ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Преимущества диадических интеллект-карт 1. Диадические интеллект-карты позволяют вашему мозгу немедленно ассимилировать весь спектр сложных и взаимозависимых единиц информации, помещая в фокус зрения все относящие к делу аспекты. Мозг получает структурированную основу для формирования ассоциаций, в результате чего все относящееся к делу оказывается в поле вашего внимания. 2. Используется весь диапазон кортикальных способностей, что приводит к более взвешенному, всесторонне продуманному решению. 3. Используются графические образы, цвета и объемные изображения, что придает дополнительный творческий импульс процессу принятия решения. 4. Используемые графика и цвет также помогают привнести важный эмоциональный элемент в процесс принятия решения и высветлить основные аспекты, по которым происходит сравнение альтернативных вариантов выбора. 5. Нередко принимается решение уже в ходе составления интеллект-карты. 6. Генерируется гораздо больше конкретных ассоциаций, нежели возможно при простом перечислении, что обуславливает значительную степень корректности окончательного решения, особенно если при его принятии использовался метод числовых весов. 7. Используется больше, чем обычно, кортикальных способностей, и в результате с большей отдачей используется сила интуиции, или суперлогики. 8. Обеспечивается сбалансированная и информативно полная среда, обеспечивающая благоприятные условия для инкубации, или вынашивания, решения. 9. Процесс принятия решения получает ясное графическое представление, что позволяет принимающему решение держать в поле зрения все аспекты, относящиеся к этому решению. Напутственные слова Ознакомившись с диадическим принятием решений с помощью интеллект-карт, вы теперь в состоянии перейти к изучению поликатегориальных интеллект-карт. В следующей главе вы ознакомитесь с увлекательным методом, который позволит осуществлять более сложный выбор и приводить в порядок собственные идеи. Глава 13 ПРИВОДИМ В ПОРЯДОК СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ
В настоящей главе вы ознакомитесь с тем, как следует организовывать собственные мысли (конспектировать), используя многоветвистые, или поликатегориальные, интеллект-карты. Это подразумевает организацию более сложных иерархий и большее число базовых порядковых идей, чем в простых диадических моделях. Поликатегориальные интеллект-карты могут использоваться для решения весьма сложных аналитических задач. Мы, однако, использовали в качестве примеров самые простые из них, для того чтобы облегчить вам переход от диадических к поликатегориальным интеллект-картам. В очередной раз мы взглянем на мир глазами майндмапера, а также ознакомимся с рядом увлекательных игр и упражнений на развитие мышления. Конспектирование Конспектирование – это процесс, в ходе которого вы извлекаете информацию либо из своей памяти, либо из своих творческих информационных резервуаров и переносите эту информацию на внешний носитель информации в требуемой форме. Это процесс, в ходе которого вы организуете свои собственные мысли либо в диадической, либо в поликатегориальной (более сложной) форме. Комплексные интеллект-карты В то время как у простых, диадических интеллект-карт имеются две основные ветви, отходящие от центра, у комплексных, или поликатегориальных, интеллект-карт таких ветвей может быть довольно много. На практике, однако, количество главных ветвей, или базовых порядковых идей, составляет от трех до семи. Это связано с тем, что, как мы выяснили в главе 10 («Комментарии к законам интеллект-карт»), среднестатистический мозг не в состоянии удерживать более семи единиц информации в краткосрочной памяти. Вам следует, в связи с этим, стараться выбирать минимальное число базовых порядковых идей, которые вполне охватывали бы предмет вашего внимания, используя их как средство разделения информации на тематические, легко обрабатываемые блоки, наподобие того, как разбивают книгу на главы. Перечисленные ниже базовые порядковые идеи можно считать универсальными для поликатегориальных интеллекткарт. • Базовые вопросы – как?/когда?/где?