МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Финансирование Консультативного пункта





4.1. Образовательные услуги финансируются за счет средств муниципального бюджета, затраты на содержание и развитие материальной базы несет учредитель Учреждения, на базе которого создан Консультативный пункт. Дополнительные платные образовательные и другие услуги оплачиваются родителями (законными представителями) в установленном порядке.

4.2. Консультативный пункт с бюджетным финансированием открываются по решению учредителя.

4.3. Консультативный пункт на самоокупаемости может открываться по приказу руководителя Учреждения.

 

ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА

 

Краткий экскурс в историю вопроса

Игра является основной деятельностью ребенка, и создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) позволяет расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного возраста (взрослыми и детьми). Это помогает решению проблемных ситуаций, которые, так или иначе, возникают в детско-взрослом сообществе.

В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение специальных программ Центра игровой поддержки ребенка позволит приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада. Для детей при переходе от одного сообщества в другое посещение временных групп для специально организованных игр также поможет более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации. Специальные программы помогут формированию социальных, игровых, учебных навыков, что является дополнительным условием для осуществления более эффективного перехода детей 6-7 лет из дошкольного детства к школьному обучению.

Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами может помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями. Специалисты Центра игровой поддержки ребенка, работая по технологиям личностно-ориентированного подхода, помогут решению возникших проблем.

Цели и задачи ЦИПР

Данная форма дошкольного образования поможет осуществить переход к современным образовательно-воспитательным технологиям и расширить возможности дошкольного учреждения в работе с детьми и их семьями.

Центр игровой поддержки ребенка служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для проведения коррекционных занятий с дошкольниками и программ социализации. В учреждении оборудуется отдельное помещение, в котором выделяются специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста. ЦИПР служит также в качестве пространства для формирования разновозрастных групп временного пребывания под определенные воспитательно-педагогические задачи.



Оборудование и игровой материал

Ниже приводиться примерный список оборудования и игрушек, которые могут использоваться детьми для игр и специалистами для проведения индивидуальных и групповых занятий с ними.

Материальная база ЦИПР включает в себя следующие разделы:

- Оборудование для развития общих движений

- Игрушки для развития движений рук и ручных навыков

- Игрушки для развития тактильного восприятия

- Игрушки и средства для развития зрительного восприятия

- Игрушки для развития слухового восприятия

- Игрушки для развития мышления

- Игрушки для развития речи и языка

- Игрушки для социально-эмоционального развития

- Материалы для изобразительного творчества

- Средства для музыкального развития

- Книги для детей

- Книги для родителей

- Видеокассеты с записями игровых сеансов

- Медиатека

Организация среды

Пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:

- центр сюжетно-ролевых игр (“больничка”, “парикмахерская”, “магазин”, “комната”, “кухня” и т.д.)

- центр активных игр (спортивные модули, мячи, маты)

- центр релаксаций (сенсорная беседка, полотна, коврики, домики – палатки, качели)

- центр игр с песком и водой, природным материалом

- центр интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)

“строительные” центры (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности)

- центр игр по развитию мелкой моторики

- музыкальная центр (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке)

- центр для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т.д)

Специалисты

Специфика работы Центра игровой поддержки ДОУ подразумевает наличие ряда специалистов: психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования.
В ЦИПРе может находиться социальный педагог, он организовывает детей на самостоятельную игру, организовывает групповые занятия. Его роль зависит от тех ситуаций, которые могут возникать с процессе работы с детьми и от возраста детей. Он может выступать организатором игровой среды, наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре, посредником, инициатором игры.

Психологом и социальным педагогом организовываются и проводятся коррекционные занятия для детей, нуждающихся в них. Психологом создается специальная коррекционная программа на каждого ребенка, нуждающегося в коррекции, им проводится целенаправленная работа с родителями. В расписание включаются игры, корректирующие поведение ребенка, как индивидуальные, так и групповые.

Учитель-логопед создает речевую среду с целью обучения коммуникативным и когнитивным навыкам. Создает условия для вызывания речевой активности и стимулирования речи детей.

Педагог дополнительного образованияпроводят занятия по дополнительным образовательным курсам,организовывают досуговую и клубную деятельность детей и их родителей.

Специалисты организуют наблюдение за детьми во время игровой и образовательной деятельности, ведут карточки развития ребенка, где отражается динамика развития тех или иных навыков. Содержание карточки развития включает в себя отражение несколько направлений:

- физическое развитие

- общение и развитие речи

- социальное развитие и игра

- самостоятельность и независимость

- поведение

В условиях отсутствия в штатном расписании специалистов работу с детьми и родителями в ЦИПРе осуществляет педагог либо педагоги (исходя из численности воспитанников и возможностей образовательного учреждения), освобожденные либо закрепленные за организацией работы ЦИПР.

 

Организация занятий и формирование групп

Индивидуальные занятия с ребенком

Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать подобную поддержку и помощь ребенку.

Цели индивидуальной игротерапии:

- создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение и себя);

- создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов;

- выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения;

- подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;

- содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.

Групповые занятия

Цели групповых занятий – обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания и др.) В этих занятиях большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность детей. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми.

Формирование групп может осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 20 человек.

Возможна реализация трех основных моделей групповой работы: педагогической группы, группы социализации, группы интеграции.

Целью педагогической группы является обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания, речевым).

Целью группы социализации является оказание помощи детям в решении ситуаций, связанных с возрастными кризисами, социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения во взросло-детском сообществе).

