ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 9. Теоретические и методические основы обучения. Сущность, содержание и цели обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Движущие силы и принципы обучения. Связь дидактики и методики обучения. Методы, средства и формы процесса обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Урок. Лекция. Семинарские, практические и лабораторные занятия. Диспут. Конференция. Зачет. Экзамен. Факультативные занятия. Консультация. Проблема выбора форм организации обучения, адекватных его целям и содержанию. Контроль качества результатов обучения. Тема 10. Теоретические и прикладные основы воспитания. Воспитание как педагогическое явление. Цели и задачи воспитания. Общие закономерности и основные направления воспитания. Принципы воспитания. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса. Взаимосвязь воспитания и обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Семейное воспитание. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Типичные стили взаимоотношений в семье. Оптимальные условия взаимоотношений родителей и детей. Тема 11. Управление образовательными системами. Перспективы развития образовательной системы России и проблема поиска «своего» пути. Закон РФ «Об образовании» о структуре управления образовательными системами. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием. Управление образовательными системами. Роль педагогического сообщества, коллектива учебного заведения, родителей, общественных объединений учащихся, студентов в управлении образованием. Тема 12. Самосовершенствование как метод формирования личности. Возрастание роли самосовершенствования личности в системе современного образования. Модель идеального специалиста-профессионала. Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования. Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования. Методы психофизического саморегулирования. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА для студентов заочной формы обучения: 1. Составить конспект ответов на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психология и педагогика», иметь конспект лекций. 2. Владеть теоретическим материалом курса (см. перечень вопросов для подготовки к экзамену). 3. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 1. Предмет, функции, цель и задачи учебной дисциплины «Психология и педагогика». Предмет– это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Цель -повышение образованности молодых специалистов в вопросах научной психологии и педагогики, психологических и педагогических вопросах их самореализации и самоутверждения в жизни и профессиональной деятельности. Основные задачи: 1.ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности, возникающих перед каждым человеком и человеческими общностями; 2.достижение научного понимания студентами основ психологической и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей; 3.раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека; 4.ознакомление студентов с психологическими и педагогическими основами жизни и деятельности в условиях современного российского общества, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции; 5.психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности; 6.содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения; 7.ознакомление с возможностями использования рекомендаций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психологической и педагогической техникой; 8.формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в своей жизни и деятельности, а также интереса к продолжению работы по повышению своей психологической и педагогической подготовленности 2. Объект, предмет, задачи и отрасли психологии. Предмет– это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Объект– это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Задачи- познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Отрасли психологии: 1.Общая– изучает познавательную и практическую деятельность. 2.Социальная- постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп. 3.Возрастная- исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. 4.Педагогическая- имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание). 5.Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности 6.Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. 7.Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. 8.Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. 9.Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований. 10.Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.
3. Психические явления, их сущность и классификация. Сущность психических явлений- психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы-это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.; 2) психические состояния- это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию; 3) психические свойства личности. 4. Историческое развитие взглядов на предмет психологии. Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в.,в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма. С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. 5. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии. В самом начале ХХ века возникло мощное направление бихевиоризм. Его «отцом» принято считать Джона Уотсона: требовал исключить все понятия субъективной психологии сознания. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания отношения. Изменились и психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на животных – белых крысах. Тема обучения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Следующее течение философии носит название – гештальтпсихология. В переводе оно означает – организованное целое, свойства которого могут быть получены из свойств его частей. Основоположником данного учения стал В. Келлер. Он наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. Ученым этого течения представляли, что психология, опираясь на законы гельштапа, станет точной наукой – физикой. Но данная школа распалась в предвоенные годы, т.к. ученые были неспособны разработать единую схему анализа психической реальности. Затем широкое значение в психологии заняли учения З. Фрейда, основоположника психоанализа. В работах Фрейда в качестве психологической проблемы был поставлен вопрос и сексуальной жизни человека. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех компонентов: Ид (оно), Эго (я) и Супер-эго (сверх я). По Фрейду организм и общество являются материалом, из которого либидо лепит свои формы 6. Принципы и методы исследования в психологии. Принцип детерминизма- психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность не тождественны и не противоположны – они представляют собой единство. Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности. Анкетирование – один из самых распространенных методов в психологии. Метод беседы применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, и прежде всего методом наблюдения. Метод интервью. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Хорошо подготовленное интервью, вопросы которого составлены с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, может дать данные для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств. Метод экспертных оценок. В качестве эксперта могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов, школ-интернатов, классные руководители, мастера производственно-технических училищ, мастера на производстве, тренеры и т. д. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнee будет сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. 7. Понятие «психика», различные теоретические воззрения на природу психики. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Различные теоретические воззрения на природу психики. В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником – душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом. Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового, сколько к истории общих воззрений на природу. Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых «агентов» или «призраков», которые покидают человеческое тело с последним дыханием и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе знания, сколько в его общих объяснительных принципах. Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает появилась версия о четырех темпераментах, названных в дельнейшем: сангвиническим (кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь). 8. Развитие психики в филогенезе, её функции. Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека). Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. 9. Психика и мозг. Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые – приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. 10. Ощущение как первичная форма отражения действительности. Анализатор, его строение и виды. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества и недифференцированные неопредмеченные впечатления от окружающего. Ощущения – источник знания о мире. Группы ощущений: 1.Интероцептивные – состояние внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. 2.Проприоцептивные – сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека. 3.Экстрорециптивные – доводят до человека информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой. Также ощущения делятся на контактные (непосредственно приложенные к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа) и дистантные (вызываются на некотором расстоянии). Свойства ощущений: 1.Качество – особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. 2.Интенсивность – определяется силой раздражителя на рецепторы. 3.Длительность – определяется временем действия раздражителя на рецепторы. 11. Общие психофизиологические закономерности ощущений. Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2)адаптация, 3)сенсибилизация, 4)контраст ощущений, 5) синэстезия. 1) Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную степень интенсивности. Пороги чувствительности – это ее предельные возможности. 2) Чувствительность анализатора нестабильна, она изменяется в зависимости от различных условий. Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается. 3) Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. 4) Одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой. 5) Синестезия ассоциативное (фантомное) ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого). 12. Восприятие, его виды и типы. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств. Виды восприятия: 1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа: Зрительные, осязательные, вкусовые, обаятельные. 2.в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения Типы восприй: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3) Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные. Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные, вербальные, передолические). 13. Особенности восприятия. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир. Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств, остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса. Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски. Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них. В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления. Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности. Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям. 14. Внимание как ограничение поля восприятия, его функции и виды. Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течение определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля восприятия. Функции: 1)активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; 2)способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями; 3)сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности; 4)обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов; 5)позволяет быстро ориентироваться в окружающей действительности. Виды внимания по характеру участия воли в данном процессе: 1.Непроизвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается независимо от сознания человека (деятельность захватывает человека сама по себе). 2. Произвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается под влиянием принятых решений и поставленных сознательных целей. 3. Послепроизвольное внимание – это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. 15. Отличие природного от социально обусловленного внимания. Свойства внимания. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:1) Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. 2) Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом. 3)Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. 4) Объем – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания. 5) Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. 6) Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Природным называется такое внимание, которое дано с рождения (от природы) и которое включается в работу автоматически, по мере созревания мозга и совершенствования происходящих в нем физиологических процессов. Такое внимание направлено на биологически значимые объекты (воду, предметы питания, физические, химические и другие факторы, благоприятствующие самосохранению, развитию организма и снятию угрозы его физическому благополучию). Оно практически не зависит от жизненного опыта, обучения и воспитания. Социально обусловленным называется внимание, которым человек с рождения не располагает и которое он приобретает и совершенствует в процессе жизни. 16. Воображение, его функции и виды. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Виды воображения Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения: Образное представление действительности; Регулирование эмоциональных состояний; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; Формирование внутреннего плана действий. 