Понятие и проблемы занятости населения С проблемами трудовых отношений, труда, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются. Занятость с точки зрения экономических позиций общества – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов [11]. Кроме того, занятость, как экономическая категория – это совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства. В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения. Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной [13]. Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах: 1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. 2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить. Из этого следует, что в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода. Эта концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами. Во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временную работу, эпизодические формы занятости, работу по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории. Но следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Различают: • рынок труда молодежи. Ситуация, которая складывается на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется ухудшением. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. • рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения. • рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей. Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени. Под гибкими формами занятости понимаются: • занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах. Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность. • занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником; • самозанятость граждан – форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), – как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи [4]. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ 2.1 Особенности безработицы в РФ Итоги исследования показали, что безработица занимает третье место в списке самых значимых угроз для россиян (50% респондентов). Обострение проблемы безработицы выражается в усилении ее региональной дифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличении продолжительности безработицы, расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным. По статистическим данным 2008-2012 г.г. занятость экономически активного населения выглядит следующим образом (Рисунок 1):  Рис. 1 Уровень общей безработицы в 2008-2012 гг. (по кварталам) В I квартале 2012 г. составила 74,8 млн. человек (на 279 тыс. человек меньше, чем в I квартале прошлого года) или около 53% от общей численности населения страны. При сокращении численности экономически активного населения в январе-марте текущего года увеличилась численность занятых в экономике и в среднем за I квартал составила 69,9 млн. человек, что на 468 тыс. человек больше, чем в январе-марте прошлого года. В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране (6,1%), в отдельных городах наблюдается массовая безработица. Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за второе полугодие 2011г. наблюдалось в Ингушетии – 2,5 раза. При этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея. Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях – более 11% (т.е. практически в два раза больше средне российского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,6% занятых (т.е. в 12 раз меньше чем в среднем по России). Очень интересна дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи (Рисунок 2). | |  | Рис. 2 Уровень безработицы по полу и возрастным группам (июль 2012, %) Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране [17]. В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп . Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии. Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области. Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Сюда относятся Костромская, Липецкая, Тверская и Тюменская области. Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, Белоруссии, Закавказья. Из вышесказанного следует, что наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие – на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная. Согласно исследованиям Госкомстата РФ, уровень безработицы заметно различается в зависимости от образования (Рисунок 3). В большей степени страдают от безработицы лица, имеющие незаконченное высшее и среднее специальное образование. Также высок уровень безработицы среди лиц с высшим, неполным средним и общим образованием [14]. [1] Рис. 3 Уровень безработицы в зависимости от образования Актуален также вопрос сельской безработицы в России. Современная ситуация показывает, что начиная с 1998 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области). Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, не является достоверной, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 2 раза. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 2%. Однако низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы. На характер российской безработицы повлиял целый ряд особенностей: 1. Спад производства, вызвавший всплеск безработицы; 2. Приток беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья, обостривший ситуацию с занятостью; 3. Относительно низкий организационный и технико-технологический уровень производства; 4. Не перепроизводство, как это происходит в развитых экономиках, а обратная ситуация – дефицит товаров, высокая инфляция. Подготовка квалифицированной рабочей силы за последние годы практически прекратилась. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Правда, процесс старения нации в 2012г. начал медленно приостанавливаться, благодаря демографическим и социальным программам правительства РФ и Госкомстата. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах, безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей отводится определенная роль в системе мер государственного регулирования [18]. В настоящее время рынок труда восстанавливается и стремится к докризисным параметрам. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в I квартале 2012 г. составил 6,5% экономически активного населения. В марте в Российской Федерации общая численность безработных составила 4,9 млн. человек, что на 478 тыс. человек меньше, чем в марте 2011 года. Об улучшении положения на рынке труда говорит и тот факт, что о неполной занятости своих работников в рамках мониторинга, проводимого Минздравсоцразвития России, в конце 2011 года заявили 4 тыс. предприятий, а в конце марта 2012 года только 2 тыс. предприятий, а численность работников, работающих в режиме неполной занятости за I квартал текущего года сократилась на 64 тыс. человек и по состоянию на 29 марта 2012 г. составила 150 тыс. человек.  Рис.4 Регистрируемая безработица и потребность в работниках в 2011-2012 Число безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в I квартале 2012 г. стабилизировалась на уровне 1,3 млн. человек. В конце марта 2011 года в органах службы занятости было зарегистрировано на 330 тыс. человек больше. Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости населения, с начала года увеличилась на 338 тысячи вакансий и по состоянию на конец марта 2012 года составила 1,5 млн. вакантных рабочих мест. Рост потребности работодателей в работниках привел к снижению коэффициента напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий. В марте 2012 года коэффициент напряженности составил 98,3 человека (за соответствующий период 2011 года – 150,1 человек). Для реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2012 году в федеральном бюджете было предусмотрено 1,5 млрд. рублей. Планируемая численность участников мероприятий региональных программ предусматривала более 35,0 тыс. человек: В I квартале 2012 г. продолжалась реализация положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов (ВКС), создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности. За I квартал 2012 г. было выдано 2118 разрешений на работу высококвалифицированным специалистам. За 3 месяца 2012 года более чем в два раза по сравнению с показателем прошлого года выросло количество оформленных патентов и составило 176461 патентов (78843 патентов за I квартал 2011 года)[10]. |