей. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Контрольные вопросы к лабораторной работе «АЗОТ. ФОСФОР». 1. Азот. Фосфор. Электронная структура атомов. Возможные степени окисления, примеры соединений. 2. Азот. Фосфор. Распространение в природе. 3. Аммиак. Структурная формула молекулы. Физические и химические свойства. 4. Оксиды азота. Физические и химические свойства. 5. Азотистая кислота. Азотная кислота. Получение, физические и химические свойства. 6. Промышленное получение азотной кислоты. 7. Аллотропные модификации фосфора. 8. Фосфорные кислоты. Структура, физические и химические свойства. 9. Напишите уравнения реакций взаимодействия гидроксида аммония, взятого в избытке с серной кислотой и сульфатом никеля (II). 10. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: HNO3 → NH4NO3 → NH3→ NO → NO2 → HNO3 10. Допишите уравнения реакций: Zn + HNO3 (разб.) → ; Fe + HNO3 (разб.) → ; Cu + HNO3 (разб.) → ; Zn + HNO3 (конц.) → ; Fe + HNO3 (конц.) → ; Cu + HNO3 ((конц.)) → 11. Вычислить какой объем азота (н.у.) образуется при нагревании 20 г нитрита аммония. 12. Смешано 10 л 20%-ного раствора аммиака (ρ = 0,89 г/см3) с 10 л 3,8%-ного раствора аммиака (ρ = 0,92 г/см3). Определить молярную концентрацию аммиака в полученном растворе. Для заметок_______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 УГЛЕРОД. КРЕМНИЙ. Опыт 1. Получение оксида углерода (IV). Аппарат Киппа заправьте кусочками мрамора и раствором соляной кислоты (1 часть дистиллированной воды : 2 части концентрированной соляной кислоты). Получите газ. Действие выделяющегося газа испытайте на горящую лучинку. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 2. Получение угольной кислоты. Пропустите газ, получаемый в аппарате Киппа, в пробирку с водой, подкрашенной лакмусом, до изменения окраски индикатора. Затем прокипятите раствор. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 3. Получение солей угольной кислоты. а) Получение карбоната и гидрокарбоната кальция. В коническую колбу с насыщенным раствором гидроксида кальция в течение 2—-3 мин из аппарата Киппа пропустите диоксид углерода до выпадения осадка, а затем до полного его растворения. Полученный раствор разлейте в две пробирки. В одну добавьте 2÷3 капли раствора едкого натра, а другую осторожно нагрейте до кипения. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Получение малорастворимых солей угольной кислоты. Возьмите три пробирки. В первую внесите 4-5 капель раствора хлорида кальция, в другую — 4-5 капель раствора хлорида бария, в третью — 4-5 капель раствора хлорида стронция. В каждую добавьте такой же объем раствора карбоната натрия. После выпадения осадка, в каждую пробирку добавьте раствор уксусной кислоты. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 4. Гидролиз солей угольной кислоты. а) Гидролиз карбоната и гидрокарбоната натрия. В две пробирки внесите по 5-6 капель дистиллированной воды и по 2-3 капли раствора фенолфталеина. Затем в одну пробирку внесите несколько кристаллов соли карбоната натрия, в другую — гидрокарбоната натрия. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Влияние карбоната натрия на гидролиз карбоната железе (III) и карбоната алюминия. В одну пробирку внесите 3-4 капли раствора соли железа (Ш), в другую — такой же объем раствора соли алюминия. В обе пробирки добавьте по 3-5 капель раствора карбоната натрия. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 5. Термическое разложение солей угольной кислоты. В три сухие пробирки с изогнутой газоотводной трубкой поместите небольшие массы твердых солей: карбоната кальция, гидрокарбоната натрия, карбоната гидроксомеди (II). Пробирки укрепите в штативе горизонтально, опустите конец газоотводной трубки в раствор гидроксида кальция, и нагрейте на газовой горелке. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 6. Получение гидрогеля и гидрозоля кремниевой кислоты. В две пробирки внесите по 4—5 капель насыщенного раствора силиката натрия. В первую пробирку добавьте примерно такой же объем разбавленной соляной кислоты и перемешайте раствор стеклянной палочкой. Во вторую пробирку с силикатом натрия внести в 2 раза больший объем концентрированной соляной кислоты и нагрейте на пламени спиртовки. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 7. Свойства кремниевой кислоты. Внесите в две пробирки по 5—6 капель разбавленного раствора силиката натрия. В первую по каплям прилейте раствор уксусной кислоты, во вторую — пропустите диоксид углерода из аппарата Киппа. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 8. Гидролиз солей кремниевой кислоты. а) Гидролиз силиката натрия. В пробирку внесите 3—5 капель раствора силиката натрия и 1 каплю раствора фенолфталеина. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Гидролиз силиката натрия в присутствии хлорида аммония. В пробирку с раствором силиката натрия (3—5 капель) добавьте такой же объем раствора хлорида аммония. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 9. Получение малорастворимых солей кремниевой кислоты. Налейте в четыре пробирки по 5—6 капель раствора силиката натрия и добавьте в них такой же объем растворов солей: кальция, железа, кобальта, никеля. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 10. Изучение огнестойкости тканей, пропитанных силикатом Натрия. В пробирку с раствором силиката натрия опустите кусочек ткани. Через несколько минут ткань извлеките из раствора и подсушите на пламени. Затем внесите в пламя ткань, пропитанную и не пропитанную силикатом натрия. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Контрольные вопросы к лабораторной работе «УГЛЕРОД. КРЕМНИЙ». 1. Углерод. Кремний. Электронная структура атомов. Возможные степени окисления, примеры соединений. 2. Углерод. Кремний. Распространение в природе. 3. Аллотропические модификации углерода. 4. Оксиды углерода. Физические и химические свойства. 5. Какие вещества называются органическими? 6. Химический состав нефти. Продукты переработки нефти. 7. Метан. Строение молекулы, физические и химические свойства. 8. Напишите уравнения реакций получения метана из карбида алюминия; ацетилена из карбида кальция. 9. Диоксид кремния. Силикаты. Распространение в природе. 10. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: CaCO3 → CO2 → NaHCO3 → Na2CO3 → NaOH 11. Допишите уравнения реакций: SiO2 + Mg → ; SiO2 + C → ; SiO2 + HF → ; SiO2 + NaOH → ; SiO2 + K2CO3 → ; SiO2 + CaO → 12. Определить процентное содержание углекислого газа в воздухе, если при пропускании 1 м3 воздуха через раствор гидроксида бария образовалось 2,64 г карбоната бария. 13. Вычислить объем ацетилена (н.у.), который выделится при взаимодействии 20 кг карбида кальция с избытком воды. 14. Какой объем оксида углерода (II) (н.у.) может быть получен при воздушной газификации 2 т угля? Для заметок_______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. |