ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Глава 11. Одним из направлений макроэкономического регулирования является социальная политика. Повышение уровня жизни и совершенствование ее качества, реализация принципов социальной справедливости, обеспечение и поддержание стабильности является одной из наиболее важных составляющих деятельности государства и находится в сфере самых насущных интересов современного общества. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и выступает ключевым фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере. 11.1. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни Общество – это устойчивая целостная форма совместной жизнедеятельности людей, между которыми возникает множество отношений, как в экономической, так и в других сферах. Интересы всего общества, его групп и отдельных личностей не всегда совпадают, что вызывает необходимость их постоянной координации и согласования. Поэтому социальную политику можно рассматривать как способ, при помощи которого общество регулирует отношения между индивидами, группами, классами, социальными учреждениями. Иногда она трактуется довольно узко - как политика, осуществляемая в социальной сфере. В наиболее общем виде социальную политику можно представить как систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Рамки этого понятия включают обширный круг вопросов жизнедеятельности людей и общества: от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание слабейших членов общества – инвалидов, престарелых, и пр. до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями (с акцентом на сoциальную защиту категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации). Субъекты социальной политики – это те, кто формирует и отстаивает интересы граждан и их групп в этой сфере. Они определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также добровольцы, действующие в рамках гражданской инициативы. В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для их трудовой и предпринимательской деятельности. Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики – стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте. Другое дело, когда речь идет о социально уязвимых слоях населения – тех, кто по объективным условиям не может обеспечить удовлетворение своих потребностей путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в этом случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующейфункции социальной политики, предполагающей перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как населения в целом, так и каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на пенсии и пособия нетрудоспособным, малообеспеченным, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения. Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе. Социальная политика осуществляется на разных уровнях. - микроуровень – это социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своих работников; - макроуровень – это региональная и государственная социальная политика в регионах; - интеруровень – межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, бедности и отсталости некоторых стран. Глобализация, открывая новые возможности для воспроизводства человека, вместе с тем создает новые угрозы его существованию. Глобальные рынки, технологии могут улучшить жизнь людей во многих странах, расширив возможности их выбора, однако перелив капитала между странами может привести безработице, усиление миграции – к росту ВИЧ инфицированных, наркозависимости. В этих условиях глобальный уровень регулирования требует наднациональной социальной политики, опыт которой уже имеется в странах Евросоюза (Комиссия ООН по беженцам, Совет Европы). С точки зрения субъектов социальной политики выделяют общегосударственный, региональный и муниципальный ее уровни. Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы. Реализация государственной социальной политики должна обеспечить в первую очередь сохранение мира и согласия в обществе, формирование благоприятной жизненной среды, ослабление социального неравенства и, в конечном счете, достижение социальной справедливости. Региональная социальная политика строится на основе особенностей этнического, культурного и исторического характера региона с учетом потребностей его жителей. Здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные региональные социальные программы. Вместе с тем, данный уровень реализации социальной политики не всегда может учитывать потребности, запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специфические меры и технологии социальной политики, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на муниципальном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а, следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ. Социальная политика базируется на ряде принципов – основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Общепризнанной ценностью современного демократического общества является реализация принципа социальной справедливости. Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель заметил двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны – это справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех – распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). С другой – равенство в обеспечении всем членам общества независимо от их индивидуальных и социальных различий одинаковых возможностей или уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство). Реализация распределительного типа справедливости, дифференциация населения по заслугам является важнейшим условием прогрессивного развития общества, стимулом для развития личности, ее потребностей и приоритетов. В этой связи можно привести слова известного русского философа Н.А.Бердяева: «Неравенство есть могущественное орудие развития производительных сил. Уравнение в бедности, нищете, сделало бы невозможным развитие производительных сил. Неравенство есть условие всякого творческого процесса, всякой социальной инициативы, всякого подбора элементов, более годных для производства». Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще бoлее полному приложению усилий и обусловливает повышение экономической эффективности. Вместе с тем это уменьшает шансы тех, кто по независящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Уравнительный тип справедливости предполагает создание всем гражданам равных возможностей в области удовлетворения насущных потребностей в образовании, услугах здравоохранения, культуры, что очень важно в ситуации социального старта и в случае, когда слабость (уязвимость) одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. В последующем такая уравнительность не стимулирует человека к активной деятельности и снижает его интерес к труду. Принцип социальной справедливости, таким образом, содержит в себе оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой – сохраняющееся неравенство. Поэтому государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные, способные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг. С принципом социальной справедливости неразрывно связан принцип индивидуальной социальной ответственности. Он означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами, либо вмешиваться в чрезвычайных ситуациях. Соблюдение принципа солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой посредством механизма налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей. Этот принцип социальной политики трактуется, во-первых, как солидарность межу различными социальными группами и слоями, государством и обществом, которая основана на системе перераспределения финансовых средств. Во-вторых, как солидарность между тремя основными субъектами социальной политики – государством, предприятием (корпорацией), личностью, которые каждый (в определенной пропорции) участвует в ее реализации через систему бюджетных отчислений и страховых взносов. Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания. Это необходимо для восполнения ограничений, обусловленных социальным статусом некоторых граждан (инвалидов, престарелых и пр.) Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни. Осуществление социальной политики основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, с учетом дифференцированного к ним подхода. Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, должны быть созданы условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, способствующие осуществлению социальной политики. Вместе с тем, ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил и, в первую очередь, главной из них – человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством системы образования, здравоохранения, обеспечивающих всестороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества. Выделяют несколько типов социальной политики. По уровню реализации выделяют государственную, региональную и муниципальную социальную политику. По сфере охвата – политику в сфере образования, охраны здоровья, культуры и отдыха, социоэкологическую политику; политику в сфере социально-трудовых отношений, жилищную политику. Демографический тип социальной политики ориентирован на социально-демографические группы населения: детей, стариков, инвалидов, молодежи, женщин и т.д. Такой подход позволяет сосредоточить в едином содержательном блоке все проблемы, касающиеся данной социально-демографической группы населения. Комиссия Евросоюза выделяет два основных типа социальной политики - бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский. Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, поскольку предполагает личную ответственность членов общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Здесь делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии. Финансовую основу реализации социальных программ составляют, в первую очередь, частные сбережения и частное страхование. Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Она предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни. Здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливости или обоснованное равенство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в безвозмездной форме. Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна и формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан, развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения, экологическая, демографическая и миграционная политика. Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики. 11.2. Уровень и качество жизни. Под уровнем жизни понимают фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. В его характеристике присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Не следует забывать и о реализации всеобщего закона возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет предпочтения и запросы людей, а, следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Еще вчера, казалось, элитарные блага, сегодня становятся предметом обыденного потребления. В этой связи полезно вспомнить, что в Древней Греции стекло ценилось наравне с золотом, а еще в середине 19 в. посуду из алюминия мог позволить себе купить только самый состоятельный человек. Это говорит о том, что уровень жизни является комплексной категорией, которую невозможно выразить с помощью единственного критерия и при его исследовании должно использоваться множество показателей, каждый из которых должен отражать одну из сторон жизнедеятельности человека. Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека. Показатели могут измеряться в натуральных единицах, в текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на статистические, полученные на основе отчетности; нормативные – разработанные на основе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные на основе опросов населения и экспертные оценки специалистов. В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни применяется понятие «среднего класса», к которому относят группы людей, имеющих собственность в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и пр.); высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что может считаться интеллектуальной собственностью; доход, близкий к среднему по стране; а также занимающихся профессиональной деятельностью, считающейся в обществе престижной. К середине 50-х годов ХХ в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д. В связи с этим началась переоценка представлений о месте этой категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выходит понятие качество жизни, которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей. Качество жизни характеризует существование индивидов в плане его разнообразия, а уровень жизни — в аспекте выражения в денежной и условно денежной форме потребления людьми разнообразных потребительских товаров. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием его оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшими инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если при изучении уровня жизни применяют в большей степени количественные показатели, то в исследовании качества жизни акцент делается на качественной определенности и качественных различиях явлений. Так, при анализе питания как способа удовлетворения одной из важнейших человеческих потребностей, нельзя ограничиться определением количества потребляемых продуктов или калорийности рациона, следует обратить внимание на его регулярность и разнообразие. При установлении степени удовлетворения духовных потребностей необходимо фокусироваться не на количестве издаваемых и приобретаемых книг, а на художественной ценности востребованной литературы. Низкое качество жизни связано с преобладанием у населения забот об удовлетворении насущных физических потребностей, недостаточно развитыми общественными институтами, проявлением авторитарных форм управления экономикой и обществом в целом. Перемещение приоритетов с удовлетворения физических потребностей к реализации интеллектуальных и духовных устремлений характеризует развитие личности и выражается в росте качества жизни. Высокое качество жизни,напротив, характеризует доминирование у людей предпочтений высокого порядка, таких, как личная компетентность, культурное и духовное развитие, степень самореализации и пр. Говоря о качестве жизни населения, нельзя обойти стороной и социологический аспект данного явления – удовлетворенность самих людей условиями жизни, труда и отдыха. Поскольку каждый человек индивидуален и имеет свою шкалу предпочтений, одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Нередко люди, имеющие лучшие материальные условия, менее удовлетворены жизнью, чем находящиеся в относительно худших условиях. Причины этого разные, однако, в большинстве случаев можно констатировать, что люди с низким качеством жизни выдвигают на первый план удовлетворение физических потребностей, имеющих конечное измерение и не придают должного значения низкому уровню удовлетворения потребностей более высокого порядка. Имеющие высокое качество жизни в большей степени сориентированы на удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей, которые более индивидуальны, а к этому, как правило, менее приспособлена среда их жизнедеятельности. Подобная несоразмерность шкалы самооценок свидетельствует о том, что на данном этапе развития определение удовлетворенности людей качеством своей жизни представляется весьма сложной задачей. Тем не менее, учеными ведутся исследования в этом направлении: в рамках ПРООН осуществлен опрос населения большинства стран мира по оценке качества жизни. Его результаты свидетельствуют о том, что наилучшее качество жизни имеет место в Дании, где коэффициент «общей удовлетворенности жизнью» составляет 7,8 (по 10-балльной системе оценок), наименее удовлетворены качеством своей жизни жители Того (2,8). В Республике Беларусь данный коэффициент равен 5,5, Украине -5,1, Польше – 5,8. |