Организация работы консультативного пункта Консультации для родителей проводят специалисты : Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе - Долгова Наталия Николаевна, старшая медицинская сестра - Неудахина Валентина Владимировна, учитель-логопед - Рыбальченко Наталья Игоревна, педагог-психолог - Назарова Екатерина Николаевна Часы работы: Понедельник: 9.00 - 13.00 Среда: 9.00 - 13.00 Четверг: 15.00 - 19.00 Цель: Оказание всесторонней помощи родителям детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях семьи по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Педагогическое просвещение родителей. Задачи: 1. Знакомство с особенностями психического и физического развития детей на разных возрастных этапах. 2. Знакомство с современными системами семейного воспитания. 3. Пропаганда здорового образа жизни. 4. Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям . 5. Повышение правовой и педагогической культуры родителей. Стратегия: 1. Составление плана работы консультативного центра. 2. Изучение потребностей родителей. 3. Определение эффективных форм и методов работы с родителями и детьми. 4. Разработка документации и обеспечение нормативной документацией. Документация консультативного пункта В Консультативном пункте как структурном подразделении образовательного учреждения должны быть следующие основные документы: - положение о структурном подразделении «Консультативный пункт» образовательного учреждения (наименование); - перспективный план работы подразделения; - годовой план работы подразделения; - правила внутреннего распорядка; - базовые программы; -должностные инструкции сотрудников; - графики работы сотрудников; - график работы подразделения; - годовые отчеты о работе подразделения; - книга отзывов о работе подразделения. Документы специалиста КП: 1. Должностная инструкция 2. График работы 3. Годовой план работы 4. Календарный план работы 5. Программы 6. Расписание занятий 7. Журнал учета проведенной работы 8. Аналитический отчет о работе за год 9. Статистический отчет о работе за год Документы на ребенка: • Регистрационный лист • Анкета для родителей • Анамнез • Договор с родителями · Протоколы проведенных обследований (первичного, повторного, пролонгированного, итогового) • План индивидуальной, групповой работы • Заключения специалистов (по профилю и общее) Работа с детьми и родителями, находящимися на сопровождении в Консультативном пункте С родителями или лицами их заменяющими, которые будут посещать игровые сеансы, проводится беседа о правилах работы КП, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор. Родители имеют право посещать индивидуальные игровые сеансы КП, наблюдать за игрой детей, задавать вопросы специалистам. Периодически педагог-психолог беседует с родителями для обмена информацией о ребенке, его проблемах и достижениях. Проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе Консультативного пункта, достижениях своих детей. Родители и педагоги полностью согласуют свои действия в отношении детей, посещающих Консультативный пункт. Занятия проводятся в форме игровых сеансов (групповых (или) и индивидуальных). Профессиональная деятельность педагога психолога в рамках Консультативного пункта для родителей (составление индивидуальных развивающих программ) Предметом работы педагога-психолога Консультативного пункта является состояние психологического здоровья детей, ставших субъектам конкретной образовательной среды. Активное профессиональное взаимодействие со всеми остальными субъектами этой образовательной среды (родителями, педагогами, администрацией образовательного учреждения и др.) рассматривается педагогом-психологом как необходимое условие и средство, обеспечивающее психологическое благополучие и психологическую безопасность детей. Содержание и направленность видов работы педагога-психолога определяются конкретным их положением в рамках той образовательной системы, к которой они реально относятся. В частности, консультирование в рамках практической психологии образования определяется целями и задачами Консультативного пункта; его направленность, форма, содержание и результат определяются целями и задачами данной сферы жизни ребенка. Психопрофилактика как системообразующий вид деятельности педагога-психолога Консультативного пункта, а соответственно, и консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога образования, имеют превентивный характер и заключаются в выполнении специальных действий, направленных на предупреждение состояния психологического неблагополучия личности. О состоянии психологического здоровья в целом можно судить по ряду наиболее значимых характеристик развития ребенка. В нижеприведенной таблице показаны параметры развития, выступающие в качестве критериев психологического благополучия ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах: Период развития | Значимые характеристики развития | Младенчество | характер непосредственного общения со взрослыми; особенности эмоциональных реакций; уровень физической самостоятельности (овладение манипулятивной деятельностью, навыки передвижения и