АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ В ОАО «АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО» КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ История аэропорта Кольцово тесно связана с развитием военного аэродрома Кольцово. Строительство аэродрома началось в 1928 году с возведения комендантского здания, казарм и каркасно-засыпных домов для летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии. В любой компании есть несколько функций, без которых она обойтись никак не может, вне зависимости от того, чем данная компания занимается. И именно к таким функциям относится и административно-хозяйственная работа. Несмотря на то, что административно-хозяйственные функции в различных компаниях типичны, тем не менее конкретное их наполнение зависит от целей, которые стоят в данный момент перед компанией, а также от размера компании и ее ресурсов. Рассмотрим наиболее типичные административно-хозяйственные функции, а также влияние на них текущих задач и ситуации в компании. Все организационно-экономические функции предприятия можно разбить на несколько групп: 1) Текущее обеспечение деятельности. 2) Документооборот. 3) Эксплуатация здания, помещения, территории. 4) Организационная работа. 5) Взаимоотношения со сторонними организациями. 6) Внутреннее информирование персонала. Одним из основных требований функционирования предприятия в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов директора имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности предприятия, выступают издержки обращения, прибыль и рентабельность. Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания клиентов. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно сезонные периоды. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли. Для достижения этих целей предприятие должны решать такие задачи как: - оценивать, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли; - в случаях убыточной работы выявлять причины такого хозяйствования и определять пути выхода из сложившейся ситуации; - рассматривать доходы на основе их сопоставления с расходами; - выявлять, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образование прибыли; - рассчитывать отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определять причины этих отклонений; исследовать различные показатели рентабельности за отчетный период в динамике; - выявлять резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определять, как и когда возможно использовать эти резервы; - изучать направления использования прибыли и оценивать, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности. На практике используется внешний и внутренний анализ. Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Целью его является оценки рентабельности работы предприятия, эффективности использования капитала. Итоги этой оценки учитываются во взаимоотношениях предприятия с акционерами и служат основой определения положения этого предприятия на рынке, в отрасли и в деловом мире. Поэтому внешние потребители аналитического материала стараются при возможности получить дополнительные сведения о деятельности предприятий сверх того, что ими публикуется. Наибольшее значение в деле оценки результатов деятельности и определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности имеет внутренний анализ. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных аналитического, статистического, бухгалтерского учета и отчетности. Имеется возможность реально оценить состояние дел на предприятии. Он может получить из первоисточника достоверные сведения о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от реализации, о структуре издержек обращения и других расходах, дать оценку положения предприятия на товарных рынках, о валовой (балансовой) прибыли т. п. Именно внутренней анализ позволяет изучить механизм достижения предприятием максимальной прибыли и играет решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, которые используются при оценке выполнения поставленных задач и для разработки программ развития на перспективу. Комплексный подход к изучению конечных результатов коммерческой деятельности позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе. Служба сервиса является структурным подразделением ОАО «Аэропорт Кольцово» и предназначена для улучшения качества обслуживания потребителей, повышения коммерческой эффективности работы парковочного комплекса, упаковки багажа, гардероба в аэропорту Кольцово. Служба сервиса в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами органов государственной власти, ОАО «Аэропорт Кольцово» (далее – Общество), «Руководством по качеству», «Руководством по работе парковочного комплекса» и стандартами Общества, другими нормативными документами, регламентирующими обеспечение безопасности и порядка на привокзальной площади, оказанию и предоставлению платных услуг, а также настоящим Положением. Структуру и штатное расписание службы сервиса утверждает генеральный директор Общества по представлению начальника службы и согласованию с первым заместителем генерального директора Общества (схема организационной структуры службы сервиса прилагается). Обязанности, права и ответственность всего персонала службы, включая руководителя, указываются в должностных инструкциях, которые разрабатываются, изменяются и утверждаются в установленном в обществе порядке. Основными подразделами является обеспечение бесперебойной работы парковочного комплекса, упаковки багажа, гардероба и управление коммерческой эффективности пользования парковочным комплексом, упаковкой багажа, гардеробом. Автоматизация въезда (выезда) транспортных средств на парковочный комплекс, автоматизация расчетов пользования парковочным комплексом, упаковкой багажа, гардеробом. Группа центрального поста парковочного комплекса | Администратор парковочного комплекса | Ведущий специалист парковочного комплекса | Агент по продажи упаковки багажа | Рисунок 1- Схема организационной структуры управления службы сервиса[1] Проведение сравнительного анализа лидерства аэропортов рассмотрим на рисунке 2. Аэропорт | Компания – оператор | Код IATA | Аэропорт Амстердама Схипхол | Schiphol Group | AMS | Аэропорт Мюнхена | Flughafen Munchen | MUC | Аэропорт Лейпцига | Mitteldeutsche Airport Holding | LEJ | Рисунок 2- Сравнительный анализ лидерства аэропортов[2] ОАО «Аэропорт Кольцово» как и зарубежные компании-аналоги оказывает весь спектр аэропортовых услуг, включая услуги по обеспечению взлетно-посадочных операций и наземному обслуживанию ВС, грузов и пассажиров. Все проанализированные аэропорты активно развивают неавиационные виды деятельности, включая девелопмент недвижимости, ритейл, услуги наружной рекламы и парковочный бизнес. Аэропорты Амстердама и Мюнхена наиболее развиты в данных сегментах, значительно опережая Кольцово по показателю доли неавиационной выручки. Частично это объясняется тем, что Кольцово только начинает развивать сегмент девелопмента недвижимости. С точки зрения масштаба операций наиболее сопоставимым аэропорту Кольцово является аэропорт Лейпцига. При этом аэропорт Лейпцига является крупным международным грузовым хабом с высоким показателем грузооборота, что отличает его от Кольцово. Аэропорты Амстердама и Мюнхена, являются крупными международными хабам и существенно превосходят аэропорты Лейпцига и Кольцово по пассажиропотоку, доле трансферных пассажиров и финансовым результатам. В рейтинге крупнейших аэропортов страны Кольцово прочно занимает 5 место по числу обслуженных пассажиров после аэропортов Московского авиаузла и Санкт-Петербургского аэропорта «Пулково». |