ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | На уроках окружающего мира. Свою работу я строю на основе базисного плана и программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». При разработке рабочей программы я опираюсь на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру, основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО. [31]. Программа по окружающему миру в 1 классе предусматривает 5 основных разделов, которые в свою очередь делятся на тематические подразделы. Курс «Окружающий мир» включает две составляющие: социальную и природоведческую. Социальная составляющая курса представлена темами: «Пришла пора учиться», «Человек», «Человек среди людей», а природоведческая – темой «Природа в жизни человека». Я остановлюсь более подробно на третьем разделе, который называется «Природа в жизни человека», тематический подраздел «Мир растений». В приложении я представлю - фрагмент календарно тематического планирования по данному подразделу, учитывая формирование УУД, в том числе и коммуникативных. Приложение №1 Как уже было отмечено выше, специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей. Предмет «Окружающий мир», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Поэтому одна из моих задач - работать над формированием коммуникативных универсальных учебных действий. А одним из предметов, как было отмечено выше, на котором формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Окружающий мир». Я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем. Из этого следует, что часть действий осуществляется ребятами в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Приложение № 2 В своей работе я использую различные виды учебных заданий. Например: - составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения; - подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления». Следует отметить, формируя коммуникативные универсальные учебные действия, я стараюсь подбирать задания, нацеленные на организацию общения в паре или группе учеников. Например, такое задание: Давайте поиграем! Пусть один из вас будет роботом, а другой – изобретателем. Проводим испытания: робот ищет спрятанный предмет. Испытатель подаёт ему команды – слова, обозначающие направления. (Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.) В течение года мной была разработана система учебных заданий по предмету «Окружающий мир», способствующих формированию коммуникативных УУД. Приложение № 3 При использовании этих заданий обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами. Так как в качестве учителя начальных классов я работаю всего первый год, и поэтому на данном этапе я изучаю психолого-педагогическую литературу по теме исследования, также изучаю нормативные и программно-методические документы в сфере образования, занимаюсь разработкой рабочей программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, провожу анкетирование, веду наблюдение, провожу беседы с ребятами, В перспективе я планирую более глубоко заняться этой проблемой. Провести исследовательскую диагностику, позволяющую определить влияние сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на успешность обучения предмету «Окружающий мир». На уроках окружающего мира я стараюсь использовать различные приемы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира я представлю в приложении. Приложение №4. Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира я представлю в приложении. Приложение №5 На уроках окружающего мира в 1 классе наиболее уместно использовать такиеметоды и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как: метод работы в парах, метод подражания,метод сотрудничества, метод дидактических игр. Использование методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволяет достичь успехов в обучении. Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой – вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной. 2.3. План-конспекты уроков по разделу «Природа в жизни человека» План-конспект урока окружающего мира № 1 Тема: «Как развивается растение» Цели: - познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений; - развивать наблюдательность, внимание; - воспитывать бережное отношение к природе. - способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления. - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. Формирование УУД: - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД); - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД); - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД); - умение перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). | Планируемый результат Предметные: Знать жизненный цикл растений в природе. Быть внимательным и наблюдательным. (Познавательные УУД) Уметьвыполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД). Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | Основные понятия: жизненный цикл растений. Межпредметные связи: окружающий мир Методы и приёмы: - частично-поисковый, проблемно- исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); - логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии). Формы организации познавательной деятельности учащихся: - фронтальная; - индивидуальная. Тип урока: урок-исследование. | Ресурсы: - основные Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапов Окружающий мир. 1 класс. Стр. 76-77 - дополнительные - Cтаканчики с результатами опытной работы (6 штук) Горшочки с землёй для каждого ученика, палочки для рыхления почвы, проросшие семена фасоли, лейка с водой, влажные салфетки. - Электронный учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир. 1 класс». - Электронный учебник А.А Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение. 5 класс». | Подготовка к уроку. За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами. Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений. Группа № 1: В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Группа № 2: В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Группа № 3: Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу). | Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | Предметные | УУД | I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: -актуализи-ровать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тематические рамки. | Проговаривают стихотворение -правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Отвечают на вопросы учителя. | Организует проговарива- ние правил поведения на уроке. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. | Класс делится на три группы (по выполнению предварительной работы). Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать- Надо много наблюдать. Только вместе, только дружно Изучать природу нужно. | | Уметь совместно договаривать-ся о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | II. Формулировка темы урока, постановка цели (7 мин) Цели: -организо-вать формулировку темы урока детьми; -организо-вать постановку цели урока детьми. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. | Организует формулиров- ку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми. | Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёным- исследовате-лями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»? Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (цветок, 2 птицы), (жимолость, 2 зверь-ка), (дерево, 2 насеко-мых) Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (цветок, кустарник, дерево) А как вы думаете, что у них общего? (корень, ствол, листья, цветы, плоды) Давайте соберём наше растение. (на доске собираем дерево). С помощью чего размножаются растения? (семена) Так, какая же тема нашего урока? (Как развиваются растения) А какая цель нашего урока? (…) | Знание частей расте-ний (учащиеся собира-ют части расте-ний) | Уметь определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя (Регулятив-ные УУД). | III. Изучение нового (15 мин) Цель: -организо-вать формирова-ние знаний о развитии растений; умение определять стадию развития. | Отвечают на вопросы. | Организует формирование знаний о развитии растений. | Стр. 76 1.Рассмотреть рисунки семян. Сравнить их по размеру, форме и окраске. 2.Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян? (Семена едят птицы, они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревцо все выше, выше, выше!Стр. 77 1. Для того чтобы растение росло, нужны определённые условия. Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе. (Приложение 5) Какое второе необходимое условие для роста растений? (Воздух). | Знать стадии развития расте-ний. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предпо-ложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника (Регулятив-ные УУД). Уметь перерабаты-вать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). | Физминутка (3 мин.) | | | «С Вини-Пухом в лес шагаем» (Приложение 6) | | | IV. Закрепление нового (10 мин) Цели: -организо-вать закрепление знаний о развитии растений. | Работают в группе. | Организует закрепление знаний о развитии растений. Организует групповую работу. | У вас на столах стоят горшочки, проросшие семена и вода для полива. 1.Берём картон, укладываем его на дно, засыпаем в горшочек землю. 2. С помощью палочки делаем углубление около 5-6 см. 3. Аккуратно кладём проросшую фасоль и засыпаем землёй. Слегка утрамбовать землю. 4. Полить горшочек с рассадой и поставить в тёплое и светлое место. | Знать стадии развития расте-ний. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятив-ные УУД). | V. Контролирующее задание (5 мин) Цели: -организо-вать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организо-вать фронтальную проверку и исправление ошибок. | Выполняют задание на индивидуаль-ных досках. Выполняют проверку и исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Организует фронтальную проверку. | Самостоятельная работа. Выполнить тест. Приложение 8 Фронтальная проверка. | | Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятив-ные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятив-ные УУД). | VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: -зафикси-ровать новое содержание урока; -организо-вать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Дают самооценку. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -Расскажите по схеме, чему научились на уроке. Продолжите предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… -Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (отлично), красный (опасность), жёлтый (что-то не понял). | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятив-ные УУД). Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | План-конспект урока окружающего мира № 2 Тема: «Насекомые, рыбы, птицы, звери» Цели | Формировать представления об отличительных признаках животных | | Планируемые образовательные результаты | Предметные: - научатся исследовать строение шерсти зверей, научатся сравнивать части тела различных насекомых, научатся моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги, научатся: узнавать птиц, зверей, рыб и насекомых на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя; -получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; -получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; -рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; -отвечать на вопросы и оценивать свои знания; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; - работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные. Регулятивные: -действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; познавательные: -использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; Коммуникативные; -формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | Методы и формы обучения | - Частично-поисковый; - индивидуальная, - фронтальная, - работа в парах | Образовательные ресурсы: -основные -дополнительные | Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 1 класс Рабочая тетрадь к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 1 класс Презентация на тему «Кто такие звери?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532870 Презентация на тему «Кто такие рыбы?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1128 Презентация на тему «Кто такие птицы?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1129 Презентация на тему «Что такое насекомые?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1097 Электронный учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 1 класс | Тип урока | Усвоение новых знаний | | | | | Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо действия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | I. Организационный момент Цели: -создание условий для возникнове- ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятель- ность; - установить тематичес- кие рамки | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучиваеттему и цель урока, создает эмоциональ ный настрой. - Все места на Земле обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа. Это звери, птицы, рыбы, насекомые. | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: -понимают значение знаний для человека и принимают его; -имеют желание учиться; -положительно отзываются о школе; -стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; -правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос | II. Актуализа-ция знаний Цели: организо- вать актуализацию умений: - в распозна- вании животных; -в опреде- лении существен- ных признаков животных | Игра«Раздели на группы». К доске прикреплены фотографии и рисунки с различными группами животных (воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы). Учащиеся должны сгруппировать рисунки и объяснить свой выбор | Знакомит с правилами игры, осуществляет контроль, следит за ее ходом; организует беседу. - На какие группы можно разделить данных животных? Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам. (Приложение 8). -Где водится акула? - А где живут сом и щука? Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам. - Где живут и выводят своих малышей птицы? - Каких птиц мы называем домашними? -А где зимуют птицы? Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам: - Наш Муравей Вопросик пригласил Мудрую Черепаху в гости к своим друзьям. Давайте отгадаем, кто это? | Активно участвуют в игре, разделяя животных на группы, отвечают на вопросы: - Воробей и лебедь - птицы, потому что их тело покрыто перьями и т. д. | Фронтальная | Познаватель- ные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) | Устные ответы | III. Изучение нового материала Цели: -организо- вать поиск информации, анализи- ровать и выделять главное; | Презентация по теме урока. (Приложение 10). Работа по материалам учебника (с. 80-81). Физкультминутка (Приложение 9). Практическаяработа «Исследование шерсти животных», работа с атласом-определителем и материалами учебника (с. 80-81). | Демонстрирует и комментирует слайды презентации. Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. -Из каких частей состоит тело зверей? -Из каких частей состоит тело рыбы? - Из каких частей состоит тело птицы? Сколько ног у бабочки, стрекозы, жука? - Какие части тела бабочки вы увидели на рисунке? Найдите подобные части строения тела у стрекозы и жука. Проводит физкульт- минутку. Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. | Просматри- вают презен- тацию. Отвечают на вопросы. -Голова, шея, туловище, хвост, ноги. Выполняют упражнение Выполняют задание | Фронтальная. Работа в парах | Познаватель- ные: общеучебные -извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний. Познаватель-ные: общеучебные- осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические- анализируют объект, выделяют главное. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя | Устные ответы. Самостоя тельное задание, самопро- верка. Проверка заданий, взаимо- проверка | IV. Первичное осмысле- ние и закрепле- ние Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи | Выполнить задания в рабочей тетради (с. 20–21) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуаль-ный контроль за выполнением задания | Выполняют задания в рабочей тетради | Индиви-дуальная | Коммуника-тивные: принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | Устные ответы | V. Итоги урока. Рефлексия Цели: зафиксиро- вать новое содержание урока; организо- вать рефлексию и само- оценку учениками собствен- ной учебной деятель- ности. | Обобщитьполученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке | Проводит беседу по вопросам: -Назовите основные признаки насекомых, зверей, рыб, птиц. Приведите примеры зверей (насекомых, рыб, птиц). | Отвечают на вопросы. Опреде-ляют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятив- ные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценива-ние учащихся за работу на уроке | Заключение Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы: 1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. 3. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. 4. Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир» реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 5. Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся. Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Список использованной литературы 1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. - 2009. - № 2. 2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. 3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997. 4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. 5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997. 6. Бодалев А.А. Психология общения: Энциклопедический словарь. - М.: Когито центр, 2011. 7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. 8. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы //http://festival.1september.ru/ 9. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. - Ижевск, 2010. 10. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - .: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 11. Дубровина И.В. Психология: Учебник. - М.: Академия, 1999. 12. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике //http://www.voppsy.ru/ 13. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11. 14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: МПСИ, 2010. 15. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. 16. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2008. 17. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. - М., 2007. 18. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. 19. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах //Начальная школа. - 2008. - №7. 20. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2005. 21. Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005. 22. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Модек, 2011. 23. Педагогика: Электронный учебник /Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2009. 24. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. 25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994. 26. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. 27. Практическая психология: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 2001. 28. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. 29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. - М., 1999. 30. Тищенко В.А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников //http://www.rusnauka.com/ 31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. 32. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010. 33. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №2. 34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. 35. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М., 1999. 36. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2003. 37. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический проект, 2003. Приложение Приложение №1 № урока | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы (цель) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | 33. | Как устроено растение. Предмет- ный урок. Уч.с.68-69; Р.Т.с.10-11. | Выявить степень понимания детьми обобщённого представле- ния «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения. | Растение, его строение | Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризую-щий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. | Регулятивные: -самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки; -навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: -ставить вопросы, обращаться за помощью | Принятие образа «хорошего ученика». Мотивация учебной деятельности. | 34. | Как устроено растение. Уч.с.70-71; Р.Т.с.10-11. | Регулятивные: -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: -ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: -ставить вопросы, обращаться за помощью; - рефлексия; -использовать речь для регуляции своего действия; -ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самостоятельность и личная ответствен-ность за свои поступки. | 35. | Деревья, кустар-ники, травы. Уч.с.72-73; Р.Т.с.12-13. | Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирова-ние умений сравнивать, классифици-ровать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах. | Деревья, кустарники, травы | Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; -применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: -использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: -задавать вопросы; - слушать собеседника; -адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 36. | Деревья, кустар-ники, травы. Уч.с.74-75; Р.Т.с.12-13. | Регулятивные: -преобразовать практическую задачу в познавательную. Познавательные: -ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Ценностное отношение к природному миру. Мотивация учебной деятельности. | 37. | Как развивают-ся расте-ния. Предмет-ный урок. Уч.с.76-77; Р.Т.с.14-15. | Познакомить с разнооб-разием семян и их значением в жизни растения. Формировать познаватель-ную деятель-ность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирова-ние знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последова-тельностью развития растения из семени. | Регулятивные: -соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: -использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: -ставить вопросы. | Ценностное отношение к природному миру. | 38. | Как развивают-ся растения. Р.Т.с.16-17. | Регулятивные: -сличать способ действия. Познавательные: -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: -формулировать свои затруднения; -формулировать свою собственную позицию. | Экологичес-кая культура: ценностное отношение к природному миру. | 39. | Растения в нашем классе. Предмет-ный урок. Уч.с.78-79; Р.Т.с.18-19. | Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями. | Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу, Познавательные: -узнавать, называть и определять объекты и явле- ния окружающей действительности. Коммуникатив-ные: -ставить вопросы, обращаться за помощью; -формулировать собственное мнение и позицию. | Ценностное отношение к природному миру. | Приложение № 2 |