ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Примеры интеллект-карт по самоанализу Иллюстрация выше, являет собой интеллект-карту, составленную старшим менеджером транснациональной корпорации, в намерения которого изначально входил анализ своей жизни, в первую очередь в свете своей работы. Однако, по мере того как интеллект-карта выявляла истинное положение вещей, на ней обозначились другие важные аспекты его жизни. Они включали его семью, работу, занятия спортом, повышение квалификации и общее самообразование, в т. ч. в свете его интереса к различным течениям восточной философской мысли. Как он позднее объяснял, перед тем как он приступил к составлению интеллект-карты с целью самоанализа, искренне верил, что работа являлась для него основным интересом в жизни. Однако через интеллект-карту он пришел к выводу, что подлинной основой его жизни являлась его семья. В результате он поменял свое отношение к жене и детям, словом, осуществил то, что называют пересмотром нравственных ценностей. Вполне закономерно, что это привело его к видимым изменениям к лучшему, как в физическом его здоровье, так и душевном состоянии, а равно в отношениях с домочадцами, что, в свою очередь, не преминуло сказаться и на успехах в работе. Иллюстрация вверху была составлена женщиной, занимающей высокую управленческую должность, которая пребывала в раздумьях относительно своей карьеры и личных устремлений. Ее интеллект-карта была посвящена самооценке и анализу системы ценностей, составляющих основу ее жизни. Следует отметить, что до того, как она предприняла этот шаг, ей была свойственна довольно низкая самооценка. По окончании же работы над интеллект-картой душа ее была такой же светлой и радостной, как и ее интеллект-карта. Преимущества интеллект-карт по самоанализу 1. Они обеспечивают высокую степень объективности при проведении самоанализа. 2. В результате использования всех без исключения кортикальных способностей такие карты создают полную и реалистичную картину личности майндмапера. 3. Они дают возможность взглянуть на аспекты собственной личности с точки зрения как «макроскопического» анализа, так и «микроскопического» – анализа общих тенденций развития личности в контексте окружающего мира и отдельных черт характера. 4. Упрощают задачу планирования будущего, используя как проведенный самоанализ, так и анализ среды, в которой существует личность. 5. Они служат своеобразным «бортовым журналом», позволяя майндмаперу проводить сравнительный самоанализ в разные периоды жизни. 6. Могут использоваться при оказании помощи другим в самоанализе. 7. Путем использования цветовой палитры, образов и кодов такие карты позволяют включать в самоанализ аспекты эмоционального настроя майндмапера. Напутственные слова Рассмотрев использование интеллект-карт в проведении общего самоанализа, в следующей главе вы научитесь находить им применение в разрешении проблем личного плана. Глава 19 АНАЛИЗ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В настоящей главе вы узнаете, как применять интеллект-карты для анализа и решения своих личных проблем, а также анализа и разрешения проблемных ситуаций в отношениях с другими людьми. Многое из того, что вы уже знаете и умеете, – как, например, самоанализ и принятие взвешенных решений, – пригодится вам в процессе анализа и разрешения проблемных ситуаций. Анализ и решение личных проблем с помощью интеллект-карт Данный процесс почти полностью идентичен самоанализу за тем исключением, что вы фокусируете внимание на конкретной черте своего характера или аспекте своей личности, которые вызывают у вас озабоченность. Например, представим, что суть вашей проблемы лежит в чрезмерной застенчивости, которую вы за собой замечаете. Как всегда, вы начинаете с центрального образа (быть может, под видом самого себя нарисуете человека, закрывающего лицо руками?), после чего свободно ассоциируете, «извергая» ассоциации одну за другой, пытаясь выявить мысли и эмоции, которые у вас вызывают понятие застенчивости. На стадии первоначальной редакции базовые порядковые идеи, предлагаемые вами, могут включать: ситуации, в которых обнаруживается ваша застенчивость; эмоции, которые сопровождают ваше переживание застенчивости; ваше поведение, обусловленное переживанием застенчивости; история вашей застенчивости (когда она впервые проявилась и каким образом развивалась); возможные причины, лежащие в корне проблемы. После того как вы целиком сформулировали, проанализировали и подвергли инкубации все, что связано с вашей проблемой, вам необходимо приступить к созданию интеллект-карты во второй редакции. В ходе ее составления нужно подвергнуть внимательному рассмотрению каждый аспект проблемы и выработать конкретный план действий по ее решению. Реализация всей совокупности таких отдельных планов позволит вам разрешить проблему в целом. Иногда по ходу выясняется, что, как оказалось, вы пребывали в заблуждении по поводу сути проблемы. Если одно и то же слово или понятие характеризуется частым повторением на ветвях интеллект-карты, очень вероятно, что это слово или понятие имеет гораздо большее значение в контексте исследуемой проблемы, нежели значение и смысл того, что было помещено в центр интеллект-карты изначально. В такой ситуации вам просто следует начать новую интеллект-карту и оформить означенное слово или понятие в качестве центрального образа, после чего продолжить, как описано ранее. Анализ и решение межличностных проблем с помощью интеллект-карт Тесные межличностные отношения нередко приходят к печальному концу потому, что ни один человек не в состоянии целиком понять или принять точку зрения другого. Если при этом велик эмоциональный накал и отсутствует искреннее общение, оба лица оказываются в плену негативной ассоциативной спирали, принимающей все более деструктивный характер. Например, если лицо А считает, что его обидело лицо Б, вполне вероятно, что его отношение к лицу Б будет негативным. Негативные мысли, в свою очередь, усиливают ощущение обиды у лица А, давая волю все новым проявлениям негативного отношения к лицу Б. Деструктивная спираль негативных ассоциаций набирает силу, пока проблема не оказывается раздутой «мыслимым и немыслимым образом». Со временем даже положительные события прошлого оказываются затянутыми в эту спираль «негатива» и начинают представляться в мрачных тонах. Например, вещь, подаренная на день рождения одним супругом другому, более не воспринимается как знак любви. Напротив, того, кто подарил, начинают обвинять в попытке «подкупить» другого или отвлечь внимание от какого-нибудь неблаговидного поступка. Открывая каналы общения между лицами, интеллект-карта способна помочь людям преодолеть свое дальнейшее падение в водоворот «негатива» и вернуться к трезвой оценке реальности. Кроме того, радиантная, всеохватывающая структура интеллект-карты позволяет поместить свою межличностную проблему в более широкий и позитивный контекст. Все это подтверждается тем фактом, что метод интеллект-карт позволил спасти от распада большое число семей и вернул друг к другу немало друзей. Подходящим примером, иллюстрирующим то, о чем идет речь, является интеллект-карта Тессы Ток-Гарт. На ней обозначены проблемы общения, с которыми она сталкивалась сама, а также замечала у других людей. Центральный образ, представляющий собой два лица, соединенных жирной линией, обозначает в целом проблемы межличностного общения, при этом правая половина карты посвящена описанию препятствий для нормального общения, а левая – тому, что ему способствует. Дуги по правую сторону от центрального образа обозначают основные факторы, являющиеся частыми причинами конфликтов в общении. Дуги по левую сторону, наоборот, обозначают положительные факторы, помогающие преодолеть конфликт. Присмотревшись внимательно, мы замечаем, что каждое из нарисованных лиц имеет «позитивную» и «негативную» стороны. Например, уши на «позитивной» половине лица открыты и готовы к восприятию информации, в то время как уши на «негативной» стороне – перечеркнуты, т. е. глухи к чужим словам. Обрывающиеся на половине стрелки с правой стороны указывают на неполноценное, ущербное общение, в противоположность тому, что мы наблюдаем слева. На диаметрально противоположных краях интеллект-карты мы видим, с одной стороны, «войну», «разрушение», «отчуждение», обозначенные разбегающимися в разные стороны стрелками, т. е. символизирующими раздор; а с другой стороны, символизирующие единство, а потому сходящиеся друг к другу стрелки с надписями «творчество», «дружба», «счастье» и «единство». Стадии анализа и решения межличностных проблем Для успешного анализа межличностных проблем важно, чтобы оба лица, участвующие в нем, целиком понимали теорию и технику применения интеллект-карт. Считая это условие выполненным, перейдем к рассмотрению трех основных стадий изучаемого процесса. 1. Подготовка к работе Как и в самоанализе, перед началом работы следует позаботиться о том, чтобы вы имели под рукой все необходимые материалы, и притом самого высокого качества, а ваше рабочее место являло собой подходящую среду для работы. Поскольку весь процесс может занять несколько часов, особенно когда речь идет о крупной проблеме, вам необходимо спланировать время на работу, кратковременный отдых, а также на легкую закуску – все для того, чтобы ваша работа не закончилась лишь анализом проблемы, а привела к конкретному решению. 2. Составление интеллект-карт На данной стадии каждому из участников следует независимо друг от друга составить три интеллект-карты, посвященные трем вещам: антипатиям, симпатиям, решениям. Для каждой из трех интеллект-карт необходимо следовать обычной процедуре, состоящей из извержения ассоциаций и первичной редакции, в ходе которой определяются базовые порядковые идеи. Антипатии В течение одного часа (или более, если потребуется) каждый участник составляет исчерпывающую интеллект-карту по поводу всех негативных аспектов рассматриваемых межличностных отношений, отмечавшихся с их начала по настоящий момент. Невзирая на то, сколь много позитивных аспектов может также быть упомянуто, цель на данном этапе заключается в возможно более полном и объективном описании именно негативных аспектов. Очень важно, чтобы участники составляли свои интеллекткарты, уединившись друг от друга, исключая, таким образом, любой обмен мнениями во время составления своих интеллект-карт. По завершении составления «негативной» интеллект-карты следует сделать непродолжительный перерыв, во время которого беседа должна вестись на сугубо отвлеченные темы. Симпатии Аналогичный порядок работы используется теперь для составления «позитивной» интеллект-карты, в ходе чего фиксируется любой положительный аспект рассматриваемых отношений с момента их возникновения по настоящий. И опять важно обеспечить, чтобы во время составления участниками своей версии «позитивной» интеллект-карты между ними отсутствовал обмен мнениями, оставляя таковой на потом, на тот момент, когда все тематические интеллект-карты будут готовы. Интеллект-карта (автор Тесса Ток-Гарт), посвященная проблемам межличностного общения и их возможному решению  Решения При составлении этой тематической интеллект-карты участники фокусируют свое внимание на поиске решения по отношению к сложившейся ситуации и предлагают пути выхода из нее в целом, а также на решении любых частных проблем, характеризующих кризис рассматриваемых отношений. 3. Обсуждение На этой заключительной стадии участники по очереди обмениваются мини-презентациями (см. главу 26) на тему своего видения, во-первых, положительных аспектов; во-вторых, негативных аспектов и, наконец, решений межличностной проблемы. Во время презентаций слушатель должен иметь под рукой чистые листы бумаги, на которые он наносит в форме интеллект-карты все, что касается его роли в рассматриваемых межличностных отношениях, преподносимое ему как взгляд со стороны. Важно, чтобы презентация не прерывалась комментариями со стороны слушателя, который должен молча фиксировать подаваемую ему информацию. Единственное, что допускается со стороны слушателя, это просьба уточнить точку зрения говорящего с тем, чтобы его собственная интерпретация соответствовала тому смыслу, который другой вкладывает в свои слова. Это имеет особое значение, когда презентации касаются «антипатий», поскольку здесь можно ожидать и острокритических замечаний и даже резких выпадов. Слушатель должен помнить о субъективной природе восприятия, о том, что по этой причине все, о чем говорит держащий слово, является верным с его точки зрения. Слушателю поэтому следует вникать в то, о чем говорит держащий слово, если он желает вполне понять то, что стало причиной проблемы, и найти способ ее решения. Столь же важно, чтобы все участники разговора «по душам» говорили «правду и одну только правду», пусть со своей точки зрения, поскольку недосказанность лишь усугубляет проблему взаимного непонимания. Порядок, в котором участники держат слово, рекомендуется следующий. 1. X высказывает свою точку зрения на негативные аспекты, Y аннотирует в форме интеллект-карты. 2. Короткий перерыв. 3. Y высказывает свою точку зрения на негативные аспекты, X аннотирует в форме интеллект-карты. 4. Короткий перерыв. 5. X высказывает свою точку зрения на позитивные аспекты, Y аннотирует в форме интеллект-карты. 6. Короткий перерыв. 7. Y высказывает свою точку зрения на позитивные аспекты, X аннотирует в форме интеллект-карты. 8. Короткий перерыв. 9. Y высказывает свою точку зрения на возможные пути решения, X аннотирует в форме интеллект-карты. 10. Короткий перерыв. 11. Х высказывает свою точку зрения на возможные пути решения, Y аннотирует в форме интеллект-карты. 12. Обсуждение. Согласование путей выхода из кризиса и, по случаю успешного разрешения конфликта, – торжество! Лучше всего начать с обсуждения негативных аспектов, поскольку они очевидным образом представляют собой суть проблемы. Цель, разумеется, состоит не в том, чтобы «набрать побольше очков» или обидеть друг друга, а выяснить как можно более подробно, что причиняет боль тому и другому, и попробовать залечить причиненные друг другу душевные раны. Более того, обсуждение всех негативных аспектов зашедших в тупик отношений в атмосфере объективности и уважения друг к другу само по себе помогает решить проблему, основной причиной которой зачастую является отсутствие взаимопонимания и неумение выслушать чужую точку зрения. Есть дополнительный довод в пользу того, чтобы обсуждение позитивных аспектов следовало за обсуждением негативных, а именно состоящий в том, что радость от хорошей вести, следующей за плохой, нередко действует целительно на вызванную плохой вестью травму. Позитивные аспекты также предоставляют дополнительный стимул к поиску путей выхода из кризиса, подготавливают почву для консенсуса, который необходим для эффективной работы «коллективного разума». После того как обсуждены возможные пути разрешения проблемной ситуации, нащупываются точки соприкосновения и вырабатывается совместный план действий по выправлению ситуации. Преимущества интеллект-карт для анализа и решения межличностных проблем 1. Метод гарантирует открытость со стороны участников. 2. Обеспечивают каждому участнику всесторонний взгляд на позицию партнера. 3. Способствуют честному обмену мнениями между партнерами. 4. Проблема оказывается помещенной в более широкий контекст, что способствует более глубокому осознанию вызвавших ее причин и ее скорейшему разрешению. 5. Являются «историей болезни и выздоровления» конкретных межличностных отношений, при этом интеллект-карты, посвященные позитивным сторонам отношений, а также путям выхода из сложившегося кризиса, могут служить руководством к действию по мере дальнейшего развития отношений. 6. Метод позволяет партнеру не только понять позицию другого, но также взглянуть со стороны на собственные поступки, извлечь из этого уроки и осознать свою зрелость как личности. 7. Обеспечивая лучшее взаимопонимание между ними, метод также ведет к укреплению духовной связи между партнерами, снятию напряженности в отношениях и воспитывает у каждого из партнеров уважение к точке зрения другого. Процесс, описанный в настоящей главе, значительно упрощается, если перед его началом вы подвергнете себя объективному самоанализу, например, как описано в предыдущей главе. Взяв это за правило, вы обнаружите, что решение персональных и межличностных проблем становится проще и эффективнее, а также, в большинстве случаев, непринужденнее. Напутственные слова В дополнение к самоанализу и решению проблем интеллект-карты способны выполнять немало других полезных функций в повседневной жизни человека. В следующей главе вы узнаете, как вести дневник с помощью интеллект-карт – иначе называемый универсальным персональным органайзером! Глава 20 ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Традиционное ведение дневника представляет собой сугубо линейную систему, при которой пассивно фиксируются события жизни, соотнесенные со шкалой времени. В настоящей главе вы ознакомитесь с новым и революционным способом ведения дневника, а именно с помощью интеллект-карт, который позволит вам распределять свое время в соответствии с собственными желаниями и потребностями, а не наоборот. Подобный дневник может одновременно использоваться и как средство планирования, и как журнал, в который заносятся события, мысли и переживания минувших дней. Иными словами, новый способ ведения дневника позволяет комбинировать упомянутые два варианта ведения личного дневника. Принципы ведения дневника с помощью интеллект-карт Так же как интеллект-карты представляют собой крупный шаг вперед по сравнению со стандартным линейным конспектированием/аннотированием, дневник на основе интеллект-карт, или универсальный персональный органайзер, является гораздо более эффективным способом ведения личных записей в сравнении с традиционным дневником. Помимо кортикальных способностей, используемых при ведении дневника традиционным образом (числа, перечни, последовательность и упорядоченность), дневник на основе интеллект-карт требует использования также цвета, воображения, символов, кодов, юмора, гештальта (целостного восприятия), трехмерных изображений, ассоциаций и визуального ритма. Представляя собой полное реальное отражение вашей ментальной деятельности, такой дневник позволяет вам действовать в стандартном пространстве трех измерений, а равно в пространствах цвета и времени. Дневник на основе интеллекткарт в результате становится не только системой упорядочения и организации временных ресурсов, но, по сути, системой планирования жизни. Годовой план Годовой план (или анноплан) должен содержать краткий обзор самых крупных событий текущего или наступающего года. Одной из его важнейших характеристик должна быть позитивность (чтобы являться подлинным подспорьем в вашей жизни, как и подобает хорошему планировочному документу), он не должен содержать никаких конкретных деталей, поскольку таковые могут с избытком найти отражение в месячных и ежедневных планах. Вам потребуется активное использование цвета, кодов и изображений в своем годовом плане, при этом рекомендуется выработать собственную систему цветовой кодировки (помимо прочего, для обеспечения требуемой секретности). Идентичная система должна найти применение в месячных и ежедневных планах, с тем чтобы обеспечивалась совместимость и быстрота в деле использования перекрестных ссылок, облегчения планирования и улучшения мнемонических качеств. Месячный план Месячный план на основе интеллект-карт представляет собой более детализованную версию месячного раздела, входящего в состав вышерассмотренного годового плана. Даты и дни недели наносятся с левого верхнего угла в направлении вниз, а часы суток – слева направо от левого верхнего угла. Чтобы не создавать «столпотворения», как на странице, так и у себя в голове, на каждый день следует выделять не более пяти событий – в виде красочных изображений, цветных кодов и ключевых слов. Любые дополнительные детали могут быть включены в ежедневный план. С помощью удачной системы цветовой кодировки можно добиться, чтобы за мгновение обозреть все планируемые на следующий год события. Аналогичным образом, сводя воедино все месячные планы за предыдущий год путем выстраивания их бок к боку, можно пользоваться мгновенным доступом к любому интересующему вас периоду предыдущего года, при этом вспоминание необходимой информации вам гарантируется. Кроме того, годовые и месячные планы предоставляют вам идеальную основу для ежегодного обзора достигнутого и ежегодной постановки целей на будущее (см. главу 18). Обозревая перед собой в компактном виде период протяженностью в целый год, вам гораздо проще пользоваться перекрестными ссылками, оценивать достигнутое и отслеживать тенденции. Ежедневный план Ежедневный план на основе интеллект-карт основывается на 24-часовой системе и использует то обстоятельство, что человеческий мозг являет собой ориентирующийся по заданной цели механизм, эффективно воспринимающий визуальную информацию. Как и в случае годовых и месячных планов, при ведении ежедневного плана следует применять как можно больше законов интеллект-карт. В идеале на каждые сутки следует составлять два плана: один – для планирования суток наперед, а другой – для мониторинга в отношении выполнения первого, а также для восстановления в памяти реальных событий дня, В качестве примера показан второй день августа из моего месячного плана. На рассматриваемом ежедневном плане часы, изображенные в левом верхнем углу, позволили мне точно распределить ресурсы имеющегося времени. Центральным образом является книга, которую вы сейчас читаете. Улыбающийся рот и выводящее его перо ручки, вместе формирующие образ лампы Аладдина, означают следующее: я надеялся, что «джин» моего воображения поможет мне в деле, к которому я приступил. Дневную половину суток я поделил на пять основных частей, самой большой из которых отводилась собственно работа над книгой. Прогулки и пробежки, массаж и физзарядка предназначались для того, чтобы помочь мне в обдумывании книги, а также физически подготовить к последующим дням работы над ней. На вечер был запланирован задушевный ужин с другом. Подобно годовым и месячным планам, ежедневные планы могут использоваться для анализа любого периода вашей жизни. Таким образом удается добиться того, чтобы достаточно беглый просмотр серии ежедневных планов позволял восстанавливать в памяти любую неделю, месяц, а то и год жизни с высокой степенью детализации. Планирование по отдельным аспектам жизни Как и любой другой персональный органайзер, дневник на основе интеллект-карт может помочь вам отслеживать различные аспекты вашей жизни. Как отмечалось ранее, с тем чтобы не перегружать свое операционное поле, лучше всего использовать ограниченное число базовых порядковых идей. Можно рекомендовать, например, следующие: • Здоровье и самочувствие • Семья и друзья • Творчество • Благосостояние и профессиональная карьера По каждому из перечисленных жизненных аспектов вы можете планировать посредством интеллект-карт звонки по телефону, встречи, отпуска и т. д., а также вести учет творческих идей и всего того, что для вас важно помнить. Интеллект-карта из персонального дневника Тони Бьюзена, посвященная дню, когда он формально приступил к написанию Книги интеллект-карт. Центральным для интеллект-карты является образ джина, ставший результатом дискуссионной работы в предшествовавший период  Преимущества ведения дневника с помощью интеллект-карт 1. Дневник на основе интеллект-карт обеспечивает обзор всех событий и аспектов, составляющих вашу жизнь, как на «макроскопическом», так и «микроскопическом» уровнях, превращаясь по мере роста в инструмент планирования и мониторинга всех аспектов жизни майндмапера. 2. Обладает ценными эстетическими качествами, которые растут по мере совершенствования навыков майндмапера, превращаясь постепенно в настоящее произведение искусства. 3. Годовые, месячные и ежедневные планы позволяют обозревать события, имевшие место в течение продолжительных периодов времени, обеспечивая эффективное использование перекрестных ссылок и мониторинг долгосрочных тенденций. 4. Дневник на основе интеллект-карт позволяет рассматривать каждое событие в неотрывной связи с жизнью майндмапера в целом. 5. Система ведения дневника являет собой часть универсального мнемонического метода интеллект-карт. Таким образом, ведя такой дневник, вы значительно увеличиваете свои шансы в эффективном запоминании многочисленных событий вашей жизни. 6. Дневник на основе интеллект-карт позволяет отслеживать тенденции важнейших аспектов вашей жизни и по мере необходимости корректировать их. 7. Система по самому своему устройству стимулирует самопроизвольное самосовершенствование. Это достигается тем, что мозг с большей эффективностью следует недавно открытой модели познания нового – ЭСОПКУ. Согласно данной модели, мозг действует через Эксперимент, после чего наступает Событие, за которыми следуют Объективные данные о нем, их Проверка вашим мозгом, внесение необходимых Корректировок в прежние знания, и все это ради продвижения к извечно маячащей перед вами высшей цели – Успеху. 8.Использование изображений, цветового кодирования и иных законов интеллект-карт обеспечивает вам самый что ни на есть быстрый доступ к информации. 9. Поскольку интеллект-карты стимулируют визуальное восприятие, ведение дневника на их основе приносит подлинное удовольствие. Это в значительной степени отличает их от традиционного линейного дневника, который вызывает у многих людей подсознательное неприятие, выражающееся в том, что они время от времени забывают вносить записи в свой дневник, использовать строгую последовательность в его ведении, или попросту в чувстве вины, которое испытывают люди, начавшие и забросившие впоследствии ведение дневника. 10. Просмотр дневника превращается в просмотр подлинных «живых картинок», изображающих вашу жизнь! Напутственные слова Интеллект-карты не только позволяют вам использовать в полной мере свою способность к самоанализу, разрешению проблемных ситуаций и планированию собственной жизни, они также способны значительно обогатить вашу семейную жизнь. В следующем подразделе (секция Б) вы познакомитесь со многими увлекательными способами, которыми можно разнообразить интеллектуальный мир семьи. Секция Б Семья
Глава 21 УЧЕБА И СОЧИНИТЕЛЬСТВО В КРУГУ СЕМЬИ
В настоящей главе вы ознакомитесь с тем, как применять приемы, описанные в главе 17, в семейной жизни. Для чего бы они ни использовались, для развлечения или учебы, составление семейных интеллект-карт есть занимательное, интеллектуально стимулирующее и просто веселое занятие. Помимо прочего, это способствует укреплению связей внутри семьи. Сочинительство с помощью интеллект-карт Прежде всего обеспечьте себя необходимыми для работы материалами. Достаточное количество бумаги для интеллект-карт следует разложить либо на полу, либо на столах и иметь под рукой много хороших фломастеров разных цветов. Выделяют семь основных стадий в семейном сочинительстве, осуществляемом с помощью интеллект-карт. 1. Обдумывание идеи Каждый член семьи предпринимает индивидуальную «мозговую атаку» с целью запастись как можно большим числом идей, настроившись сочинить самую замечательную сказку или фантастический рассказ из когда-либо сочиненных. Предлагаемые идеи могут, например, касаться названия (чем причудливее, тем лучше) или основных персонажей (взятых ли из царства животных, растений, являющихся придуманными инопланетными формами жизни или просто людьми). Каждый участник оглашает свои идеи, затем проводится голосование на предмет того, какие из предложенных названий и персонажей следует использовать в сегодняшней истории. Могут быть трудности с выбором, однако, как бы там ни было, следует всегда сохранять все предложенные идеи на случай использования их для другой сказки или фантастического рассказа. 2. Индивидуальная «мозговая атака» в форме интеллект-карты Взяв чистый лист бумаги, каждый рисует избранный центральный образ, который может быть, например, изображением главного героя, и тратит примерно 20 минут на так называемое извержение ассоциаций, фиксируя первое, что приходит в голову в связи с центральным образом, и стремясь сделать сочиняемую историю предельно оригинальной, захватывающей и необычной. 3. Редакция Каждый член семьи выбирает теперь для своей интеллекткарты базовые порядковые идеи, при этом рекомендуется использовать что-то в отдельности или все из перечисленного ниже: • Сюжет • Персонажи • Темы • Место и время действия • Стиль изложения • Цвета • Рисунки • Мораль • Эмоции • Развязка В таком духе формируются главные ветви индивидуальных интеллект-карт. Младшим членам семьи может потребоваться некоторая помощь от старших. Надо будет, возможно, пояснить, что персонажи, например, – это «те, кто задействован в сказке», а сюжет, к примеру, – это «то, что происходит в сказке», и т. п. Каждому следует приложить максимум усилий, чтобы заполнить свои интеллект-карты рисунками и цветом, при этом на все отводится в среднем 30-40 минут. 4. Инкубация К началу этой стадии все почувствуют, что можно сделать перерыв! Займитесь чем-нибудь другим, просто отдохните, слегка перекусите, после чего потратьте около получаса на коллективное изучение и обсуждение интеллект-карт, составленных каждым из участников. Вас ждет немало приятных минут, сопровождаемых дружным смехом, а равно и сюрпризов, – многие обнаруживают, что воображение членов их семьи оказывается гораздо более богатым, чем они могли себе представить! Помните, однако, о том, что очень важно проявлять только позитивное отношение к чужим идеям. Критика в любой форме чревата тем, что творческий запал и настроение у критикуемого могут резко упасть. 5. Составление первоначальной коллективной интеллект-карты Выберите из состава участников того, кто будет все записывать, или каждый член семьи может по очереди принять участие в составлении коллективной интеллект-карты. Начните с разноцветного трехмерного центрального образа, затем скомбинируйте лучшие из предложенных базовых порядковых идей, с тем чтобы охватить ими все аспекты коллективно сочиняемой истории. После этого главные ветви могут обрастать более мелкими ветками и веточками в каком угодно количестве. 6. Составление связного рассказа Сидя вокруг заполненной интеллект-карты, члены семьи по очереди излагают свою часть сочиняемой историй. Передавать «эстафетную палочку» можно в любой момент рассказа, однако лучше, когда фрагмент, переданный текущим рассказчиком, оказывается слегка «повисшим в воздухе», что дает возможность очередному участнику проявить свое воображение, умение импровизировать и остроумие, придумывая свои вариант продолжения. Каждый участник должен стремиться к тому, чтобы сделать сочиняемую историю предельно замысловатой и полной игры воображения, с поворотом сюжета. Это позволит сформированному к этому времени «коллективному разуму» использовать свою интеллект-карту как основу для сочинения истории ничем ни хуже Толкиена! Неплохо на данной стадии иметь под рукой магнитофон и вести аудиозапись по ходу действа. 