ориентировки в пространстве и т. п.); особенности перцептивной сферы; индивидуально-типологические характеристики. | Раннее детство | уровень овладения речевой деятельностью; степень освоения активной речи; уровень освоения предметной деятельности; особенности освоения игровой и продуктивной деятельности; характерные признаки общения со взрослыми и сверстниками; уровень овладения собственным телом; особенности когнитивных процессов; индивидуально-типологические особенности. | Преддошкольное детство | степень овладения сенсорными эталонами; особенности мотивации и освоения игровой и продуктивной деятельности; характерные свойства самосознания; уровень овладения средствами общения со сверстниками и взрослыми; индивидуально-типологические особенности; особенности внутрисемейного общения. | Дошкольное детство | характер соподчинения мотивов; уровень овладения этическими эталонами; характер общения со сверстниками и взрослыми; степень произвольности когнитивных процессов; индивидуально-типологические особенности; характер освоения сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности. | Все вышеперечисленные характеристики развития ребенка в дошкольном детстве для педагога-психолога становятся отправной точкой в разработке программ превентивной работы, в которых консультирование занимает одно из центральных мест. Несмотря на уникальность и многообразие проблем, связанных с детьми дошкольного возраста, с которыми родители приходят на консультацию к педагогу-психологу, можно очертить примерный круг тех задач, которые психолог решает на консультационном приеме. Среди наиболее часто встречаемых проблем и типичных трудностей дошкольников, находящихся в фокусе работы педагога-психолога выделяют следующие: - латентный, скрытый характер многих неблагоприятных характеристик развития; - незнание родителями возрастных норм развития и, как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии, особенно это касается познавательной и аффективно-регулятивной сферы; - неправомерность требований, предъявляемых родителями к детям; - необоснованная тревога родителей по поводу увлеченности ребенка игрой и фантазированием; - неадекватное отношение к проявлениям самостоятельности и инициативы; - недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии личности ребенка и т.д.; - проблемы со вниманием; - проблемы с развитием (несоответствие отдельных показателей развития с ожидаемыми); - проблемы в семье. Подготовка к консультационной работе педагогом-психологом опирается на те факты, в которых виден предмет и основное ее содержание. Опираясь на перечисленное выше, педагог-психолог создает превентивные программы, обеспечивающие своевременное удовлетворение актуальных для ребенка потребностей. Начиная от потребности в том или ином виде общения до развития необходимых ребенку навыков в процессе игровой деятельности с ним, что обеспечивает предохранение и сохранение его психического и психологического здоровья. Естественно, что консультирование взрослых по проблемам, связанные с разными аспектами развития ребенка, является обязательной составляющей таких программ. Оно предполагает необходимость взаимодействия с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением потребностей ребенка на разных этапах его развития. Любой вид работы практического психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка. И работа со взрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть профессиональной деятельности педагога-психолога, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. В этом плане педагог-психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка. Эффективность консультирования взрослых во многом зависит от активности самих консультируемых. Специфика психологического консультирования в дошкольных учреждениях заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Как правило, объектом внимания педагога-психолога являются родители детей (или замещающие их лица), педагогический персонал и администрация. Ребенок-дошкольник не бывает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. В связи с этим педагог-психолог вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка. Вопрос, который часто является предметом консультации для родителей детей дошкольного возраста, касается психологической готовности ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения. И здесь, родители и педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения определяют готовность ребенка к посещению таких учреждений по тому, насколько он владеет навыками самообслуживания и насколько он готов соблюдать режим дня, установленный в детском учреждении. Это, конечно, важные критерии, но в психологическом плане гораздо важнее другое — насколько ребенок готов к следующему: - к разлуке с матерью, с близкими ему взрослыми и другими членами семьи; - к установлению контактов с новыми для него людьми; - к принятию новых, не всегда понятных и, может быть, достаточно сложных для него социальных норм и правил и т. п. И если ребенок психологически не готов хотя бы по одному из перечисленных выше критериев, то в задачу