МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1. Введение в учебный курс «История науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника Античного мира.





Московский государственный университет приборостроения и информатики

Кафедра истории уп-4

Утверждаю

 

Зав. кафедрой _________________

«______»___________200 г.

Для студентов ___курса факультета ____

специальностей______________________

 

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

История науки и техники

Обсуждены на заедании кафедры

(предметно-методической секции)

«____»______________200 г.

Протокол №__________________

 

 

Москва, 200___ г.

Составитель доц. к.и.н. Гусарова М.Н.

 

В методических указаниях по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История науки и техники» акцентировано внимание на отдельных наиболее сложных вопросах курса, представлен перечень рекомендуемой литературы и источников.

 

Предназначены для студентов, изучающих курс «История науки и техники». Рекомендованы в качестве методических указаний для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачету.

 

 

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История науки и техники» /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Гусарова М.Н. М., 2007. 30 с.


Содержание

Тема 1. Введение в учебный курс «История науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника Античного мира. 4

Тема 2. Научное знание и технические достижения средневековой Европы, арабского Востока и Византии. Научные и технические знания в Киевской Руси, в период формирования и укрепления Российского государства (Х-XVI вв). Наука и техника эпохи Возрождения. 8

Тема 3. Научная революция XVII века. Развитие науки и техники в России в XVII в. 13

Тема 4. Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения. Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в. 16

Тема 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти ХХ вв.) Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале ХХ веков: развитие науки и образования. Европейское признание российской науки. 19

Тема 6. ХХ век и научно-техническая революция. Технический и технологический прогресс в конце ХХ – начале ХХI вв. Глобализация мирового развития и новые задачи науки. 23


Тема 1. Введение в учебный курс «История науки и техники». Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. Наука и техника Античного мира.

 

При изучении данной темы следует прочитать соответствующий раздел Курса лекций по специальному курсу «История науки и техники».//Под общ. ред. Бодровой Е.В., Гусаровой М.Н. М.:МГАПИ, 2006. (http//up4.mgapi.ru).

 

Рекомендованная основная литература:

1. Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ПЕРСЭ, 2003. С.5-15, 19-48.

2. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М.: «Архитектура-с», 2006. С.50-52.

 

Рекомендованная дополнительная литература:

1. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т.Т.1.: Учеб. по спец. «История». 2-е изд., испр. и доп. ─ М.: Высшая школа, 2001. С.84-120.

2. История. Учеб. пособие для вузов //Под ред. В.А. Шаповалова. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. С.90-98.



3. Немировский А.И. История Древнего мира. Античность: Учеб. для студентов высш. учебн. заведений: В 2 ч.М.: ВЛАДОС, 2000, Ч.1., С.19-44, 414-445.

 

INTERNET-ресурсы:

http://humanities.edu.ru/db/sect/223/362 ─ Портал Гуманитарное образование

http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета

http://sci.aha.ru/ALL/g3.htm ─ История техники (основные даты)

http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html ─ Возникновение науки. Появление первых научных программ.

 

В ходе самостоятельной работы по теме необходимо акцентировать внимание на следующих вопросах:

1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения науки. Периодизация истории науки.

2. Техника: рождение, основные этапы развития. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.

3. Наука в эпоху философии. Технические достижения античного мира.

 

При рассмотрении первого вопроса студент должен понимать, что в современном осмыслении науки: наука - это сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Большинство мнений сходится в том, что наука как форма общественного сознания и часть культуры появилась в Древней Греции в VI - IV вв. до н.э. Греками был создан механизм для получения новых знаний и греческая наука, прежде всего математика, с самого начала пошла путем строгого доказательства математической теоремы. Появления науки именно в Древней Греции связывают с архаической революцией (первая треть 1 тысячелетия до н.э.). Появление частной собственности, товарного производства, ориентированного на рынок, отсутствие сильной централизованной власти, классическое рабство, новых политических, правовых и иных институтов, - вот причины революции в сознании, культуре, причины появления науки. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию.

