МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1. Сущность, предмет и метод бухгалтерского учета





1.1 Понятие об учете и его виды

1.2 Роль бухгалтерского учета в управлении организацией

1.3 Функции и задачи бухгалтерского учета

1.4 Государственное регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь

1.5 Принципы бухгалтерского учета

1.6 Предмет бухгалтерского учета и его объекты

1.7 Активы организации и их классификация

1.8 Источники формирования активов и их классификация

1.9 Метод и их классификация и его элементы

 

1.1. Понятие об учете и его виды

Учёт – это одна из разновидностей управленческой деятельности человека.

Учёт – это количественное отражение событий и фактов в жизни общества, используемых для управления на различных организационных уровнях.

Для возникновения учета необходимы 3 основных условия:

1. Деятельность людей должна принять соответствующий размер

2. Наличие письменности

3. Наличие элементарной математики

Процесс учета состоит из относительно самостоятельных этапов (приемов работы):

1. Наблюдение

2. Измерение

3. Регистрация

4. Обобщение

Наблюдение позволяет установить многочисленные и разнообразные явления, из которых складывается деятельность субъектов хозяйствования.

Измерение заключается в выражении фактов и явлений в количественных (трудовые: дни, часы, месяцы; натуральные: штуки, метры, килограммы;) и стоимостных показателях.

Результаты наблюдения подлежат фиксации путем записи данных на бумаге или с помощью технических средств.

Обобщение – представление данных в удобной форме для использования в управлении.

Для всестороннего отражения сложной и многогранной деятельности организации используются различные виды учета:

1. Оперативный

2. Управленческий

3. Статистический

4. Налоговый

5. Бухгалтерский

 

 

1.2. Роль бухгалтерского учета в управлении организацией

Управлять деятельностью организации возможно только на основе системы экономических показателей, характеризующих работу субъекта хозяйствования.

Одним из важнейших поставщиков экономической информации является бухгалтерский учет.

Виды бухгалтерского учета:

- бухгалтерский финансовый учет

- бухгалтерский управленческий учет

В бухгалтерском учете формируется информация:

1. Об активах организации: долгосрочные и краткосрочные активы

2. Об источниках формирования активов (собственный капитал и обязательства)

3. О доходах, расходах организации и финансовых результатах

Бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности.

Из определения бухгалтерского учета выделяют следующие особенности:

1. Бухгалтерский учет – непрерывная система (бухгалтерский учет ведется в организациях со дня регистрации организации до дня ее ликвидирования)

2. Бухгалтерский учет ведется в каждой организации

3. Бухгалтерский учет ведется в денежном измерителе

4. Объектами бухгалтерского учета являются: активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы.

5. Приемами учета является: документирование, инвентаризация, учетная оценка, счета бухгалтерского учета, двойная запись, отчетность.

 

 

1.3. Функции и задачи бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет в системе управления выполняет 2 функции:

1. Информационная

2. Контрольная

Информационная функции осуществляется с целью получения необходимой информации для внутренних и внешних пользователей.

На основе информации бухгалтерского учета осуществляются другие функции управления.

Контрольная функция осуществляется с целью выявления отклонений от заданных параметров. Осуществление данной функции позволяет выявить злоупотребление, приписки, непроизводственные потери и расходы.

Для того, чтобы обеспечить выполнение этих функций перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации об объектах бухгалтерского учета, финансовом положении организации

2. Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей

Требования к бухгалтерскому учету:

1. Документальность

2. Полнота

3. Достоверность

4. Доступность

5. Периодичность

6. Рациональность

7. Экономичность

 

 

1.4. Государственное регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь

 

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»

Статья 4. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности

Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в области бухгалтерского учета и отчетности.

Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности.

Совет Министров Республики Беларусь:

1. обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

2. координирует и контролирует деятельность республиканских органов государственного управления в области бухгалтерского учета и отчетности;

3. устанавливает совместно с Национальным банком Республики Беларусь порядок введения в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО);

4. устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера;

5. осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь:

6. устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера банка;

7. утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера банка;

8. проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера банка;

9. осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь:

10. реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;

11. осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов);

12. утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов);

13. утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера;

14. проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера;

15. представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и отчетности;

16. осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, осуществляющие государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности (за исключением Министерства финансов Республики Беларусь):

1. участвуют в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

2. осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности;

3. принимают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности.

