МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ИЗ НАЧЕРТАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ БЛАГОРОДНОГО ЮНОШИ





<...> ...Мы почтем весь род человеческий великим общест­вом, коего Бог есть отец, а всякое государство — частным семейством сего общества. Отсюда проистекает вечный и непременяемый закон природы и народов, бывший прежде всех договоров между государями и народом. Блаженство большего числа людей должно предпочтено быть меньшему, и общественная польза — частной. Мы не должны разорять наших семейств для удовлетворения нашим страстям, ни вредить государству для обогащения своего семейства, ниже презирать права и преимущества рода человеческого для увеличения своего государства. Мы должны особенно ста­раться о себе самих и о тех, с которыми природою непо­средственно связаны, но всегда должно предпочесть общую пользу частной.

Из всех сих начал следует, что любовь порядка (связана) с любовью свободы и что мы должны ужасаться всякого без-

 

7 Семилетняя война (1756—1763), начатая Пруссией против Австрии, в которой
Россия первоначально выступала на стороне Австрии.

8 Речь идет о графе Станиславе Понятовском, короле Польши с 1764 г., ставлен­нике России. В 1772 г. последовал первый раздел Польши между Австрией, Россией
и Пруссией.

 

началия, стремящегося к восстановлению равенства в прав­лении и всякого своевольного насилия. Хотя и справедливо, что всякая власть первоначально состояла у народа, но он не имеет права возвратить себе оную, хотя и почитает себя оскорбленным законодательною властью9. Всякое (народное) правление было бы подвержено разрушению, для сего на­добно только, чтоб (нашелся) человек гордый, дерзкий, чес­толюбивый, или мятежный, который бы собрал чернь, и уверил, что она составляет большую часть народа и имеет право судить себя, не завися от правильной власти и зако­нов. Если допустить сие начало, то вскоре истинная свобода переменится в необузданное своевольство. Народ ввергнется в безначалие, и вселится в них прежняя жестокость, свойст­венная диким народам, у которых все зависит от силы. (Это) может произойти от совершенного невежества человеческой природы, от обуялости и общего повреждения нашего рода, большая часть (которого) вместо Разума и Добродетели управляется порабощением и страхом. По свойству вещей нужно, чтобы во всяком образе правления была верховная, совершенная, неподвижная и видимая власть. Что до того один ли человек или многие имеют оную, то всякое прави­тельство, сколько бы оно ни было совершенно в умозре­нии10, всегда будет несовершенно в действовании. Престолы, на которые государи возведены, обнаруживают погрешности их гораздо приметнее, нежели людей частных. Иногда самые малые ошибки лучших монархов и искуснейших министров, которых они и сами не могли предвидеть, учиняют (следст­вия) весьма важные. (Поэтому) гораздо сроднее с человече­ством, с общим благом и с любовью к Отечеству сносить ошибки правильной и законной власти, нежели разрушить все, подвергнуть многих собственной своей ярости и разде­лить народ междоусобием.

С другой стороны, государи могут преступить границы своей власти, разрушить цель всего правительства и разорить на­род своим тиранством и угнетением. Утверждать, что (нель­зя) положить пределов таковому своевольству, значит осу­дить весь человеческий род на подлейшее рабство и лишить совершенно истинной свободы, благороднейшего преимуще­ства нашей разумной природы. ...Напротив того, государь должен знать, что вьщавать свою волю за закон, есть при­своить себе права Божества и нарушить преимущества себе

 

9 Автор имеет в виду идею общественного договора, очень популярную в XVIII в., на
которой, в частности, основывались Северо-Американские штаты, принимая Декла­рацию независимости в 1777 г. Эта идея сочувственно излагается и в речи А.Н. Радищева.

10 ...в умозрении... — т.е. по своему замыслу.

 

подобных. Он не имеет права действовать противно высо­чайшему, вечному и непременному закону, охраняющему об­щее благо. Сопротивление и возмущение должны быть неиз­бежными следствиями тиранства и угнетения11. Если бы го­сударь не полагал пределов своей власти, (это) пременило бы его власть в безначалие и беспорядок. Предупредить две крайности безначалия или деспотизма, бунтующийся народ и государя, испорченного ласкательством, значит повелеть бурному океану утишиться или ярящемуся льву усмириться. Отсюда-то произошли все беспорядки и перемены политиче­ских дел государств во всех веках.

Установление Англии (лучше всего) соображено для преду­преждения сих неустройств. Собрание народа в парламент кажется лучшим средством к обузданию народа и государей. Но человеческая природа слаба и несовершенна, то (и) сие превосходное установление может рушиться. Лучший способ предупреждения злоупотреблений (это) стараться о воспита­нии наследников престола и вельмож. Всякое другое средст­во может остановить злоупотребление на время, но (нельзя) переменить причины, не пресекая оных (причин) источников. Сие-то заставило великого Фенелона сочинить Телемака12. Есть легкомысленные люди, которые смотрят на (эти) прави­ла, как на неисполнимые и мечтательные. Хотя он действи­тельно внушил их наследнику престола, который, конечно, последовал бы оным, если б был жив.

Последнее учение государя есть история. Помощию истории узнает он причины начатия и падения государств, недостатки и выгоды всякого рода правления. Он особливо должен знать историю своего собственного народа и смежных с ним народов, наипаче должен он стараться узнать происшествия, случившиеся после Мюнстерского договора13, ибо до сего равновесие европейских держав не было еще известно.

 

 

11 Здесь проводится идея права нации восставать против деспотизма, вытекаю­щая из идеи договора народа и правителя, о которой автор говорит выше, и почти буквально повторяются слова из американской Декларации независимости.

12 Фенелон, Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (1651—1715) — французский писатель, архиепископ. В 1689—99 гг. был воспитателем внука Людовика XIV герцо­га Бургундского. Самое известное произведение - роман воспитания "Приключе­ния Телемака" (1699, рус. пер. 1747), где Фенелон защищает принцип просвещенной монархии. "Телемаком" интересовались и философы, и монархи (Людовик XIV,
Фридрих II, Екатерина И).

13 Мюнстерский, или Вестфальский, договор (1648), подписанный после Мюнстерского конгресса (1645—1648), на котором происходили переговоры держав —
участниц Тридцатилетней войны (1618—1648). О равновесии европейских держав
см. "Политическое землеописание Европы вообще" ("Беседующий Гражданин",
Ч. 2 и 3).

Ч. 3. Декабрь





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.