Упражнение «Тропинка, копна, кочки» Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре. Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. «Круг с карандашами» Инвентарь: карандаши – 30 шт. Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями - 50-60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга). 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. 5. Присесть, встать. В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение: ü Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки). ü Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы. ü Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева). ü Выполнять упражнение с закрытыми глазами. ü Включить медленную музыку и устроить коллективный «танец». «Бассейн» Инвентарь: мячики, две корзины, покрывало. Участникам необходимо преодолеть дистанцию в 10 метров. На старте они получают покрывало, на котором нужно перенести мячики. На финише стоит корзина, куда и помещаются мячики. Игроки делают два захода. Важно, чтобы мячики не высыпались из покрывала во время преодоления дистанции. «Енотов круг» Примечание: возраст участников от 11 лет.. Инвентарь: Для выполнения этого упражнения ведущему потребуется очень прочная веревка, завязанная плотным узлом так, чтобы получилось кольцо («енотов круг»). Все участники встают в круг очень близко друг к другу, соприкасаясь плечами, руки свободно опущены, ноги вместе. Затем все крепко берутся за «енотов круг» обеими руками и прямые руки опускают вниз. Затем, по знаку ведущего, все одновременно медленно отклоняются максимально назад, удерживая равновесие только благодаря «енотовому кругу», который медленно поднимается, пока все руки не будут параллельны полу. Нельзя сгибать руки, отступать назад, выставлять одну ногу назад «на упор», сгибать туловище. Затем по знаку ведущего все одновременно начинают опускать кольцо, «стягивая» свой круг обратно. Упражнение повторяется еще раз, но теперь, после того как все максимально, на длину вытянутых рук, отклонились назад, все одновременно отпускают правую руку и поднимают ее вверх, потом одновременно снова берутся ею за шнур, отпускают левую руку, поднимают ее вверх, одновременно возвращают ее на шнур и завершают упражнение. «Нити» Инвентарь:нитки – 1,5 м – 15 шт., мячик. Участники разбиваются на пары. Каждой паре выдается нить длинной 3 м, участники растягивают нити таким образом, чтобы весь отряд стоял в кругу, а нити образовывали паутину. В центр паутины кладется пластиковый мячик. Участники должны максимально натянуть нити, чтобы удержать мяч. Затем участники осторожно начинают вытягивать по одной нити. Задача группы вытянуть максимальное число нитей, и чтобы мяч при этом не упал на землю. Есть вариант, когда участники не вытягивают нити, а перемещаются в какую-либо сторону с мячом так, чтобы он не упал.  «Мишень» Инвентарь:покрывало, шайба – 1 штука, мел. Команде выдается покрывало и шайбы. На земле мелом чертится мишень, а также черта, от которой участники будут бросать шайбы. Участникам необходимо при помощи покрывала попасть как можно ближе шайбой к центру мишени. При выполнении задания обязательно все участник должны держаться за покрывало. Количество попыток не ограничено. Ведущий считает количество попаданий. «Властелины кольца» Материалы: кольцо диаметром 7-15 см (кольцеброс с держателем), к которому привязаны на равном расстоянии друг от друга веревки (нитки) по числу участников длиной 1,5-2 м каждая. Описание: Участники становятся по кругу, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Кольцеброс находится в 10 метрах от кольца. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на кольцеброс.  «Гусеница» Группа становится в линию. Каждый из группы подает свою руку заднему. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад. При этом, задний начинает ложиться на пол. Группа двигается назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке. «Свидания» Каждому участнику игры дается листок бумаги формата А4. Ведущий предлагает всем участникам нарисовать на этом листке циферблат часов с 12 делениями. Потом все игроки должны за определенное время (минут 10) назначить на каждый час по одному «свиданию» с одним участником игры. Причем с одним и тем же человеком можно встретиться только один раз. После того как все «свидания» будут назначены, ведущий объявляет: «Наступило 3 часа дня. Все, у кого назначены свидания на это время, должны встретиться и рассказать друг другу за несколько минут о своих самых радостных воспоминаниях детства». После того как это задание будет выполнено, ведущий называет другое время и объявляет новое задание для встречающихся в это время. Например, 8 часов вечера, те, у кого на это время назначено свидание, должны встретиться и рассказать друг другу, чтобы они хотели изменить в своей жизни. Задания могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали участникам игры получше узнать и понять друг друга. Примерные задания: ü любимый город и почему; ü любимая книга; ü что такое счастье в моем понимании; ü самое запомнившееся путешествие и почему; ü любимое блюдо и способ его приготовления; ü любимый фильм; ü с каким животным ассоциирует себя человек и почему; ü предпочтения в музыке; ü домашние животные; ü мои привычки и т.д. Ведущему необходимо объявит все 12 часов. Если у кого-то из игроков не назначено свидание на какой-либо час, то он должен присоединиться к любому другому свиданию. Тогда рассказывать о себе будут уже 3 человека. Примечание: данное упражнение можно проводить в качестве небольшого отрядного мероприятия, т.к. по времени в зависимости от возраста оно проходит от 30 мин., до 1 часа. Ниже приведен пример циферблата для печати.  «Шашлычок» Участники игры встают в одну колонну, смотря в спину соседа. Между соседями необходимо положить пластиковый стаканчик (как вариант - карандаш). Он должен вплотную касаться тел двух людей так, чтобы его не пришлось поддерживать руками. Затем вся колонна должна двигаться по заранее определенной траектории. Главное, чтобы стаканчики между соседями, которые категорически запрещается поддерживать руками, не выпали при прохождении и не помялись. Тот человек, у которого выпал шарик, становится впереди всей колонны, а задание начинается сначала. Примечание: Упражнение больше подходит для ребят старших отрядов. Для него потребуется обширная площадка и терпение участников. Не всегда удается выполнить его сразу. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ Методические рекомендации по проведению развивающих игр. Возраст участников: от 7 до 18 лет. Количество участников: от 6 до 30 чел. Период смены: Развивающие игры можно проводить в основной период смены для активизации внимания участников, развития творческого мышления. Игры являются дополнительными, не рекомендуется проведение более трех подряд игр подобной направленности, следует чередовать с другими видами игр. Данный вид игр особенно необходим для детей младшего школьного возраста для развития способности к самоконтролю и произвольности внимания. «Восстанови порядок» Инвентарь:игровое поле, поворотные фишки – 10 шт. Эксперт предлагает ребятам потренировать память. Эксперт показывает участникам игровое поле 8Х8 клеток. Игра проводится в несколько этапов, Участники подходят к игровому полю. На игровом поле в определенном порядке расставлены 10 поворотных фишек. Задача играющих запомнить расположение фишек в течение 1 минуты. Заранее договариваться о том, кто какую фишку запоминает нельзя. По истечению времени фишки убираются, 10 участникам необходимо встать на места фишек. Проводится 4 разных варианта. В маршрутный лист выставляется число правильно поставленных фишек (максимальное число - 40) «Мячи» Инвентарь: мягкие мячики – 7 штук. Группа встает в круг. Участники начинают перебрасывать друг другу один мячик. Затем ведущий вводит еще один мячик, затем еще один. Задача группы перебрасывать мячики, чтобы ни один из них не упал. Группа должна дойти до своего рекорда – перебрасывать одновременно максимальное число мячиков. При выполнении упражнения скорость перебрасывания может быть невысокой. Главное, чтобы участники выработали стратегию, по которой будут вводиться в круг мячи. «Хлопки по коленям» Участники, соя или сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева - «три», а «четыре» - опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся - выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа. «Коллективный