МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПОСТАНОВКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ





Один из элементов репетиционной техники хормейстера – умение ставить исполнительские задачи таким образом, чтобы они увлекали хор и мобилизовали его на творческую работу. Ставя исполнительскую задачу, важно уделять внимание как художественной, так и технической стороне дела. Соотношение того и другого при этом будет зависеть от ряда факторов:

- от уровня технического и образно-эмоционального развития певцов;

- от сложности хоровой партитуры;

- от этапа работы над произведением.

Наиболее эффективным способом постановки задач в хоре является показ эталона исполнения. Дополнять, углублять, детализировать его могут словесные пояснения, показ звучания на инструменте, выразительные пластические движения рук.

ПОКАЗ ЭТАЛОНА ИСПОЛНЕНИЯ ГОЛОСОМ

Показ голосом ценен своей универсальностью, ибо он демонстрирует не только образец художественного результата, к которому следует стремиться хору, но и весь набор технических средств и приемов, необходимых для его достижения. При этом художественное и техническое представлены как органичное взаимообусловленное целое.

Велика ответственность дирижера за качество показа голосом. Работа над ним должна занимать львиную долю времени при подготовке к репетиции. Многократно повторяя, шлифуя, отбирая необходимые приемы, хормейстеру следует добиваться выразительности и яркого артистизма в демонстрации эталона исполнения.

Певцы особенно ценят этот момент в работе хормейстера и любят, чтобы он излагал свои идеи не «на пальцах», а посредством художественно-полноценного пения.

При постановке исполнительских задач посредством речевых форм общения рекомендуется:

1.Излагать требования так, чтобы певцы выслушивали их с интересом. Этому могут способствовать образность, поэтичность речи, элементы артистизма в ее донесении и др.

2.Стремиться к ясности и конкретности в постановке задач, чтобы не оставалось места для их произвольного толкования и игнорирования.

3.Характеризовать образно-эмоциональную сферу музыки достаточно широко и обобщенно, оставляя простор для индивидуального восприятия и фантазии певцов. Слишком детальная сюжетная конкретизация может вызвать внутренний протест певцов, слышащих и чувствующих эту музыку по-иному.

4.При повторной постановке задач избегать объяснений на том же уровне, искать «освежающие» детали, новые ракурсы, новые образные сравнения.

КОНТРОЛЬ, ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТИЕ ОПЕРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

Навык непрерывного контроля во время репетиции включает в себя:

1.Умение замечать технические ошибки и неточности исполнения:

- звуковысотные (ошибочно спетые звуки);

- интонационные;

- качества голосообразования;

- ритмические;

- неточности темпа и внутридолевой пульсации;

- дикционные;

- штриховые;

- несоответствие динамики характеру музыки;

- отсутствие звукового баланса в партиях и необходимого соотношения по силе между партиями хора;

2.Умение слышать недочеты исполнительского характера:

- несоответствие темпа характеру музыкального образа;

- невыразительное произношение текста;

- нелогичность передачи музыкальной мысли;

- отсутствие ощущения перспективы музыкального движения;

- неестественность перехода к новому эпизоду, к новому темпу и т.д.;



- отсутствие нужного эмоционального тонуса в исполнении.

3.Умение видеть:

- степень участия каждого певца в работе;

- уровень артистизма исполнителей;

- состояние порядка и дисциплины на репетиции.

Успешно контролировать этот огромный поток одновременно поступающей информации можно лишь при наличии хорошо организованного и профессионально развитого внимания. Ведущее место в нем занимает слуховое внимание. Развитие способности слухового контроля дирижера включает следующие моменты:

- тренаж избирательной направленности внимания, т.е. умения вычленить из общего потока хоровой звучности один объект и отчетливо осознавать его информацию (направленно при пении всего хора проконтролировать качество интонирования теноров или степень ансамблирования певцов басовой партии);

- овладение навыками контроля нескольких параметров звучания посредством последовательного переключения внимания (направленно при исполнении определенного эпизода внимание последовательно фиксируется на следующих моментах: качество звучания, интонация в партиях, строй хора, ритм, дикция, динамика, ансамблирование);

- овладение навыками распределения внимания с целью выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности их выполнения посредством последовательного переключения внимания (руководитель хора должен научиться одновременно выполнять по крайней мере 4 операции: дирижировать, контролировать качество исполнения, обрабатывать получаемую информацию и принимать оперативные решения);

- путем регулярного тренажа постепенно расширять объем внимания, т.е. увеличивать количество одновременно осознаваемых объектов контроля (это количество по данным экспериментальной психологии не отличается от объема оперативной памяти, пределы которой, как правило, ограничены числом 7+2).