/почему?/что?/кто?/ который? • Разделы – главы/уроки/темы. • Свойства – характеристики кого-либо или чего-либо. • История – хронологическая последовательность событий. • Структура – форма и ее сочетания. • Функция – роль или назначение кого-либо или чего-либо. • Процесс – ход развития явлений той или иной природы. • Оценка – насколько хорошим/ценным/полезным кто-либо или что-либо является. • Классификация – как соотносятся друг с другом те или иные объекты. • Определения – что собой представляет кто-либо или что-либо. • Личности – роли/характеры людей. Умение составлять поликатегориальные интеллект-карты и должным образом ими оперировать в огромной степени уве личивает вашу способность описывать, анализировать, оценивать и преподносить информацию. Интересно, что разработанные за последнее столетие системы классификаций со сложной иерархией развивались таким образом, что все более становились похожими на поликатегориальные интеллект-карты, пример того, как интеллект-карты отражают порядок вещей в природе, и наоборот! Глазами майндмапера, часть 4 С тех пор как мы оставили на время нашего майндмапера (в прошлой главе), он принял решение купить дом, основываясь на составленной им диадической интеллект-карте. Вопрос, который стоит перед ним теперь, является более сложным: какой дом ему купить? Поначалу процесс идентичен описанному в прошлой главе. Наш «хозяин» помещает яркое объемное изображение дома в центр начатой им интеллект-карты. Затем он подбирает базовые порядковые идеи, которые охватывают весь диапазон интересующих его характеристик дома: цену, месторасположение, наличие удобств и пристроек, размер, архитектурный стиль и т. д. После того как с этим покончено, он наносит на интеллекткарту свои пожелания и предпочтения под каждым заголовком. В ходе этого немедленно становится видимым диапазон, в рамках которого предстоит сделать выбор, высветляются все «за» и «против», с учетом которых будет приниматься решение по приобретению дома. Интеллект-карта не выдает решение подобно компьютеру – она предлагает составившему ее «шведский стол» различных вариантов выбора, из которых ему необходимо выбрать наиболее подходящий. Покончив с составлением поликатегориальной интеллекткарты, наш майндмапер готов ознакомиться с проспектами агентств по торговле недвижимостью, имея в голове ясную картину, чего он ждет от своего будущего дома. Упражнения Умением составлять поликатегориальные интеллект-карты можно вполне овладеть в процессе тренировок. Ниже вашему вниманию предлагаются два полезных и увлекательных упражнения. Что было бы здорово?.. Каждое из предлагаемых упражнений может быть выполнено посредством составления интеллект-карт, тратя на каждую минимум времени, поскольку основная цель упражнений – потренировать вашу способность быстро подбирать подходящие базовые порядковые идеи. Сначала представьте себе, а затем нанесите на интеллект-карту, что было бы здорово: 1. Прогуляться с... 2. Купить... 3. Выучить... 4. Изменить... 5. Поверить в... 6. Выйти из... 7. Начать... 8. Создать... 9. Закончить... Чтобы выполнить данное упражнение, необходимо выбрать соответствующий объект действия в перечисленных незаконченных предложениях; при этом старайтесь подбирать на эту роль как можно более «абсурдные» объекты, с тем чтобы дать возможность разыграться своему воображению, активизировать память и способность к творческому мышлению. Следующий шаг состоит в том, чтобы для каждого предложения из полученного перечня быстро составить интеллект-карту, указывая не более семи причин, почему было бы здорово сделать то-то и то-то. (Дополнительной пользой от этого упражнения является то, что ваши размышления нередко приводят к реальному действию, стоит вам осознать, как на самом деле было бы здорово..!) Объект X Это упражнение ставит перед вами задачу с более абстрактными и потому более сложными условиями, призванную проверить ваши способности к выбору базовых порядковых идей. Итак, ваша задача состоит в том, чтобы составить интеллект-карту, описывающую объект X. Сложность в том, что вы не знаете, что собой представляет объект X, поэтому от вас требуется