МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Сказка и сказкотерапия в этнохудожественном образовании детей.





 

Из поколения в поколение с помощью сказки передаются не только излюбленные народные сюжеты, но и миропонимание , духовная культура (быт, традиционные занятия и ремёсла, народные праздники и обряды и т.д.)

Все сказки народов мира содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное. В них заложены азы понимания системы добра и зла, пространства и времени, формирования модели мира, социальных отношений.

Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму правила человеческого бытия, пробуждает интерес к миру. Выделяют следующие функции сказки:

-социализирующая (способность приобщить новые поколения к этнокультурному и общечеловеческому опыту);

-креативная (способность выявлять, формировать и реализовывать творческий потенциал личности);

-голографическая (способность своим внутренним строем образно представлять мироздание, быть фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества);

-развивающая и валеолого-терапевтическая способность проявляется в той функции искусства, которую Аристотель обозначил термином «катарсис» (очищение души, снятие стресса) и которая послужила основанием для формирования целого направления - эстетотерапии, т.е. лечение людей при помощи музыки, поэзии, живописи и т.д.

-культурно-этническая (возможность усваивать всё богатство этнической культуры: язык, особенности менталитета, хозяйственно-бытовой уклад и т.д.)

-вербально-образная (способность формировать языковую культуру личности, овладевая многозначностью художественно-образным богатством народной речи).

Достоинства сказки

-отсутствие дидактики, нравоучений.

-неопределённость места действия и главного героя.

-образность, метафоричность языка. Кладезь народной мудрости.

- победа добра. Психологическая защищённость.

-наличие волшебства.

Сказкотерапия, соединяя в себе терапевтические возможности разнообразных средств художественно-творческой деятельности (драматизация, рисование, лепка, пение, танец), предоставляет субъекту широкие возможности для самовыражения.

В сказкотерапии используются следующие формы работы с детьми:

-чтение сказки и её разбор, анализ сказки, рассказывание ребёнком сказки, переписывание сказки, рисунок сказки, изготовление куклы и персонажа к своей сказке, постановка сказки с помощью кукол.

Постановка сказки, инсценировка. Также Придумывание продолжения сказки, рисунок сказки (отражает психофизиологические особенности и чувства человека. Этому посвящено специальное направление арт-терапии – изотерапия).

 

 

3.+ современные проблемы в социокультурной среде

 

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

 

С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.

 

В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

— Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике Динамизм общественной и культурной жизни вызвал значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.

— В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

 

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.

— Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаей, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

— Снижаются показатели духовной жизни общества Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведенинйи скусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

— Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентации: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентации и городских, и сельских жителей "лидировали" мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

 

Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на "авансцену жизни" выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — "духовный середняк". Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает "естественникам" (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от "естественников" по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда — созидательному и познавательному Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.

— Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

— На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.

 

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.

 

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. В течение ряда лет практически неизменными остаются основные направления и приоритеты федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной поддержки и частичного финансирования таких программ как "Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации"; "Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов"; "Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности"; "Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства"; "Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества". На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ совместно с Министерством социальной защиты населения были дополнительно приняты программы "Дети-инвалиды и культура"; "Летний отдых детей"; "Дети Севера"; "Дети семей беженцев и переселенцев"; "Дети и культура"; "Патриотическое воспитание молодежи"; "Одаренные дети".

 

Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются гарантированные "Основами законодательства о культуре" нормативы финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Резко сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая коммерциализация и перепрофилирование учреждений культуры и досуга. Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы

7.методы преподавания народного творчества в общеобразовательной школе

 

Неменский Б.М. - Народный художник России, академик, член РАО и РАХ, профессор, лауреат Гос. премий СССР и РФ, премии президента РФ, ряда международных премий, руководитель авторского коллектива программы "Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы". Неменским разработано целостное направление художественной педагогики "Художественное образование как духовная культура".

