Направления политики занятости и пути ее преодоления в РФ Анализ ситуации в сфере занятости России показал, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства не имеют динамики. Пути решения заключаются в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Наиболее важными мерами такого рода являются: 1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников. 2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве. 3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации. 4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д. 5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели-профсоюзы-государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости [5]. Решениями проблемы молодежной безработицы могут стать: · раннее привлечение подростков к труду; · механизма как квотирование рабочих мест для выпускников; · трудоустройства для рядовых запаса российской армии; · введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов; · предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала; · специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии; · создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам занятости населения – молодежных бирж труда Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, на данный момент осуществляется через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась. Для достижения динамичного результата сегодняшняя политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу [24]. Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям: 1. Развитие трудовых ресурсов; 2. Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии; 3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона; 4. Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей; 5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места; 6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; 7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции; 8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников; 9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др. Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др. Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Понятно одно, что осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как показало предложенное исследование, безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами. На основании проделанной работы были сделаны выводы о том, что безработица вызывается не только микроэкономическими причинами (несовершенство рынка труда), но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса). Изучение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы. К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. Это является следствием увеличения преступности, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны. Данная работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве. Использование теоретических и практических материалов, статистических данных и материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик. Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Учитывая сложность ситуации на рынке труда России, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу. К сожалению только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безработица-2009: официальный прогноз // Законность.- 2009 2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2008 3. Васильева Э.К. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления// М.: 2007. 4. Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009 5. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 6. Журнал «Человек и труд», № 2/2012 7. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2006 8. Закон РФ: «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991, в редакции от 22.10.2009//Консультант Плюс 9. Иванов В.П. Социально-экономические последствия безработицы // Экономика и жизнь. - № 14. – 2008 10. Информация о социально–экономическом положении России: в І квартале 2012г. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012 11. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2004 12. Колобова С.В. Трудовое право России: - ЗАО Юстицинформ, 2009. 13. Костин Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция // Человек и труд – / № 3. – 2009 14. Материалы Экономической экспертной группы 15. Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия//Экономическая наука современной России, 2008. - № 4 16. Никитин Е. Трудоустройство безработных граждан/Е.Никитин//Служба кадров и персонал. 2009. - № 4 17. Об итогах социально – экономического развития Российской федерации І квартале 2012 года. – М.: Минэкономразвития России, 2012 18. Официальный сайт государственной статистики http://www.gks.ru/ 19. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: М.: 2004. 20. Ржаницына Л.К. «Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения» // Экономист.-№4.-2008 21. Симкина Л.Г. Макроэкономика/Учебное пособие. Москва. – 2012 22. Статистика: Учебник под ред. И.И. Елисеевой.-М.: высшее образование, 2007 23. Экономика. Учеб.для экономических академий, вузов и факультетов. Под ред. А.С. Булатова, М., 2007 24. Экономическая теория /Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2009 25. www.economika.info |