счет» Цель:развитие внимания, повышение уровня сплоченности группы. Описание: Участникам предлагается досчитать до 40 по следующей схеме: участники по очереди называют цифры, а те, которые делятся на «3» или имеют в составе цифру «3» заменяются хлопками. В случае ошибки, упражнение начинается заново. Каждый раз первый начинающий счет должен меняться. Между началом счета, участникам дается возможность скоординировать свои действия и определить принципы счета. Цифры, которые следует заменить хлопками: 3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 «Запомни и скажи» Инвентарь: две большие развивающие игрушки со шнуровкой и пуговицами, простынь. Эксперт предъявляет участникам обе игрушки для осмотра. Необходимо в течение 1 минуты запомнить как можно больше деталей игрушки. Затем игрушки накрываются простынь. Эксперт задает вопросы участникам. Оценивается правильность ответов. «Перекинь мячик» Инвентарь:мячик, поворотная фишка. Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Необходимо при этом выполнять следующие задания: передавать мячик соседу нельзя; как только участник бросает мячик, он называет номер по порядку и выходит из круга и строится у черты. Следующий участник бросает мяч и также строится у черты в колонну за первым участником. Последний, кому достанется мяч, замыкает колонну с мячом в руках. Эксперт фиксирует время, которое потратили участники. «Кто съел конфету?» Реквизит:упаковка конфет «Монпансье» или витаминки. Ведущий просит всех участников закрыть глаза и сложить ладони «лодочкой», затем он проходит и вкладывает в ладони трех-четырех участников по конфете монпансье. После того, как их положили в ладошки. Играющие должны засунуть их себе за щеку и вести себя так, чтобы другие не заметили «сладкое» выражение лица. По команде ведущего все открывают глаза, каждый может высказать не боле трех подозрений, внимательно посмотрев на лица. Ведущий после опроса определяет наиболее подозреваемых группой детей и взрослых. Затем раскрываются настоящие обладатели конфет. Станция «Компас» Ведущий: «Для того чтобы не сбиться с пути каждый должен уметь ориентироваться в сторонах света. А вы знаете, как называются 4 стороны светы? (дети отвечают). Сейчас я хочу проверить насколько вы сообразительные и догадливые. Эксперт объясняет ребятам, где расположены стороны света (север, юг, запад, восток). Все играющие распределяются по территории и представляют собой флюгеры (руки – это флюгер, который поворачивается по направлению ветра). Ведущий командует, откуда или куда дует ветер, например, ветер дует на северо-восток или дует с запада. Задача игроков быстро сориентироваться и повернуть всем дружно руки в нужном направлении. «Ладони» Необходимо при помощи ладоней построить как можно больше стилизованных изображений (например, цветок). Тематика изображений: изобразить то, что я подарил бы своему другу. В задании участвует весь отряд, можно делиться на творческие группы. Оценивается сложность композиции и количество придуманных фигур. «Отгадай предмет» Мастер загадывает любой предмет. Задача участников - отгадать, что это за предмет. Для этого они задают уточняющие вопросы, на которые Мастер отвечает «да» или «нет» (допускается также ответ «не знаю» или, если заданный вопрос неприменим к данному предмету, «сложно сказать»). Каждый участник по очереди формулирует по одному вопросу. Если кому-то кажется, что он понял, о каком предмете идет речь, то он может в любой момент озвучить свою версию (не важно, его очередь задавать вопрос или нет). Если отгадка верна, команда проходит испытание, если отгадка неверна - участник, назвавший её, становится узником. «Бег ассоциации» Ведущий произносит вслух два случайных слова («сейф» и «апельсин»). Следующий игрок придумывает связь между этими словами («из сейфа выкатился апельсин») и называет свое слово («яйцо»). Следующий участник связывает второе слово с третьим («под кожурой апельсина оказалось яйцо») и называет свое слово. Так игра продолжается по кругу. «Бросаемся слогами» Игроки садятся в круг. Начинает один из играющих. Он бросает кому-нибудь мягкую игрушку и произносит какой-нибудь