составить набор универсальных базовых порядковых идей, которые, когда окажутся наполненными фактическим содержанием, могли бы послужить основой для описания любого объекта. Принятие решения После того как ваша поликатегориальная карта готова, процесс принятия решения практически ничем не отличается от простого двухвариантного выбора, коль скоро вы будете точно следовать правилам, изложенным в предыдущей главе. Преимущества поликатегориальных интеллект-карт Основные преимущества поликатегориальных интеллекткарт состоят в следующем: 1. Они помогают вам развивать такие ментальные способности, как способность к классификации, проницательность и ясность изложения своих мыслей. 2. Они позволяют сводить воедино сложную по составу информацию на одном листе бумаги, увеличивая таким образом ваши шансы на обоснованное и корректное решение, 3. Они позволяют высветлить важнейшие «за» и «против», которые следует учитывать при принятии решения. 4. Подобно диадическим интеллект-картам, они предполагают использование всего диапазона кортикальных способностей, результатом чего становится более взвешенное и продуманное решение. 5. Стимулируя использование всех кортикальных способностей, поликатегориальные интеллект-карты позволяют вашему мозгу вступить в диалог с самим собой. Иными словами, вашему мозгу предоставляется возможность наблюдать за собственной работой на своеобразном мониторе, коим является ваша интеллект-карта, и узнавать больше о самом себе. Это расширяет горизонты вашего мысленного зрения и стимулирует рождение новых идей. 6. Их можно хранить в качестве справочного материала, к которому обращаются по поводу выяснения причин принятых ранее решений, а также как к руководству по принятию решений в сходных ситуациях. Напутственные слова Теперь, когда вы узнали, как приводить в порядок собственные мысли, конспектируя с помощью поликатегориальных интеллекткарт, вам предстоит убедиться, что приводить в порядок мысли других людей, или аннотировать, тоже не такая уж сложная задача. Важное и доставляющее удовольствие искусство аннотации, остающееся до сих пор для многих не иначе как «напастью», является предметом следующей главы. Глава 14 ПРИВОДИМ В ПОРЯДОК МЫСЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
В данной главе рассматривается вопрос о том, как использовать поликатегориальные интеллект-карты для организации мыслей других людей (т. е. аннотирования). После ознакомления с основными функциями аннотирования вы узнаете, как осуществлять его с максимальной эффективностью. Вам также будут предложены для ознакомления примеры поликатегориальных интеллект-карт, взятых, так сказать, из жизни, и, кроме того, перечень преимуществ, относимых к рассматриваемому типу интеллект-карт. Аннотирование Аннотирование – это изложение в письменной форме мыслей других людей, взятых из устных выступлений, книг и других средств передачи информации, и организация их таким удобным для вас образом, чтобы стало возможным воспроизведение обозначенных идей в краткой форме и обработка их на ваше усмотрение. В идеале аннотирование должно дополняться включением в аннотируемый материал собственных мыслей аннотирующего. Четыре основные функции аннотирования Мнемоническая К сожалению, большинство учащихся в школах и вузах во всем мире придерживаются мнения, что их конспекты (в нашей терминологии – также и аннотации) служат не более чем подспорьем для их памяти. Их заботит лишь то, чтобы записываемое ими на лекциях позволяло им «усвоить» то, что требуется на экзамене, после сдачи которого «изученный» за семестр материал, как считают многие, можно смело забывать. Как мы видели, память – действительно существенный аспект любого конспекта или аннотации, но, заметим, ни в коем случае не единственный. Другие функции аннотации, такие как аналитическая и творческая, а также коммуникативная, в равной степени важны. Интеллект-карта представляет собой чрезвычайно эффективный мнемонический инструмент, что исчерпывающе доказывается в следующей главе. С другой стороны, как методу аннотирования, интеллект-карте не свойственен ни один из недостатков стандартного линейного