МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 4. Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения. Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.





При изучении данной темы следует прочитать соответствующий раздел Курса лекций по специальному курсу «История науки и техники».//Под общ. ред. Бодровой Е.В., Гусаровой М.Н. М.:МГАПИ, 2006. (http//up4.mgapi.ru).

 

Рекомендованная основная литература:

1. Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ПЕРСЭ, 2003.

2. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М.: «Архитектура-с», 2006.

 

Рекомендованная дополнительная литература:

1. Арсентьева А.В., Михайлова С.Ю. История науки: Учебное пособие. Чебоксары, изд. Чувашского ун-та. 2003 г.

2. Илизаров С.С. История науки и техники в Москве: Учебно-методические материалы. М.: Янус-К, 2003.

3. Пузырев Н.М. Краткая история науки и техники. Учеб.пособие. Тверь, Тверской ун-т. 2003-2004.

4. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Учебное пособие в 2-х частях. 2-е изд.М.:МГИУ, 2004.

 

INTERNET-ресурсы:

http://humanities.edu.ru/db/sect/223/362 ─ Портал Гуманитарное образование

http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета

http://sci.aha.ru/ALL/g3.htm ─ История техники (основные даты)

http://tmn.fio.ru/works/04x/302/INDEX.htm ─ История науки в лицах.

http://armor.kiev.ua/army/hist/index.shtml ─ Из военной истории, науки, практики.

http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии

 

В ходе самостоятельной работы по теме необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Научная мысль в эпоху Просвещения.

2.Организационное оформление и развитие российской науки в XVIII в. Развитие техники в условиях феодального государства.

 

При рассмотрении первого вопроса, следует вспомнить, что XVIII столетие ─ век Просвещения, своего рода интеллектуальная революция, окончательно определившая тенденции буржуазного развития западного общества, утвердившая новые ценности свободного рынка и предпринимательства, верховенства закона, принцип разделения властей, ограничение функций государства, веротерпимость, равноправие, провозгласившая, что превыше всего ─ это право на жизнь свободу и собственность (естественные права человека, данные ему при рождении).

В XVIII веке в Западной Европе окончательно оформляется наука как особый объективный способ познания окружающего мира; в рамках философии разрабатывается методология процесса познания; господствует рационалистическое мировоззрение (познание мира при помощи логических законов мышления); бурно развиваются естественные науки (особенно физика и астрономия); формируется механистическая картина мира.

Во втором вопросе следует обратить внимание на то, что в России отставание от европейской научной мысли было преодолено довольно быстро при поддержке государства и с помощью привлечения известных европейских ученых. Развитие науки в России шло в русле общеевропейских тенденций под влиянием рационализма и философии Просвещения. Также энциклопедический характер деятельности большинства российских ученых (особенно М.В. Ломоносова) свидетельствует об общеевропейской тенденции развития науки. Вместе с тем экономических причин ускорения развития естественных наук и технических изобретений не было; наука воспринималась в общественном сознании и в сознании правителей как обязательный элемент европеизации.



Огромное влияние на развитие российской науки и техники оказали реформы Петра I и особенно процесс европеизации культуры, приведший, в том числе, и к знакомству с достижениями европейской науки, установлению контактом с ее ведущими деятелями. Итогом этого процесса стало создание в 1724-25 гг. Императорской академии наук и художеств, что означало организационное оформление российской науки. Учитывая фактическое отсутствие на тот момент отечественных ученых, в Российскую Академию было приглашено большое количество европейских ученых, сыгравших большую роль в становлении российской науки. Особо следует отметить швейцарского математика и логика Л. Эйлера, итальянского физика А. Бернулли, немецкого физика и химика Г. Крафта, географа Мессершмидта, историка и архивариуса Г. Миллера. Академией регулярно публиковались сборники научных трудов, издавался, правда, нерегулярно, журнал Академии Наук. При этом деятельность ученых полностью финансировало государство. Все это способствовало постепенному формированию отечественных научных кадров.