слог, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов. Например: первый: «Са…», поймавший игрушку «Рай». Далее игрушка перебрасывается кому-то еще, и только что ответивший сам называет слог. Повторяться нельзя. В этой игре важен темп; тот, кто задумался более чем на три секунды (или ответил невпопад), выбывает из игры. «Баржа» Ведущий называет какую-нибудь букву, задача участников называть различные предметы, начинающиеся на эту букву. Предметы должны быть такими, чтобы их можно было погрузить на баржу, то есть перевезти, соответственно нельзя погрузить на баржу: «космос», «айсберг», «ветер» и т. д. «Монеты» Материалы:монеты различного достоинства, положенные в стеклянную банку с крышкой. Мастер: «В стеклянной банке лежат монеты, банка закрыта крышкой, вам необходимоопределить, сколько монет (количество) в стеклянной банке. Вы можете брать банку в руки, трясти её. За каждый неверно названный ответ, команда лишается одного участника, он становится узником». «Посмотри и запомни» Реквизит: физкультурный мат с изображением цифр, бумага, фломастеры. Задача участников в течение 2 минут запомнить цвета и расположение цифр на мате, а затем зарисовать на бумаге. «Бобёр» Все участники находятся в круге. Ведущий показывает всем в центре круга воображаемую клетку, в которой якобы находятся 2 цирковых бобра, взятых на прокат, и берет одного из них. Когда ведущий запускает бобра по кругу в одну из сторон, все участники должны по очереди подпрыгивать, перепрыгивая его. Бобер запускается 2-3 раза в разные стороны и ловится ведущим. Затем запускается неожиданно, чтобы все не успели среагировать и ведущий говорит, что придется запускать второго, так как первый убежал. Затем, в другую руку ведущий берет еще и муху. Когда муха пролетает по кругу, всем необходимо присесть. Бобер и муха запускаются одновременно с разных сторон, т.е. участники должны успеть поочередно подпрыгнуть и успеть присесть. «Рыбы, птицы, звери» Участники становятся в круг, в центр которого встаёт водящий. Водящий закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув вперёд правую руку и повторяя слова: "Рыбы, птицы, звери". Затем он останавливается и говорит любое из этих трёх слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим. Водящий считает до трёх, и если за это время стоящий в кругу не успел ничего сказать или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не должны повторяться. Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий животных. «ТаняПетяКоля»(произносится одним словом без пробелов) Все участники становятся в круг, включая водящего. Возьмите секундомер и скажите игрокам, что это игра на время. Назовите свое имя и включите секундомер. Игрок рядом с вами (с любой стороны) называет свое имя и так далее, как можно быстрее, пока все в кругу не назовут свои имена. Как только последний игрок назовет свое имя - выключайте секундомер. Примечание: Эту игру лучше всего проводить в большой группе, но даже в маленькой группе можно хорошо повеселиться. Заметьте, насколько быстрее игроки произносят свои имена после нескольких попыток. Рекомендации: Если группа маленькая, можно повторять имена по кругу 2 или 3 раза. Как вариант игры, называйте имена в обоих направлениях одновременно. Эту игру не стоит использовать для знакомства, она развивает реакцию ребят и усиливает интерес к последующим играм, т.к. здесь присутствует соревновательный момент. ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ Методические рекомендации по проведению игр на выявление лидеров. Возраст участников: от 7 до 18 лет. Количество участников: от 15 до 30 чел. Период смены: игры на выявление лидеров проводятся в организационный период смены с целью выявления наиболее активных ребят. Выявление лидеров может происходить также в любых других играх, где деятельность связана с обсуждением общей стратегии взаимодействия или поиска общегруппового решения. «Переправа» Примечание: игра проводится на детях в возрасте от 12 лет. Подготовка: На земле обозначается пространство двумя чертами на расстоянии 6 метров. Ведущий: «Представьте себе, что вашей команде путь преградила река, условно обозначенная линиями на полу. Её можно перейти в брод, вам необходимо перебраться на противоположную