Умение мыслить понятиями, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли – великое завоевание древних греков – «наблюдателей мира». Невозможно без этого представить великие достижения математики и философии – планиметрию Гиппарха и геометрию Евклида. Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону- неприятие эксперимента как метода познания. Экспериментальное естествознание возникало лишь в Новое время.

Древнегреческие философы пытались ответить на вопрос: что лежит в основе мира и является его первоначалом из которого все возникает и в которое со временем все возвращается? Древние греки дали ответ и на вопрос, как возможно познать мир. Бытие познается только разумом и не в коем случае не чувствами. Ответы на эти вопросы дали возможность сформулировать первые научные программы, или парадигмы.

Этапы развития науки можно соотнести с основными историческими периодами:

первый период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество»; развитие такого общества определялось развитием техники.

второй период – это период после промышленной революции, «индустриальное общество»; в таком обществе высока роль науки и техники.

третий период - это период формирования технотронного общества; для нового типа общества характерно массовая компьютеризация производства, развитие наукоемких и свертывание традиционных отраслей производства, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, рост сферы услуг, повышение качества жизни, а также функциональные изменения в самой науке.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на то, что техника гораздо старше науки, т.к. она возникла около двух миллионов лет назад и долгое время развивалась самостоятельно. Уже самые древние люди умели делать простейшие технические приспособления. Ремесло, изготовление и применение оружия, использование колеса, лопаты, плуга лодки, силы животных, паруса и огня ─ мы обнаруживаем технику во все времена, доступные нашей исторической памяти. Так, в великих культурах древности высокоразвитая механика позволяла перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины.

Эволюцию технической мысли также следует соотнести с основными этапами развития человечества.

Долгое время техника оставалась в рамках того, что было сравнительно соразмерно человеку, доступно его обозрению. Все, что делалось, производилось мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды и не выходило за пределы естественной среды человека.

С конца XVIII в. все изменилось. Были открыты машины, которые автоматически производили продукты потребления. То, что раньше делал ремесленник, стала делать машина.

Возникла необходимость изобрести такие машины, силою которых работали бы машины, производящие продукты. Поворотным пунктом стало создание парового двигателя (в 1776 г.). Вслед за паровым двигателем появился вскоре электрический (динамомашина в 1867 г.). Полученная из угля или силы воды энергия направлялась повсюду, где в ней нуждались. В распоряжении человека оказалась сила, которую, как сначала казалось, можно увеличивать до бесконечности.

Стремительным стало развитие техники в XIX и, особенно, в ХХ вв.

Конечно же, подобное развитие техники было обеспечено эволюцией естественных наук. Речь идет, прежде всего, о физике и химии. Они дали нужное знание и открыли возможности, немыслимые в рамках прежней механики. Развитие машиностроения было бы невозможно без дифференциального и интегрального исчисления, поэтому начало использования высшей математики в технических расчетах можно считать рождением профессии инженера и конструктора.

Таким образом, наука и техника неразрывны на протяжении всей истории человечества. В наши дни наука является непосредственной производительной силой и без научных исследований невозможно создание образцов новой техники.

Древнейшие цивилизации, научными центрами которых стали Египет, Шумер, Вавилон, Индия и Китай, накопили огромный практический опыт естествознания, фактические знания о природе. Появились механизмы хранения и передачи информации – письменность и системы счисления; появились первые средства измерения времени и параметров пространства. Важнейшие сведения были в области астрономии, математики, геодезии. Обратите внимание на следующие крупнейшие технические достижения Древнего Востока: освоение ирригационного земледелия, плавки металлов; появился гончарный круг для изготовления глиняной посуды и специальные печи для ее обжига.

При изучении третьего вопроса обратите внимание на то,что выделяют 4 основных этапа античной науки: ионийский (VI в до н.э.); афинский (480-330 гг. до н.э.); александрийский (эллинский период); древнеримский (1 в. до н.э. – 4 в. н.э.). Каждый из этапов отмечен деятельностью известных философов, математиков и механиков времен античности.

Древнегреческие философы пытались ответить на вопрос: что лежит в основе мира и является его первоначалом из которого все возникает и в которое со временем все возвращается? Древние греки дали ответ и на вопрос, как возможно познать мир. Бытие познается только разумом и не в коем случае не чувствами. Ответы на эти вопросы дали возможность сформулировать первые научные программы, или парадигмы. Они отличались друг от друга, прежде всего, ответом на вопрос, что лежит в основе мира.

Обратите внимание, что древнеримским этапом завершается античный период развития естествознания. Прежде всего, это завершение создания обоснованной концепции устройства мира Клавдием Птоломеем. Совместно с учеными Мусейона им была создана теория эпициклов. По этой теории Земля находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющие одна другую. Вместе с этими сферами по сложным эпициклам движутся Солнце и планеты. За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Вплоть до Нового времени труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» («Magiste syntaxis») был главным руководством по астрономии.

Следует понимать, что появления науки именно в Древней Греции связывают с архаической революцией (первая треть 1 тысячелетия до н.э.). Появление частной собственности, товарного производства, ориентированного на рынок, отсутствие сильной централизованной власти, классическое рабство, новых политических, правовых и иных институтов, - вот причины революции в сознании, культуре, причины появления науки. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию.

Вопросы для самоподготовки:

− Можно ли говорить об эволюции определения науки? Как определяли науку в древности, средние века, новое время, на современном этапе?

− Какие еще можно предложить варианты периодизации истории науки?

− Возможен ли переход от эпохи науки к эпохе морали?

− Какие можно выделить общие стадии технического становления (развития) в Египте, Шумере, древних государствах Индии и Китая, земледельческих цивилизациях американского континента?

− Какие открытия в области техники в античный период способствовали в будущем развитию естествознания?

Тема 2. Научное знание и технические достижения средневековой Европы, арабского Востока и Византии. Научные и технические знания в Киевской Руси, в период формирования и укрепления Российского государства (Х-XVI вв). Наука и техника эпохи Возрождения

 

При изучении данной темы следует прочитать соответствующий раздел Курса лекций по специальному курсу «История науки и техники».//Под общ. ред. Бодровой Е.В., Гусаровой М.Н. М.:МГАПИ, 2006. (http//up4.mgapi.ru).

 

Рекомендованная основная литература:

1. Соломатин В.А. История науки. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ПЕРСЭ, 2003.С.49-80.

2. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М.: «Архитектура-с», 2006. С.53-56.

 

Рекомендованная дополнительная литература:

1. Португальцев Р.М. Первые и впервые. Военная история Отечества.М.: «Проспект - АП», 2005. С.6-9, 21, 91.

2. Дажина В.Д. Тайнопись мастера Леонардо//В мире науки, №3, 2006, С.75-83.

 

INTERNET-ресурсы:

http://humanities.edu.ru/db/sect/223/362 ─ Портал Гуманитарное образование

http://abursh.sytes.net/hist1/Lec/Histsci.htm ─ История науки и техники. курс лекций Уральского государственного технического университета

http://sci.aha.ru/ALL/g3.htm ─ История техники (основные даты)

http://www.rus-lib.ru/book/27/25/042-066.html ─ Возникновение науки. Появление первых научных программ.

http://tmn.fio.ru/works/04x/302/INDEX.htm ─ История науки в лицах.

http://armor.kiev.ua/army/hist/index.shtml ─ Из военной истории, науки, практики.

 

В ходе самостоятельной работы по теме необходимо акцентировать внимание на следующие вопросы:

1. Научное знание и технические достижения человечества в Средние века.

2. Научно-технические достижения Эпохи Возрождения.

3. Научные и технические знания в Киевской Руси, в период формирования и укрепления Российского государства (Х-XVI вв).

 

При рассмотрении первого вопроса следует понимать, что Средние века входят в эпоху религии. Доминирующей формой постижения бытия являлась религия.

Наука и религия – это две формы постижения бытия. Наука и религия необходимы друг другу для того, чтобы более глубоко понять этот мир. Они должны дополнять, поддерживать друг друга. Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Наука без религии ущербна, религия без науки — слепа».