Во второй половине XVIII столетия российская наука окончательно оформляется, чему во многом способствовала деятельность Российской Академии Наук и особенно открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре главным научным центром страны (особо следует отметить роль П.И. Шувалова и М.В. Ломоносова как главных основателей университета). Российская наука не стояла на месте, а поступательно развивалась в русле общеевропейских тенденций.

В то же время из-за полного господства феодальных отношений многие научные открытия и изобретения российских ученых не находили применения на практике. Буржуазные отношения только зарождались, и поэтому экономических причин ускорения развития естественных наук и технических изобретений не было.

Вопросы для самоподготовки:

1. Почему наука в России возникла только в результате петровской модернизации? Какие европейские ученые «трудились» на благо российской науки?

2. В каких направлениях пересекалась исследовательская деятельность европейских ученых и М.В. Ломоносова?

 

Тема 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти ХХ вв.) Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале ХХ веков: развитие науки и образования. Европейское признание российской науки.

При изучении данной темы следует прочитать соответствующий раздел Курса лекций по специальному курсу «История науки и техники».//Под общ. ред. Бодровой Е.В., Гусаровой М.Н. М.:МГАПИ, 2006. (http//up4.mgapi.ru).

 

Рекомендованная основная литература:

1. Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ПЕРСЭ, 2003.

2. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М.: «Архитектура-с», 2006.

 

Рекомендованная дополнительная литература:

1. Арсентьева А.В., Михайлова С.Ю. История науки: Учебное пособие. Чебоксары, изд. Чувашского ун-та. 2003 г.

2. Илизаров С.С. История науки и техники в Москве: Учебно-методические материалы. М.: Янус-К, 2003.

3. Пузырев Н.М. Краткая история науки и техники. Учеб.пособие. Тверь, Тверской ун-т. 2003-2004.

4. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Учебное пособие в 2-х частях. 2-е изд.М.:МГИУ, 2004.

 

INTERNET-ресурсы:

http://humanities.edu.ru/db/sect/223/362 ─ Портал Гуманитарное образование

http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета

http://sci.aha.ru/ALL/g3.htm ─ История техники (основные даты)

http://tmn.fio.ru/works/04x/302/INDEX.htm ─ История науки в лицах.

http://armor.kiev.ua/army/hist/index.shtml ─ Из военной истории, науки, практики.

http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии

 

В ходе самостоятельной работы по теме необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Промышленная революция и ее глобальные последствия. Формирование индустриального общества. Технический и технологический прогресс.

2. Научная революция XIX столетия. Открытия в области естественных наук. Новые научные проблемы. Основные предметно-содержательные направления научного и научно-технического исследования мира на рубеже XIX –ХХ вв. Становление «неклассической» науки.

3. Развитие науки и техники в России. Вклад российских ученых в мировую науку.

 

В первом вопросе обратите внимание на то, что XIX век ─ век Промышленного переворота. В этом столетии человечество сделало огромный шаг вперед на пути к техническому прогрессу, к либеральной экономической и политической моделям развития. Промышленная революция и начавшаяся затем индустриализация активизировали научные исследования и темпы внедрения результатов в производство. Были сделаны открытия в области естествознания, которые изменили представления о строении материи, пространстве, времени, движении, развитии флоры и фауны, о месте человека в природе, о происхождении жизни на земле; началось формирование современной концепции естествознания.

В промышленном перевороте выделяют 2 этапа:

1-й этап: последняя треть XVIII в. – первая половина XIX в. На этом этапе главным достижением стало появление нового источника энергии ─ парового двигателя. 2-й этап: вторая половина XIX в. ─ конец 30-х гг. ХХ в. ─ завершение промышленного переворота, индустриализация и складывание индустриальной цивилизации. Широкое применение машинного оборудования с силовыми двигателями в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, быту. На смену пару как главному источнику энергии пришло электричество! Складывается монополистический капитализм.

