Метод наблюдения. Классификация видов. В социальном исследовании под наблюдением понимается направленное, систематическое, визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений и процессов (прямая регистрация событий очевидцем).Исследователь может самостоятельно наблюдать за каким-либо событием, может привлечь других лиц. Научное наблюдение отличается от обывательского тем, что: 1. Если обывательское наблюдение всегда спонтанно, то научное проводится в соответствии с разработанной программой исследования. 2. Если результаты обыденного наблюдения достаточно хаотичны и непоследовательны, то фиксация результатов научного наблюдения определяется по заранее продуманной схеме. 3. В отличие от обыденного, научное наблюдение предполагает проверку полученных фактов с точки зрения их достоверности (параллельный опрос). Достоинства: · Наблюдение осуществляется одновременно с развитием наблюдаемого процесса, что дает возможность наблюдать за поведением людей в реальной ситуации и в реальном времени, дает возможность наблюдать за непосредственной реакцией людей. Недостатки: · Не всегда дает объективные результаты. · Наблюдатель не может быть лишен эмоционально-ценностной окрашенности восприятия. Социальное явление всегда носит эмоциональный характер, а их интерпретация определяется установками наблюдателя, что вносит элемент субъективизма в описание результатов исследования. · Невозможность проведения повторного наблюдения. · Наблюдению не подлежат события прошлого и явления, носящие массовый характер. · Присутствие наблюдателя может оказывать влияние на поведение наблюдаемых. Классификация видов наблюдения: 1. По степени формализации · Контролируемые – по детально разработанной программе · Неконтролируемые – по принципиальному плану (опыт и интуиция наблюдателя) 2. В зависимости от положения наблюдателя · Включенное (наблюдаемые не знают, что за ними наблюдают, среди них есть наблюдатель, задача: не стать лидером) · Не включенное (наблюдаемые знают, что за ними наблюдают, задача: просто наблюдать) 3. По условиям организации · Полевое (объект наблюдения находится в реальной естественной жизненной ситуации) · Лабораторное (объект в искусственно созданных условиях: фокус-группа, эксперимент) 4. По регулярности проведения · Систематическое · Разовое Процедура наблюдения требует ответа на 3 вопроса: 1. За чем? (что наблюдаем?) 2. Как? 3. Как фиксировать информацию? Иногда бывает сложно составить программу, особенно если речь идет о разведывательном исследовании, тогда начинают наблюдение по принципиальному плану. 1. Общая характеристика наблюдаемой ситуации (местонахождение наблюдаемой ситуации, типичное для данной ситуации поведение наблюдаемых, возможное отклонение в поведении наблюдаемых) 2. Количество человек (возможное), которое может оказаться в данном месте (структура группы, характер взаимоотношений внутри группы) 3. Цель деятельности наблюдаемых (случайная или закономерно наблюдаемая ситуация; наличие формальных/неформальных целей, из-за которых собралась группа, частота и продолжительность наблюдаемой ситуации, уникальность или типичность) Этапы наблюдения: 1. Определение целей/постановки задач 2. Выбор объекта и ситуации поведения 3. Выбор вида наблюдения, позволяющего наиболее полный сбор информации 4. Выбор способов регистрации информации 5. Обработка и интерпретация полученной информации (написание эссе- в качественном, отчета – в количественном). Фиксация результатов наблюдения может выполняться в виде: 1) Кратковременной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяет место, время, ситуация 2) Карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц или процесса 3) В виде протокола наблюдения, который представляет собой расширенный вариант карточки 4) Дневника, который систематически день за днем заполняется наблюдателем, вносящим туда все необходимые сведения 5) Фото-, видео-, звукозаписи Типичные ошибки: ü Нет программы и принципиального плана ü Выделенные признаки наблюдения не связаны с гипотезой исследования ü В карточку наблюдения не вошли наиболее часто повторяющиеся моменты и значимое свойство объекта ü Когда не подготовлены методические документы, уже в процессе наблюдения возникли трудности в регистрации данных ü В качестве наблюдателей работают люди, не прошедшие подготовку |