МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

На уроках окружающего мира.





 

Свою работу я строю на основе базисного плана и программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний».

При разработке рабочей программы я опираюсь на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру, основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО. [31].

Программа по окружающему миру в 1 классе предусматривает 5 основных разделов, которые в свою очередь делятся на тематические подразделы. Курс «Окружающий мир» включает две составляющие: социальную и природоведческую. Социальная составляющая курса представлена темами: «Пришла пора учиться», «Человек», «Человек среди людей», а природоведческая – темой «Природа в жизни человека».

Я остановлюсь более подробно на третьем разделе, который называется «Природа в жизни человека», тематический подраздел «Мир растений».

В приложении я представлю - фрагмент календарно тематического планирования по данному подразделу, учитывая формирование УУД, в том числе и коммуникативных.

Приложение №1

Как уже было отмечено выше, специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.

Предмет «Окружающий мир», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

Поэтому одна из моих задач - работать над формированием коммуникативных универсальных учебных действий. А одним из предметов, как было отмечено выше, на котором формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Окружающий мир».

Я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем. Из этого следует, что часть действий осуществляется ребятами в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п.

Приложение № 2

В своей работе я использую различные виды учебных заданий. Например:

- составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения;

- подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления».

Следует отметить, формируя коммуникативные универсальные учебные действия, я стараюсь подбирать задания, нацеленные на организацию общения в паре или группе учеников. Например, такое задание:
Давайте поиграем! Пусть один из вас будет роботом, а другой – изобретателем. Проводим испытания: робот ищет спрятанный предмет. Испытатель подаёт ему команды – слова, обозначающие направления. (Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.)



В течение года мной была разработана система учебных заданий по предмету «Окружающий мир», способствующих формированию коммуникативных УУД.

Приложение № 3

При использовании этих заданий обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Так как в качестве учителя начальных классов я работаю всего первый год, и поэтому на данном этапе я изучаю психолого-педагогическую литературу по теме исследования, также изучаю нормативные и программно-методические документы в сфере образования, занимаюсь разработкой рабочей программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, провожу анкетирование, веду наблюдение, провожу беседы с ребятами,

В перспективе я планирую более глубоко заняться этой проблемой. Провести исследовательскую диагностику, позволяющую определить влияние сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на успешность обучения предмету «Окружающий мир».

На уроках окружающего мира я стараюсь использовать различные приемы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира я представлю в приложении.

Приложение №4.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира я представлю в приложении.

Приложение №5

На уроках окружающего мира в 1 классе наиболее уместно использовать такиеметоды и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как: метод работы в парах, метод подражания,метод сотрудничества, метод дидактических игр.

Использование методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволяет достичь успехов в обучении.

Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой – вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной.

 


2.3. План-конспекты уроков по разделу «Природа в жизни человека»

План-конспект урока окружающего мира № 1

Тема: «Как развивается растение»

Цели: - познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений; - развивать наблюдательность, внимание; - воспитывать бережное отношение к природе. - способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления. - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. Формирование УУД: - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД); - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД); - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД); - умение перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Планируемый результат Предметные: Знать жизненный цикл растений в природе. Быть внимательным и наблюдательным. (Познавательные УУД) Уметьвыполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД). Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.  
Основные понятия: жизненный цикл растений.   Межпредметные связи: окружающий мир   Методы и приёмы: - частично-поисковый, проблемно- исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); - логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).   Формы организации познавательной деятельности учащихся: - фронтальная; - индивидуальная.   Тип урока: урок-исследование.  
Ресурсы: - основные Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапов Окружающий мир. 1 класс. Стр. 76-77 - дополнительные - Cтаканчики с результатами опытной работы (6 штук) Горшочки с землёй для каждого ученика, палочки для рыхления почвы, проросшие семена фасоли, лейка с водой, влажные салфетки. - Электронный учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир. 1 класс». - Электронный учебник А.А Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение. 5 класс».  
Подготовка к уроку. За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами.   Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений. Группа № 1: В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Группа № 2: В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Группа № 3: Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).

