Опыт 2. Восстановление оксида меди (II) водородом. Свойства водорода восстанавливать металлы из оксидов обычно демонстрируют на его реакции с оксидом меди (II). Для этого водород, из аппарата Киппа (проверить на чистоту!) пропускают над нагреваемым оксидом меди (II). Пробирку закрепляют в штативе немного наклонно вниз отверстием, с тем чтобы образующаяся при реакции вода стекала. Для лучшего обнаружения красной меди остаток после опыта растирают в фарфоровой ступке, на которой при этом можно заметить налет металлической меди. Надо иметь в виду, что охлаждать полученную медь надо в токе водорода, иначе часть восстановленной меди снова окислится. Если взять побольше оксида меди (II), то после пропускания водорода и сильного нагревания ее можно на некоторое время отставить нагревательный прибор. Наблюдается самораскаливание оксида меди (II), так как восстановление ее водородом является реакцией экзотермической. (Этот же опыт можно проводить в установке (рис.) состоящей из сухой стеклянной трубки (4), закрытой с двух концов пробками (6) с трубками. В стеклянную трубку (4) поместите немного оксида меди (II) (5) и закрепите ее в штативе (9). Пропустите в трубку водород из пробирки (1), закрывающейся пробкой с газоотводной трубкой (2) и соединенной резиновым переходником (3) со стеклянной трубкой (4). Визуальные наблюдения ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________ Рис. Восстановление оксида меди (II) водородом. Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 3. Сравнение восстановительных свойств молекулярного и атомного водорода Для изучения восстановительных свойств молекулярного и атомного водорода в первую пробирку налейте разбавленный раствор серной кислоты, добавьте несколько капель раствора перманганата калия и кусочек цинка, во вторую пробирку налейте разбавленный раствор H2SO4, добавьте несколько капель раствора КМпО4 и пропустите водород из аппарата Кипа. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Контрольные вопросы к лабораторной работе «ВОДОРОД». 1. Водород. Электронная структура атома. Изотопы. 2. Основные промышленные и лабораторные способы получения водорода. 3. Физические свойства водорода. 4. Химические свойства водорода. 5. В чем сходство водорода и галогенов, водорода и щелочных металлов? 6. Привести структурную формулу перекиси водорода и указать характер химических связей. 7. Написать уравнения реакций взаимодействия перекиси водорода с йодидом калия, нитритом калия, сульфидом свинца и оксидом серебра. Указать, окислителем или восстановителем является перекись водорода в данных реакциях. 8. Закончить уравнения химических реакций, назвать полученные вещества и указать тип химической связи: Na + H2 = H2 + F2 = 9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: NaOH → H2 → H2O → NaOH → NaHCO3 → Na2SO4 10. Какой объем водорода (н.у.) выделится при действии на алюминий массой 32,4 г раствора соляной кислоты объемом 200 мл (ρ=1,11г/см3) с массовой долей 25%? 11. 12 г гидрида натрия растворили в 50 г воды. Определите массовую долю гидроксида натрия (в процентах) в полученном растворе. 12. Установить формулу соединения водорода с азотом, содержащего 12,5% водорода. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,104. Для заметок_______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.ГАЛОГЕНЫ Опыт 1. Получение хлора и хлорной воды.  Поместите в колбу Вюрца, снабженную капельной воронкой (см. рис), оксид марганца (IV) и прилейте по каплям концентрированную соляную кислоту. Газоотводную трубку опустите в склянку для сбора хлора (или склянку с дистиллированной водой (для получения хлорной воды) или с раствором щелочи). В 1 объеме воды при комнатной температуре растворяется 2,5 объема хлора. Раствор хлора в воде носит название хлорной воды. Для приготовления хлорной воды через холодную воду под тягой в течение 5—8 мин пропускают сильный ток хлора. Когда вода станет желтой, пропускание хлора заканчивают. Хлорную воду хранят в темноте, на холоде, в хорошо закрытой склянке, лучше с притертой стеклянной пробкой и притертым колпачком. В отсутствие тяги хлорную воду можно получить в приборе, изображенном на рисунке . В колбу наливают воду, излишек хлора поглощается раствором щелочи. Склянку с хлорной водой закройте и сохраните для следующих опытов. Визуальные наблюдения _______________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Опыт 2. Обесцвечивание органических красителей хлором В три пробирки налейте около 1 мл дистиллированной воды. В первую пробирку прибавьте 2-3 капли растворам лакмуса, во вторую – индиго, в третью – метилового фиолетового. Затем в каждую пробирку добавьте свежеприготовленной хлорной воды. Визуальные наблюдения _____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Опыт 3.Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов В пробирку внесите 3-5 капель свежеприготовленного бромида натрия, в две другие по 3-5 капель йодида калия. Добавьте во все пробирки по 4-5 капель органического растворителя (бензола или бензина). В две пробирки, содержащие раствор бромида и йодида добавьте по 2-4 капли хлорной воды, в третью пробирку с раствором йодида – бромной воды. Визуальные наблюдения _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт 4.Качественные реакции на галогенид-ионы Внесите в три пробирки по 3—5 капель концентрированных растворов следующих солей: в первую пробирку — хлорида натрия, во вторую — бромида натрия, в третью — иодида калия. В каждую пробирку добавьте по 1—2 капли раствора нитрата серебра. Визуальные наблюдения _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт 5. Возгонка иода. Возгонку иода можно провести разными способами а) В сухой пробирке нагревают 2—3 кристаллика иода. При этом пробирка наполняется фиолетовыми парами иода, которые, охлаждаясь, оседают на ее холодных стенках в виде блестящих мелких кристалликов. Б) На дно стакана кладут несколько кристалликов иода, затем покрывают его фарфоровой чашечкой с водой и ставят на асбестированную сетку. После осторожного нагревания снизу появляются фиолетовые пары, а на холодных стенках стакана и на дне чашки выкристаллизовывается иод. Визуальные наблюдения _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Уравнение реакций ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ |