Общие принципы традиционной культуры, соблюдаемые в дошкольном ЭХО 1. устность передач традиции (через игру, повторы). Родителям необходимо осваивать изучаемый материал, а так же преемственность передачи материала; 2. импровизационность (необходимое условие); 3. коллективность творчества – это основа русской традиционной культуры. Занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел – слушание музыки и восприятие произведений), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способы ее исполнения). Цель: формирование полноценно-развитой культурной личности. Основные задачи: развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов муз. деятельности; Сформировать начала музыкальной культуры и способствовать формированию обще-духовной культуры. Принципы построения занятия: · грамотное построение структуры занятия: чередование разных видов деятельности, игровая форма проведения, разножанровость репертуара, обеспечение наглядности и дидактическим материалом. №7. Школа этнической социализации как модель этно-художественного образования. Школа этнической социализации для детей раннего возраста. Ее цель – преемственная связь между современной системой социально-воспитательной работой и прогрессивными культурно-художественными традициями народной педагогики. Основные принципы воспитания школы этнической социализации: · Опора на символику народно-художественной культуры и древнеславянской мифологии, которые позволяют использовать этно-художественное образование как наиболее постижимые для ребенка; · Опора на синкритичность (неразрывность) традиционной народной культуры, что позволяет целостно выстроить образовательный процесс; · Опора на многофункциональность народной культуры, что позволяет использовать ее как условия целостного духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственные ценности: · Ценностное отношение к матери; · Ценность семьи и традиционных семейных отношений; · Ценность родной земли и Родины; · Ценность трудолюбия и труда; · Ценность здорового образа жизни; · Ценность знаний и умений. Традиционная культура влияет: · На изменение психического состояния ребенка; · На развитие речи; · На общительность; · На доверительное отношение ребенка к окружающему миру. В основе содержания школы этнической социализации лежит программа, имеющая систему этно-педагогических форм. Эта проблема имеет комплексный характер по следующим направлениям: · Социально-нравственное; · Познавательное; · Художественно-эстетическое; · Формирование этнической характеристики; · Укрепление психического здоровья. Возрастные группы: от 1,5 до 2,5 лет; от 2,5 до 3,5 лет; от 3,5 до 5 лет; от 5 до 7 лет. Занятия продолжительностью от 30 минут до 1 часа (2 раза в неделю + праздники). Задачи школы этнической социализации: · Распространить опыт этно-педагогики для современных условий; · Создать условия для использования традиционной культуры, развитие творческих способностей ребенка; · Обеспечение средствами и методами педагогики духовно-нравственного, физического, художественно-эстетического и познавательного потенциала; · Взаимодействие с семьей; · Издание местных пособий, сборников. Принципы воспитания и развития школы этнической социализации: 1. Формирование исторического сознания у родителей, уважение к народной культуре; 2. Создание этнической и эстетической среды для развития национального самосознания; 3. Тесный контакт с семьей; 4. Сохранение традиций праздничной культуры – объединяющее начало для коллективного творчества; 5. Создание благоприятной среды (игры, общение); 6. Создание престижа культуры здоровья; 7. Формирование психофизической готовности детей к последующей учебной деятельности (внимание, память, воображение); 8. Соблюдение дифференсации, т.е. изучение склонностей, задатков, способностей ребенка. №8. Народная художественная культура в структуре содержания образовательных программ эстетического цикла в современной школе (интегрированный подход) С приходом в школу происходят изменения духовной активности ребенка. Ведущей деятельностью становится учебная. У детей с задержкой в развитии смена деятельности не происходит. Их психические процессы не сформировались к учебной деятельности. Гуманитарные предметы и предметы искусства не занимают должного места в формировании личности ребенка с проблемами. Умелое использование художественных произведений на уроках и во внеклассной деятельности активизирует познавательную деятельность детей, улучшает качество восприятия. Задачи: · Художественно-познавательные (содержание произведения – о чем говорит искусство); · Изобразительно-выразительные (как говорит искусство); · Художественно-эстетические (понимание красивого – выработка оценочного отношения); · Культурно-ценостные (становление духовно-ценостных основ); · Художественно-эмоциональные (отношения к художественному образу через эмоции и чувства); · Художественно-творческие (развитие элементарных творческих проявлений в разных видах искусств); · Коррекционно-развивающие (коррекция отклонений). Три искусства – три стороны духовной жизни: 1. Работа мысли – слова; 2. Переживания – музыка; 3. Представление – ИЗО. (Литература: переживание, эмоциональное восприятие + музыка, картинки; ИЗО: зрительное восприятие, фантазия…; ДПИ: моторика) Виды художественного труда: работа с глиной, пластилином, с природным материалом, бумагой, картоном, тканью, нитками, проволокой, древесиной и т.