Но, в эпоху Средних веков между наукой и религией было много противоречий. Вернее, возникали эти противоречия между носителями научного знания и религиозной веры — учеными и представителями церкви. Нередко это противостояние доходило до серьезных конфликтов.

Вместе с тем, религия создавала условия для согласия в обществе, обеспечивала его стабильность. Религиозное воспитание способствовало формированию высокой нравственности, идеалов добра и справедливости. Церкви и монастыри являлись проводниками грамотности и образования. Чтение и переписывание ученых книг были обязательным занятием в монастырях. Значительное научное наследие создавалось и сохранялось в монастырских библиотеках. Монастыри обменивались рукописными книгами. Ученые монахи переводили тексты древних рукописей, обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. К тому же многие ученые того времени Готтфрид Лейбниц, Рене Декарт, Кеплер, Роберт Бойль и Исаак Ньютон, (они были современниками или последователями Галилея) были глубокими и искренними религиозными мыслителями. Они не находили противоречия между наукой и религией. В своем научном поиске они стремились лучше познать творение Бога.

Анализируя развитие научной мысли в период средневековья в Европе, в Византии и на Арабском Востоке следует понимать, что значительных прорывов не было, фундаментальных теорий создано не было. Огромная роль религии в обществе обеспечила церкви монополию на ученость и образование. Религиозное мировоззрение стало основой для формирования политических, правовых, экономических концепций. Так, византийские ученые – энциклопедисты Иоанн Дамаскин и Михаил Пселл в качестве главной из наук называли богословскую науку.

Византия была прямой наследницей греко-римского мира и эллинистического Востока. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя (Византия) существовала еще около тысячи лет (до 1453 г.). Многие столетия Византия стояла впереди стран средневековой Европы как центр высокой культуры, средоточие знаний. Византия сохранила устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление. В стране господствовала христианская религия в ее православном исповедании.

Обратите внимание, что науку византийцы понимали как чисто умозрительное знание в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. Науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание, а практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и юриспруденция.

Развитие научных знаний в Византии связано с деятельностью Иоанна Дамаскина, Льва Математика, Варлаама Калабрийского.

Арабским ученым удалось систематизировать знания античного мира и придать им более рациональный характер. Прежде всего, это касается математики и астрономии. Развитие астрономии стимулировало развитие математической науки. Существенное развитие у арабов получила алгебра как метод оперирования с неизвестными величинами и тригонометрия (они использовались в астрономии и геодезии).

Важно обратить внимание на то, что религиозная замкнутость средневековой Европы и исламского Востока не мешала распространению и обмену знаниями. Важными были открытия, сделанные в области оптики арабским ученым Ибн-ал-Хайтаном (965-1020 гг.), который в своей работе рассмотрел теорию отражений зеркалами различной формы, теорию преломления света. На Западе Ибн-ал-Хайтан известен под именем Альхазен.

Развитие науки в Европе в Средние века испытало на себе господство религиозного мировоззрения. Например, математик из Оксфорда Томас Брадвердин, будучи теологом, уподобил местонахождение христианского Бога до сотворения мира пустому геометрическому пространству. Таким образом, весь процесс деяний Бога мог быть выражен математическими закономерностями, а сами деяния становились зримым выражением его воли. Через математические закономерности можно было распознать вечные модели и первоосновы мира, которым соответствовали явления земной природы, а также понять красоту божественного творения.

Обратите внимание, что в период европейского средневековья очень многие изобретение (например, водяного и ветряного двигателя, механических часов, компаса, пороха, бумаги и др.) оказали влияния на развитие науки в дальнейшем.

 

При изучении материалов по второму вопросу обратите внимание на то, что Эпоха европейского Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. «Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) ─ возврат к ценностям античного мира. В этот период происходит возрождение огромного интереса к античной философии, к античным религиозным и оккультным учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Родина Возрождения ─ Италия. Термин «Возрождение» появился в 15 веке. Теоретическое обоснование Возрождение получило в трудах Джорджо Вазари (итальянского живописца, архитектора и писателя XVI столетия).