сторону реки. Преодолеть преграду необходимо соблюдая следующие условия: ü К началу выполнения упражнения все участники должны стоять за стартовой чертой, в конце – за финишной; ü Во время выполнения все участники должны так или иначе держаться друг за друга; ü Во время переправы между обозначенными линиями общее количество одновременных касаний пола всеми участниками не должно превышать шести касаний; ü Нельзя применять никаких посторонних средств; ü Необходимо принимать во внимание безопасность всех участников». Затем возможно изменение условий задания: расширение реки до 8 метров и уменьшение числа касаний. В ходе выполнения участники обсуждают возможные варианты решения, выявляются лидеры и организаторы среди детей, которые побуждают остальных к выполнению задания. «Скульптура» Ведущий предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах. В качестве усложнения можно попробовать хором сказать одно слово, не договариваясь. «Экипаж» Необходимо собрать экипаж, т.е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника, "зайцев", пассажиров. «Счет» Ведущий называет какое-нибудь число, участники, стоящие в кругу должны сделать один шаг в центр круга, причем шагнуть должны столько человек, сколько назвал ведущий. «Большая семейная фотография» Предлагается, чтобы ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок для детей не дается. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения «Цыганская повозка» Все участники игры должны образовать цыганскую повозку со всеми ее атрибутами: лошадьми, колесами, бортами, бароном, медведем, гитарами, цыганками и пр. Участникам изначально не разъясняются роли, лишь в процессе игры можно подсказывать, если возникают затруднения. Когда участники готовы, им необходимо проехать определенное расстояние этой самой повозкой. Условие: должны принимать участие все участники.  «Обвал» Команде предлагается представить следующую ситуацию: Представьте, что ваш отряд пошел в поход в горы и нашел интересную пещеру. Все залезли в пещеру, а через некоторое время вход завалило камнями, и остался один маленький ненадежный проход. Пролезть в который может только один человек, чтобы позвать на помощь. Кто это будет и почему? «Разведка» Подготовка:заранее в определенном периметре прячется предмет. Задание: 1.Участникам необходимо узнать у эксперта, какой предмет спрятан. 2.Найти предмет за ограниченное время. Для того, чтобы узнать что спрятано, участники могут задавать ведущему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Число вопросов не должно превышать 10. Участники должны заранее посовещаться, кто будет задавать вопросы и какие именно вопросы будут заданы. Затем искать предмет может отправиться только один участник, время для поиска – 30 секунд, если не смог найти, группа выбирает следующего участника и так до тех пор, пока предмет не будет найден. В ходе выполнения задания отслеживаются наиболее активные участники. «Мина» Инвентарь:2 поворотные фишки, секундомер. Цель: развитие навыков взаимопонимания и организации быстрых, согласованных действий партнеров в экстремальной ситуации. Упражнение выполняется в круге. Двумя поворотными фишками обозначен выход. По команде ведущего «Мина!» группе необходимо за минимальное время покинуть круг через узкий проход, обозначенный ведущим с помощью стульев. Команда ведущим подается без предупреждения. Упражнение выполняется несколько раз с обсуждениями, в ходе которых выявляются участники, предлагающие наиболее конструктивные идеи. Упражнение сложно выполнить, если каждый участник будет думать только о том, как спастись самому, поэтому задача участником договориться о плане эвакуации. «Запретная зона» Инвентарь:корзина , 20 различных предметов. В корзине находится около 20 различных предметов, вокруг корзины располагается «запретная зона», радиусом около 1 м. Наступать ногой или касаться рукой запретной зоны нельзя. Участникам необходимо достать все предметы из корзины, при этом каждый участник может достать только один предмет. Участники перед выполнением задания придумывают стратегию, при помощи которой предметы достаются из корзины. Выявляются участники, которые предлагают больше всего различных идей. |