Получаемая в результате контроля информация обрабатывается хормейстером (оценивается качество различных параметров звучания, вычленяется главное и второстепенное на данном этапе, устанавливаются причинно-следственные связи и т.д.) и служит основой для принятия оперативных решений. Переработка информации и принятие решений осуществляется хормейстером почти всегда в условиях, близких к экстремальным.

ПРИЧИНЫ:

- постоянный дефицит времени (за единицу времени нужно обработать большое количество информации);

- хормейстер все время как бы на сцене: его деятельность постоянно оценивается певцами хора; чтобы не потерять профессионального авторитета, справиться с функциями руководителя, он должен стремиться «успеть», отреагировать, «не упустить из вида», не выглядеть беспомощно, непременно добиться результата.

Исследования психологов показывают, что успешная деятельность в таких условиях зависит от «пропускной способности» человека (имеется в виду скорость переработки информации, принятия решений, скорость ответных речевых и двигательных реакций). Замедленное протекание этих процессов принято называть информационной медлительностью. Она является следствием врожденных свойств высшей нервной деятельности (в зависимости от свойств ВНД люди могут отличаться друг от друга по количеству перерабатываемой за единицу времени информации в 2,5-3 раза).

Таким образом, «пропускная способность» хормейстера является важнейшим фактором репетиционной техники. Низкий уровень «пропускной способности» не позволит ему успешно работать с хором даже при высокой профессиональной квалификации (умение петь, дирижировать, играть и т.д.). Несомненно, «пропускная способность» человека, как и все способности, поддается до некоторых пределов совершенствованию в процессе работы с хором. Однако очевидно, что наличие ее на уровне, характеризуемом как информационная медлительность, является противопоказанием для занятия хормейстерской профессией.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ. Всякое исполнение есть продукт жизненных реалий (места, времени, условий, возможностей хора). Давая ему оценку, хормейстер должен найти разумный компромисс между имеющимся у него идеалом звучания партитуры и возможностями данного хора. Высшая педагогическая мудрость – так сегодня оценить исполнение хора, чтобы создать ему стимулы для дальнейшей работы и обеспечить в конечном итоге возможность продвижения к более высокому художественному результату. При оценке качества исполнения важно понимать особенности данного этапа работы, видеть перспективы совершенствования исполнителей и на основе этого тонко чувствовать, что именно сегодня следует оценить как «хорошо», а что – как «плохо».

Советы и рекомендации.

1.Оценивая, не отделять себя от коллектива, не ставить в положение «верховного судьи». Вместо «у вас не получилось» предпочтительнее говорить «у нас не получилось», ибо не исключено, что недочеты исполнения возникли по причине несовершенства методики работы руководителя.

2.Стремиться к конкретности анализа исполнения (что было хорошо, что не удалось, в каком месте партитуры допущены ошибки, какие партии справились с заданием и т.д.).

3.В оценку качества исполнения включайте обязательно как художественный, так и технический моменты.

4.Стараться извлекать больше положительной информации из анализа исполнения, отмечать мельчайшие успехи и достижения, которые двигают коллектив к более совершенному исполнению.

5.Не «охотиться» за ошибками своих певцов и не тешиться ими. Вылавливание ошибок не должно быть главным. Не акцентируйте на них внимание, а старайтесь исправить их походя.

6.Не допустим критиканский, пренебрежительный тон в оценке работы исполнителей.

7.Давая оценку исполнения отдельных певцов, попутно помнить, что хвалить лучше в коллективе, а порицать наедине.

Для того, чтобы рекомендации, направленные на улучшение качества исполнения были эффективными, дирижер должен:

- понимать причины недостатков исполнения (незнание партии, невнимательность певцов, отсутствие полной отдачи, непонимание певцами поставленной задачи, несовершенство примененного методического приема и т.д.);

- иметь арсенал наработанных приемов для помощи певцам в преодолении исполнительских трудностей;

- понимать логику процесса совершенствования качества исполнения и не пытаться форсировать начальный этап. В это время не стоит загромождать внимание певцов сразу большим количеством требований и рекомендаций (сразу все не может получиться). Мудрость здесь заключается в том, чтобы терпеливо закладывать крепкий фундамент, обеспечивающий успех в дальнейшем.

 

ЛИТЕРАТУРА

Мусин И.А. О воспитании дирижера. Л.: Музыка, 1987. С.133-186.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1.Назвать основные моменты перспективного планирования репетиционного процесса.

2.Что следует учитывать при составлении порепетиционного плана?

3.Продуктивное использование репетиционного времени и исполнительских ресурсов хора.

4.Основные моменты создания условий для репетиционной работы и вопросы поддержания порядка и дисциплины.

5.Элементы техники общения хормейстера и умение создавать творческую атмосферу на занятиях.

6.Умение ставить исполнительские задачи, давать оценку исполнения и рекомендации по улучшению качества исполнения.

7.Контроль за исполнением. Обработка информации и принятие оперативных решений.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.