7. Составление окончательной интеллект-карты После очередного короткого перерыва вы можете либо прослушать запись на пленке, либо повторно пересказать получившуюся историю, одновременно составляя окончательную и более оригинальную интеллект-карту. Ее составление можно также превратить в коллективное занятие или же поручить кому-то одному из участников. Для самых удачных историй очень хорошей идеей был бы перенос текста рассказа на бумагу, используя крупные печатные буквы, так чтобы на каждой странице текст занимал не более десяти строк. Каждую страницу с текстом следует чередовать с пустой страницей, на которую другой член семьи поместил бы рисунок, иллюстрирующий текст на предыдущей странице. Таким образом, семья в состоянии приступить к созданию собственной коллекции великолепных сказок-книжек. Приобретаемые и совершенствуемые при этом навыки с успехом находят применение как в учебе младших, так и работе старших членов семьи. Интеллект-карты и созданные в процессе семейного сочинительства иллюстрации могут быть использованы для украшения стен в детской (на деле же нередко доходит до того, что украшенным оказывается весь дом!). Учеба с помощью интеллект-карт Метод органичного изучения посредством интеллект-карт (МОИПИК) – описанный в главе 14, а также в книге Тони Бьюзена «Научите себя думать» (глава 9), – позволяет майндмаперу увеличить скорость, полноту, эффективность и производительность усвоения материала в пять-десять раз. Применяя аналогичный метод к учебе в кругу семьи или какой-либо группы, указанное улучшение в качестве учебной работы можно смело умножать на число участников учебной работы. В общих чертах, МОИПИК осуществляется в ходе двух этапов – подготовки и применения – и используется для оптимизации групповой учебной работы. Интеллект-карта сказочной истории; авторы: Донна Ким и ее дети  1. Подготовка • Как группа, придите к согласию по поводу объема материала, подлежащего изучению в течение текущего занятия, и оцените уровень его сложности путем быстрого просмотра текста. Упомянутый объем может представлять собой объем единичной главы (в условиях непродолжительной учебной работы), раздела (в условиях учебной работы на протяжении нескольких часов) или даже целой книги (в условиях целого учебного дня в кругу семьи – см. выше). Когда предполагается, что учеба в кругу семьи займет продолжительное время, члены семьи могут договориться, изберут ли они тактику параллельного изучения одного и того же материала с последующим сравнением своих достижений или тактику изучения разного материала с последующим комбинированием результатов. • Придите к согласию по поводу количества времени, которое предполагается потратить на занятия, и разбейте его (время) на промежутки так, чтобы их последовательно хватило на все изучаемые главы или разделы. • Теперь, как отдельные члены группы, выполните упражнение на «извержение» ассоциаций, учитывая имеющиеся у вас знания по предмету изучения, тем самым повышая уровень своей ментальной активности и снабдив мозг необходимыми ассоциативными «крючками», которые помогут ему «взять на борт» новую информацию. В ходе упражнения также выявляются пробелы в знаниях, которым потребуется уделить особое внимание. • Изучите интеллект-карты, составленные каждым из вас, обменяйтесь идеями и составьте одну или более интеллект-карт, посвященных всей информации, изучением которой занимается на данном занятии ваша группа/семья. • Опять-таки, как отдельные члены группы, составьте интеллект-карту, посвященную целям и результатам данного учебного занятия. Базовые порядковые идеи типа «кто?», «когда?», «где?», «почему?», «что?», «как?», «который?» могут оказаться наиболее полезными на рассматриваемой стадии. • Вновь изучите составленное каждым из вас, обменяйтесь идеями и составьте одну или более интеллект-карт, посвященных целям и ожидаемым результатам занятия в коллективном представлении вашей группы/семьи. • Интеллект-карты по имеющимся знаниям и целям способствуют формированию более четкого ментального фокуса у группы в целом, увеличивая при этом мотивацию и концентрацию. • Сначала поодиночке, а затем и вместе с другими составьте интеллект-карты, посвященные всем вопросам, на которые вы предполагаете найти ответ в ходе учебной работы. 2. Применение • Поодиночке выполните то, что называют обзором, т. е. прочтите оглавление, ознакомьтесь с заголовками всех разделов, выводами, сводными данными, основными иллюстрациями и диаграммами, а также другими важными элементами, бросающимися в глаза. • Попробуйте выделить главные элементы изучаемого текста, обсудите ваши впечатления с другими членами группы и составьте предварительную коллективную интеллект-карту, в которой отразите базовую структуру текста. • Теперь переходите к стадии, называемой анонсным чтением, в ходе которой обращайте внимание на элементы текста, оставленные без внимания на стадии обзора, особенно это касается начала и конца абзацев, разделов и глав, где обычно сконцентрирована самая существенная информация. • Вновь обсудите свои впечатления с другими членами группы и приступайте к добавлению некоторых новых деталей к коллективной интеллект-карте. • Следующей является стадия обстоятельного чтения. Данная стадия, образно говоря, соответствует стадии в решении картинки-мозаики, когда вы приступаете к сбору срединных кусочков. Так и теперь, обстоятельно работая над материалом, намеренно обойденным вниманием в предыдущих стадиях, вы как бы составляете срединный массив собственной ментальной картинки, добиваясь ясности и полноты. На этой стадии следует лишь помечать трудные места и двигаться дальше – с «твердыми орешками» представится возможность разобраться чуть позднее. • Наконец наступает стадия ревизии. Во время этой стадии вы приступаете к разбору трудных мест, которые были пропущены в ходе предыдущих стадий, а также просматриваете весь текст на предмет поиска ответов на оставшиеся вопросы. На этой стадии следует еще более дополнить вашу личную интеллект-карту, которая составлялась вами на протяжении всей вашей индивидуальной работы. • Следующее за этим групповое обсуждение помогает разобраться с любыми проблемными местами, ответить на остающиеся трудные вопросы. Затем каждый поодиночке или группа в целом наносит последние штрихи на персональные и коллективную интеллект-карты. • По завершении процесса групповой учебы каждого участника характеризует понимание материала как на макроуровне (общее осознание усвоенного материала), так и микроуровне (детальное знание содержания и структуры). Макроуровень находит отражение в коллективной интеллект-карте, в то время как микроуровень находит в основном выражение в подробных индивидуальных интеллект-картах. День семейной учебы Представленный ниже план однодневного занятия в кругу семьи может использоваться любой семьей, члены которой желают улучшить свои знания по тому или иному предмету, ради более успешной учебы в академических условиях или просто из общего интереса. План был разработан таким образом, чтобы превратить такое семейное мероприятие в эффективный способ коллективной учебы и одновременно источник радости. Следуя подобному плану групповой работы и умело составляя вспомогательные интеллект-карты, можно добиться того, чтобы содержание целой книги оказывалось усвоенным участниками за время от 30 минут до 1 часа! План семейного учебного дня предусматривает выделение каждому члену семьи на изучение одной книги чуть более 2 часов времени. Таким образом, для семьи из четырех человек четыре книги могут быть прочитаны, их содержание нанесено на интеллект-карты, информация, содержащаяся в них, усвоена и обсуждена с другими членами семьи – и все это за один-единственный день! Типичный учебный план подробно описан в книге Тони Бьюзена «Поставим на службу парамозг», глава 10, а основные этапы кратко обозначены ниже. Смотрите также интеллект-карту. 1. Начните примерно в 10 часов утра, предварив занятия небольшой физической зарядкой (30 минут). Зарядка может принять форму подвижных игр, набора стандартных упражнений и призвана выполнять скорее разогревающую функцию, нежели подвергать ваш организм тяжелой физической нагрузке. 2. Быстро пролистайте книгу, к изучению которой приступили (15 минут). 3. Перерыв – отдых любого рода (5-10 минут). 4. Решите, сколько времени вы выделяете на собственно учебу, сколько на перерывы, и разбейте его на промежутки, достаточные, на ваш взгляд, для изучения избранных порций материала (10 минут). 5. Нанесите на интеллект-карту все, что можете вспомнить в отношении предмета изучения, а также цели, ожидаемые результаты, вопросы, на которые хотите получить ответ (20 минут). 6. Перерыв (5-10 минут). 7. В процессе быстрого обзора книги ознакомьтесь с оглавлением, основными заголовками и т. д. После этого нанесите на коллективную интеллект-карту главные ветви (15 минут). 8. В процессе анонсного чтения ознакомьтесь с материалом более подробно и дополните интеллект-карту новыми деталями (15 минут). 9. Обед (1 час). 10. Обсудите с другими членами семьи встреченные вами трудные места и попробуйте разобраться с ними сообща (30 минут). 11. Перерыв (5-10 минут). 12. Стадия ревизии, в течение которой следует обратить внимание на остающиеся вопросы и внести недостающие детали в коллективную и индивидуальные интеллект-карты (30 минут). 13. Перерыв (5-10 минут). 14. Обсуждение результатов, в ходе которого каждый член семьи держит слово, излагая с помощью составленной им интеллект-карты резюме того, что он почерпнул из изученного текста. (Подробнее о подготовке презентаций с помощью интеллект-карт см. главу 26.) Каждая презентация длится в пределах 25 минут, перерыв на 5-10 минут делается по завершении первых двух презентаций. Пока один член семьи держит слово, другие по ходу презентации аннотируют ее в форме интеллект-карты, стремясь к тому, чтобы их понимание излагаемого по меньшей мере соответствовало пониманию, вкладываемому в свою речь говорящим. Позднее, имея возможность все еще раз взвесить, а также используя материалы друг друга, можно довести свою и чужие интеллект-карты до более высокого уровня проработки. Интеллект-карта стала результатом учебного дня, проведенного весной в саду перед домом в Сомерсете (Англия). Две семьи, Эйр и Коллинзы, посвятили свое время занятиям, по книгам и другим материалам, на тему развития «семейного гения» и применяли то, что изучали, к тому, что изучали! Окончательная интеллект-карта семейного учебного занятия была завершена матерями – Линн Коллинз и Каро Эйр. Центральный образ представляет собой разбитый на четыре четверти круг, каждая из которых соответствует определенной сфере знания. Каждая главная ветвь была к тому же пронумерована таким образом, что ее номер нашел свое графическое представление на одном из рисунков, встречающихся вдоль нее. Например, номер второй, отвечающий за раздел «история», сразу же виден в арке древнего храма, в форме которой нетрудно распознать римское число «II». Номер третий можно увидеть в половинках мозга, нарисованного над ветвью, которая посвящена знаниям о функциях левого и правого полушарий (см. главу 1, «Современные научные данные о человеческом мозге»). Интеллект-карта полна других остроумных рисунков с зашифрованным смыслом, которые читателю, быть может, будет интересно поискать. 15. Семейное торжество. Из вариантов того, как можно справить семейное торжество по случаю успешно проведенных занятий, можно упомянуть поход всей семьей в кино, театр или на спортивный матч, праздничный ужин, вручение наград особо отличившимся и покупку подарка «для всей семьи». Назавтра вам может показаться, что вы еще лучше помните и понимаете изученный материал, нежели вам казалось предыдущим вечером. Это объясняется известным феноменом, не вполне правильное применение которого некоторые находят в попытках усвоить материал, положив учебник на ночь себе под подушку Однако то, что во время сна активно проработанный материал имеет свойство лучше «откладываться» в мозге, есть факт бесспорный. После этого регулярная ревизия созданных во время семейного учебного дня интеллект-карт, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в главе 10 («Комментарии к рекомендациям по составлению интеллект-карты»), позволит вам прочно запомнить изученный материал. Преимущества «семейных» интеллект-карт 1. «Семейные» интеллект-карты сохраняют все преимущества коллективных интеллект-карт, перечисленных в главе 17. 2. При использовании интеллект-карт для семейного сочинительства умножается творческий потенциал всех членов семьи. 3. Скорость освоения материала отдельными членами семьи и эффективность учебного процесса пропорциональны числу членов семьи. 4. На всем протяжении занятий с использованием интеллекткарт члены семьи активно участвуют в обсуждении материала, который изучают. Исследования показали, что активное обсуждение предмета изучения ведет к более эффективной обработке информации и более прочному запоминанию. 5. При использовании интеллект-карт знания по предмету реальным образом растут, поскольку доводятся до сознания без потерь, в отличие от случая стандартного, линейного аннотирования/конспектирования, когда информация имеет свойство выхолащиваться и распыляться. 6. У членов семьи, даже старшего поколения, возрастает способность к познаванию в новых для них отраслях знаний. 7. Учащиеся члены семьи демонстрируют большие успехи при подготовке и сдаче экзаменов в школе или вузе. 8. Что еще более важно, меняется само отношение к учебе. Через практику составления «семейных» интеллект-карт к членам семьи приходит осознание того, что учеба представляет собой удовольствие, а не бремя. 9. Используя интеллект-карты в качестве средства общения между членами семьи, огромное число людей способно воспитать в себе мотивацию к использованию интеллекткарт также для целей аннотирования/конспектирования. 10. «Семейные» интеллект-карт укрепляют внутренние узы семьи, поскольку каждый член семьи, активно содействуя удовлетворению интеллектуальных потребностей других членов семьи, делит с ними радость познания нового и радость творчества. Семья становится союзом друзей. Интелект-карта, составленная по результатам семейной учебы двумя матерями, Линн Коллинз и Каро Эйр  «Семейные» интеллект-карты на практике Во многих семьях, где вошло в привычку регулярно проводить учебные дни в кругу семьи, дети демонстрируют заметные успехи в учебе, выбиваясь порой в отличники, причем по всем предметам. Сходным образом у родителей становятся заметными успехи на работе, а также на курсах повышения квалификации. Одна шведская семья, в которой двое родителей и трое детей, увлеклась семейными учебными днями настолько, что проводила в таких занятиях каждые выходные в течение шести месяцев. Дети, которые заметно улучшили свои отметки в школе, похвастались друзьям и знакомым об увлекательных занятиях, в которых их семья проводит выходные. Весть разнеслась стремительно, и вскоре родителей, о которых идет речь, буквально осаждали соседские дети с просьбой, чтобы им тоже разрешили участвовать! Напутственные слова В данной главе мы рассмотрели основные приложения, которые находит метод интеллект-карт в семейной жизни, и одновременно увидели, что этот метод естественным образом пересекается со сферой образования. В следующей секции книги мы выясним преимущества интеллект-карт в сфере образования, в частности, в таких областях, как написание сочинений, подготовка к экзаменам, преподавание, аннотирование книг, лекций, кино– и видеопродукции. Секция В Образование
Глава 22 МЫШЛЕНИЕ
В настоящей главе рассматриваются три основных применения интеллект-карт при изложении собственных мыслей в письменном виде, как, например, при подготовке и написании сочинений, экзаменационных работ, проектов и отчетов. Написание сочинений В то время как аннотирование книги или лекции подразумевает извлечение существенной информации из линейно изложенного материала с целью сгенерировать интеллект-карту, конспектирование при написании сочинения означает оформление информации о предмете сочинения в виде интеллект-карты с последующим ее использованием для построения линейной структуры. • Как всегда, вам следует начинать интеллект-карту с центрального образа, в котором емко выражена тема сочинения. • После этого следует подобрать подходящие базовые порядковые идеи, как описано в главах 9 и 13, для главных ветвей интеллект-карты, или основных разделов сочинения. На этой стадии следует уделять пристальное внимание правильной постановке вопросов или формулировке темы, поскольку здесь нередко прячутся ключи к определению базовых порядковых идей. • Настройте себя на свободный полет мысли и включайте, сообразно с мыслями, приходящими вам в голову, в интеллект-карту новые порции информации и любые идеи, которые вы хотели бы выразить в своем сочинении. На число ветвей, отходящих от базовых порядковых идей (главных ветвей), никаких ограничений не накладывается. На этой стадии следует активно использовать коды (цветовые, символьные или их комбинации) для организации перекрестных ссылок или связей между различными сегментами интеллект-карты. • Теперь подвергните свою интеллект-карту тщательному пересмотру и редакции, пока результат не удовлетворит вас. • Приступайте к написанию первоначального варианта своего сочинения, используя интеллект-карту в качестве основы. Хорошо организованная интеллект-карта обеспечит вам четкое представление обо всех основных подразделах в вашем сочинении, ключевых идеях, подлежащих включению в него, а также связях между ними. На этой стадии следует писать с максимальной быстротой, пропуская любые «проблемные» места, будь то сложные понятия или грамматическое оформление. Внимание следует уделять в первую очередь непрерывности потока мыслей, памятуя о том, что к «проблемным» местам можно будет вернуться позднее, по аналогии с тем, как вы изучаете книгу. • Если с вами случился «творческий кризис или тупик писателя», преодолеть его поможет составление дополнительной интеллект-карты. Во многих случаях подходящий центральный образ один в состоянии сыграть роль стартера для вашего «отказывающегося запускаться» мозга. При повторном захождении в тупик следует просто добавить ряд пустых ветвей, отходящих от уже существующих ключевых слов и образов, и «склонность к заполнению пустот», характерная вашему мозгу, сыграет свою роль, стимулируя новые ассоциации и продукты образного мышления. В таких случаях также полезно напомнить себе о безграничной ассоциативной способности вашего мозга и принимать во внимание все без исключения мысли, в особенности те, которые могли показаться вам поначалу «абсурдными». Творческий тупик будет преодолен, как только вы вполне осознаете, что причина его лежит не в какой-то неспособности вашего мозга, а нередко в подсознательной боязни потерпеть неудачу и также в незнании того, как функционирует мозг. • Наконец, подвергните свою интеллект-карту окончательной ревизии и добавьте последние штрихи к своему сочинению, снабдив по мере необходимости перекрестными ссылками, добавьте в местах, где отстаиваете конкретную точку зрения, больше доказательств и цитат, расширьте и подкрепите дополнительными аргументами сделанные выводы. Следует отметить, что интеллект-карты, о которых идет здесь речь, призваны заменить нередко объемный вспомогательный материал, оформленный в виде линейных тезисов, который многие учащиеся готовят перед тем, как приступить к написанию собственно сочинения. Метод интеллект-карт предлагает составление одной интеллект-карты и не отнимающего много времени первоначального варианта сочинения вместо по меньшей мере двадцати страниц вспомогательных тезисов и двух-трех черновых редакций. Также хотелось бы отметить, что электронный текстовый редактор является прекрасным дополнением к методу интеллект-карт в этом случае, поскольку предоставляет дополнительные возможности и гибкость в редактировании текста. Сходным образом компьютерная программа «Mind Map Plus» («Редактор интеллект-карт», см. главу 28) является превосходным помощником при написании сочинений. Учащиеся школ и студенты вузов, которые регулярно сдают экзамены, могут счесть полезным для себя писать каждое свое сочинение, ограничивая время, симулируя, таким образом, условия написания письменного ответа на экзамене. Такой подход имеет особенно высокую отдачу при подготовке себя к конкурентной борьбе за звание лучшего, когда требуется подготовить свой мозг к отличной работе даже в условиях жесточайшего прессинга (см. историю Эдварда Хьюза в книге Тони Бьюзена «Научи себя думать», глава 1). Интеллект-карты на иллюстрациях XII – XIII – XIV на цветной вклейке составлены шведскими школьниками Карен Шмидт, Катариной Найман и Томасом Энскогом при написании сочинений на следующие темы, соответственно: спорт, культура Швеции, компьютеры. Вот какие впечатления остались у Катарины от составления интеллект-карт: Чем дальше я продвигалась в составлении интеллект-карты, тем больше новых идей приходило мне в голову, и чем больше, тем смелее и оригинальнее они становились. Я поняла, что интеллект-карта в принципе бесконечна. Только человек, которого я очень уважаю, урчащий от голода желудок и сильнейшая жажда могли оторвать меня от составления интеллект-карт! Указанные интеллект-карты, две из которых на шведском языке, демонстрируют лишний раз универсальность языка интеллект-карт. Сдача экзаменов Аннотируя лекции с помощью интеллект-карт на всем протяжении семестра и подвергая их ревизии через рекомендуемые промежутки времени, вы оказываетесь более чем готовыми к сдаче экзамена. Все, что вам нужно для перевода ваших превосходных знаний в превосходный же ответ на экзамене,– это правильный подход. • Первым делом следует внимательно прочесть экзаменационное задание, отбирая вопросы, соответствующие оценке, на которую вы претендуете, сопровождая отбор составлением мини-интеллект-карт, в которых вы фиксируете мысли, приходящие вам в голову по прочтении каждого вопроса. • Затем вам предстоит решить, в каком порядке вы собираетесь отвечать на отобранные вами вопросы и сколько времени посвятите на подготовку каждого. • Не поддаваясь соблазну немедленно начать подготовку ответа на первый вопрос, используйте прием «извержения ассоциаций» в отношении всех вопросов, на которые намереваетесь ответить. В результате ваш мозг окажется снабженным прочными ассоциативными связями с каждым из вопросов на протяжении всего экзамена, невзирая на то, на какой вопрос вы отвечаете в конкретный момент времени, • Теперь возвращайтесь к первому вопросу и посвятите ему отдельную интеллект-карту, которая станет остовом вашего ответа. Центральный образ должен был «созреть» уже на первом шаге (см. выше), главные же ветви станут основными пунктами вашего ответа. Ответвления от главных ветвей становятся основой для наполнения каждого пункта содержанием, соответствуя, например, объему одного абзаца текста. • По мере того как готовится ответ, вы, быть может, обнаружите, что имеется возможность снабдить ваш ответ перекрестными ссылками, а выводы, венчающие ответ, дополнить своими собственными мыслями. Составленный таким образом ответ продемонстрирует экзаменатору, что вы в полной мере владеете информацией по предмету, а также ваше умение анализировать, структурировать, интегрировать информацию и оперировать перекрестными ссылками, а также способность предлагать собственные оригинальные идеи по предмету. Иными словами, вас ждет высшая оценка! • Интеллект-карта на иллюстрации XV на цветной вклейке одна из сотен, составленных учащимся по имени Джеймс Ли. Он использовал их для сдачи экзаменов на право перехода в старшие классы. В возрасте 15 лет Джеймс из-за болезни был вынужден не посещать школу на протяжении целых шести месяцев, и ему было предложено остаться на второй год, поскольку на горизонте маячили экзамены за базовую среднюю школу Джеймс все же убедил учителей разрешить ему попытать счастья и с того момента стал заядлым майндмапером, посвящая свои интеллект-карты всему, что только попадалось ему на глаза! За три месяца он нагнал своих одноклассников и из десяти экзаменов получил семь «отлично» и три «хорошо». Интеллект-карту на иллюстрации XV он составил на экзамене по истории, посвятив ее причинам второй мировой войны. Проектные работы и отчеты Задача написания проектных работ или отчетов, объем которых варьируется от нескольких страниц до многих десятков страниц докторской диссертации, также может быть значительно упрощена благодаря интеллект-картам. Проектная работа может включать обширный материал исследований, а также отчет о результатах, который предстоит представлять в письменной или устной форме, однако подход к написанию таковой является в основном аналогичным тому, что используется при написании сочинений и экзаменационных изложений. Как в любой учебной задаче, в качестве первого шага следует решить, какой объем материала вы собираетесь проработать в заданный срок. Подобные ориентиры по срокам и объему работы одинаково важны как в долгосрочных, так и краткосрочных проектах. Затем, во время стадии реализации, вы можете использовать интеллект-карты для аннотирования литературных источников, написания отчета по результатам работы, организации собственных идей по мере их возникновения и формирования основы для итоговой письменной или устной презентации. (Подробнее о подготовке презентаций на основе интеллект-карт см. главу 26.) Так же как сочинениям и экзаменационным изложениям, написанным при помощи интеллект-карт, созданным на аналогичной основе проектным работам и отчетам свойственны более ясная структура, четкая тематическая направленность, более высокий творческий потенциал и оригинальность. Примеры проектных работ, подготовленных с помощью интеллект-карт Интеллект-карта на иллюстрации XI на цветной вклейке иллюстрирует один из результатов проекта, реализованного компанией «Ай-би-эм» совместно с подразделением, созданным в рамках осуществления правительственной программы молодежного образования Великобритании. Целью интеллект-карты было выявить наиболее эффективные пути молодежного образования. Общая характеристика таких путей, представленная на интеллект-карте, была признана столь удачной, что была включена в соответствующее руководство, разработанное по результатам проекта, наравне со многими другими интеллект-картами. Другой пример касается шестнадцатилетней американской школьницы по имени Лана Израэл, ставшей весьма известной после того, как вышла в свет ее книга «Тайны мозга для детей, или Как сразу стать гением», написанная в соавторстве с Тони Бьюзеном. Путь к славе у Ланы начался в средней школе Хайлендс Оукс округа Дейд, Флорида, когда она приняла участие в конкурсе школьных научно-исследовательских работ. Познакомившись к тому времени с методом интеллект-карт и всерьез увлекшись им, Лана избрала в качестве темы своего проекта влияние интеллект-карт на способность к учебе. Она решила провести ряд экспериментов на тему эффективности памяти и развития творческих возможностей, избрав в качестве испытуемых своих одноклассников. Как любой хороший исследователь, она разделила их на две группы: сделав одну экспериментальной, а другую – контрольной, после чего сравнивала результаты проводимых ею в двух группах тестов. Группа одноклассников, использовавших интеллект-карты, продемонстрировала значительный прогресс в учебе, и в результате, по показателям научной достоверности и творческому потенциалу, проект Ланы занял первое место в упомянутом конкурсе, проводимом среди школ округа. Став победительницей, она получила путевку на аналогичный конкурс, в котором соревновались лучшие школьные работы 42 штатов страны, и заняла на нем второе место. Чуть позднее Аманда Морган-Хаган, одна из прежних учительниц Ланы, пригласила ее на VIII Всемирную конференцию учителей, работающих с одаренными студентами, проводимую в Сиднее (Австралия). Вот что сказала по этому поводу Аманда Морган-Хаган: «Лана показала мне свою работу, и я подумала, что было бы прекрасно доложить о ее работах на конференции. Это явно заслуживало внимания преподавателей всего мира». После своего выступления, для подготовки и в ходе которого она использовала интеллект-карты, Лана мгновенно стала знаменитостью. Она появилась на национальном телевидении, неоднократно выступила по радио и дала не одно интервью популярным ежедневным газетам. Ее книга «Тайны мозга для детей или Как сразу стать гением» приобрела широкую известность, и она получила несколько сотен писем от людей, желающих узнать больше на эту тему. Одну из интеллект-карт Ланы смотри здесь. Что зародилось как школьный научно-исследовательский проект, стало тем, в чем Лана видит главную цель своей будущей работы. Вот ее комментарий: «Интеллект-карты дали мне очень много, и я хочу поделиться своими знаниями с другими. Я хочу изменить лицо образования во всем мире». Джон Скалли, начальник отдела компании «Эппл компьютерс», считает, что посредством интеллект-карт «Лана изменит мир». Преимущества интеллект-карт при подготовке презентаций и выполнении письменных работ • Они позволяют избавиться от стресса и неудовлетворенности собой, в основе которых лежит неорганизованность информации, а также от страха перед неудачей и от «творческих тупиков писателя». • Дают возможность в полной мере использовать ассоциативные «крючки», позволяющие приобретать новые знания и генерировать идеи, и помогают в полной мере проявить ваш творческий потенциал и оригинальность мышления. • Они позволяют значительно сократить время, требуемое на подготовку, структуризацию и редактирование презентации или письменной работы. • Они обеспечивают вам непрерывный контроль над аналитическим и творческим процессом. • Обеспечивают создание тематически отточенных, добротных презентаций, сочинений, проектных работ и отчетов. Напутственные слова Как ясно демонстрирует история Ланы Израэл, студент, который умеет учиться, естественным образом эволюционирует в хорошего учителя. В следующей главе вы узнаете, какими разнообразными способами интеллект-карты способны помочь тем, чье основное занятие – учить других. Глава 23 ПРЕПОДАВАНИЕ
В настоящей главе в новом свете представляется роль учителей и рассматривается, каким образом интеллект-карты способны сделать преподавание занимательным и эффективным. Роль учителей Работа учителя рассматривается как одна из важнейших профессий на свете, поскольку учителя имеют дело с тем, что большинство ценит превыше всех богатств, – человеческим интеллектом. В свете того факта, что мозг функционирует посредством синергетического построения сложных систем знания на основе уже имеющегося, роль учителей приобретает еще большее значение. Если базовые знания непрочны, то чем большую систему знаний учащийся строит на таком фундаменте, тем более вероятно, что с течением времени построенное им здание рухнет. Как ни печально, но в таких случаях даже многократно умноженные усилия, направленные на то, чтобы наверстать упущенное, к желаемому результату не приводят. В связи с этим чрезвычайную важность приобретает то, чтобы все учителя поняли: первое, что они должны донести до своих учеников, – это важность ментальной грамотности, умения учиться, – и учить навыкам этого следует наравне с тремя столпами образования – чтением, письмом и счетом. Чтобы достигнуть цели ментальной грамотности, мозгу нужно соответствующее средство. Интеллект-карта и является таким средством. Развивающийся мозг Когда человеческий мозг впервые узнает, как применять интеллект-карты? «Когда его этому научили», – можете ответить вы. Правильный же ответ таков: «В момент (а возможно, и раньше), когда он рождается на свет!» Подумайте над тем, как развивается мозг ребенка, особенно с точки зрения приобретения им навыков речи. Одно из первых слов, которое произносит ребенок, – это слово «мама». Почему «мама»? Потому что «мама» – это центр интеллекткарты! От этого слова (и образа!) для ребенка, как лучи, исходят такие понятия, как любовь, пища, тепло, защита, транспорт, воспитание. Таким образом, ребенок инстинктивно оперирует своеобразными внутренними интеллект-картами от момента, как он родился, и всю свою жизнь, строя свои знания вокруг центроврадиантов в виде нескончаемых и густо переплетенных ассоциативных ветвей, являющихся затем, в зрелом возрасте, тем, что называют багажом знаний, интеллектуальным капиталом. Учителю необходимо следить за тем, чтобы эта сетевидная структура интеллекта его учеников постоянно получала подпитку – как залог его нескончаемого развития. Кроме того, ему следует научить их оперировать внешним отражением этой структуры, коим является интеллект-карта. Применение интеллект-карт в преподавании Помимо ознакомления своих учеников с теорией и практикой интеллект-карт, учитель может использовать интеллекткарты в решении ряда собственных практических задач, делая преподавание и, соответственно, учебный процесс более легким и приятным занятием. 1. Подготовка лекций Одним их самых эффективных приложений, которые находят интеллект-карты в преподавательском деле, является подготовка на их основе лекций. Лекцию в форме интеллект-карты гораздо легче подготовить, нежели написать ее «линейный» вариант; кроме того, она предоставляет как преподавателю, так и студенту то большое преимущество, что все содержание лекции оказывается, как говорится, на ладони. Такую лекцию легко подвергнуть ревизии с целью обновления информации в ней, а ее хорошие мнемонические качества означают, что коротк |