17. Воображение и деятельность. Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая географию, представляет в своем воображении морской берег или горный ландшафт, которые он никогда не видел; рабочий в своей трудовой деятельности руководствуется представлением ее результата, который должен получиться лишь в конце работы; писатель создает в своем воображении сюжет задуманной им повести, характеры и поступки лиц, которые будут в ней выведены и т. д. Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. 18. Память, основные процессы памяти. Память-это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Запоминание-это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Забывание — естественный процесс. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. 19. Виды памяти. 1.Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2.Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). 3.Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; 4.Образная память бывает разных типов:- зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная, г)мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т. п.). Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. 20. Мышление, его виды и формы. Мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Виды мышления: По критерию развития или по форме мышление подразделяется: на наглядно-действенное (сенсомоторное); наглядно-образное (с помощью образов); абстрактно-логическое (понятийное); наглядно-действенное – процесс решения задачи с помощью действий. По характеру решаемых задач: Теоретическое; Практическое. По критерию развернутости: Дискурсивное – рассудочное; Интуитивное. По степени оригинальности и новизны выделяют: репродуктивное (воссоздающее); продуктивное (творческое). Формы: Понятие – есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется Рассуждением. Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. 21. Общая характеристика мыслительных операций. Операция – элемент функционирования какой-либо активной системы. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений. Синтез – мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей и т.п. в единое целое. Эта операция противоположна анализу. Обобщение – получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных. Сравнение – мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов. Классификация – распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков. Подведение под понятие – отнесение какого-либо объекта к тому или иному понятию по ряду существенных признаков. Конкретизация – вычленение частных понятий (явлений) на основе существенных признаков какого-либо абстрактного понятия (явления). Общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. 22. Мышление и речь, требования к содержанию и форме речи юриста. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Требования к речи: простота и ясность изложения; последовательность и четкость объяснения; убедительность и логичность приводимых доводов; нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и подбирать аргументы). Требования к форме речи: отчетливое произношение; нормальный и средний темп; соразмерность силы голоса; смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами; богатый словарный запас и отсутствие лишних слов или выражений. 23. Основные эмоциональные состояния. Стресс и его особенности. Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. ОСНОВНЫЕ эмоциональные состояния, выделяемые в психологии: 1) Радость (удовлетворение, веселье) 2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление), 4) Страх (тревога, испуг), 5) Удивление (любопытство), 6) Отвращение (презрение, брезгливость) Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. В отличие от животных, человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обуславливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных. Другая особенность психоэмоционального стресса – важное значение оценки степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации, преимущественно, симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обуславливает преобладание парасимпатических реакций. 24. Воля, ее характеристика. Структура и этапы волевого действия. Воля-это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. Волевая деятельность состоит из определенных действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными. К простым относятся те, когда человек без колебаний идет к намеченной цели и ему ясно, чего и как он будет добиваться. В этом случае выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1. Осознание цели и стремление достичь ее. 2. Осознание возможностей достичь цели. 3. Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности. 4. Борьба мотивов и выбор. 5. Принятие одной из возможностей в качестве решения. 6. Осуществление принятого решения. 7. Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели. 25. Волевые качества личности. Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство целеустремленного человека. Волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения, называется решительностью. Решительность – свойство личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения. Раздвоенность мыслей, чувств – характерная особенность нерешительного человека. Волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью, называется настойчивостью. Волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения, называется самостоятельностью. 26. Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность. Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, которая характеризуется тем, что построена прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Структура личности – то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность. Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду.. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. 27. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов. Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. Типы: Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Флегматик медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Сангвиник живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. 28.