Группа интеграции может функционировать как любая из перечисленных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать необходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.

На территории Центра игровой поддержки могут формироваться временные разновозрастные группы (в рамках любой модели)дошкольников, что позволит решать ряд существенных вопросов, связанных с развитием детей.

Нам представляется важным создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нем уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.

Традиционно в детском саду ребенок имеет возможность посещать группу, где собраны дети одного возраста, поэтому круг его взаимодействий ограничен зачастую только взрослыми и сверстниками. Разновозрастная группа расширяет возможности социализации ребенка и создает дополнительные условия для личностного роста. Среди детей разного возраста ребенок сможет последовательно и гармонично переживать свое взросление. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимать, каким будет через год. Старшие получают возможность опекать младших, помогая им в разных игровых и бытовых ситуациях. Младшие при этом также получают возможность расширять свои социальные навыки. Ребенок получает такой опыт взросления, творчески повторяя действия детей старшего возраста.

В свободной игре младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Во время организованных игр старшие дети могут брать на себя роль ведущих. Во время подвижных игр старшим необходимо быть не только быстрыми и ловкими, но и терпеливыми и великодушными к малышам. Игры, таким образом, выступают как фактор, формирующий социальное поведение детей.

Немаловажен еще один психологический аспект личностного развития ребенка в разновозрастной группе – это возможность изменяться. Порой, ребенку, оказавшись в какой-либо социальной группе, бывает трудно сломить сложившиеся стереотипы межличностных отношений. Так может получиться, что он приобрел один из статусов в группе - “звезды” или “изгоя”, “стеснительного” или “выскочки”. Находясь в одной и той же однородной среде, порой ситуативные проявления поведения ребенка могут закрепиться в черту характера, “помогая” ребенку испытывать психологический дискомфорт. Меняя же время от времени среду контактов, находя себе партнеров по играм и общению, ребенок может найти выход из проблемных ситуаций. При постоянно меняющихся и мигрирующих социальных контактах ребенку достаточно удобно “примерять” различные формы поведения. Ориентируясь при этом на реакцию окружения и закрепляя социально одобряемые формы поведения, отказываясь от неодобряемых. При помощи психолога и социального педагога ребенок может скорректировать свое поведение и повысить самооценку. В группе сверстников чаще всего имеет проявление соперничества, соревновательности. В разновозрастной группе проще установить отношения помощи и поддержки. И в ситуации совместных игр и занятий дети имеют возможность расширять собственную “зону ближайшего развития”, используя момент творческого подражания, ведь дети быстрее обучаются друг у друга.

Игровые сеансы

Специалисты ЦИПР проводят игровые сеансы для сотрудников учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста. Также игровые сеансы проводятся для родителей в качестве консультации. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка. Игровые сеансы также могут помочь выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между родителями и специалистами.

Занятия могут проводиться как по традиционной, так и по современной модели.

Традиционная модель

Основные характеристики:

1. Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.

2. Используются специальные подсказки и подкрепления, а также частая прямая оценка успехов ребенка.

3. Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.

4. Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.

Данная модель оказывается наиболее эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Специфика. “Правила игры” здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. “Образец для подражания” для детей и родителей – это специалист. Руководит процессом ведущий, все внимание которого направлено в основном на детей, а маме отводиться роль помощника, выполняющего инструкции специалиста. Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.

Современная модель

Основные характеристики:

1. Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.

2. Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы специалистов.

3. Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.

Специфика. В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с удовольствием. Данная модель позволяет взрослым (педагогам и родителям) быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.

Организация групповой работы по данной модели предполагает:

- создание безопасной атмосферы;

- время для свободной игры;

- знание этапов развития ребенка;

- партнерские взаимоотношения.

Преимущества:

У детей имеется больше возможностей для развития вербальной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.

Дети раннего возраста раньше начинают говорить.

Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в детском саду.

Взаимодействие между ребенком и взрослым оптимизируется, развивается способность лучше понимать друг друга и получать радость от взаимного общения.

Время посещения (режим работы)

Дети могут посещать ЦИПР как в определенное время (по расписанию), так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с руководителем структурного подразделения. Составляется расписание индивидуальных и групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных игровых сеансов, досуговых мероприятий, занятий по дополнительным образовательным курсам.

Работа с родителями

Специалистами ЦИПР организуется работа с родителями:

- встречи и беседы родителей со специалистами;

- родительские семинары;

- консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств;

- анкетирование для получения обратной связи от родителей ;

- проведение семейных игровых сеансов;

- организация выпуска родительской газеты;

- совместная с родителями организация досуговых мероприятий;

- организация библиотеки и видеотеки для родителей.

В ниже приведено примерное Положение о Центре игровой поддержки, где определен возрастной ценз воспитанников ЦИПР от 1 года до 3 лет. Опыт работы коллектив МДОУ центра развития ребенка – детского сада показывает возможность и целесообразность расширения данного возрастного ценза от 6 месяцев до 7 лет.

 

 

Приложение № 1

к приказу управления

образования и науки области

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о Центре игровой поддержки ребенка

 

Общие положения

1.1.Настоящее Примерное положение регламентирует деятельность Центров игровой поддержки ребенка в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (далее - ЦИПР).

1.2. ЦИПР осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет, на основе методов организации игровой деятельности.

1.3. ЦИПР является структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

1.4. Настоящее положение регулирует деятельность ЦИПР, функционирующих в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ).

1.5. ЦИПР являются одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.