Возрождения традиционной культуры в России Цели художественного образования 1. Обеспечить реализацию национальной доктрины образования в РФ; 2. Повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образования; 3. Сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования. Задачи художественного образования 1. Формирование развития эстетических потребностей и вкуса различных социальных и возрастных групп; 2. Создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; 3. Подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а так же педагогических кадров для художественного образования; 4. Сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства; 5. Приобщение граждан России к ценностям народного творчества классического и современного искусства; 6. Реализация нравственного потенциала искусства как средства развития эстетических принципов и идеалов личности и общества; 7. Внедрение художественного образования для интеллектуального совершенствования и раскрытия творческого потенциала детей и юношества; 8. Формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России; 9. Использование возможностей искусства в целях психофизического оздоровления детей; 10. Вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность; 11. Выявление художественно-одаренных детей и молодежи и обеспечение соответствующих условия для их образования и развития. __________________________________________________________________________ №3. Становление социально-культурной практики возрождения традиционной культуры в России На сегодняшний день накоплен достаточно богатый теоретический и практический опыт осмысления этнической культуры в развитии личности. В исследованиях Григоряна изучены особенности становления и развития нравственного сознания и поведения подростков в контексте традиционной культуры. В работе исследователя Егорова проанализированы этно-педагогические подходы нравственного формирования личности. Исследования Баклановой, Шпикаловой, Сокольниковой явились концептуальной основой этно-художественного образования в современной России. Бакланова особое внимание уделила роли традиционно-русской культуре, самопознанию и оздоровлению современного человека. Шпикалова и Сокольникова разработали научно-методические основы творческих способностей детей на национально-культурном материале. Рапацкая создала теоретические методические основы преподавания русской художественной культуры в школах. Долженкова и Жиров посвятили свои исследования проблемам регионального этнокультурного образования. В конце 90-х годов начинается активная разработка авторских программ художественных дисциплин в системе общего и дополнительного образования. Среди таких работ следует назвать авторский коллектив под руководством Шпикаловой, которая разработала комплекс программ по ИЗО и основам народного ДПИ (программа для начальных 1-4, средних 5-8 классов). В 90-е годы Новицкая разработала образовательную программу «Введение в народоведение». Бакланова и Сокольникова разработали программы по Мировой художественной культуре для 5-9 классов. Бакланова – Художественная культура народов России для 5-9 классов. Авторский коллектив во главе с Ершовой и Макаровой создали образовательные программы, которые связывали традиции художественной культуры («Природа, традиция, фантазия»). Таким образом, этно-художественное образование, опираясь на глубокие национально-культурные традиции, обеспечивает устойчивость национального облика. Духовно-нравственные ценности: · Ценностное отношение к матери; · Ценность семьи и традиционных семейных отношений; · Ценность родной земли и Родины; · Ценность трудолюбия и труда; · Ценность здорового образа жизни; · Ценность знаний и умений. №4. Социальная сущность развития преемственной системы этно-культурного образования Принципы ЭХО: 1.автономность – возможность самостоятельно разрабатывать и утверждать учебные планы; 2.адаптированность – реализуется через приспособление системы образования к уровню развития и подготовки учащихся; 3.принцип демократизации – предполагает ликвидацию монополии Государственного образования (государство предлагает не весь Гос. стандарт, а дает примерный перечень); 4.единство культурного и образовательного пространства – обеспечивается учетом местного уровня культурного и социально-экономического развития, а так же особенностями местных образовательных систем. |