МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

I.2. Сведения о композиторе





Мартини Джованни Баттиста (1706-1784) - итальянский композитор, капельмейстер, педагог, певец, скрипач и клавесинист, музыкальный теоретик и историк. Один из авторитетнейших музыкантов своего времени, воспитавший многих известных композиторов. Его произведения являются существенным этапом в становлении и развитии симфонического, камерно-инструментального и вокально-симфонического жанров.

В истории музыки было несколько композиторов по фамилии Мартини. И далеко не все итальянцы. В XV веке был фламандский композитор Иоганнес Мартини. В XVI был еще один фламандский композитор Франческо Мартини. В XVII - Джованни Марко Мартини, родом из Венеции. В Европе, во второй половине восемнадцатого века было три Мартини - один итальянец, второй немец, третий испанец.

Падре Мартини был плодотворным композитором и самым великим музыковедом того времени. К нему музыканты ходили за советами, у него учились Иоганн Кристиан Бах, Никколо Йоммелли, Вольфганг Амадеус Моцарт, Джузеппе Сарти, Дмитрий Бортнянский, С.Маттеи, Ф. Бертони и многие другие.

Вот что писал двадцатилетний Моцарт своему учителю из Болоньи:

«Я не перестаю сожалеть о том, что нахожусь далеко от единственного человека в мире, которого я люблю и уважаю превыше всего».

У Мартини учился и украинский композитор Максим Березовский, которого называли «Моцартом в хоре». Он родился в городе Глухов Черниговской губернии, в казацкой семье Созонта и Агриппины

 

Березовских. После уроков у падре Джамбаттиста Мартини 15 мая 1771 года в свои 26 Максим Березовский выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика-композитора. Ещё несколько итальянских академий избрали Березовского своим почетным членом. Подобный успех до него в Италии имел только Моцарт - их имена рядом выбиты золотом на мраморной доске на стене Болонской академии.

Луиджи Керубини учился у знаменитого оперного композитора и контрапунктиста Дж. Сарти (бывшего, в свою очередь, учеником великого Падре Мартини). Большой талант и великолепная композиторская школа позволили Керубини стать разносторонним композитором.

Мартини родился 24 апреля 1706 года в Болонье. Его первым учителем был отец, скрипач и виолончелист Антонио Мария Мартини. Помимо скрипки, Мартини овладел игрой на чембало и вокальным искусством под руководством А. Предьери. В дальнейшем он занимался у Ф.А. Пестокки (вокал), Дж. А. Риччери (контрапункт) и Дж. Перти (композиция).

С 1721 года Мартини был монахом ордена францисканцев.

В 1725 году он занял пост капельмейстера церкви Сан-Франческо в Болонье, уделял много времени педагогической и творческой деятельности.

В 1729 году Мартини принял сан священника (его называли падре Мартини). Он был членом Филармонической академии в Болонье и академии «Аркадия» в Риме.

В 1761, 1770 и 1781 годах были опубликованы три тома «Истории музыки» Мартини - первый опыт фундаментального труда в этой области (охватывает только античность; 1757-1781).

Он вел активную переписку с выдающимися представителями музыкальной культуры - Ж.Ф. Рамо, Дж. Тартини, Ф.В. Марпургом, Й.Мысливечеком, Ч. Бёрни, И. Кванцем, П. Метастазио.

В 1774 году появился его «Фундаментальный трактат о контрапункте».

 

Мартини является автором опер, ораторий, симфоний, духовных произведений (мессы, мотеты), клавирных и органных сонат. Он внес неоценимый вклад в деле сохранения ценнейших памятников музыкального искусства (собранная им библиотека насчитывает более 17000 томов). Скончался Мартини 3 августа 1784 года в Болонье.



Именем Мартини названы консерватория и городская библиотека в Болонье.

II. Литературный текст.

«Tristis est anima mea» - является мотетом написанным на духовный текст «Евангелие от Матфея» строфа 38, глава 26. Исполняется произведение на латинском языке. Слова напоминают сцены в Гефсиманском Саду, когда говорит Иисус. «Душа моя скорбит смертельно». (Подходит для чистого Четверга и страстной Недели.)

В тексте содержится три четыре строки:

Tristis est anima mea usque ad mortem.

Sustinete hic et vigilate mecum.

Nunc videbitis turbam quae circumdabit me.