Деятели эпохи Возрождения или (как они себя называли) гуманисты верили, что они формируют новую эпоху, с новым укладом жизни и возрожденными ценностями античного мира.

Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия. Именно гуманизм Возрождения способствовал утверждению в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости и свободы научного поиска.

В эпоху Возрождения блестящее развитие получает литература и изобразительное искусство (живопись, скульптура).

Искусство оказалось вплетено во все сферы человеческой жизни. Огромное влияние оказало искусство и на развитие науки. Наука в эпоху Возрождения становится активной, творческой. Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый ─ профессии, в эпоху Возрождения часто неразделимые!

Обратите внимание на то, что в наивысшей степени все эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве Леонардо да Винчи. Мир его интересов не поддается одномерному определению. Его влекли не только архитектура, скульптура и живопись. Он не с меньшим увлечением изобретал невиданные машины, замысловатые конструкции, придумывал невероятное оружие и музыкальные инструменты, проектировал мосты, фортификационные сооружения, каналы. Он соединил науку, технику и искусство в практических целях.

Создание гелиоцентрической модели устройства мира ─ важное научное и мировоззренческое событие Эпохи Возрождения. В первой половине XVI в. Николай Коперник опроверг Птоломеевскую концепцию. Однако, к гелиоцентрической модели устройства мира Коперник пришел под сильным влиянием чувства гармонии, чем в ходе научных изысканий. Для него, убежденного в простоте, разумности природы, система Птоломея выглядела совсем негармоничной, очень сложной, какой-то нагроможденной.

Результатом его сомнений стало создание новой концепции мироустройства. Гелиоцентрическая картина мира с доказательствами была изложена им в труде «О вращениях небесных сфер».

Дальнейшее развитие и научное обоснование концепция Н. Коперника получила в трудах И. Кеплера, Г. Галилея и И. Ньютона.

 

При подготовке к ответу на третий вопрос обратите внимание на то, что важной вехой в истории Киевской Руси и всей отечественной истории стало принятие в качестве официальной религии православного христианства в 988 г. Принятие веры из Византии, способствовало тому, что на Русь пришли и традиции византийской государственности, и византийское искусство, и византийское ремесло. Церковь стала основным проводником греческой образованности в русском обществе. Развитие научных познаний в Киевской Руси тесно переплетено с развитием культуры. Развитие книгопечатания, зодчества, ремесла, образования ─ это показатели и культурного и научного развития Киевской Руси.

В Киевской Руси через переводную литературу русские люди были знакомы с научными представлениями окружающего мира, было много грамотных и образованных (в целом) людей, открывались и действовали школы. Развивалась техника строительства храмов и иных сооружений, военных укреплений (здесь нужно было оперировать точными расчетами, знать механику). Вместе с тем, научных школ создано не было; развитие знаний носило исключительно практический характер.

В конце 15 ─ начале 16 вв. было создано российское централизованное государство. Однако произошло только политическое объединение русских земель. Не было единого экономического пространства, четкой социальной структуры, единого правового пространства. Централизация была довольно слабой. Да и само государство складывалось как государство самодержавное, служилое, крепостническое и православное. После правления Ивана Грозного Московское царство еще больше напоминало восточную деспотию, нежели европейское государство. Отставание от Запада было значительным. В Европе действовали университеты, развивался рынок, появились мануфактуры, буржуазия была организованным сословием. Европейцы активно осваивали новые земли и континенты.

 

Вопросы для самоподготовки:

− Можно ли выделить общие тенденции в развитии научной мысли в средние века в Европе, на арабском Востоке и в Византии?

− Почему университеты возникли именно в Европе? Были университеты в Киевской Руси?

− Что такое алхимия? Можно ли считать алхимию «псевдонаукой»?

− Какие отрасли научного знания развивались в средние века?

− Почему стало возможным появление новой гелиоцентрической картины мира взамен Птоломеевской геоцентрической?

− Какие направления естествознания развивались в XIV-XVI вв.?

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.