аннотирования, перечисленных в главе 3 («Недостатки стандартного конспектирования»). Напротив, она являет собой метод, который гармонично сочетается с функциональной природой нашего мозга, использует полный спектр его возможностей. Аналитическая Аннотируя лекции или литературный источник, важно в первую очередь выявить глубинную структуру информации, предлагаемой вам. Интеллект-карта способна помочь вам извлекать базовые порядковые идеи и иерархии данных из линейно представленной информации. Творческая Хорошо выполненные аннотации не только помогают вам лучше усваивать и анализировать информацию, они также способны служить отправной точкой для творческой мысли. Интеллект-карта сочетает в себе аннотацию, содержащую информацию из внешнего мира (лекции, книги, пресса), и конспект, имеющий дело с информацией из внутреннего мира майндмапера (принятие решений, анализ и творческая мысль). Коммуникативная Когда вы составляете интеллект-карту, аннотируя лекцию пли книгу, она должна, по идее, являть собой запись всей относящейся к делу информации из рассматриваемого источника. В идеале ваша интеллект-карта также должна включать те спонтанные идеи, которые возникают у вас в голове по мере того, как вы слушаете лекцию или читаете книгу. Иными словами, в интеллект-карте должно найти отражение общение, или коммуникация, между вашим интеллектом и интеллектом лектора или автора книги, которое всегда имеет место. Для обозначения вашей точки зрения в названном общении могут использоваться специально введенные вами для этого цветные или символьные коды. Пища для ума Если аннотируемые вами лекция или книга страдают тем недостатком, что содержащаяся в них информация непоследовательна или плохо организована, в вашей интеллект-карте это немедленно найдет свое отражение. Результатом может стать «беспорядочная» интеллект-карта, но, с другой стороны, будет ясна причина наблюдаемого беспорядка. Вы и в этом случае будете лучше владеть ситуацией, нежели те, кто аннотирует линейно, пряча плохо организованную информацию за телом внешне аккуратного, но функционально бесполезного текста. С учетом вышеизложенного, интеллект-карту следует считать мощным инструментом в деле сбора информации, предлагаемой другими, а также оценки качества этой информации, приспосабливая и то, и другое для удовлетворения собственных информационных потребностей. Выработка соответствующего подхода к аннотированию С тем чтобы наилучшим образом использовать свои способности к аннотации, важно с самого начала придерживаться того, чтобы составляемая вами интеллект-карта сохраняла ясную структуру на всем протяжении процесса аннотирования. Одним из наилучших подходов к аннотированию книг следует считать метод органичного изучения посредством интеллект-карт, подробно описанный Тони Бьюзеном в его книге «Научите себя думать» (глава 9). Метод предполагает прохождение восьми стадий при аннотировании книги, статьи и т. п. 1. Быстро просмотрите всю книгу или статью, стремясь получить общее впечатление о том, как изложена информация. 2. Определитесь с тем, сколько времени вы можете потратить на очередной сеанс аннотирования, и наметьте объем текста, который предстоит проработать за обозначенное время. 3. Составьте интеллект-карту о том, что вам уже известно из рассматриваемой области, чтобы задать ассоциативные «зацепки». 4. Определите круг вопросов и целей очередного сеанса аннотирования и составьте отдельную интеллект-карту, посвященную всем вопросам, на которые вы желаете найти ответы в результате аннотации. 5. Выполните то, что называют обзором, т. е. прочтите оглавление, ознакомьтесь с заголовками всех подразделов, выводами, сводными данными, основными иллюстрациями или диаграммами, а также другими важными элементами, бросающимися в глаза. Это позволит вам определиться с центральным образом и главными ветвями (соответствующими базовым порядковым идеям) вашей будущей интеллект-карты. Многие студенты отмечают, что им нередко удается выполнить до 90 % задания ко времени завершения стадии обзора. Концентрируясь на общей структуре материала и его ключевых элементах, удается уже в скором времени определить общее направление авторской мысли и отразить это на интеллект-карте. 