Феномены группового влияния Психология толпы и масс. Толпа представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимосвязанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Различают четыре основных вида толпы: o окказиональную, связанную любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария); o конвенциональную, связанную интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, спортивному состязанию); o экспрессивную, выражающую общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.); ее крайнюю форму представляет экстаз (ритуалах, карнавалах, концертах); O действующую, которая, в свою очередь, включает в себя следующие подвиды: а) агрессивную толпу, объединенную слепой ненавистью к некоторому объекту (самосуд); б) паническую толпу, стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательную толпу, вступающую в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо благами; г) повстанческую толпу, в которой людей связывает общее возмущение действиями властей. часто спонтанно. С точки зрения французского социолога Г. Лебона, автора книги "Психология народов и масс", всякое скопление людей представляет собой массу, главной чертой которой является потеря способности к наблюдению и критичности. Основными являются такие психологические способы! воздействия на массы: o заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (большие открытые аудитории на концертах, массовые шествия); o внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на группу людей, при котором передается информация, основанная на ее некритическом восприятии. Решающим условием эффективности внушения является авторитет сугге-стора; o подражание - воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Общие закономерности социального подражания сводятся к следующему: подражание происходит от внутреннего к внешнему (например, духу религии подражают раньше, чем ее обрядам), низшие подражают высшим, провинция - центру, менее развитые общности - более развитым. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, навстречу друг другу. При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон). Общение – это видимая, наблюдаемая связь людей. Можетт быть явными, скрытыми, непоказанными. Различают деловые и личные взаимоотношения. Выделяют несколько видов деловой зависимости. 1. Деловые отношения равенства: в этом случае два или несколько членов группы выполняют сходные функции, имеют одинаковые права и обязанности. 2. Деловые отношения подчинения: в них одно лицо намечать для другого объект способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое признает и выполняет предписания. В процессе общения выделяют несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений: 1. совпадение положительной направленности; 2. натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные; 3. нейтральные деловые и такие же личные. Феномены группового влияния Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. «Конформизм» означает «приспособленчество». Все люди делятся на: 1.конформистов; 2. нонконформистов – противостояние группе. Конформное поведение поделил: 1. одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы; 2. уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении; 3. негативизм – человек всегда не согласен с требованиями группы. Конформизм –поставлены неопределенные задачи, небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения. Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность. Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность). Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Огруппление мышления. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения. А) Феномен социальной фасилитации – факт присутствия других людей во время выполнения Деятельности Личности, улучшающий результат данной Деятельности (при выполнении знакомой или простой работы). Б) Феномен социальной ингибиции – тенденция выполнять Деятельность хуже в присутствии других людей Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению. Конформное поведение: а) внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах; б) одобрения действий меняют убеждения человека. Петровский выделил 3 формы поведения: 1.Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы). 2.Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте). 3.Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности). Социальная леность –людей прилагать меньше усилий ,объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Социальная леность проявляется, когда размыта ответственность и, когда не измеряется личный вклад участников групповой Деятельности Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей ндивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы (группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов Огруппление мышления –Стремление группы к внутренней гармонии однако может повредить ее реализму в оценке противоположных точек зрения. Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Соц-псих хар кол-ва Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы.К ак члены кол проявл себя в труде, общении и познании, склад характер межл-х (дружный, инициативный, склочный). Основными соц-псих хар коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность. 1. Информированность От уровня информ-сти кол зависят результаты работы всего коллектива. Хорошо организованная информация делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. 2. Дисциплина – это установленный порядок поведения людей. позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него. Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Соблюдение дисциплины предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм, правил поведения. 3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью как свободное самовыражение. 4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. 5. Сплоченность.На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов. Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. В отечественной соц-психо сплоченность рассматривалась А.В. Петровским , который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы: 1) эмоциональном (внешнем) уровне симпатии-антипатии; 2) поведенческий (средний) проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. 3) ценностный (внутренний) согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе. Пути и условия сплочения групп: 1) постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы; 2) расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей; 3) организация совместной деятельности членов группы; 4) выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп; 5) формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата. 42. Межличностная совместимость- сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость. Под структурной подразумевается совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров. Причём, если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея – сходства и близости. То есть совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник - меланхолик, холерик - флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.). Функционально-ролевая совместимость – это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности. |