ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Модели социальной политики. Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качество человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе - если значительная часть населения не удовлетворена своим материальным положением, это может вызвать политическую нестабильность и усилить предпринимательские и инвестиционные риски, нанося ущерб перспективам экономического развития страны. Высокая степень неравенства в доходах ограничивает возможности применения таких важных методов регулирования экономики, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Ситуация осложняется в условиях глобализации: неравномерность развития стран порождает миграцию населения из бедных регионов планеты в регионы с более высоким жизненным уровнем. В результате в развитых странах снижается средний уровень оплаты труда, возникают межнациональные конфликты. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. Перераспределением называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако этот процесс может повлечь за собой снижение производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным способна привести к снижению стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества. Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их выполнения. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономисиа А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая положения бедных. Суть утечки из «дырявого ведра» Оукена заключается в следующем: из каждых 350 дол., взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в процессе борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковым и, не работая, получать пособие. В свою очередь более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, вследствие чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным. Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние. Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая или скандинавская модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Общая предпосылка реализации данной модели - социальный консенсус между головными организациями бизнеса, профсоюзов и государством. Скандинавская модель социальной политики основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Здесь нет зависимости прав на социальную защищенность от каких-либо специальных выплат, оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта - при всех жизненных невзгодах индивид и его семья практически сохраняют прежний уровень жизни. Система социальных гарантий бесплатно обеспечивает право всех граждан на получение довольно высокого уровня общего и специального образования, а также на прохождение курсов профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, что существенно расширяет возможности всех граждан адаптироваться к новейшим запросам на рынке труда. Большие средства расходуются на поддержание высокой профессионально-квалификационной мобильности рабочей силы, на функционирование служб трудоустройства. Это предопределяет высокий уровень занятости трудоспособного населения, способствует росту доходов граждан, увеличению налоговых поступлений в казну. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных слоев населения, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, тем самым стимулируя экономический рост. Пенсии разделены на народную (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижению пенсионного возраста из бюджета и трудовую, зависящую от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости – уравнительной и распределительной. В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать определенную уязвимость данной модели в плане обеспечения повышения экономической эффективности. Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда. Высокий уровень социального обеспечения гарантирован тем, кто в течение трудовой деятельности делает взносы в соответствующие страховые фонды. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 году впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. Консервативная модель социальной политики, не отрицая системы социального обеспечения и социального страхования, не ставит, тем не менее, их во главу угла. Цель - создание экономической среды, способствующей активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере, что гарантирует человеку достаточный уровень стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Благополучие членов общества, возможности достижения приемлемого уровня материального благосостояния и удовлетворенности жизнью прямо связываются в рамках этой модели с развитием конкуренции, которая рассматривается как непосредственное средство достижения благосостояния и социального мира. Монополизм же не только снижает эффективность общественного производства, но и нарушает основополагающий принцип социальной политики - социальную справедливость. Функции государства состоят не в перераспределении продукта, а в создании и поддержании гармонического порядка, в рамках которого должен протекать экономический процесс. В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве. Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. В ее рамках государство ограничивает свои функции только теми, которые не может обеспечить частный капитал, а удовлетворение социальных потребностей осуществляется на основе рыночного механизма. При этом максимально стимулируется создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Реализация либеральной модели социальной политики предполагает установление четкого разграничения между социальным страхованием, финансируемым за счет наемных работников и предпринимателей и социальным вспомоществованием на основе государственного финансирования. Последнее рассматривается как благотворительность и не поощряется, поскольку считается, что оно подрывает личную предприимчивость. Государство обеспечивает поддержкой только самых малообеспеченных граждан, которые получают помощь в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главный критерий получения государственного пособия – малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тысяч программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Хотя величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние. Помимо перечисленных выше, существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках.Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом. Важнейшими чертами данной модели являются, во-первых, жесткое централизованное распределение социальных благ и реализация социальных гарантий. При этом их уровень и объем часто зависит от неформальных критериев (статуса работника и др.); во-вторых, использование исключительно бюджетных источников финансирования; в-третьих, патерналистская роль государства. Это означает, что государство опекает общество, осуществляя в его интересах функцию централизованного перераспределения национального бюджета. Оно жестко ограничивает поведение человека во всех сферах жизнедеятельности, а меры социальной защиты охватывают практически все население. Универсальность и всеобъемлемость такой социальной политики может обеспечить населению относительно высокую для данного уровня экономического развития степень социальной безопасности, которая в то же время не сочетается с экономической свободой человека. |