Тема 3. Научная революция XVII века. Развитие науки и техники в России в XVII в. При изучении данной темы следует прочитать соответствующий раздел Курса лекций по специальному курсу «История науки и техники».//Под общ. ред. Бодровой Е.В., Гусаровой М.Н. М.:МГАПИ, 2006. (http//up4.mgapi.ru). Рекомендованная основная литература: 1. Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ПЕРСЭ, 2003. С.81-121. 2. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М.: «Архитектура-с», 2006. С.64-69. Рекомендованная дополнительная литература: 1. Арсентьева А.В., Михайлова С.Ю. История науки: Учебное пособие. Чебоксары, изд. Чувашского ун-та. 2003 г. 2. Илизаров С.С. История науки и техники в Москве: Учебно-методические материалы. М.: Янус-К, 2003. 3. Пузырев Н.М. Краткая история науки и техники. Учеб.пособие. Тверь, Тверской ун-т. 2003-2004. 4. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Учебное пособие в 2-х частях. 2-е изд.М.:МГИУ, 2004. INTERNET-ресурсы: http://humanities.edu.ru/db/sect/223/362 ─ Портал Гуманитарное образование http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета http://sci.aha.ru/ALL/g3.htm ─ История техники (основные даты) http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html ─ Возникновение науки. Появление первых научных программ. http://tmn.fio.ru/works/04x/302/INDEX.htm ─ История науки в лицах. http://armor.kiev.ua/army/hist/index.shtml ─ Из военной истории, науки, практики. http://www.alhimik.ru/great/newton.html ─ Великие физики. И. Ньютон. http://www.astronet.ru/db/sect/300000016 ─ История астрономии В ходе самостоятельной работы по теме необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Научная революция XVII века в Европе. Основные этапы и направления развития научной мысли. 2. Развитие техники в России в XVII в. Распространение знаний в России при первых Романовых. В первом вопросе следует обратить внимание на то, начало перехода к Новому временив Европесвязано с Великими географическими открытиями, эпохой Возрождения и религиозной Реформацией. Географические открытия расширили кругозор европейцев, борьба за колонии и сферу влияния стимулировало соперничество европейских держав, и как следствие их развитие. Деятели эпохи Возрождения сформировали новую концепцию человека ─ творца своей судьбы и своего бытия. Именно гуманизм Возрождения способствовал утверждению в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости и свободы научного поиска. Именно в эпоху Возрождения возникла и впоследствии утвердилась новая гелиоцентрическая картина мира. Религиозная Реформация не только значительно ослабила влияние церкви на общественную жизнь, но и способствовала формированию новых этических ценностей формирующегося буржуазного общества. XVII век стал временем значительных научных открытий, а с именем Ньютона связано начало становления классической науки. Следует подчеркнуть, что XVII столетие – важнейший этап в развитие научного познания. С этого века начинается процесс утверждения науки в качестве доминирующей формы постижения бытия. В умах людей утверждается представление о познаваемости мира, о возможности постичь законы, которые им управляют. Рождается (своего рода) вера в безграничные возможности науки. Выдающиеся научные достижения преобразовывают мир, это подкрепляет веру в науку! Наука предстаёт в виде главной производительной силы общества. Уже с конца XVI в. начался процесс постепенного сближения практических знаний, накопленных в ремесле, с научными представлениями о природных процессах. На этой основе формируется особый социальный слой технической интеллигенции. Начало эпохи науки связывают с коперниковской революцией, с утверждением новой гелиоцентрической картины мира. Однако подлинное научное переосмыслением мира связано с деятельностью Галилея. «Научная революция» XVII века представлена именами Г. Галилея (1564-1642), И. Кеплера (1571-1630), Р. Декарта (1596-1650), И. Ньютона (1643-1727). В XVII веке были созданы первые научные сообщества нового типа: Лондонское королевское сообщество (1662) и Французская королевская академия наук (1666), функционирующие и по настоящее время. При рассмотрении второго вопроса следует понимать, что отставание от Запада было, по-прежнему, значительным. В Европе действовали университеты, развивался рынок, появились мануфактуры, буржуазия была организованным сословием. Европейцы активно осваивали новые земли и континенты. Науки в Российском государстве, как таковой, еще не было, полностью господствовало религиозное мировоззрение во всех сферах жизни и среди всех слоев населения. К распространению научных знаний церковь относилась крайне отрицательно. Хотя с другой стороны, нельзя сказать, что Россия полностью оказалась в стороне от магистральных путей развития европейской цивилизации. XVII век – это начало процесса секуляризации (обмирщения) российской культуры и общественной жизни; влияние церкви постепенно падает. В этом русле следует рассматривать основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской Академии – первого высшего учебного заведения в России, сыгравшего значительную роль в формировании светского образования и науки. Второе проявление процесса секуляризации – это активное развитие географических знаний, связанное с экспедициями русских землепроходцев в Сибирь: В. Пояркова и Е. Хабарова в Приамурье (1640-е гг.), С. Дежнева и Ф. Попова на Анадырь и Камчатку, открытие пролива между Азией и Америкой (1648-49 гг.), экспедиция В. Атласова на Камчатку и Курильские острова (1697-99 гг.). Итогом этих экспедиций явилось составление географических карт Сибири и всей России в целом, что несомненно имело общемировое значение. Третье проявление секуляризации – это составление первых рукописных учебников с основами математики и физики («Цифирная счетная мудрость», «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А. Михайлова и др.). Таким образом, со 2-ой пол. XVII в. Россия стала идти по примеру развитых стран Запада начался процесс секуляризации культуры и формирование научного рационалистического мировоззрения. Однако процесс этот к концу XVII в. находился только в самом начале. Наука, как особый способ познания окружающего мира, еще не сформировалась, а ее зачатки (знания из области математики и физики) носили исключительно прикладной характер, теоретических фундаментальных исследований не велось. Вопросы для самопроверки: − Как эволюционировала гелиоцентрическая концепция мироустройства от в XVII в. в научных трудах Ньютона, Галилея, Кеплера? − Почему исследовательская деятельность известных ученых XVII столетия была, своего рода, «многопрофильной»? − Почему именно в XVII в. возникли практически одновременно волновой и корпускулярный принципы распространения света? − Почему в XVII в. самодержавная власть, так остро нуждавшаяся в образованных людях, противилась их появлению? |