Понятие и основные элементы формы государства. Факторы, влияющие на образование формы государства и её эволюцию Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти. На форму государства оказывают влияние: 1. Социально–экономические, культурные факторы; 2. Исторические традиции; 3. Национальные и религиозные особенности; 4. Природные и климатические условия; 5. Соотношение политических сил; Структурные элементы формы государства: 1. Форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства; 2. Форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти; 3. Государственно–правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти; Форма государства определяет: 1. Порядок образования органов государственной власти; 2. Структуру органов государства; 3. Специфику территориальной обособленности населения; 4. Характер межведомственных взаимоотношений; 5. Особенности в отношениях государственных органов и населения; 6. Методы и приемы осуществления политической власти; С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима, даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними, обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена: Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала; В каждой стране политический режим определяется. соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется; При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества; Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие. Формы правления современного государства. Форма правления – это способ организации высшей власти государства, которая оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства. Монархия Монархия – форма правления, при которой: 1. Высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха; 2. Власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3. Монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие; Монархии могут быть двух видов: 1. Абсолютная, где верховная власть по закону полностью принадлежит монарху, а главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2. Ограниченная, которая в свою очередь может быть конституционной, парламентской и дуалистической; Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха и чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. Признаки парламентской монархии: 1. Правительство формируется из представителей партий, которые получили большинство на выборах в парламент; 2. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер); При дуалистической монархии: 1. Государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2. Правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним; |