Vos fugam capietis, et ego vadam immolari pro vobis.

Дословный перевод:

 

Моя душа печальна даже до смерти.

Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

Скоро увидите, как толпа окружит меня, и броситесь в бегство.

Я же буду принесен в жертву ради вас.

Перевод в Евангелие:

 

Душа Моя скорбит смертельно.

Отче, если возможно,

да минует Меня чаша сия;

впрочем не как Я хочу, но как Ты.

 

Респонсо́рий

(позднелат. responsorium, от лат. respondere отвечать), жанр (форма) монодического песнопения в католическом оффиции. Текстовую основу респонсориев составляет Священное Писание (главным образом, Псалтирь) или его парафразы. Различают большой респонсорий (лат. responsorium prolixum букв. «протяжённый респонсорий») и краткий респонсорий (лат. responsorium breve) с лаконичной поэтической строфой и простой силлабической мелодией.

 

В большом респонсории чередуется хоровой (ансамблевый) рефрен (лат. responsum - ответ, отсюда название) и исполнение солистом (украшенного богатыми мелизмами) псалмового стиха (верса) в особом, так называемом респонсорном тоне. После реформ Второго Ватиканского собора, приведших к упрощению богослужения и переводу богослужебных текстов на современные (главным образом, новоевропейские) языки, технически сложные большие респонсории можно услышать в концертных программах и в аудиозаписях аутентистов.

В эпоху позднего Возрождения (после Тридентского собора) и в эпоху барокко особую популярность получили многоголосные распевы больших респонсориев Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы. Такие респонсории составляли главное украшение совмещавшей утреню и лауды службы, которая метафорически обозначалась как Ténebrae (букв. "сумерки", в связи с особенностями отправления культа — гашение свечей, пение в сумерках, рассматриваются также другие коннотации). Многоголосные респонсории (с оглядкой на заранее данный голос «cantus prius factus», а также и свободное сочинённые) написали Джезуальдо, Лассо, Палестрина, К. де Моралес, Т.Л. де Виктория, Марк-Антуан Шарпантье, Франсуа Куперен и другие композиторы.

Наиболее известные большие респонсории (по обиходной певческой книге «Liber usualis», до реформ Второго Ватиканского собора):

Респонсории Великого Четверга

In monte Oliveti oravit ad Patrem // На горе Елеонской Он молил отца

Tristis est anima mea usque ad mortem // Душа моя скорбит смертельно

Ecce vidimus eum // Вот мы видели Его

Amicus meus osculi me tradidit signo // Друг мой зна́ком поцелуя предал меня

Judas mercator pessimus // Иуда, купец презреннейший

Unus ex discipulis meis // Один из учеников моих

Eram quasi agnus innocens // Я был как агнец невинный

Una hora non potuistis vigilare mecum // Один час не могли вы бодрствовать со мной

Seniores populi consilium fecerunt // Старейшины народа составили замысел

Респонсории Великой Пятницы

Omnes amici mei dereliquerunt me // Все друзья мои оставили меня

Velum templi scissum est // Завеса в храме раздралась

Vinea mea electa // Виноградник мой отборный

Tamquam ad latronem existis // Как будто на разбойника вышли вы

Tenebrae factae sunt // Тьма случилась

Animam meam dilectam tradidi in manus iniquorum // Любовь души моей предал я в руки врагов

Tradiderunt me in manus impiorum // Предали меня в руки нечестивых

Jesum tradidit impius // Предал Иисуса нечестивый

Caligaverunt oculi mei a fletu meo // Помрачились глаза мои от плача моего

Респонсории Великой Субботы

Sicut ovis ad occisionem ductus est // Как овца, веден был на заклание

Jerusalem surge // Восстань, Иерусалим!

Plange quasi virgo, plebs mea // Плачь яко дева, народ мой!

Recessit Pastor noster // Отошел Пастырь наш

O vos omnes qui transitis per viam // О все вы, проходящие путём

Ecce quomodo moritur justus // Вот, когда умирает праведник

Astiterunt reges terrae // Восстают цари земли

Aestimatus sum cum descendentibus in lacum // Я сравнялся с нисходящими в могилу

Sepulto Domino // Когда Господь был погребён

Примечания

В совокупности эти три кульминационных дня Страстной Недели у католиков позднее получили название Пасхальное триденствие (triduum, букв. триднев).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.