Пояснительная записка. Учебная программа по дисциплине «Психология и педагогика» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция», по направлению 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» заочной формы обучения на первом курсе. В данном курсе рассматриваются вопросы, касающиеся жизнедеятельности личности, семьи, профессиональных коллективов и общества в целом, следовательно, знание этих наук должно войти в мировоззрение, мышление, в практическую деятельность будущих специалистов, помочь им обоснованно организовать взаимоотношения в обществе, коллективе, семье. Особую значимость эти знания приобретают в современных условиях. Построение цивилизованного гуманного государства – сложная проблема, решение которой зависит не только от государственных и общественных деятелей, но и от каждого человека, что обуславливает потребность в высоком профессионализме, базирующемся на глубоких познаниях в области психологии и педагогики. Общий процесс гуманитаризации высшего образования в России также определяет важную роль дисциплины «Психология и педагогика» в становлении будущего специалиста. Цель курса – усвоение будущими специалистами психолого-педагогических знаний в интересах их эффективного использования в учебной и профессиональной деятельности. Задачи курса: - формирование у студентов мировоззренческих установок о роли и значении курса в их профессиональном становлении и развитии; - вооружение обучаемых системой психолого-педагогических знаний и умений, необходимых им для успешной учебной и профессиональной деятельности; - формирование у студентов профессионально ориентированного мышления на основе усвоенных знаний и умений; - ориентация обучаемых на заинтересованное самостоятельное овладение материалом учебной дисциплины. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по дисциплине «Педагогика и психология» студенты должны иметь представление: - о роли и месте психологии и педагогики в системе других учебных дисциплин; - об истории становления и развития психолого-педагогических идей; - о природе психики человека; - об основных научных направлениях в мировой психологии и педагогике; структуре психологической и педагогической науки; - об основных методах психолого-педагогического изучения личности и коллектива и способах представления научных результатов; - о целях и задачах современного образовательного и воспитательного процессов, о роли и значении национальных, культурно-исторических, семейно-бытовых факторов в образовании и воспитании. Знать: - основополагающие положения психологии и педагогики, их объект, предмет, функции, закономерности, методы исследования; - природные и социальные основы психики, ее структуру, развитие психики, психические свойства, состояния, процессы, соотношение психики, поведения и деятельности, психологию личности; - особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения; - основные категории педагогики, специфику педагогического процесса, содержание и методы обучения и воспитания, формы организации образовательного процесса, управление им; - возможности самообразования и самовоспитания; сферы применения психолого-педагогических знаний в различных областях жизни. Уметь: - дать психологическую характеристику личности, ее направленности, темперамента, характера, способностей; - использовать результаты психологического анализа подчиненных, сотрудников и трудового коллектива в интересах повышения эффективности работы; - анализировать социально-психологические явления в группах, закономерности межличностных отношений в быту и коллективе; - интерпретировать собственное психологическое состояние, владеть приемами психологической саморегуляции; - анализировать учебно-воспитательные ситуации; решать педагогические задачи в семье, в учебной и профессиональной деятельности; - работать с психолого-педагогической литературой; - практически использовать полученные знания по психологии и педагогике в различных условиях деятельности; - проектировать использование психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности. В результате обучения у студента-юриста формируются следующие общекультурные компетенции (ОК): -владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); -стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7). Профессиональные компетенции (ПК): - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9). В результате обучения у студента-экономиста формируются следующие общекультурные компетенции (ОК): - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10). Профессиональные компетенции (ПК): - организационно-управленческая деятельность способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); - педагогическая деятельность способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). В результате обучения у студента-менеджера формируются следующие общекультурные компетенции (ОК): - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5); - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); - умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11). Профессиональные компетенции (ПК): - способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК- 4); - владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6); - способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7). Учебная программа рассчитана на подготовку студентов юридической и экономико-управленческих специальностей в течение одного семестра обучения. Курс включает в себя 12 тем. Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической и педагогических наук, в тесной связи со всем комплексом гуманитарных дисциплин, и прежде всего с философией, социологией и культурологией, с практической деятельностью. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта. Преподавание дисциплины студентам заочной формы обучения осуществляется в форме лекций, а также самостоятельной работы студентов. На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и наиболее значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью: дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах психологии и педагогики. Форма итогового контроля – экзамен.
Содержание дисциплины Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе. Объект, предмет и задачи психологии. Понятие психики. Возникновение психологии как науки. Историческое развитие взглядов на предмет психологии. История развития психологического знания. Основные направления в психологии. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии. Место психологии в системе наук и ее междисциплинарные связи. Структура современной психологии. Соотношение житейской и научной психологии. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования. Методы исследования в психологии.
|