ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ИЗ НАЧЕРТАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ БЛАГОРОДНОГО ЮНОШИ <...> ...Мы почтем весь род человеческий великим обществом, коего Бог есть отец, а всякое государство — частным семейством сего общества. Отсюда проистекает вечный и непременяемый закон природы и народов, бывший прежде всех договоров между государями и народом. Блаженство большего числа людей должно предпочтено быть меньшему, и общественная польза — частной. Мы не должны разорять наших семейств для удовлетворения нашим страстям, ни вредить государству для обогащения своего семейства, ниже презирать права и преимущества рода человеческого для увеличения своего государства. Мы должны особенно стараться о себе самих и о тех, с которыми природою непосредственно связаны, но всегда должно предпочесть общую пользу частной. Из всех сих начал следует, что любовь порядка (связана) с любовью свободы и что мы должны ужасаться всякого без- 7 Семилетняя война (1756—1763), начатая Пруссией против Австрии, в которой Россия первоначально выступала на стороне Австрии. 8 Речь идет о графе Станиславе Понятовском, короле Польши с 1764 г., ставленнике России. В 1772 г. последовал первый раздел Польши между Австрией, Россией и Пруссией. началия, стремящегося к восстановлению равенства в правлении и всякого своевольного насилия. Хотя и справедливо, что всякая власть первоначально состояла у народа, но он не имеет права возвратить себе оную, хотя и почитает себя оскорбленным законодательною властью9. Всякое (народное) правление было бы подвержено разрушению, для сего надобно только, чтоб (нашелся) человек гордый, дерзкий, честолюбивый, или мятежный, который бы собрал чернь, и уверил, что она составляет большую часть народа и имеет право судить себя, не завися от правильной власти и законов. Если допустить сие начало, то вскоре истинная свобода переменится в необузданное своевольство. Народ ввергнется в безначалие, и вселится в них прежняя жестокость, свойственная диким народам, у которых все зависит от силы. (Это) может произойти от совершенного невежества человеческой природы, от обуялости и общего повреждения нашего рода, большая часть (которого) вместо Разума и Добродетели управляется порабощением и страхом. По свойству вещей нужно, чтобы во всяком образе правления была верховная, совершенная, неподвижная и видимая власть. Что до того один ли человек или многие имеют оную, то всякое правительство, сколько бы оно ни было совершенно в умозрении10, всегда будет несовершенно в действовании. Престолы, на которые государи возведены, обнаруживают погрешности их гораздо приметнее, нежели людей частных. Иногда самые малые ошибки лучших монархов и искуснейших министров, которых они и сами не могли предвидеть, учиняют (следствия) весьма важные. (Поэтому) гораздо сроднее с человечеством, с общим благом и с любовью к Отечеству сносить ошибки правильной и законной власти, нежели разрушить все, подвергнуть многих собственной своей ярости и разделить народ междоусобием. С другой стороны, государи могут преступить границы своей власти, разрушить цель всего правительства и разорить народ своим тиранством и угнетением. Утверждать, что (нельзя) положить пределов таковому своевольству, значит осудить весь человеческий род на подлейшее рабство и лишить совершенно истинной свободы, благороднейшего преимущества нашей разумной природы. ...Напротив того, государь должен знать, что вьщавать свою волю за закон, есть присвоить себе права Божества и нарушить преимущества себе 9 Автор имеет в виду идею общественного договора, очень популярную в XVIII в., на которой, в частности, основывались Северо-Американские штаты, принимая Декларацию независимости в 1777 г. Эта идея сочувственно излагается и в речи А.Н. Радищева. 10 ...в умозрении... — т.е. по своему замыслу. подобных. Он не имеет права действовать противно высочайшему, вечному и непременному закону, охраняющему общее благо. Сопротивление и возмущение должны быть неизбежными следствиями тиранства и угнетения11. Если бы государь не полагал пределов своей власти, (это) пременило бы его власть в безначалие и беспорядок. Предупредить две крайности безначалия или деспотизма, бунтующийся народ и государя, испорченного ласкательством, значит повелеть бурному океану утишиться или ярящемуся льву усмириться. Отсюда-то произошли все беспорядки и перемены политических дел государств во всех веках. Установление Англии (лучше всего) соображено для предупреждения сих неустройств. Собрание народа в парламент кажется лучшим средством к обузданию народа и государей. Но человеческая природа слаба и несовершенна, то (и) сие превосходное установление может рушиться. Лучший способ предупреждения злоупотреблений (это) стараться о воспитании наследников престола и вельмож. Всякое другое средство может остановить злоупотребление на время, но (нельзя) переменить причины, не пресекая оных (причин) источников. Сие-то заставило великого Фенелона сочинить Телемака12. Есть легкомысленные люди, которые смотрят на (эти) правила, как на неисполнимые и мечтательные. Хотя он действительно внушил их наследнику престола, который, конечно, последовал бы оным, если б был жив. Последнее учение государя есть история. Помощию истории узнает он причины начатия и падения государств, недостатки и выгоды всякого рода правления. Он особливо должен знать историю своего собственного народа и смежных с ним народов, наипаче должен он стараться узнать происшествия, случившиеся после Мюнстерского договора13, ибо до сего равновесие европейских держав не было еще известно. 11 Здесь проводится идея права нации восставать против деспотизма, вытекающая из идеи договора народа и правителя, о которой автор говорит выше, и почти буквально повторяются слова из американской Декларации независимости. 12 Фенелон, Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (1651—1715) — французский писатель, архиепископ. В 1689—99 гг. был воспитателем внука Людовика XIV герцога Бургундского. Самое известное произведение - роман воспитания "Приключения Телемака" (1699, рус. пер. 1747), где Фенелон защищает принцип просвещенной монархии. "Телемаком" интересовались и философы, и монархи (Людовик XIV, Фридрих II, Екатерина И). 13 Мюнстерский, или Вестфальский, договор (1648), подписанный после Мюнстерского конгресса (1645—1648), на котором происходили переговоры держав — участниц Тридцатилетней войны (1618—1648). О равновесии европейских держав см. "Политическое землеописание Европы вообще" ("Беседующий Гражданин", Ч. 2 и 3). Ч. 3. Декабрь |