ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЖУРНАЛ (1798) Журнал издавался И.П. Пниным1 и А.Ф. Бестужевым2 и имел литературно-публицистический характер. По своему настроению журнал был близок "Беседующему Гражданину". Та же проповедь гражданских добродетелей, просвещения, патриотизма, то же внимание к воспитанию юношества. Журналу покровительствовал наследник Александр Павлович. Может быть, этим объясняется тот факт, что уже после издания известного указа Павла I об отмене употребления ряда слов в 1797 г., в том числе и слов "общество", "отечество", "гражданин", эти понятия и идеи, с ними связанные, были широко представлены в журнале. Сами издатели, Пнин и Бестужев, много публиковались в журнале. Статья "Гражданин" — это политическая речь, стилизация римской республиканской риторики. Она написана как развитие темы, заданной в речи А.Н. Радищева о том, каким должен быть истинный сын Отечества. В статье достаточно четко проведена республиканская идея, которой не было в речи Радищева. Статья "О Человечестве" — апология гуманных общечеловеческих ценностей, в противовес разъединяющим людей националистическим и другим предрассудкам. Письмо из Торжка — одно из четырех писем-рецензий на книги читателя журнала к издателям. Публикуемое письмо — прославление книгопечатания и зашита «свободы тиснения», без которых, по мнению автора, было бы невозможно «возрождение наук». Большой материал А.Ф. Бестужева "О воспитании военном относительно благородного юношества" печатался в течение всего года. Публикуемый отрывок посвяшен проблеме наказаний. Автор восстает против телесных и "позорных" (позоряших) наказаний, которые "удобны производить только рабов", притупляют чувство собственного достоинства; частое применение таких наказаний отнимает "позор у казни", говоря словами Карамзина. 1 Пнин, Иван Петрович(1773—1805) — поэт и публицист, близкий по своим взглядам к А.Н. Радищеву, с которым познакомился в 1801 г. 2 Бестужев, Александр Федорович(1761—1810) — педагог и публицист, отец четырех декабристов. Ч. 2. Июнь Гражданин Что есть гражданин? Тот ли, который, достигши места хитростью и пронырством, дотоле почитает оное, доколе может оно питать его гордость и алчность? Тот ли, (кто) порабощен постыднейшими страстями, на то только употребляет могущество ему данное, чтобы не щадить имения и жизни своих сограждан? Тот ли, который, (ниспровергая) законы чести и справедливости, на сих плачевных развалинах общественного блага воздвигает бренный памятник своего счастья? Тот ли, (кто), будучи убежден гласом совести о своих пороках, под видом притворной любви к Отечеству, похищает звания, долженствующие предоставлены быть просвещенной и скромной добродетели? Не сей ли, наконец, с нечувствительным сердцем самолюбец, для которого благополучие государства есть не иное что, как пустое название, и коего душа не ощущала никогда сего чувствования, соединяющего человека с подобными ему, столько же неспособный соболезновать о несчастьях, как и радоваться об успехах своего Отечества? Нет, конечно, титло гражданина не принадлежит существам толь преступными злоупотреблениями себя унижающим. От общества отверженные, они не оставят по себе ничего более, как бесславие и презрение. Что же есть истинный гражданин? О вы, которым я хочу представить образ оного, внемлите! Истинный гражданин есть тот, который общим избранием, возведен будучи на почтительный степень достоинств, свято исполняет все должности, на него возлагаемые. Пользуясь доверенностью своих сограждан, он не щадит ничего, жертвует всем, что ни есть для него драгоценнейшего, своему Отечеству; трудится и живет единственно только для доставления благополучия великому семейству, коего он есть поверенный. Столь же беспристрастный судия, как закон, которого он есть орудие и которого справедливые решения никогда не причиняли слез угнетенной невинности. Он, завсегда следуя по стезе добродетели, посвящает себя совершенно всем полезным должностям, то налагая узду закона на беспорядки общество возмущающие, то возбуждая трудолюбие, поощряя торговлю, ободряя все художества, предупреждая бдительностью своею несчастия, которые непредвидение или заблуждение могли бы навлечь на соотечественников. Он есть хранитель государственного сокровища, предпочитает богатству, на грабительстве основанному, славу честного и бескорыстного человека. Он есть тот воин, кото- рый подобно Курцию3 ввергается в бездну, у ног его разверстую. Наконец, он, будучи добрым отцом, нежным супругом, почтительным сыном, искренним и верным другом, (почитая законы и нравы), являет всем живой пример гражданских добродетелей. Бот, вот каких граждан Отечество признает за истинных своих детей! Ч. 3. Август О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ 4 Человечество есть наклонность, коею мы должны к существам нашего рода, как к членам повсеместного общества3, для которых сама справедливость требует, чтобы мы изъявляли доброхотство и показывали им вспоможения, какие нужны для нас самих, когда бы наши обстоятельства того востребовали. Китаец, турок, американец имеют одинакое право в нашем к ним вспоможении и в человечестве, поелику, как человек, и я от них взаимно его потребую, когда буду приведен в их землю. "Почитай, — говорит (Фукидид?), — как иностранного, так и гражданина, ибо мы все странники, по лицу земли рассеянные". Когда у Сократа спросили: из коей он земли, он ответствовал: я житель мира. Император Антонин6 говаривал: "Я, будучи по естеству своему существо, склонное к общежитию и рассудительное, в каком бы я городе или земле ни был, где бы я ни находился, скажу как Антонин, что я из Рима, и как человек: я житель мира". "После сражения, — говорил герцог де Шартр, — нет уж на ратном поле неприятелей". Славный химист Мартын Поли изобрел посредством химии такой состав, который превосходил вдесятеро силу пороха; представил его Людовику XIV, любящему всякие химические открытия. Сей государь приказал сделать оному составу опыт. Поли употребил всю возможность, чтоб показать то превосходство, которое получить можно сим составом во время войны. “Ваше изобретение искусно, — сказал Король, — опыт удивителен и ужасен; но средства, принятые в войне, 3 Марк Курций — римский юноша, по преданию бросившийся в пропасть, внезапно разверзнувшуюся на форуме.. .Побудили его к этому жрецы, возвестившие, что пропасть закроется, если Рим пожертвует своим лучшим достоянием. 4 Человечество — здесь: человечность, гуманизм. 5 Повсеместное общество — т.е. мировое сообщество. 6 Марк Аврелий Антонин (121—180) — римский император (161—180), философ-стоик. и без того довольно уже насильственны; (поэтому) я вам запрещаю в государстве моем его обнаруживать и прошу истребить его из памяти. Сие будет услугою человечеству”. Поли одержал слово, за что получил от Людовика XIV знатное награждение. Ч. 3. Сентябрь Почтенный Издатель! На сих днях один из моих приятелей, живущий в С.Петербурге, прислал мне в подарок книгу недавно из печати вышедшую. С жадностью начал я читать оную, (а поскольку) читать привык я с рассуждением, да и не всему тому верю, что в книгах печатают, то сделал я на оную замечания, которые покорнейше прошу поместить в журнал ваш, если только найдете того достойными. Верное лекарство от предубеждения умов. Перевод с Немецкого Михаила Антоновского. В Типографии Государственной Медицинской Коллегии, 1798 года7. Г. Сочинитель сей книги жесточайшим образом вооружается противу книгопечатания. Упоенный желчью, не щадит он никого, писатели суть для него не иное что, как развратители, соблазнители и враги общества, старающиеся посевать в сердце (общества) семена пороков и заблуждений. На любителей чтения и словесности равно изрыгает он хулу и брань. Книгопродавцы суть для него самые гнусные люди, коих алчба к корысти есть источник нравственного зла. Словом, г. Сочинитель не как благоразумный критик, который, видя заблуждения разума человеческого, проницая в сокровенные намерения некоторых писателей, которые, помрачая истину, стремятся распространить ложные понятия и зловредные учения, снисходительным образом обнаруживает пагубные и притворные их мнения и ясностию доводов склоняет на справедливую сторону, но как деспот осуждает все, что только не согласуется с образом мыслей его. Если бы Юпитер вверил ему перуны свои, то в мгновение ока узрели бы мы здание наук, столько веков созидавшееся, ниспроверженным. Уничтожать, дабы восстановить — гораздо лучшее и полезнейшее, означает мудрость и человеколюбие, в противном же случае есть знак невежества и злости. Но приступим к разобранию самого дела. 7 Верное лекарство от предубеждения умов для тех, до кого сие принадлежит. С подлинника немецкого [перевел М.И. Антоновский]. СПб, 1798. СА Венгеров ("Русские книги". I. № 2670) называет автором этой книги Эккартсгаузена. Г. Сочинитель открывает непримиримую вражду книгопечатанию и между тем уважает науки. На стр. 40 говорит он: "Я крайне жалеть стану, буде подумают, что я покушаюсь на художества и науки, напротив я воздаю справедливость оным, без (них) человек был бы жалкое творение, бремя невежества и бедности более тяготило его". Но пусть позволит теперь у себя спросить, чрез что же наипаче учинились науки известными, посредством чего приведены в сей приятный порядок, удобность, с (которой) видим мы их теперь преподаваемыми, что может лучше сохранить их от едкости времени и жестокости неприятелей? Посредством чего сообщение мыслей от одного конца вселенной до другого учинилось легчайшим, что было причиной успехов разума человеческого? Не одолжены ли мы всем сим преимущественно изобретению книгопечатания? И так г. Сочинитель сам себе явно противоречит. Он восклицает на стр. 9: изобретено книгопечатание, и крепость духа потерялась в буквах. Равно как бы воскликнул: изобретены ножи, и люди стали резаться; изобретены веревки, и люди стали давиться. Прекрасное следствие! Г. Сочинитель вспомнил бы, сколько возрождение наук было медлительно. Каких недостатков, каких заблуждений были они (науки) исполнены во времена своего младенчества, и если теперь видим мы их в зените совершенств, то, конечно, сие отнести должно к свободе тиснения. Там, где разум в тесных заключен пределах, где не смеет перейти границ ему предположенных, там всегда найдет философов льстецов, писателей низких и ползающих, защищающих иногда самые нелепые мнения вопреки истине, дабы не подвергнуться гонению, которого всякий человек страшится. Там всегда найдешь книгопродавцов совершенными рабами вкуса публики, чтобы сохранить себя от нищеты и разорения. Там, наконец, увидишь, что заблуждения бывают признаваемы за неоспоримые аксиомы. |