 

По методике преподавания изобразительного искусства Неменского Б.М. первый этап обучения в общеобразовательной школе должен через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока "ситуацию уподобления", т. е. атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

 

Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства. В V-VIII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Распределение материала по годам обучения в начальной школе (темы):

1 класс - "Искусство видеть" (учимся изображать видимое);

2 класс - "Ты и искусство" (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);

3 класс - "Искусство вокруг тебя" (учимся видеть искусство в окружающей жизни);

4 класс - "Каждый народ - художник" (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).

"Каждый народ - художник" - этой идее посвящено обучение в четвертом классе. Одна из главных задач этого года в том, чтобы подвести детей к пониманию многообразия в представлениях народов о красоте - красоте отношения человека к человеку, к природе, к труду, к старости, материнству...

Еще одна особенность программы - она предусматривает коллективные формы художественной деятельности. Никогда ранее на уроках ИЗО детям не предлагалось работать сообща. Каждый изображал свою ворону или др. Но именно в коллективных видах деятельности школьники приобретают опыт общения, умение сопереживать успех и неудачу сверстников".

 

Эта программа была одобрена и утвеждена Министерством просвещения РСФСР и приобрела статус государственной.

Средние классы (5 - 6 кл.).

В пятом и шестом классах отрабатывается общая тема «Изобразительное искусство и мир интересов человека".

Здесь существенно меняются акценты преподавания. Искусства выступают более обособленно, со спецификой своего языка и своих социальных функций. Значительно расширяется линия навыков, умений.

В задачу этого периода обучения входит сознательное освоение художественно-образных закономерностей изобразительных видов искусства и их систематизации. Бесседы об искусстве занимают самостоятельное место в программе. Как правило, они начинают изучение конкретного жанра искусства и завершают его.

Станковые, изобразительные искусства становятся первым тематическим блоком. Учащиеся изучают такие сложные понятия, как художественный образ, общественный и эстетический идеал, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Активно входит в их опыт работа с натуры (натюрморт, человек). Если потребность в навыках подготовлена начальной школой, то в средней происходит активное освоение пропорции, перспективы, тона и т.д. И тема натюрморта - одна из важнейших. Это изображение натюрморта в графике (рисунок предметов с натуры, композиционные поиски решения ) и натюрморта в живописи (радостный, грустный или тревожный). Ознакомление с языком натюрморта идет при восприятии произведений искусства и в процессе собственно изобразительной деятельности (рисунок и живопись).

Старшие классы (7 - 8кл.).

7 класс - общая тема: "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

После декоративных работ в начальной школе, обогащенные изобразительными навыками, ученики старших классов вновь погружаются в стихию декоративных искусств, в познание народного искусства и возможность творить собственными руками. Создание предметов декоративного искусства идет как в объеме, так и на плоскости, как в изучении целой вещи, так и элементов орнамента. Это могут быть эскизы и темы того или иного промысла, зарисовка с натуры или декоративные натюрморты из этих предметов, лепка и роспись игрушек.

Темы уроков включают в себя рассмотрение единства формы, конструкции, декора в народном жилище. Также изучение символики цвета и формы, это может быть рисунок по выбору – солярные знаки, конь, птица, древо жизни или вырезание из бумаги предметов народного быта и их декорирование.

Завершает программу средней общеобразовательной школы общая тема «Синтез искусств». Искусство театра, кино – это синтез временных и пространственных искусств. От детских наивных, но ярких декораций, афиш, кукол, занавесов в начальных классах к взрослому осознанию и освоению основ деятельности художника в театре. Здесь и эскизы костюмов (после набросков фигуры с натуры и изучения костюма эпохи), и работа над гримом. Эти работы ведутся в два этапа: рисунок с натуры лица соседа и гримировка его в определенный образ из решаемой классом театральной постановки. В классе создаются «мастерские» декораторов, костюмеров, гримеров и т.д. Этот метод развивает опыт коллективных работ начальной школы.

В программе поднята важная проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Не маловажно также отметить, что она представляет каждому ученику свободу для художественно-творческого решения общей учебной задачи. Постепенно способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием художественного развития учащихся.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.