д. Музыкальное воспитание: развивать желание слушать музыку, эмоционально откликаться, рассказывать о ней, формировать музыкально-исполнительские навыки, ритм, музыкальные термины. Факторы успешности деятельности: · Придание значимости урочным и внеурочным занятиям искусства; · Формирование потребности у ребенка в познании мира посредством искусства; · Использование видов искусства в коррекции отклонений в познавательной, эмоциональной, моторной сферах личности; · Рассмотрение факта приобщения детей с проблемами художественной деятельности, как условие их социальной адаптации в обществе. К сожалению, в старшем школьном возрасте, когда художественное воспитание способствует к самосознанию и самопознанию личности, служит средством творческих проявлений, усиливает общий интерес к познавательной деятельности. Такого общения становится все меньше. Приобщение ребенка к художественной культуре с детства может решить проблему гуманизации общества. Особенности интегрированного урока: 1. возможность комплексно и сжато изложить материал; 2. Показать взаимосвязанность и взаимообусловленность освоения интегрированных предметов (литература, ИЗО, музыка, история); 3. большая информативная емкость материала. Преимущество интегрированных уроков: 1. повышает мотивацию учащихся и формирует познавательный интерес учащихся; 2. способствует формированию целостной картины мира; 3. способствует развитию устной и письменной речи, помогая глубже понять слово и эстетическую сущность ИЗО и музыкальных умений и навыков; 4. способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления; 5. способствует проявление творческого подхода к выполнению учебного задания. Для педагога значимость интегрированных занятий: эти занятия способствует профессионального мастерства учителя. №9. Методика разработки авторской программы по народно-художественной культуре. 1. название программы; 2. для каких групп обучающихся предназначена; 3. автор (ФИО, должность); 4. вводная часть (введение или пояснительная записка) · цели и задачи; · основные принципы; · особенности методики обучения и способы реализации задач; · концепция разработки и преподавания курса; · психологическое обоснование реализации программы (что это дает для развития); 5. основная часть программы – тематический план, содержание тем, методические принципы реализации программы, выводы и рекомендации по реализации программы (объем технических средств), критерии оценок, предполагаемый результат; 6. заключительная часть – литература и используемый материал. №10. Разработка программы внеклассной работы по традиционной культуре народов России. Сфера досуга была и остается особо значимой для формирования, активности и социализации личности школьника. Специфика досуга заключается в том, что главным объектом деятельности школьника является он сам, а целью самосовершенствование и самореализация. Отдых, развлечения важны для досуговой деятельности детей. Творчество как вид досуга отвечает потребности человека в самовыражении и преобразовании действительности. Исследователь детского досуга Титов называет потенциальные возможности детского досуга: 1. осознание принадлежности к социально-исторической общности, чувствовать себя частью народа; 2. соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей; 3. реализация установки на природу, искусство др. людей; 4. социальная активность; 5. самосовершенствование. Досуговые программы в большей степени, чем образовательные, демонстрируют физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности ребенка по той причине, что ведущим видом деятельности является игра. Формы игровой деятельности досуговых программ: сюжетно-ролевые игры, театрализация, игры-конкурсы, имитация и т.д. Шмаков выделил виды современных игр: · физические; · психологические; · тренинги (коммерсант); · интеллектуально-творческие; · социальные; · комплексные; · народные. В зависимости от цели можно выделить следующие типы досуговых программ: 1. разовая игровая программа (не требует подготовки участников, длится 30 минут и более); 2. конкурсные игровые программы по заданной тематике; 3. праздник 4.игра спектакль: требует сценарного и актерского мастерства от организаторов. Включает игры, аттракционы, костюмированные действия. 5.длительная досуговая программа, которая представляет собой систему воспитательной работы педагога, состоит из этапов и соответствует опред.пед.задачам. №11. Модели этно-художественного воспитания в системе дополнительного образования. 