Характер как система отношений личности. Классификация черт характера. Характер – это совокупность индивидуальных психических свойств личности, которые формируются в деятельности и проявляются в поведении. Главная особенность и отличие характера от синонимичных ему понятий в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении и поведении человека. Черты характера – это психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Выделяют различные классификации черт характера. В одной из классификаций черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. –Волевые черты характера: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. –Эмоциональные черты характера: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. –Интеллектуальные черты: глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др. В другой классификации черты характера выделяют по характеру отношения человека к деятельности, другим людям, к себе и к вещам. –По отношению человека к другим людям: общительность, доброжелательность, отзывчивость, уважение и др. –По отношению человека к труду: трудолюбие, ответственность, инициативность, настойчивость и др. –По отношению человека к самому себе: самоуважение, самокритика, самомнение, эгоцентризм и др. –По отношению человека к вещам: аккуратность, бережливость, неряшливость и др. 29. Способности: виды и характеристика. Талант и одаренность. Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Виды: Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.). Одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни Талант-высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. 30. Категория деятельности в психологии, её структура и виды. Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Структура деятельности. • психофизиологические функции; • операции; • действия; • Виды деятельности: 1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие; 2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. 3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы. 31. Общение - основа межличностных отношений. Цели, средства, структура и виды общения. Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства. Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др. Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации. Виды: Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка. Вербальное общение присуще только человеку. 32. Конфликты, их виды. Конфликт-столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. Конфликты делятся на естественные и искусственные. Естественные – возникают сами собой, когда выявляется большое несоответствие между чьим-то представлением о человеке, организации или деятельности и собственным представлением человека о себе, организации или деятельности. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей, в том числе для снятия накопившегося стресса. В зависимости от степени вовлечения в них сотрудников конфликты делятся: на горизонтальные (вовлечены сотрудники, не состоящие в подчинении друг другу); вертикальные (в них вовлечены сотрудники, находящиеся в подчинении); смешанные (вовлечены сотрудники, как не состоящие в подчинении друг другу, так и находящиеся в подчинении). Эмоциональные конфликты: их источник – недоверие, мнительность, основанные не на объективных, а на субъективных причинах. Социально-психологическая типология конфликтов основана на взаимосвязи людей в рамках их отношений в коллективе. Мотивационные конфликты. Наиболее ярко выражены такие мотивы, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства, самореализация. Коммуникационный конфликт налицо, когда никто не решается установить обратную связь с руководителем, т. е. никто не обращает внимание шефа на его промахи. Внутриличностный конфликт. Одна из его самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда человеку предъявляют противоречивые требования относительно того, каким должен быть результат его работы. Межличностный конфликт самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Конфликт между личностью и группой. Если ожидания группы противоречат ожиданиям отдельной личности, может возникнуть конфликт. Межгрупповой конфликт. Межгрупповые конфликты могут возникать между профсоюзом и администрацией, между формальными и неформальными группами. 33. Способы развития, профилактики и разрешения конфликтов. Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов: 1)Возникновение конфликта; 2)Осознание данной ситуации сторон; 3)Конфликтное поведение; 4)Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта). Профилактика конфликта – организация социальных взаимодействий индивидов, исключающих или минимизирующих возможность возникновения конфликтов между субъектами общества. Основными профилактическими действиями являются: –создание гармоничных социальных ролей, занимаемых участниками при взаимодействии, выполнение ожидаемой окружающими роли, исключение взаимодействий между заведомо конфликтными ролями, культивирование равенства в отношениях; –поддержание оптимального баланса зависимости/независимости друг от друга структурных элементов системы взаимоотношений; –организация неформальных отношений, помогающих выполнять функциональные обязанности и регулирующих уровень социальнопсихологической комфортности/напряженности; –осторожное использование наказаний ирациональная и бесконфликтная критика; –создание критериев для максимально справедливой оценки деятельности субъектов системы и для самооценки. Существует два основных способа разрешения конфликта: 1) силовое подавление; 2) переговоры. 34. Малая группа, её виды. Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек. Виды: 1) По порядку возникновения: первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.); 2)По общественному статусу: 1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. 2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. 3)По непосредственности взаимосвязей: 1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п); 2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада). 4) По уровню развития или сформированности межличностных отношений: 1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.); 2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив). 5)По значимости: 1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. 2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним. Другие виды групп: 1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.)); 2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии); 3) организованные и стихийные и др. 35. Стадии формирования коллектива. Виды лидеров. По мере развития коллективы любых организаций обычно проходят через определенный ряд последовательных стадий (или этапов). 1.Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. 2.Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. 3.Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. 4.Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. 5.Мастерство. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. 6.Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. 7.Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места. Лидер-член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Виды лидеров: 1) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); 3) по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. 36. Предмет и объект педагогики. Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека. Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях 37. Функции и задачи педагогики. Теоретическая функция: -изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень); -выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень); -проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень) Технологическая функция: -разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень); -внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень); -анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень). Задачами педагогики являются: -анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем; -разработка теоретико-методологических основ образования; -выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами; -определение содержания образования в конкретных условиях; -разработка образовательных стандартов; -разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; -изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций; -внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику; -изучение истории развития образования и педагогической мысли. 38. Основные научные категории педагогики. Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения. Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д. Развитие – это последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное. Важнейшая функция воспитания – это передача новому поколению накопленного человечеством опыта. А вот передается он с помощью образования. Образование из всех известных категорий является самым многосмысловым. Оно может означать цель, средство, деятельность, результат, тенденцию и т. д. Поэтому образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков. Обучение – это непосредственная передача знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, когда осуществляется передача знаний, умений и навыков, и учение, когда происходит осмысление полученной информации. 39. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с другими науками. Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения формирование человека как субъекта. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека. Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучение закономерности развития психики человека. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной, экологией и археологией. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. 40. История зарождения и развития педагогического знания. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения 41. Методы педагогического исследования. Методы: – педагогическое наблюдение; – исследовательская беседа; – изучение школьной документации; – изучение продуктов деятельности учащихся; – педагогический эксперимент; – изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов; – социологические методы исследования; – методы математической статистики; – теоретический анализ педагогических идей и т. д. Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется достаточно часто, практически в любом педагогическом исследовании. Это очевидно, так как любое педагогическое явление необходимо наблюдать для накопления и фиксирования материала, который необходим для дальнейшей работы. Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученые выявляют отношение как воспитанников, так и воспитателей к тем или иным методам работы, что в дальнейшем помогает скорректировать данные методы и получить более высокий результат. Изучение школьной документации и продуктивной деятельности учащихся направлен на изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности. Педагогический эксперимент. Сущность данного метода заключается в проверке разработанных теорий и гипотез в созданных условиях. Если гипотеза или теория дает положительное подтверждение на практике, исследователь дает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от поставленных задач различают несколько видов эксперимента: – констатирующий – проводится в начале исследования; – созидательно-преобразующий – он заключается в том, что ученые разрабатывают гипотезы исследования; – контрольный – этот метод основан на проверке полученных результатов и подведения итогов; Метод математической статистики используется для анализа полученного в ходе процесса исследования фактического результата. Теоретический анализ педагогических идей дает возможность делать научные обобщения по важным направлениям, по вопросам обучения и воспитания, а также находить новые закономерности, где их невозможно выявить с помощью эмпирических способов исследования. 42. Структура педагогики. В ее структуру входят: -общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; -возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания; -коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи); -частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов; -история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи; -отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.). Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др. 43. Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс. В педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. 44. Социокультурные функции образования. Основные социокультурные функции образования: -социализация и инкультурация личности посредством трансляции фрагментов общего и специализированного социального опыта, накопленного человечеством в целом и собственно сообществом в частности; -введение человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу. Процессы инкультурации личности, усвоение ее норм и ценностей, регулируют коллективную жизнедеятельность членов сообщества и поддерживают необходимый уровень социальной консолидированности людей, ведут к непосредственному социальному воспроизведению сообщества как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения определенной социальной роли преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сообщества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментов и т.д. 45. Модели образования в современном обществе. Модель образования как государственно-ведомственной организации- позволяет рассматривать систему образования как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию деятельности образовательных учреждений разного типа и уровня, входящих в систему образования страны, выполняющих социальный заказ органов власти на подготовку кадров. Рационалистическая модель образования, по утверждению ученых, обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. Феноменологическая модель образования предполагает индивидуальный характер обучения с учетом личностных особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Неинституциональная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование "на природе", с помощью Internet, в условиях "Открытых школ", дистанционное обучение и др. 46. Общемировые тенденции развития образования. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности – проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучение |