ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ Автономная некоммерческая организация Областной детский оздоровительно-образовательный центр «Ребячья республика» Софьянов И.А. НИ ДНЯ БЕЗ ИГРЫ Сборник различных видов игр И рекомендаций по их проведению Автономная некоммерческая организация Областной детский оздоровительно-образовательный центр «Ребячья республика» Софьянов И.А. НИ ДНЯ БЕЗ ИГРЫ Сборник различных видов игр И рекомендаций по их проведению Тюмень «Ребячья республика» 2013 год ББК 74.200 С68 Общая редакция сборника: Шилова Л.В., Закладная Л.К., Вторушина О.В. Дизайн и печать сборника: Дацкевич С.Д., Костарев В.А. Сборник рекомендован к изданию педагогическим советом АНО ОДООЦ «Ребячья республика» Софьянов И.А. Ни дня без игры: сборник различных видов игр и С 68 рекомендаций по их проведению. Тюмень, Ребячья республика, 2013. – 60 с. Данный сборник призван стать помощником для педагогов детских учреждений отдыха и оздоровления, учителей, которым предстоит организовывать лагеря с дневным пребыванием детей, а также для вожатых (или тех, кто только собирается ими стать в будущем). На данный момент в нем содержится более 170 игр и упражнений различной направленности с методическими рекомендациями по их проведению. Уважаемые коллеги! Мы благодарим Вас за выбор нашего сборника. Надеемся, что он пригодится Вам в работе. При использовании материалов сборника ссылка на источник обязательна. ББК 74.200 ISBN СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 6 ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО.. 8 КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ... 13 ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ.. 18 РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ... 25 ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ.. 30 ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.. 33 ИГРЫ С ЗАЛОМ... 38 ИГРЫ – ШУТКИ.. 44 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ... 49 ИГРЫ В АВТОБУСЕ.. 53 КОНКУРСНЫЕ ИГРЫ... 56 ИГРЫ – КРИЧАЛКИ.. 60 ИГРЫ С ПАРАШЮТОМ... 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 65 От автора Уважаемые коллеги, друзья, а также те, кому данный сборник попал в руки. Вы держите перед собой результат обобщения опыта довольно большого количества людей. Данный сборник включает в себя игры, конкурсы и упражнения для ребят разного возраста. Пособие призвано стать помощником для педагогов детских учреждений отдыха и оздоровления, учителей, которым предстоит организовывать лагеря с дневным пребыванием детей, а также для вожатых (или тех, кто только собирается ими стать в будущем). Начало этого сборника было положено еще в 2011 году и потребовало усилий многих ребят, вожатых и педагогов. В данный момент он включает в себя чуть более 170 игр различной направленности. Областной детский центр «Ребячья Республика» уже давно и прочно держит марку центра с богатой игровой историей, огромной методической базой и талантливым педагогическим коллективом. Именно на играх, в которые играют дети и вожатые «Ребячьей Республики» мы и остановились в своём сборнике. У человека, впервые увидевшего данный сборник, может возникнуть резонный вопрос: «А чем это пособие отличается от сотен других сборников игр, которыми пестрит интернет?» Есть две отличительные особенности сборника «Ни дня без игры» от ему подобных. Во-первых, это сборник игр, в которые действительно играют наши дети. Он составлен при их участии. В сборнике вы сможете найти замечания и рекомендации, которые дают непосредственные ведущие той или иной игры, а также дети в нее игравшие. Во-вторых, самая главная особенность его в том, что параллельно с этим сборником выходит видеотека игр «Ребячьей Республики» «Живи ИГРАючи». В ней можно найти многие из игр, представленных ниже, но в формате видео, где видно живое общение ведущего с детьми. Это дает более полную картину, нежели формат текста. В добрый путь, коллеги! Давайте немного поиграем, ведь игра делает нашу жизнь чуточку ярче! С благодарностью, Илья Софьянов ВВЕДЕНИЕ При разработке данного сборника мы стремились, чтобы его структура была интуитивно понятна читателю. Именно поэтому он, по-нашему мнению, стал чем-то напоминать современные «гаджеты». Содержание – это меню с множеством вкладок. Выбери свою – и окажешься в разделе, где сначала даны рекомендации по его применению, затем – название игры и ее описание (следуя нашей аналогии – это различные приложения), ну а своеобразным бонусом служат примечания ведущего и играющих. Для настоящих же «ценителей» (продвинутых пользователей), в дополнение к данному сборнику мы рекомендуем к приобретению видеотеку игр «Живи ИГРАючи», где можно найти многие игры сборника в формате видео. 1. Игры на знакомство – игры, позволяющие участникам в короткие сроки узнать имена друг друга, а также выявить круг общих интересов. 2. Коммуникативные игры – игры, способствующие преодолению барьеров в общении, развитию коммуникативных навыков, навыков вербального и невербального общения, снятию эмоционального напряжения. 3. Игры на командообразование – игры, направленные на усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы», создание мотивации на совместную деятельность; 4. Развивающие игры – игры, направленные на развитие познавательных функций (внимание, память, мышление, воображение). 5. Игры на выявление лидеров – игры, способствующие распределению ролей в команде для оптимального достижения результата, выявлению явных и скрытых лидеров. 6. Игры на тактильное взаимодействие – игры, направленные на преодоление тактильного барьера, повышение уровня доверия участников друг другу, получение заряда позитивного настроения. 7. Игры с залом – игры, позволяющие активизировать аудиторию, поднять настроение участников. 8. Игры-шутки – игры, имеющие в своем содержании некий сюжет, интригу. Кульминация игры наступает при понимании участниками правил ее проведения. 9. Подвижные игры - игры с двигательной активностью, направленные на развитие физических навыков и предполагающие использование спортивного инвентаря 10. Игры в автобусе – игры, предназначенные для активного и полезного времяпрепровождения во время дороги в транспорте. 11. Конкурсные игры – игры, предполагающие ограниченное количество участников и носящие соревновательный характер. 12. Кричалки– игры поднимающие настроение, настраивающие на коллективную работу, позволяющие выплеснуть энергию участникам через коллективное скандирование. 13. Игры с «парашютом» - игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Самый маленький парашют имеет диаметр 3 метра, а для больших компаний делают парашюты и куда более солидные – 5 метров, 7 метров в диаметре. Маленьким парашютом можно играть в спортивном зале или в холле, но в целом парашют больше подходит для игр на свежем воздухе – на газоне или на песке. Подходит для выработки командной стратегии, как реквизит для развивающих игр с младшими школьниками. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО Методические рекомендации по проведению игр на знакомство. Данный блок игр подходит для детей всех возрастов. Игры на знакомство проводятся с первого дня смены и до конца организационного периода, либо до полного узнавания имен всеми членами коллектива. Они не требуют предварительной подготовки, кроме игрового реквизита: мяч, газета и т.д. Не рекомендуется проводить игры с называнием имен и увлечений каждым из участников («Картина» и т.п.) на аудиторию более 30 человек, т.к. участники быстро утомляются и теряют интерес к игре. «Визитная карточка, или давайте познакомимся» Участник называет собственное имя и одно из своих увлечений: «Меня зовут Антон, я люблю плавать». Следующий участник называет свое имя, а также свое отношение к увлечению предыдущего человека и называет свое: «Меня зовут Андрей. Я не умею плавать, зато я хорошо рисую» и т.д. «Свое имя назови» Все участники находятся в круге. 3 раза в произвольном порядке бросается мяч. «Раз два три», а затем игрок, у которого мяч, говорит: свое (или) мое имя назови. Тот игрок, которому он кинул мяч, называет свое (или его) имя и все повторяется вновь. «Назовись» Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. (Участникам необходимо вспомнить, кому они бросали мяч в первый раз. Изначально, ведущим это не оговаривается). Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать имя того, кому он бросает, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д. «Перестрелка» Все опускают головы вниз и начинают перемещаться по комнате, пока не увидят чьи-нибудь ноги. Нужно поднять голову и быстро назвать имя человека. Он садится, и игра продолжается дальше. «Домино интересов» Первый участник вытягивает руку, называет свое имя и свое увлечение, а тот, кому это увлечение тоже «по душе» тоже вытягивает руку и подает ее первому и в ответ называет свое увлечение. Таким образом, все присоединяются, беря за руку друг друга, и образуя круг. «Я люблю свою соседку» Участники становятся в круг. Первый участник признается в любви к своему соседу, называя имя этого соседа, характерное качество и предмет, который он хотел бы подарить этому соседу. При этом качество и предмет начинаются на первую имени соседки. Например: «Я люблю соседку Иру за то, что она Интересная, и хочу подарить ей Ириску» «Давайте знакомиться!» Водящий говорит слова, а все остальные повторяют за ним каждую из строк: Скажем громко мы: «Окей!» Сколько много здесь друзей! Много, много, много нас. Встанут Ирочки сейчас. Много, много, много нас. Помашут Пашечки сейчас. Много, много, много нас. Смеются Леночки сейчас…и т.д. Примечание: Если игра проходит с большой аудиторией, то можно в каждой строке называть по несколько имен. «Граница» Устанавливается линия. Участники могут ее перейти только по какому-то признаку, установленному ведущим. - кто любит мороженое - у кого дома есть кошка или собака - кто любит смотреть мультики - кто любит петь - кто любит танцевать - кто занимается футболом - кому ходит в художественную школу - кто уже был в нашем центре - кто разговаривает на английском языке и т.д. Примечание: С помощью данной игры можно узнать много интересного о ребятах. Вопросы об увлечениях рекомендуется чередовать с шуточными, чтобы постоянно подогревать интерес к игре. «Муха» Ведущий в центре со свернутой газеткой. Представляем, что муха перелетает с одного игрока на другого. Один игрок называет имя следующего, а тот должен быстро назвать имя еще одного, пока его не осалили газеткой. «Картина» Все сидят лицом в круг Ведущий: «Сейчас мы все вместе будем рисовать картину, и делать это мы будем не карандашами или красками, а словами. Я беру большой лист бумаги (показывает руками) и рисую на нем линию горизонта. Теперь я передаю эту картину тебе, ... (имя сидящего рядом участника). Участник «берет картину и говорит: «Я вижу на этой картине линию горизонта, которую нарисовал ... (имя ведущего) и рисую на ней (называет то, что хочет внести в картину), теперь я передаю эту картину ... (имя следующего по кругу участника)». Таким образом, каждый участник называет все, что до него «нарисовали» другие, в том порядке, в каком эти предметы появились на картине, при этом, добавляя к названию каждого предмета: «... который нарисовал (имя автора)» Когда картина обошла круг, и каждый участник добавил в нее что-то свое, она вновь оказывается у ведущего, и он опять перечисляет все предметы и авторов по порядку. Затем ведущий подводит итог: «Вот такая у нас получилась картина». «Расскажи про своего соседа» Ребята сидят в кругу. Вожатый предлагает им внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать догадаться, какой он в жизни (или каким был в 5 лет, каким станет, когда ему будет 30 лет). Потом каждый рассказывает. «Перемани к себе» Участники делятся на 2 команды. Каждая команда сочиняет короткое стихотворение про одного из членов противоположной команды, зазывая его к себе в команду. Например: За окошком день погожий. Приходи скорей Сережа! Участник, про которого сочинили стихотворение, переходит в другую команду. Стихи нужно сочинять как можно быстрее, стараясь забрать себе как можно больше народа! Команда, в которой не останется людей (или будет очень мало) проигрывает. «Привет!» Материалы: мяч. Все стоят в круге. Участники бросают друг другу мяч со словами: «Привет! Ты сегодня хорошо выглядишь»; «Доброе утро! Я рад тебя видеть такой счастливой!»... Данную игру можно провести в самом начале знакомства ребят, либо перед тем, как мы начинаем играть в игры, закрепляющие знание имен детьми в отряде. «Задай вопрос» Материалы: мяч. Все стоят в круге.Первый игрок бросает мяч любому человеку из круга, называет его имя и задает любой вопрос, на который тот отвечает и кидает мяч со своим вопросом следующему игроку. «-Петя, ты любишь танцевать?»; «- Конечно». «Коварный недуг» На минуту представим, что наши уста сковал коварный недуг, и мы не можем произнести собственного имени. Наша задача: представиться, не называя его, т.е. через какие-либо ассоциации, известных людей, персонажей и т.д. «- Меня зовут, как главного богатыря русских былин, который 30 лет пролежал на печи». Данную игру целесообразнее проводить в самом начале знакомства детей, пока те совсем не знают имен друг друга. «Борщ» Вместе варим суп. В него мы можем положить все, что угодно. Главное, чтобы ингредиент был на первую букву вашего имени. «Меня зовут Илья и я положу в борщ Ириску»… Получается суп, в котором намешано огромное количество разнообразных ингредиентов. «Цып-Цап» Все участники становятся (садятся на стулья) по кругу, водящий находится внутри круга. Водящий обращается к любому из участников. Если он говорит кому-то «цап», то этот человек должен быстро назвать имя своего соседа слева, «цып» - имя соседа справа, «цып-цып» - все участники меняются местами, а водящий старается занять одно из мест. Если кто-то из участников не смог быстро ответить водящему (ответил не сразу или неправильно), то он становится водящим и игра продолжается. Игра проходит очень эмоционально, требует от участников знания имен товарищей, внимания, умения ориентироваться при изменении ситуации. «Покрывало» Натягивается покрывало. Игроки находятся с 2-ух сторон от него. 2 команды. Каждая выдвигает по 1 человеку вперед. Покрывало резко опускается, нужно как можно быстрее назвать имя человека напротив себя. Кто не назвал, или назвал вторым – переходит в противоположную команду. Задача команд: забрать как можно больше человек себе. «Это здорово» Дети становятся в круг. В центр круга вы ходит один ребенок. Он произносит свое имя, и то, что он любит. После каждой фразы остальные участники говорят: «Это здорово»! Например: - Меня зовут Саша. (Это здорово) - Я люблю читать книги. (Это здорово) - Я люблю гулять на улице. (Это здорово) В центре круга должны побывать все дети. «3 факта» Все участники стоят в круге. По очереди каждый называет свое имя и говорит 3 факта о себе. 2 из них правдивые, а один из фактов – ложный. Остальным нужно определить, какой же из фактов не соответствует действительности. «Я люблю…» Игроки садятся в круг. Кто-нибудь из участников говорит, к примеру ''я люблю музыку'', те, кто разделяют те же интересы, должны подсесть к нему. Затем другой игрок говорит «я люблю яблоки» и «яблоколюбы» подбегают к этому человеку и так далее. Посмотрим, кто наберет больше людей. «Белка» На игровой площадке ставятся две скамьи — друг напротив друга. Отряд рассаживается на них произвольно. Затем вожатый говорит: «Прошу сесть на правую скамью тех, кто любит эстрадную музыку, а на левую — тех, кто любит классику.» Ребята переходят на ту скамью, которая им подходит. Затем вожатый снова дает какое-либо задание, и дети снова пересаживаются. Таким образом, вожатый может выяснить интересы детей, задавая интересующие его вопросы. Примечание: Игра рассчитана на ребят 11–13 лет и проводится в последние дни организационного периода. «Яблочко» Играющие сидят в кругу. Вожатый говорит: «Меня зовут…, я люблю…» (любить можно что угодно и кого угодно) и катит яблоко (лучше подходит мячик) к кому-нибудь из круга. Тот поднимает яблоко и тоже говорит: «Меня зовут…, я люблю…». И яблоко катится к следующему. Игра продолжается до того момента, когда все играющие представились. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ Методические рекомендации по проведению коммуникативных игр. Возраст участников: от 7 до 18 лет. Количество участников: от 6 до 30 чел. Период смены: коммуникативным играм уделяется большое внимание в организационный период смены. А также в случаях, если во временном детском коллективе начинают образовываться отдельные подгруппы, и контакт между всеми участниками затруднен. Коммуникативные игры можно проводить с играми на тактильное взаимодействие, это позволит участникам лучше наладить контакт. «Брось улыбку» Цель:Создание благоприятной атмосферы в отряде. Игроки сидят в кругу. Лидер начинает игру - улыбается, потом прикрывает рот ладонью, словно стирая улыбку. Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла. Лидер «бросает» улыбку» другому игроку, который «ловит» ее руками и «наносит» ее на свое лицо, потом «стирает» и «бросает» другому. «Рукопожатия» Задача каждого из участников в течение 1 минуты собрать у присутствующих как можно больше рукопожатий, при этом пока не найдешь нового участника нельзя расцеплять руки с предыдущим. «Крокодил» Цель:Развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей. Ведущий загадывает участнику слово или словосочетание. Задача участника изобразить загаданное пантомимой. Остальные ребята должны догадаться. Упражнение «Покажи» Необходимо изобразить, используя всех участников: § крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц; § оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон; § болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией; § Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой; § букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»; § картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п. § рыбок на сковородке, § червячков на рыбалке, § тесто в кастрюльке. «Передай действие» Участники встают в круг в затылок друг другу, эксперт становится вместе с ними в круг. Все закрывают глаза (кроме эксперта). Эксперт посылает различные действия, например, пять разных (погладить по голове, постучать по спине, нарисовать крест между лопатками и т. д.). Стоящий впереди должен как можно скорее и точнее передать движение, и так, пока все движения не вернутся эксперту, а он оценивает их «правильность». «Карусель» Примечание: игру целесообразнее проводить на детях в возрасте от 11 лет. Участники встают в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу. Внешний круг движется вправо (смена партнеров), внутренний стоит на месте. Делается несколько переходов, в зависимости от разыгрываемых ситуаций. Ситуации: 1. Представьте, что перед вами маленький ребенок (в роли детей внутренний круг), который почему то сильно плачет, постарайтесь его утешить, выяснить причину его разочарования. 2. Перед вами человек, ваш давний знакомый или друг, с которым вы не виделись лет семь. 3. Перед вами очень влиятельный человек, от которого возможно зависит ваша карьера, вам необходимо договориться с ним о возможной встрече. 4. Перед вами один из ваших родителей: мама или папа. Вы пришли домой довольно поздно, и надеялись проскочить в свою комнату… но на пороге возник родитель… ваши действия… 5. Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним. 6. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его в первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые. 7. Перед вами человек, с которым вам предстоит длительное путешествие. 8. Перед вами дипломат, вы представляете интересы своей страны, вам необходимо договориться о сотрудничестве. 9. Перед вами человек, которого вы сильно обидели, и хотели бы, чтобы он вас простил. «Мой секрет» Участники встают в круг, каждый участник продолжает фразу: «Никто не знает, что я…», говоря о небольшом факте из своей жизни, который не известен остальным. Высказывания позволяют повысить уровень доверия в группе. «Номерки» Инвентарь: стикер с заготовленными номерами от 1 до 30. Задание выполняется в полной тишине. Члены команды, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к ведущему. Ведущий прикрепляет на спину участникам в хаотическом порядке заранее заготовленные номерки. После этого по команде ведущего участникам необходимо как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 30 в шеренгу. Если участники разговаривают, упражнение начинается заново - участники перемешиваются. «Мост дружбы» Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем предлагается построить мосты втроем, вчетвером и т. д., пока не будут задействована вся команда. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы». «Соседи» Участники выстраиваются в круг, запоминают своего соседа справа и соседа слева, узнают их имена (круг №1). Затем перемешиваются и снова выстраиваются в круг, запоминают своего соседа справа и соседа слева (круг №2). Еще раз перемешиваются и вновь запоминают своих соседей (круг №3). Затем ведущий проверяет ребят на внимательность и предлагает построиться также, как это было в круге №1. Важно, чтобы ребята правильно вспомнили своих соседей. Затем ведущий, чередуя, называет номера кругов, которые необходимо вспомнить и построить. «Мигалки» Все участники находятся в круге, один водящий стоит в центре. Задача участников наладить контакт друг с другом – перемигнуться или подать небольшой сигнал. Как только участники поняли друг друга, они должны быстро поменяться местами. Задача водящего заметить взаимодействие и занять место одного из них в круге. Не успевший добежать до места участник становится водящим. «Каблучок» В игре участвует равное количество девочек и мальчиков, они садятся рядами лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метров. Девочки совещаются и распределяют, кто какого мальчика загадал. Мальчики по очереди подходят к ряду девочек, стараясь разыскать ту, которая загадала его. Для этого мальчик прохаживается около девочек и топает ножкой рядом с той, которая, по его мнению, его загадала. Если это так, девочка и мальчик идут танцевать или выполняют какое-нибудь задание. Если нет, то девочка в ответ тоже стучит каблучком, а мальчик возвращается на место ждать очереди для следующей попытки. «Принцесса – рыцарь - дракон» Все участники делятся на две команды. Игра проходит по принципу «Камень – ножницы – бумага». Каждая команда совещается и одновременно показывает одно из трех движений: «Принцесса» – руки у бедер, будто держат юбочку. Делаем реверанс и говорим «Здрасьте!» «Рыцарь» – руки над головой, будто держат меч и рубящим движением со звуком «Хадыщ!» «Дракон» – руки наверху и впереди с растопыренными пальцами, злобный оскал и звук «Ррррррр!» Рыцарь бьет дракона, дракон уносит принцессу, принцесса влюбляет в себя принца. Игра идет до трех побед. «Фотографы и фотоаппараты» Участники делятся на пары: первые участники – фотографы, вторые - фотоаппараты. Первые участники водят вторых за плечи по аудитории. Вторые участники передвигаются с закрытыми глазами. Фотографы выбирают несколько интересных ракурсов для фотографий и делают несколько снимков – для этого, «фотоаппараты» открывают на миг глаза и запоминают увиденное. Снимков должно быть пять, затем участники меняются глазами, после обсуждают увиденное. «Рассказ наоборот» Участникам необходимо сочинить рассказ наоборот, т.