1. Модель развивающей предметной этнокультурной среды с компонентами, представляющей разнообразные пласты культуры (фольклорной, светской, церковной, современной), отраженной в дизайне, оснащений и назначений кабинетов (русская горница, русский домашний театр, библиотека и т.д.). Семантика образовательной среды определена с учетом основных знаковых систем российских сословных субкультур. 2. Модель организации детской жизни в разновозрастных группах на основе образа многодетной семьи с учетом традиции отечественной этно-педагогики. Особое место отводится введению новой должности – воспитателя-наставника (воспитание, отслеживание развития ребенка от 3 до 10 лет). 3. Модель интегрированного многоуровневого образовательного пространства, включающая модели дошкольного, начального и дополнительного образования. Организационная структура предусматривает изменение штатного расписания, введение дополнительных штатных единиц педагогов общего и дополнительного образования (эколога, режиссера, аккомпаниатора, хореографа и т.д.), направленность на социально-культурную деятельность. 4. Модель родительской школы – направлена на социально-культурную деятельность. Особое внимание уделяется работе с семьями, посещающих учреждения, а так же чьи дети будут обучаться. Предусмотрена образовательная программа «Родительская школа», а также организация совместных мероприятий с родителями. Привлечение пожилых людей, которые воспитывают детей в народных традициях. Пример (в Барнауле существует 2 формы образования ЭХО: 1.ДШИ «Традиция», 2. «Песнохорки»). №12. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в системе высшего образования России Интерес к этно-художественному образованию, возникший в 90-е годы, приобрел системность, в которой были выделены следующие элементы: · Этно-художественное образование дошкольных учреждений; · Этно-художественное образование школы; · Этно-художественное образование дополнительного образования; · Этно-художественное образование профессиональных учреждений (средних и высших). Педагогов, разрабатывающих проблемы этно-художественного образования в высшем звене готовят, в том числе ВУЗы культуры, образовательные стандарты которых существуют с 1994г. (следующий Гос. стандарт – 1999г., последний Гос. стандарт – 2002г.). Существует тенденция доработки образовательного стандарта в соответствии с двухуровневым образованием (бакалавров и магистров). Такая активная тенденция переосмысления этно-художественного образования связана с тем, что в XXI веке человечество стоит перед выбором: либо освоением многообразия культурных традиций, либо утрата национальной самобытности и оригинальности. Забвение собственных традиций сводит всё многообразие культур к однородности, гомогенности, а значит к их угасанию. Платой за такую глобализацию является блокировка развития национальных культур. Московский государственный университет культуры активно занимается разработкой концепций профессиональной подготовки кадров по специальности «Народное художественное творчество». Государственный образовательный стандарт последнего поколения содержит следующие квалификационные характеристики выпускников этой специальности. В соответствии с Гос. стандартом специалист этой сферы подготовлен к профессиональной деятельности в следующих качествах: · Как руководитель коллектива народного художественного творчества; · Как специалист этно-культурного центра, учреждения дополнительного образования, учебного заведения; · Как преподаватель этно-культурных, этно-художетсвенных дисциплин в учебных заведения общего и дополнительного образования; · Как сотрудник органов управления культурой, курирующих сферу народного художественного творчества. Государственный образовательный стандарт последнего поколения предусматривает, что специалист в сфере народного художественного творчества может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: · Художественно-творческую; · Педагогическую; · Научно-методическую; · Организационно-управленческую; · Экспертно-консультативную; · Научно-исследовательскую. Государственный образовательный стандарт выделяет следующие области профессиональной деятельности (специалиста этно-художетсвенного образования общего звена): · Процессы сохранения и развития лучших отечественных художественно-просветительных и научно-культурных традиций; · Приобщение широких слоев населения к фольклору, классическому и современному искусству; · Развитие массовых форм художественного воспитания, образования и творчества; · Межнациональное и международное культурное сотрудничество в области изучения, сохранения и трансляции в современное мировое культурное пространство ценностей народного художественного творчества. Объектами профессиональной деятельности выпускника ВУЗа культуры и искусства являются: · Региональные, федеральные, международные программы сохранения и развития культуры и искусства; · Художественно-творческие коллективы в культурно-досуговых и образовательных учреждениях; · Система руководства и научно-методического обеспечения народного художественного творчества (пример в рамках центра народного творчества и досуга); · Система подготовки и переподготовки кадров для учреждения культуры и искусства, а так же общие и дополнительные образования. В соответствии с государственным стандартом основными задачами профессиональной деятельности специалиста народного художественного творчества являются: · Художественно-эстетическое воспитание детей, подростков и других групп населения, т.