МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социально-психологическая характеристика личности





Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Соц-псих особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Микросреда — группа, микрогруппа, семья и так далее — также является важной детерминантой формирования личности.
В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы— психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:
1) интересы;2) способности;3) темперамент.
Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки, интересы, потребности);2) способности;

3) темперамент и характер.

Существуют три соц-псих типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; Атлетикиобщительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью. Астеникималообщительны, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность. Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место. Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.
Холерики — наиболее конфликтные личности. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации.



С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

- принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации свободы;

- принцип культуросообразности, (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

- принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

- принцип целостности обусловливает единство соц-нрав, ориентирует на творчество, самобытность, инд-ть человека;

- принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности.

Одним из механизмов является подавление,чаще всего осуществляется непроизвольно. Механизм произвольного подавления получил название вытеснения.

Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противоположную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений.

В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний.

механизм социализации - эмпатия, Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

Механизм сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений.

3. Классификация и общая характеристика
факторов социализации

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации:

- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

- микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.).

 

 

46. Гендерные роли- один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S. Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи.

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности.

Итак, пол — это совокупность анатомо-физиологических особен­ностей организма, заданных от рождения. В то же время гендер — это социальный пол, социальный конструкт пола, надстраиваемый обществом над физиологической реальностью.

 

 

48. Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества ( 0 -1,5 года). главную роль играет мать:кормит, ухаживает, заботу, в рез у ебенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психол развития ребенка.

Стадия раннего детства (1,5 -4 лет). связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.

Стадия детства (4 - 6 лет). ребенок уже убежден, что он личность, у ребенка формируется чувство инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психол возможности: волю, память, мышление и т.д. если родители подавляют ребенка, это отрицательно сказывается на развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности.

Ст. младшим школьным возрастом (6 -11 лет). ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эпос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи приводят к чувству неполноценности, неверия в свои силы, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (11-20 лет). личностного «Я». Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое проф призвание, способности, умения.

Стадия юности (21- 25 лет). для человека актуален поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (25- 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

 

 

4. Эмпирический уровень - сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; и исследование в логике выявления причинно-следственных связей. метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения.

Метод анализа документов. является разновидностью методов и способов анализа продуктов человеческой деятельности. В основе контент-анализа лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретация исследователем информации, содержащейся в каком-либо информационном источнике или документе.

Наблюдение– это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений. Метод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных.

Опрос – представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование.

Метод анкетирования – письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование – метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему.

Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

 

 

5. Экспериментальные методы- проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Лабораторный эксперимент- вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Естественный эксперимент- вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент- вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Патопсихологический эксперимент- (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п

 

14. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается непосредственная организация совместных действий, позволяющая группе реализовать общую деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Фиксация взаимодействий— процесс требующий от наблюдателя или экспериментатора виртуозного владения техникой, непрерывного ее совершенствования. На первых этапах разработки методик измерения взаимодействий фиксировались лишь частота и продолжительность. Вступая в бесконечное количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:

• максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

• максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

• максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

• максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);

• минимизации выигрыша другого (агрессия);

• минимизации различий в выигрышах (равенство).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.