Государственные органы, имеющие воинские формирования, принимают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в воинских формированиях.

 

1.5. Принципы бухгалтерского учета

 

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»

Статья 3. Принципы бухгалтерского учета и отчетности

1. Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.

2. Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.

3. Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.

4. Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.

5. Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).

6. Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

7. Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

8. Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.

9. Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.

10. Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.

11. Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.

12. Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.

13. Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.

 

 

1.6. Предмет бухгалтерского учета и его объекты

 

Бухгалтерский учет, как и любая другая экономическая наука, имеет свой предмет, объекты наблюдения, характерные приемы и способы.

Предмет бухгалтерского учета – хозяйственная деятельность организаций.

В бухгалтерском учете деятельность организаций представлена 3 видами:

1. Текущая

2. Финансовая

3. Инвестиционная

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается через его объекты. Согласно закону «О бухгалтерском учете и отчетности» объектами бухгалтерского учета являются:

1. Активы (А)

2. Обязательства (О)

3. Собственный капитал (СК)

4. Доходы (Д)

5. Расходы (Р)

В основе бухгалтерского учета лежит принцип равенства:

А=СК+О

СК+О=ИФА Þ А=ИФА, где ИФА – источники формирования активов

Хозяйственная деятельность организации состоит из фактов хозяйственной жизни, которые в бухгалтерском учете оформляются соответствующими документами и называются хозяйственными операциями.

Хозяйственная операция – действие или событие, подлежащее отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.

Совокупность однородных хозяйственных операций составляет хозяйственный процесс. Выделяют следующие хозяйственные процессы:

1. Процесс заготовления (снабжения, приобретения)

2. Процесс производства и выпуска продукции, оказания услуг, выполнения работ

3. Процесс реализации

4. Процесс формирования финансового результат

Финансовый результат представляет собой сопоставление доходов и расходов организации. Если доходы превышают расходы, то организации получает прибыль. Если расходы превышают доходы – убыток.

Предмет – текущая финансовая, инвестиционная деятельность.

Объекты:

1. Обеспечивающие деятельность организации: активы и источники их формирования

2. Составляющие деятельность организации: хозяйственные операцииÞдоходы и расходыÞфинансовый результат

 

 

1.7. Активы организации и их классификация

 

Активы – это имущество, возникшее в организации в результате совершения хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение коммерческих выгод.

Активы по участию в кругообороте средств делятся на 2 группы:

1. Долгосрочные активы

2. Краткосрочные активы

Долгосрочные активы - затраты инвестиционного характера, которые представлены основными средствами, нематериальными активами, доходными вложениями в материальные активы, вложениями в долгосрочные активы, долгосрочными финансовыми вложениями и долгосрочной дебиторской задолженностью.

Основные средства – это средства труда, предназначенные для длительного использования, имеющие материальную форму постепенно переносящую свою стоимость на себестоимость товаров и услуг в виде амортизации.

Амортизация – это постепенное снижение ценности имущества следствие его изнашивания.

Нематериальные активы – это активы, которые не имеют материальной, физической формы, но обладают стоимостью и приносит доход организации.

Доходные вложения в материальные активы – это долгосрочные активы, переданные в лизинг, аренду.

Долгосрочная дебиторская задолженность – это задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев.

Долгосрочные финансовые вложения – это вложения в организацию, в ценные бумаги, предоставленные займы, срок погашения которых более 12 месяцев.

Краткосрочные активы подразделяется на следующие группы:

1. Затраты и запасы

2. Денежные средства и их эквиваленты

3. Дебиторская задолженность

4. Финансовые вложения

Запасы – это активы организации, необходимые для осуществления деятельности организации. К ним относят сырье, материалы, топлива, готовая продукция, товары, инвентарь и так далее.

Затраты – это стоимостная оценка активов, потребляемых организацией в процессе производства продукции, выполнение работ и оказания услуг.

Денежные средства – это средства организации, находящийся на счётах в банках, как в национальной, так и в иностранной валютах.

Эквиваленты денежных средств – это вложения денежных средств высоко ликвидные ценные бумаги, срок погашения которых меньше трёх месяцев.

Краткосрочная дебиторская задолженность – это средства организации, временно находящиеся у других юридических лиц, которые по истечению определённого времени подлежат возврату.

Дебиторами являются:

1. Покупатели и заказчики, которым переданы товары, оказаны услуги

2. Подотчетные лица по подотчетным суммам

3. Дебиторы по возмещению материального ущерба

4. Учредители, имеющие задолженность по вкладам в уставный фонд

Краткосрочные финансовые вложения – это инвестиции организации в ценные бумаги, уставный фонд других организаций с целью получения дохода.

Пример:

Долгосрочные активы = 10.000 ден.ед.

Краткосрочные активы = 12.200 ден.ед.

Итого = 22.200 ден.ед.

Краткосрочные активы:

1. Запасы и затраты = 5.000 ден.ед.

2. Денежные средства = 4.200 ден.ед.

3. Дебиторская задолженность = 3.000 ден.ед.

 

 

1.8. Источники формирования активов и их классификации

Источники формирования активов в системе бухгалтерского учета отражают принадлежность активов к субъекту хозяйствования.

Источники формирования активов подразделяются на:

1. Собственный капитал

2. Обязательства

Собственный капитал – это стоимостное выражение средств, инвестированных в развитие организации.

По способу инвестирования средств собственный капитал можно подразделить на 2 вида:

1. Средства, авансируемые учредителям при создании организации (уставный капитал)

Сумма уставного капитала фиксируется в учредительных документах.

Пример: учредители Иванов и Сидоров внесли вклады в уставный капитал. Иванов – 50 млн.руб., Сидоров – 100 млн.руб. Уставный капитал сформирован в размере 150 млн.руб.

2. Средства, накопленные в процессе хозяйственной деятельности:

- добавочный капитал

- резервный капитал

- прибыль

3. В состав собственного капитала включают:

1. Уставный капитал

2. Резервный капитал

3. Добавочный капитал

4. Прибыль

Если для осуществления хозяйственной деятельности организации недостаточно собственных средств, то можно воспользоваться кредитами и займами.

Кроме кредитов и займов у организации возникает кредиторская задолженность.

В системе бухгалтерского учета кредиты и займы и кредиторская задолженность именуются как обязательства.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» обязательства - задолженность организаций, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации.

По видам обязательства подразделяются на:

1. Кредиты и займы

2. Кредиторскую задолженность

Кредиторская задолженность у организации возникает в результате совершенных расчетных операций, так как не совпадает срок возникновения задолженность и срок ее погашения.

Чем больше кредиторская задолженность и меньше дебиторская задолженность, тем лучше для организации.

По срокам возникновения обязательства подразделяются на:

1. Краткосрочные обязательства

2. Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства – обязательства, срок погашения которых менее 1 года.

Долгосрочные обязательства – обязательства, срок погашения которых более 1 года.

В состав кредиторской задолженности включают:

1. Задолженность поставщикам и подрядчикам за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

2. Задолженность персоналу по оплате труда.

3. Задолженность по налогам бюджету (НДС, земельный, акцизный, подоходный налоги, налог на недвижимость).

4. Задолженность фонду социальной защиты населения по отчислениям.

5. Задолженность учредителям по выплате дивидендов на вложенный капитал.

6. Прочие виды кредиторской задолженности.

 

 

1.9. Метод и их классификация и его элементы

 

Метод бухгалтерского учета – система приемов, обеспечивающая сплошное, непрерывное взаимосвязанное отражение и обобщение информации в денежном выражении объектов бухгалтерского учета с целью получения информации для управления и составления бухгалтерской отчетности.

Приему бухгалтерского учета:

1. Наблюдение: документирование и инвентаризация.

2. Измерение: оценка и калькуляция.

3. Регистрация: счета бухгалтерского учета и двойная запись.

4. Обобщение: бухгалтерская отчетность.


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.