Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира. Выпускная работа «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира». слушателя курсов учителей начальных классов группы Н - 7 учителя начальных классов МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово Кулешовой Ольги Николаевны Ульяновск 2013г. Содержание Введение……………………………………………………………..…………..3-6 Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. 1.1. Сущность понятия и функции универсальных учебных действий ……7-10 1.2. Виды универсальных учебных действий …………………………………….8-14 1.3 . Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе УУД младших школьников…………………………………………………………15-20 Глава 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1 классе МОУ СОШ №3 р.п. Кузоватово. 2.1. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………21-22 2.2. Особенности формирования коммуникативных УУД на уроках окружающего мира.……………………………………………………………...23-27 2.3.План-конспекты уроков по разделу «Природа в жизни человека»….…………………………………………………………………….28-39 Заключение…………………………………………………………………….40-41 Список использованной литературы……………………………………...42-44 Приложения………………………………………………………….…………45-63 Введение За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Другими словами, среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД). [28] Личностно - ориентированная модель образования обладает наибольшим развивающим потенциалом и ориентирована на создание гуманного социума. Гуманный социум способен обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация. В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей. Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Специфика урока окружающего мира и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. В этом заключается актуальность темы моей выпускной работы, которая звучит так: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира». Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система занятий, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе» Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта. Гипотеза исследования:если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий учащихся начальных классов. Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира в 1 классе. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира. На гипотезу работают следующие цели и задачи: Цель исследования: выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках окружающего мира; разработать систему упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в 1 классе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 3. Разработать и реализовать систему упражнений для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 4. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира Структурно работа состоит из: введения, где прописаны цели, задачи, предмет и объект исследования, актуальность, новизна и практическая значимость работы; 2 теоретических частей: В 1части дается теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемеформирования коммуникативных универсальных учебных действий Во 2 части - речь идет об организации процесса формирования коммуникативных УУД учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе в МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово; А также заключения, где я попыталась сделать выводы по рассматриваемой теме; приложения и библиографического списка, включающего 37 источников психолого-педагогической литературы разных лет издания. Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира. |