Одним из направлений развития промышленной революции стал технический и технологический прогресс, возникновение крупного машинного производства, химической промышленности, транспортной инфраструктуры, авиации и т.д.

Какие изобретения в области техники и технологии появились в XIX в.?

Обратите внимание на то, что технический прогресс в западных странах был вызван: промышленным переворотом; развитием науки; потребностями капиталистической экономики; складыванием общества массового потребления.

Во втором вопросе, следует обратить внимание на то, что в ХIХ в. метафизическое понимание мира уступило место познанию материального единства мира. Идея всеобщей связи явлений природы превратила естествознание в единую науку о природе, где воедино связаны механика, астрономия, физика, химия и биология. Произвольная дифференциация естествознания уступила место научной дифференциации исходя из особенностей отдельных явлений природы.

Однако, «взрыв научного творчества» - являлся не следствием случая или случайной цепи исследований и открытий, а результатом необходимости решения технических и экономических задач в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. В ХIХ в. наука впервые стала рассматриваться как производительная сила. Процесс фундаментальных открытий и поистине революционных преобразований охватил всю систему наук, т.е. в области естествознания, техники и обществознания.

Рубеж XIX ─ ХХ вв. стал важнейшим периодом в развитии современного естествознания. Это был период революционных открытий в различных областях естественных наук и ломки старых представлений о мире. Революционные научные открытия ─ теория относительности и квантовая механика ─ определили переход от «классической» к «неклассической» или «постклассической» науке. Такое бурное развитие науки, наряду с промышленным переворотом, потребностями капиталистической экономики и складыванием общества массового потребления обусловили стремительное развертывание технического прогресса.

Какие открытия в отраслях естественных наук стали достоянием XIX и первой четверти ХХ вв.? Об этом подробно написано, см: Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ПЕРСЭ, 2003.; Курс лекций по специальному курсу «История науки и техники».//Под общ. ред. Бодровой Е.В., Гусаровой М.Н. М.:МГАПИ, 2006. (http//up4.mgapi.ru).

В третьем вопросе необходимо выделить, что развитие научной мысли в России происходило параллельно с европейскими тенденциями развития науки, мировое признание получили многие открытия российских ученых. Вместе с тем, из-за низкой образованности российского общества, неповоротливости громоздкой государственной машины, феодальных пережитков, неразвитости капиталистической экономики научная мысль в России развивалась медленнее, чем в Европе, сдерживалось развитие технической мысли, по-прежнему многие открытия и изобретения были невостребованными.

Активизация научных исследований форсировало развитие техники.Рост масштабов промышленного производства также выявил необходимость модернизации и разработки новых технических средств и технологий.

Обратите внимание, что технический прогресс в России в 19-начале 20-го веков можно охарактеризовать следующим образом:

− инженерные разработки были связаны с развертыванием промышленного переворота в стране, а затем с начавшейся индустриализацией;

− развитие техники связано с научными достижениями;

− усовершенствование западных изобретений;

− особенности российского капитализма сдерживали развитие технической мысли, по-прежнему многие открытия были невостребованными.

Какие открытия в отраслях естественных наук российских ученых стали достоянием XIX и первой четверти ХХ вв.? Об этом подробно написано, см: Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ПЕРСЭ, 2003.; Курс лекций по специальному курсу «История науки и техники».//Под общ. ред. Бодровой Е.В., Гусаровой М.Н. М.:МГАПИ, 2006. (http//up4.mgapi.ru).

 

Вопросы для самоподготовки:

− Можно ли выделить общие тенденции в исследовательской деятельности российских и европейских ученых в области математики, физики, химии, астрономии и др. науках?

− Какие новые теории и отрасли научного знания возникли в рассматриваемый период? Назовите известные научные открытия в области естествознания?

− Чем был вызван кризис ньютоновской парадигмы классической физической теории? Какие открытия (теории) ознаменовали переход от «классической» к «неклассической» или «постклассической» науке?

− Можно ли утверждать, что в рассматриваемый период происходит окончательная дифференциация науки на естественные и гуманитарные?

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.