е. первый участник начинает сочинять рассказ с конца (с последней фразы), следующий продолжает таким же образом. Причем, тот, кто нарушил обратную последовательность повествования, выходит из игры или при помощи других участников старается верно подобрать фразу. В итоге должен получиться связный рассказ. «Гражданская оборона» Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: "Внимание!". На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т.п.) После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т.п.) Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается. «Угадай песню» Играет группа ребят. Определяется водящий, он отходит за пределы слышимости. Ребята подбирают песню или стихотворение, из которых выбирается ода строка или куплет. Например, строчка пушкинского стихотворения: "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…" Все ребята, сидящие по кругу, берут себе по одному слову из этой строчки. Водящий возвращается и начинает опрос ребят. Он может задавать любые вопросы, самые несуразные, всем по очереди или в разбивку, типа "Твое отношение к соленой капусте?", а отвечающий должен употребить доставшееся ему слово: "У меня к капусте чудное отношение!" ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ Методические рекомендации по проведению игр на командообразование. Возраст участников: от 7 до 18 лет. Количество участников: от 15 до 30 чел. Период смены: игры на командообразование проводятся в организационный период смены, а также в течение всей смены блоками для повышения уровня сплоченности коллектива. После проведения игр можно выполнять рефлексию: обсуждать с участниками, что было самым сложным при выполнении упражнения, что помогало справиться с заданием, а что мешало. «Олимпийские кольца» Инвентарь:шайба, изображение олимпийских колец краской на снегу (синий, черный, красный, желтый, зеленый). На снегу нарисованы олимпийские кольца. Участники от черты – 2-3 м. от колец выстраиваются в колонну и по очереди бросают шайбу, стараясь попасть в кольцо. Задача участников совместными усилиями 10 раз попасть в любое из колец. «Со скоростью света» Инвентарь: мягкая игрушка – 1 шт. Участники выстраиваются в круг лицом в центр, по команде ведущего на скорость начинают передавать какой-либо предмет в группе. «Эвакуация» Инвентарь:мягкие игрушки – 5 шт, простынь. Участники растягивают простынь, взявшись за концы. Эксперт с балкона по одной игрушке сбрасывает вниз, задача участников поймать игрушку в простынь, так, чтобы она не выпала. «Твистер» Инвентарь: нарисованные краской на снегу или мелом на земле круги – 55 шт. Необходимо всем отрядом занять указанное экспертом число кругов, соблюдая следующие правила: 1. Круг считается занятым, если один из участников касается его ногой или рукой. 2. Участники должны держаться за руки или каким-то образом касаться друг друга. 3. Участники должны исполнить песню, поднимающую командный дух (куплет или припев), продержавшись в позиции не менее 1 минуты Необходимо занять 15, 25, 35, 45, 55 кругов (эксперт варьирует число кругов, которые необходимо занять участникам в зависимости от возраста и количества участников). «Рекорд отряда» Установить рекорды группы: 1. Построить самый большой круг: участники берутся за руки и растягиваются на максимальное расстояние. Эксперт замеряет длину окружности шагами (идет внутри круга, меряя расстояние шагами). 2. Построить самый тесный круг: участники встают максимально близко друг к другу, чтобы занять как можно меньше места. Эксперт замеряет длину окружности шагами, обходя отряд снаружи. 3. Построить самую длинную колонну: участники выстраиваются в колонну в затылок друг другу (от самых маленьких до самых высоких). Участники кладут руки на плечи друг другу и максимально растягиваются. Эксперт замеряет длину колонны шагами. 4. Построить самую короткую колонну: участники встают в колонну в затылок друг другу, обнимают друг друга за плечи. Эксперт замеряет длину колонны шагами. 5. Построить снежинку из участников (оценивается оригинальность). Упражнение «Ливень» Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей. Виды движений: ü 1 круг – потирание ладоней; ü 2 круг – щелканье пальцами; ü 3 круг – похлопывание по бедрам; ü 4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием. И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней). «Сквозь кольцо» Инвентарь: веревка. Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников: не размыкая рук, «просочиться через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться с ним, пролезая сквозь него».  |