Формы правления современного государства. Республика Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Основными формами республиканской формы правления являются президентская и парламентарная республики. В президентской республике: 1. Президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2. Правительство сформировывается внепарламентским путем; 3. Жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу; В парламентарной республике: 1. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2. Глава гос-ва выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3. Правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4. Президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства; Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики. Президентская республика Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1. Выборность власти; 2. Ограниченность срока полномочий; 3. Зависимость от избирателей; Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. В президентской республике президент избирается независимо от парламента, либо коллегией выборщиков, либо народом. Он одновременно является и главой государства и правительством. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может ввести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент, однако парламент имеет возможность ограничить действий президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента. Президент наделен правом отлагательного вето на решение законодательного органа. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования вынести вотума недоверия правительству в целом, главе правительства или конкретному правительству. Официально главой государства является президент, который избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо голосованием народа. Однако президент выполняет только представительские функции, а реальная власть сосредоточена в руках главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики: 1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; 2. Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; 3. Более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства; Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. Президент наделяется и другими важными полномочиями : 1. Как правило, он имеет право роспуска парламента; 2. Является верховным главнокомандующим; 3. Объявляет чрезвычайное положение; 4. Утверждает законы путем их подписания; 5. Нередко представительствует в правительстве; 6. Назначает членов Верховного суда; В настоящее время существуют смешанные, президентско - парламентские республики во Франции, Австрии, Польше, Ирландии, России (?) Характерные юридические признаки президентско-парламентской республики: 1. Глава государства – президент, избирается народом и концентрирует значительные властные полномочия; 2. Он является главой государства и главой исполнительной власти; 3. Президент назначает главу правительства по согласованию с парламентом; 4. Полномочия парламента существенно ограничены; 5. Правительство обладает довольно широкими полномочиями в сфере исполнительной и законодательной власти; 6. Правительство несет двойную ответственность перед президентом и парламентом (двойная инвеститура) правительства); 21.Форма государственного устройства, понятие и виды. Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др. Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система. В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: 1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; 3) смешанные; 4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией. Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя. Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. Признаки федерации: 1) наличие самостоятельности у субъектов государства; 2) союзное государство; 3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 4) двухканальная система выплаты налогов. В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: 1) национально-государственная; 2) административно-территориальная; 3) смешанная. В зависимости от юридической основы различают федерации: 1) договорные; 2) конституционные. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют: 1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; 2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; 3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти. Унитарные государства Форма государственного устройства – политико – территориальное устройство государства. Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно–территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета, например, Франция, Норвегия. Признаки унитарного государства: 1. Единство и суверенитет; 2. Административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; 3. Единый и централизованный государственный аппарат; 4. Общая законодательная система; 5. Единая система взимания налогов; Виды унитарного государства: 1. В зависимости от способа контроля различают следующие унитарные государства: · централизованные, на местах – представители из центра; · децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления; · смешанные; 2. Региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией; Федерация Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой–либо степенью государственного суверенитета. К сложным государствам относят федерацию, конфедерацию и имерию. Федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство, например, США, РФ. Признаки федерации: 1. Союзное государство; 2. Наличие самостоятельности; 3. Общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; 4. Двухканальная система налогов; Виды федерации: 1. В зависимости от принципа формирования субъектов: · административно – территориальная; · национально – государственная; · смешанная; 2. В зависимости от юридической основы: · договорная; · конституционная; Конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов. Признаки кофедирации: 1. Отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы; 2. Координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись; 3. Добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории; Империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти. |