Организация репетиционной работы Планирование репетиционной работы Во избежание самотека, сумбура, разбросанности каждую репетицию рекомендуется тщательно продумывать и планировать. Роль планирования еще более возрастает, если речь идет о целом ряде репетиций для подготовки концертной программы. Наличие четко разработанной программы действий помогает в этом случае не терять перспективы в работе, уделять должное внимание главному и второстепенному, рациональнее распоряжаться имеющимся запасом репетиционного времени. Различают планирование перспективное и порепетиционное. Перспективное планирование решает стратегические задачи. По ходу его хормейстер должен: - определить количество репетиционного времени, необходимое для подготовки хоровой программы (общее количество часов, дата концерта); - наметить типы репетиций в зависимости от этапа работы (ознакомительная, разводные, сводные, прогоны, генеральная репетиция, опробование зала и др.); - решить, какое количество часов будет выделено на подготовку каждого из сочинений программы (адекватно уровню сложности партитуры); - определить, какие сочинения будут репетироваться на каждом занятии; - наметить стратегию технического и образно-эмоционального развития певцов, т.е. план работы над исполнительскими навыками, требующимися при подготовке данной программы; На основании полученных данных рекомендуется составить график работы с хором на весь срок подготовки программы с указанием на каждый день типа репетиции и репетируемых произведений. Порепетиционное планирование проводится хормейстером перед каждой репетицией на основании перспективного плана. Главные моменты его: - наметить эпизоды партитуры, подлежащие проработке, последовательность работы над ними и количество репетиционного времени на каждый из них; - определить цель работы над каждым эпизодом на данной репетиции (направленность добиться чистого интонирования, выразительного произношения, ансамблирования в партии и др.) - отобрать соответствующие приемы работы для достижения поставленной цели; - попытаться спрогнозировать трудности технического и образно-эмоционального плана, с которыми встретятся певцы в намеченных эпизодах, и найти способы их преодоления; - продумать вопросы организации репетиционной работы и инструментовку педагогического воздействия на коллектив (показ голосом и на фортепиано качества исполнения, образно-эмоциональной характеристики музыки, формы предъявления художественных, технических, дисциплинарных требований к певцам, оценка качества исполнения и др.). Для эффективного осуществления планирования дирижеру необходимо: - к моменту планирования иметь четко сложившиеся исполнительские намерения, знать в деталях, какого художественного результата будет добиваться в работе над данным произведением; - представлять, какими средствами следует добиваться поставленной цели; - хорошо знать исполнительские возможности данного хора; - желательно иметь опыт порепетиционного планирования. Порепетиционный план может быть в различной степени детализированным. Опытному хормейстеру бывает достаточно продумать лишь основные вехи, детали же он сможет импровизировать. Неопытному руководителю следует знать, что удачная импровизация не беспочвенна, она рождается, как правило, на фундаменте длительной практики и предварительно проведенной кропотливой работы. Путь к ней лежит через детальное планирование репетиций. Намеченный план в процессе работы может оказаться в той или иной мере невыполнимым. Однако, это не должно служить поводом для отказа от планирования репетиций. Ценность планирования в том, что хормейстер тщательно продумывает предстоящую работу, а это прямо или косвенно сказывается на результативности репетиционного процесса. Полезно анализировать каждую репетицию с целью совершенствования репетиционного мастерства и опыта планирования. На основе анализа репетиции хормейстером в случае необходимости могут вноситься коррективы, как в перспективный план, так и в планирование следующей репетиции. Организация репетиционной работы Наиболее важные моменты в этом вопросе: - продуктивное использование репетиционного времени; - рациональное использование исполнительских ресурсов хора; - поддержание порядка и дисциплины на занятиях; - создание соответствующих условий для репетиционного труда. ПРОДУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕПЕТИЦИОННОГО ВРЕМЕНИ предполагает: - умение правильно выбирать и поддерживать возможно высокий темп проведения репетиции; - рациональное распределение репетиционного времени между отдельными видами работы; - стремление свести к минимуму непроизводительные затраты времени. Советы и рекомендации: 1.Методом проб подбирать возможно высокий темп проведения репетиции, мобилизирующий певцов хора. Критерии приемлемости темпа: а) певцы и хормейстер успевают продуктивно работать; б) работа идет без суеты, спешки, нервозности. 2.Стремиться к максимальной краткости и точности в предъявлениях требований, в замечаниях и оценках работы певцов. 3.Давать настройку хора только один раз. Повторная подача тона отнимает время и расхолаживает коллектив. 4.Требовать нумерации тактов хоровых партий, чтобы экономить время на поиске певцами нужного для работы эпизода. 5.Останавливать хор, когда сформулировано требование или замечание певцам, а не для того, чтобы обдумывать их в паузах. 6.Во время остановки хора не ожидать, когда все певцы будут готовы продолжать работу. При таком подходе паузы могут надолго затягиваться. Лучше показать вступление хору, не дожидаясь неорганизованных, а затем остановиться и сделать им замечание. Подобный прием показывает, что хормейстер требует быстрой мобилизации внимания и не намерен ждать недисциплинированных певцов. |