 

 

Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: -актуализи-ровать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тематические рамки. Проговаривают стихотворение -правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Отвечают на вопросы учителя. Организует проговарива- ние правил поведения на уроке.     Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Класс делится на три группы (по выполнению предварительной работы).   Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать- Надо много наблюдать. Только вместе, только дружно Изучать природу нужно.     Уметь совместно договаривать-ся о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)     Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)  
II. Формулировка темы урока, постановка цели (7 мин) Цели: -организо-вать формулировку темы урока детьми; -организо-вать постановку цели урока детьми. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Организует формулиров- ку темы урока детьми. Организовать постановку цели урока детьми. Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёным- исследовате-лями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»? Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (цветок, 2 птицы), (жимолость, 2 зверь-ка), (дерево, 2 насеко-мых) Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (цветок, кустарник, дерево) А как вы думаете, что у них общего? (корень, ствол, листья, цветы, плоды) Давайте соберём наше растение. (на доске собираем дерево). С помощью чего размножаются растения? (семена) Так, какая же тема нашего урока? (Как развиваются растения) А какая цель нашего урока? (…) Знание частей расте-ний (учащиеся собира-ют части расте-ний) Уметь определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя (Регулятив-ные УУД).    
III. Изучение нового (15 мин) Цель: -организо-вать формирова-ние знаний о развитии растений; умение определять стадию развития.   Отвечают на вопросы. Организует формирование знаний о развитии растений. Стр. 76 1.Рассмотреть рисунки семян. Сравнить их по размеру, форме и окраске. 2.Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян? (Семена едят птицы, они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревцо все выше, выше, выше!Стр. 77 1. Для того чтобы растение росло, нужны определённые условия. Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе. (Приложение 5) Какое второе необходимое условие для роста растений? (Воздух).   Знать стадии развития расте-ний.   Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предпо-ложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника (Регулятив-ные УУД).     Уметь перерабаты-вать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).  
Физминутка (3 мин.)     «С Вини-Пухом в лес шагаем» (Приложение 6)    
IV. Закрепление нового (10 мин) Цели: -организо-вать закрепление знаний о развитии растений.     Работают в группе. Организует закрепление знаний о развитии растений. Организует групповую работу.   У вас на столах стоят горшочки, проросшие семена и вода для полива. 1.Берём картон, укладываем его на дно, засыпаем в горшочек землю. 2. С помощью палочки делаем углубление около 5-6 см. 3. Аккуратно кладём проросшую фасоль и засыпаем землёй. Слегка утрамбовать землю. 4. Полить горшочек с рассадой и поставить в тёплое и светлое место. Знать стадии развития расте-ний.   Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятив-ные УУД).
V. Контролирующее задание (5 мин) Цели: -организо-вать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организо-вать фронтальную проверку и исправление ошибок.   Выполняют задание на индивидуаль-ных досках.   Выполняют проверку и исправляют ошибки.   Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.     Организует фронтальную проверку.   Самостоятельная работа. Выполнить тест. Приложение 8     Фронтальная проверка.       Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятив-ные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятив-ные УУД).
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: -зафикси-ровать новое содержание урока; -организо-вать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.     По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.     Дают самооценку. Организует фиксирование нового содержания.   Организует рефлексию.   Организует самооценку учебной деятельности. -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была?   -Расскажите по схеме, чему научились на уроке. Продолжите предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы…   -Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (отлично), красный (опасность), жёлтый (что-то не понял).   Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятив-ные УУД). Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

План-конспект урока окружающего мира № 2

Тема: «Насекомые, рыбы, птицы, звери»

Цели Формировать представления об отличительных признаках животных  
Планируемые образовательные результаты Предметные: - научатся исследовать строение шерсти зверей, научатся сравнивать части тела различных насекомых, научатся моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги, научатся: узнавать птиц, зверей, рыб и насекомых на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя; -получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; -получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; -рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; -отвечать на вопросы и оценивать свои знания; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; - работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.   Метапредметные. Регулятивные: -действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; познавательные: -использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; Коммуникативные; -формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Методы и формы обучения - Частично-поисковый; - индивидуальная, - фронтальная, - работа в парах
Образовательные ресурсы: -основные     -дополнительные     Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 1 класс Рабочая тетрадь к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 1 класс   Презентация на тему «Кто такие звери?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532870 Презентация на тему «Кто такие рыбы?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1128 Презентация на тему «Кто такие птицы?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1129 Презентация на тему «Что такое насекомые?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1097 Электронный учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 1 класс
Тип урока Усвоение новых знаний
       

 

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы совзаимо действия Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Цели: -создание условий для возникнове- ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятель- ность; - установить тематичес- кие рамки     Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучиваеттему и цель урока, создает эмоциональ ный настрой. - Все места на Земле обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа. Это звери, птицы, рыбы, насекомые. Слушают и обсуждают тему урока Фронтальная Личностные: -понимают значение знаний для человека и принимают его; -имеют желание учиться; -положительно отзываются о школе; -стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; -правильно идентифицируют себя с позицией школьника Устный опрос
II. Актуализа-ция знаний Цели: организо- вать актуализацию умений: - в распозна- вании животных; -в опреде- лении существен- ных признаков животных Игра«Раздели на группы».   К доске прикреплены фотографии и рисунки с различными группами животных (воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы). Учащиеся должны сгруппировать рисунки и объяснить свой выбор Знакомит с правилами игры, осуществляет контроль, следит за ее ходом; организует беседу. - На какие группы можно разделить данных животных? Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам. (Приложение 8). -Где водится акула?   - А где живут сом и щука? Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам.   - Где живут и выводят своих малышей птицы?   - Каких птиц мы называем домашними?   -А где зимуют птицы?   Загадывает загадки и проводит беседу по вопросам:   - Наш Муравей Вопросик пригласил Мудрую Черепаху в гости к своим друзьям.   Давайте отгадаем, кто это? Активно участвуют в игре, разделяя животных на группы, отвечают на вопросы: - Воробей и лебедь - птицы, потому что их тело покрыто перьями и т. д. Фронтальная   Познаватель- ные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) Устные ответы  
III. Изучение нового материала Цели: -организо- вать поиск информации, анализи- ровать и выделять главное; Презентация по теме урока. (Приложение 10).   Работа по материалам учебника (с. 80-81).   Физкультминутка (Приложение 9). Практическаяработа «Исследование шерсти животных», работа с атласом-определителем и материалами учебника (с. 80-81). Демонстрирует и комментирует слайды презентации. Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. -Из каких частей состоит тело зверей? -Из каких частей состоит тело рыбы? - Из каких частей состоит тело птицы? Сколько ног у бабочки, стрекозы, жука? - Какие части тела бабочки вы увидели на рисунке? Найдите подобные части строения тела у стрекозы и жука.   Проводит физкульт- минутку.   Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. Просматри- вают презен- тацию. Отвечают на вопросы.   -Голова, шея, туловище, хвост, ноги.   Выполняют упражнение   Выполняют задание Фронтальная.     Работа в парах   Познаватель- ные: общеучебные -извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний.   Познаватель-ные: общеучебные- осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические- анализируют объект, выделяют главное.   Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя Устные ответы.     Самостоя тельное задание, самопро- верка.   Проверка заданий, взаимо- проверка
IV. Первичное осмысле- ние и закрепле- ние Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи Выполнить задания в рабочей тетради (с. 20–21) Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуаль-ный контроль за выполнением задания Выполняют задания в рабочей тетради Индиви-дуальная Коммуника-тивные: принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения.   Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу Устные ответы
V. Итоги урока. Рефлексия Цели: зафиксиро- вать новое содержание урока; организо- вать рефлексию и само- оценку учениками собствен- ной учебной деятель- ности. Обобщитьполученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке     Проводит беседу по вопросам: -Назовите основные признаки насекомых, зверей, рыб, птиц. Приведите примеры зверей (насекомых, рыб, птиц). Отвечают на вопросы. Опреде-ляют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятив- ные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценива-ние учащихся за работу на уроке

 

Заключение

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

3. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

4. Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир» реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

5. Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функцио­нирование дидактического механизма формирования коммуникатив­ных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического про­цесса для развития обучающихся.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

 

Список использованной литературы

 

1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. - 2009. - № 2.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.

6. Бодалев А.А. Психология общения: Энциклопедический словарь. - М.: Когито центр, 2011.

7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003.

8. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы //http://festival.1september.ru/

9. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. - Ижевск, 2010.

10. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - .: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

11. Дубровина И.В. Психология: Учебник. - М.: Академия, 1999.

12. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике //http://www.voppsy.ru/

13. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: МПСИ, 2010.

15. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.

16. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2008.

17. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. - М., 2007.

18. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007.

19. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах //Начальная школа. - ­ 2008. - ­№7.

20. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2005.

21. Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005.

22. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Модек, 2011.

23. Педагогика: Электронный учебник /Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2009.

24. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.

26. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.

27. Практическая психология: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 2001.

28. Программа формирования универсальных учебных действий //

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. - М., 1999.

30. Тищенко В.А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников //http://www.rusnauka.com/

31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

32. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.

33. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №2.

34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

35. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М., 1999.

36. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2003.

37. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический проект, 2003.


 

Приложение

 

Приложение №1

№ урока Тема урока (страницы учебника, тетради)   Решаемые проблемы (цель) Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)  
Понятия Предметные результаты УУД Личностные результаты
33. Как устроено растение. Предмет- ный урок. Уч.с.68-69; Р.Т.с.10-11. Выявить степень понимания детьми обобщённого представле- ния «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения. Растение, его строение Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризую-щий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.   Регулятивные: -самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки; -навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: -ставить вопросы, обращаться за помощью Принятие образа «хорошего ученика». Мотивация учебной деятельности.
34. Как устроено растение. Уч.с.70-71; Р.Т.с.10-11. Регулятивные: -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: -ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: -ставить вопросы, обращаться за помощью; - рефлексия; -использовать речь для регуляции своего действия; -ставить вопросы, обращаться за помощью. Самостоятельность и личная ответствен-ность за свои поступки.
35. Деревья, кустар-ники, травы. Уч.с.72-73; Р.Т.с.12-13. Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирова-ние умений сравнивать, классифици-ровать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах. Деревья, кустарники, травы Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу; -применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: -использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: -задавать вопросы; - слушать собеседника; -адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
36. Деревья, кустар-ники, травы. Уч.с.74-75; Р.Т.с.12-13. Регулятивные: -преобразовать практическую задачу в познавательную. Познавательные: -ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Ценностное отношение к природному миру. Мотивация учебной деятельности.
37. Как развивают-ся расте-ния. Предмет-ный урок. Уч.с.76-77; Р.Т.с.14-15. Познакомить с разнооб-разием семян и их значением в жизни растения. Формировать познаватель-ную деятель-ность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирова-ние знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последова-тельностью развития растения из семени. Регулятивные: -соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: -использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: -ставить вопросы. Ценностное отношение к природному миру.
38. Как развивают-ся растения. Р.Т.с.16-17. Регулятивные: -сличать способ действия. Познавательные: -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: -формулировать свои затруднения; -формулировать свою собственную позицию.   Экологичес-кая культура: ценностное отношение к природному миру.
39. Растения в нашем классе. Предмет-ный урок. Уч.с.78-79; Р.Т.с.18-19. Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями. Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу, Познавательные: -узнавать, называть и определять объекты и явле- ния окружающей действительности. Коммуникатив-ные: -ставить вопросы, обращаться за помощью; -формулировать собственное мнение и позицию. Ценностное отношение к природному миру.

 

Приложение № 2





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.