е. развитие их художественно-эстетических потребностей, вкусов, ценностных ориентаций; · Реализация педагогического потенциала народного художественного творчества и повышение его роли в социализации, социально-культурной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности детей, подростков, молодежи; · Повышение роли традиции художественной культуры народов России, преодоление межнациональных конфликтов; · Разработка, апробация и внедрение новых программ и методик этно-художественного образования в системе дошкольного учреждения, школы, учреждений дополнительного образования, специальных учебных учреждениях; · Создание информационных банков данных о самобытных явлениях народного художественного творчества (о коллективах, народных мастерах, промыслах и т.р.); · Формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов на основе освоения лучших традиций отечественной культуры. Данная специальность «Народное художественное творчество», которая обеспечивает квалифицированными кадрами весь спектр традиционных видов и жанров народно-художественной деятельности имеет перспективу для развития и предполагается ее развитие в следующих направлениях: · Научно-исследовательские и прикладные работы по возрождению традиционной культуры России. Это направление может обеспечивать министерский уровень образования; · Актуальными являются междисциплинарные исследования народного художественного творчества на основе интеграции гуманитарных и социально-экономических наук (маркетинг, менеджмент – продвижение культурной продукции). Государственный образовательный стандарт включает следующие блоки дисциплин: 1. Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла (культурология, правоведение, философия, педагогика, психология, экономика и т.д.); 2. Обще-профессиональные дисциплины (история религии, мировая художественная культура, история мировой художественной культуры, педагогика народно-художественного творчества и т.д.); 3. Специальные дисциплины (фольклористика, народный танец, вокал и т.д.); 4. Дисциплины специализации; 5. Факультативы. Государственный образовательный стандарт – это эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический период. Исходя из этого: образование – это процесс поиска и усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, а также результат этого усвоения,_______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ №13. Характеристика тенденций реализации концепций этно-художественного образования в России. Концепция художественного образования 2001г. Выделила следующие проблемы, решение которых заложено в концепции: 1. недооценка в социальной практике роли эстетического сознания как фактора динамического развития общества (сокращаются занятия в школе по музыке, по художественной культуре); 2. культурный нигилизм в значительной части молодежи, когда эталонная роль высокого искусства подвергается сомнению или отрицается (в школе не получают достаточно знаний по культуре и искусству); 3. усиление разрыва между массовой школой и профессиональной культурой, которая приобретает всё более элитарный характер; 4. второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании; 5. распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения; 6. слабая материально-техническая кадровая обеспеченность художественного образования. Исходя из проблем – формулируются цели и задачи художественного образования. Цели: 1. обеспечение реализации национальной доктрины образования в России (1992г. - закон об образовании, национальная доктрина образования принята в 2000г. Рассчитана до 2025г.); 2. повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; 3. сохранение и развитие уникальной системы художественного образования в России. Задачи: 1. формирование и развитие эстетических потребностей социальных и возрастных групп населения; 2. создание эстетически-развитой аудитории слушателей и зрителей; 3. подготовка кадров профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры; 4. передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства; 5. приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры (народная, традиционная, классическая, современная); 6. использование возможностей искусства и художественно-творческой деятельности в коррекционной педагогике; 7. вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность; 8. выявление художественно-одаренных детей и молодежи, создание условий для их образования и творческого развития (программы «Дети России», «Молодежь России», различные фестивали и т.д.). |