Характеристика тенденций реализации Концепции художественного образования (2001 г.) в России Концепция художественного образования. Характеристика понятий «методика преподавания», «художественное образование», «этнохудожественное образование». Цели и задачи этнохудожественного образования. Уровни этнохудожественного образования. Предмет и задачи курса «Теория и методика этнохудожественного образования» Понятие образование предполагает процесс поиска и усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, а также результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития. Знания - это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах объективной действительности. Умения – это достижение в процессе обучения, а также возможность человека творчески применять полученные знания. Навыки – это усвоенные, автоматизированные двигательные и умственные действия, выполняемые при незначительном направлении сознания. Этнохудожественное воспитание - это этнопедагогический процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и развитие этнокультурной компетентности, обладающий огромным педагогическим потенциалом и выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс усвоения знаний и навыков в области искусства в определенной системе. Результатом его является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством; X. о. — также система подготовки квалифицированных специалистов всех видов пластических искусств и искусствоведов. Она обеспечивает подготовку художников высшей и средней квалификации. В систему X. о. входят: высшие учебные заведения (академии, университеты, институты), средние специальные (художественные училища, училища искусств), а также детские художественные школы и школы искусств. Эхо – включает три компонента: 1. Пропедевтический – это этнокультурное пространство, создаваемое в семье, учреждениях дошкольного образования, где осуществляется первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными образами, ритуалами и обычаями. 2. Фундаментальный образовательный - этнохудож. образование учреждений общего и профессионального образования. Институциональная форма ЭХО. 3. Деятельностный – обеспечивается учреждениями системы дополнительного образования, социально-культурной сферы, центрами творчества. Таким образом, этнохудож. и этнокультурное образование – это процесс педагогически организованного и управляемого вхождения человека в культуру с цель развития индивида и самой культуры. Характеристика тенденций реализации Концепции художественного образования (2001 г.) в России Концепция художественного образования. Концепция худож.образ. появилась в 2001 году и определяет стратегию развития худож.образования в России до 2025 года. Худ.образование в соответствии с концепцией – это важнейший способ развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция как документ отражает установку государства на реализацию конституционных прав и свобод гражданам России в области культуры и искусства.(право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры, свобода художественного творчества, охрана интеллектуальной собственности и сохранность памятников истории и культуры). Система этнохуд.образования в России включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Худож.образование осуществляется в следующих учреждениях: -детский сад -общеобразовательная школа - спец.учеб.заведения и высшие учеб.заведения -дополнительное образование (школа искусств, худ.школа) Методологическими принципами в России являются следующие: 1. Начало учения с раннего возраста, непрерывность и преемственность разных уровней худож.образования. 2. Мультикультурный подход, предполагающий освоение широкого диапазона худож. стилей, национальных традиций с опорой на отечественную культуру. 3. При составлении учебных программ по предметам искусства, необходимо опираться на национально-культурные особенности. 4. Комплексный подход в преподавании худ.дисциплин на основе взаимодействия различных искусств. 5. Распространение вариативных образовательных программ. 6. Внедрение личностно-ориентированных методик в художественно-образовательный процесс и индивидуализация подхода к особо одарённым личностям. Целями этнохудож.образования на современном этапе являются: 1. Повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании. 2. Сохранение и развитие сложившейся в России системы учреждений худож.образования. Задачи ЭХО: 1. Формировать эстетические потребности и вкусы всех социальных и возрастных групп населения. 2. Создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. 3. Подготовить профессиональные кадры к творческой деятельности в сфере искусства и культуры и педагогические кадры для системы образования. 4. Сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного образования в области искусства (система Станиславского, Ковалевского) 5. Приобщение граждан России к лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. 6. Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования этических принципов и идеалов личности и общества. 7. Внедрение художественного образования как условия интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала подрастающего поколения. 8. Формирование культуры межнационального общения через изучение худож.традиций народов России. 9. Использование возможностей искусства и худож.творчества деятельности в коррекционной педагогике (посредством арт-терапии). 10. Адаптация детей и подростков и профилактик асоциального поведения посредством художественной деятельности. 11. Выявление художественно-одарённых детей и молодёжи и обеспечение соответствующих условий их образования и творческого развития. Также к задачам этнохудожественного образования относятся: 1. формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение воспринимать памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте; 2. развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, одного из средств развития творческих способностей, потребностей в самопознании и саморазвитии, способности к самоактуализации; 3. развитие у учащихся культурно-исторической памяти, особых качеств мышления и мнемоники в процессе системного, комплексного освоения народного искусства; 4. развитие особых качеств эстетического сознания на основе раскрытия взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства; 5. привлечение ресурсов этнохудожественного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения у современных детей и подростков, их социализации и оздоровления посредством современных методик сказкотерапии и фольклорной терапии средствами народной культуры и искусства. 6. важной задачей этнох. образования является подготовка специалистов к профессиональной деятельности в рамках вузовской специальности «НХТ». 7. Этнох. образование направлено на формирование и развитие этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения. Осуществление обозначенных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры: 1. Недооценка в современной социальной практике роли эстетического сознания и художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития личности. 2. Культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергается сомнению или вовсе отрицается. 3. Усиление разрыва между массовой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер. 4. Второстепенная роль отводится предметам художественно-эстетического цикла на всех ступенях общего образования. 5. Распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, что является препятствием в получении образовании для одарённой молодёжи. 6. Чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность заведений худож.образования. Таким образом, преодоление существующих противоречий является основной целью национальной системы худож.образования. Содержание художественного образования в России включает: 1)Формирование культурно-исторической компетентности (теория и история искусств разных эпох и народов). 2)Формирование художественно-практической компетентности (овладение средствами худож.выразительности разных видов искусств). 3)Формирование художественного вкуса и оценочных критериев в области искусства. Реализация художественного образования происходит на 3 уровнях: 1)Формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного развития собственной личности. 2)Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки. 3)Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности. Для каждого этапа худож.образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, а другие как дополнительные. Это зависит от возрастных особенностей учащихся. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое осуществляется через синкретические художественные проявления ребёнка. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, которые ложатся в основу как системы эстетических знаний, так и практических навыков ребёнка. В средней школе подростки овладевают языком различных видов искусств и это создаёт предпосылки для собственной художественной деятельности. В специальных учебных заведениях молодые люди приходят к полной социально-культурной самоиндетификации. Осознавая свою принадлежность к определённому культурному слою с его художественно-эстетическими представлениями и вкусами. |