педагога-психолога входит консультация родителей ребенка, объяснение им его психологического состояния. Выяснение причины не готовности ребенка посещать детское дошкольное учреждение, и составление индивидуальной программы развития, которая поможет ему сформировать все необходимые навыки и адаптироваться к «новой» для него ситуации. В число основных запросов родителей детей дошкольного возраста, приходящих на консультацию к педагогу-психологу, входят следующее: - «информационно-познавательные», когда родители пытаются преодолеть дефицит общих знаний о закономерностях развития ребенка или уточнить некоторые аспекты знания, почерпнутого в каких-либо информационных источниках; - «ресурсные», когда родители пытаются определить с помощью специалиста степень развития у него тех или иных важных личностных качеств и свойств; - «проблемные», когда родители пытаются удостовериться в «нормальности» ребенка; Предметом консультации обычно становятся следующие проблемы: - непослушание и упрямство; - «плохие» познавательные процессы (память, внимание); - неорганизованность; - неусидчивость, непоседливость, импульсивность; - медлительность; - леность; - слабоволие и т. д.; - готовность ребенка к обучению в школе. Значительная часть вопросов, составляющих содержание консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. Как правило, в таких случаях предметом работы становятся личностные проблемы взрослого или ребенка. Здесь задача педагога-психолога Консультативного пункта дошкольного образовательного учреждения — определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы. Серьезная же и глубокая работа с личностными проблемами клиентов — это прерогатива специализированных центров психологической помощи. Формат же консультационной с детьми дошкольного возраста имеет три модальности: - индивидуальные игровые сеансы (индивидуальная программа, ориентированная на конкретного ребенка, и составленная исходя из его потребности в развитии той или иной психологической сферы, опирающаяся на программу развивающих сеансов); - групповые игровые сеансы (использование программы развивающих сеансов с упором на социальное развитие детей); - консультация родителей детей, сопровождающихся в (необходимое взаимодействие с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением его потребностей в развитии и информирование родителей детей (или лиц их заменяющих) о психологическом состоянии ребенка). Личностно-ориентированное психологическое консультирование — это особое взаимодействие специалиста и консультируемых субъектов, которое предполагает целостное видение человека во всех его взаимосвязях с миром и рассматривает его как источник собственного психологического здоровья. Оно направленно на прояснение особенностей уникального внутреннего мира каждой личности (в данном случае ребенка), что, в свою очередь, создает возможности своевременного предупреждения или преодоления неблагоприятных тенденций, обеспечивая психологическое благополучие в развитии. В структурном подразделении к каждому ребенку подходят индивидуально, стараясь создать ему все условия для полноценного и гармоничного развития. Каждая встреча (индивидуальный или групповой игровой сеанс) ребенка с педагогом-психологом – это хорошо продуманный и заранее спланированный игровой сеанс, ориентированный на развитие тех психологических сфер жизни ребенка, которые необходимы ему для дальнейшего развития в целом. Все усилия педагога-психолога, работающего в системе практической психологии образования, сосредоточены на том, чтобы вместе с субъектами образовательных сред добиваться следующего: - своевременно обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии личности; - изменять психолого-педагогические условия, угрожающие безопасности психологического здоровья детей в данной образовательной среде; - в целом предотвращать возможность развития этих трудностей в сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут в категорию серьезных психологических проблем. Таким образом, консультирование позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию, а активное взаимодействие со взрослыми создает возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов. Приложение № 2 к приказу МДОУ ЦРР-ДС №53 «Елочка» от 09.07.2009 №57 ПОЛОЖЕНИЕ о Консультативном пункте для родителей (законных представителей) и детей, как посещающих дошкольные образовательные учреждения, так и воспитывающихся в условиях семьи муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития – детского сада №53 «Елочка» Общие положения 1.1. Консультативный пункт является структурным подразделением муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад №53 «Елочка» (далее – Учреждение), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. 1.2. Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 3 до 7 лет, как посещающих, так и не посещающих образовательные учреждения. 1.3.Настоящее положение регулирует деятельность Консультативного пункта, функционирующего в Учреждении. 1.4. Консультативные пункты являются одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. |