6. После этого начинается стадия, называемая анонсным чтением, когда вы прочитываете материал, намеренно обойденный вниманием на стадии обзора, уделяя время в особенности началу и концу абзацев, разделов и глав, где обычно сконцентрирована самая существенная информация. По ходу анонсного чтения дополняйте свою интеллект-карту. 7. Следующая стадия, называемая обстоятельным чтением, предполагает обстоятельную работу над текстом за тем исключением, что вам не следует тратить время на разбор трудных мест, оставляя таковые на заключительную стадию работы. Ознакомившись с остатком текста, вы подготовите себя к лучшему восприятию указанных проблемных мест и одновременно дополните свою интеллект-карту массой полезной информации, 8. На заключительной стадии, именуемой ревизией, вы приступаете к разбору трудных мест, которые пропустили в ходе предыдущих стадий, а также просматриваете текст на предмет поиска ответов на оставшиеся вопросы. На этой стадии ваша интеллект-карта, в принципе, должна быть закончена (см. главу 24). Данный процесс можно уподобить составлению мозаики, когда вы прежде разглядываете требуемую картинку на коробке, затем составляете угловые и краевые фрагменты и наконец заполняете внутреннюю часть, пока не получаете полное повторение требуемой картинки. В ситуации, когда вы аннотируете лекцию, рекомендуется аналогичный подход. Для того чтобы упростить себе задачу аннотирования, можно попросить лектора заранее предоставить вам перечень основных вопросов, которые он собирается затронуть в своей лекции. Если это не представляется возможным, попросту составляйте свою интеллект-карту по ходу лекции, выбирая из подаваемого материала базовые порядковые идеи. После лекции вы сможете реорганизовать, отредактировать свою интеллект-карту, в ходе чего лучше усвоите изложенный материал. (Подробнее о применении интеллект-карт при подготовке лекций см. главу 26.) Примеры поликатегориальных интеллект-карт Интеллект-карта на иллюстрации VI на цветной вклейке была составлена отцом абитуриентки, чтобы помочь ей сдать вступительный экзамен в университет по английской литературе. Имея дело со структурой столь сложной, как роман, мозг находится в безусловно более выгодных условиях, когда имеет в своем распоряжении опорный план, подобный тому, что представлен на рассматриваемой интеллект-карте. Такой тип интеллект-карты позволяет читателю распознавать суть любого текста более точно и в полной мере. В результате оказывается гораздо более простым изложение основных мыслей, содержащихся в тексте в письменной или устной форме (например, в виде сочинения или устного ответа на экзамене). Другая интеллект-карта была составлена в четырехмесячный срок Пэн Коллинз, продюсером известной в Ирландии телевизионной программы «Очень позднее шоу». Перед Пэн стояла задача привести в порядок разрозненные идеи всего коллектива, работавшего над программой, касавшиеся тематики, возможных участников, последовательности сюжетов и т. п. Для собственной информации она пометила надписями на коротких жирных стрелках рейтинг программы за неделю с определенным номером. Преимущества поликатегориальных интеллект-карт для аннотирования 1. Все 12 преимуществ, предлагаемых методом интеллект-карт, перечисленных в главе 9. 2. Высвобождается огромный потенциал способности ассоциировать, что способствует эффективному поиску нужной информации. 3. Учебные цели достигаются в гораздо более короткие сроки. 4. Интеллект-карта легко и быстро переводится в форму сочинения, презентации или любую другую форму творческой или коммуникативной природы. 5. Обеспечивается высококачественный анализ текста. 6. Растущее удовлетворение от приобретения новых знаний. 7. Интеллект-карта представляет собой надежный и легкоиспользуемый источник информации о прежнем учебном опыте. Интеллект-карта Пэн Коллинз, продюсера программы «Очень позднее шоу», использованная для планирования телепередач.  Напутственные слова Научившись использовать интеллект-карты для организации как своих собственных, так и чужих идей, вы готовы приступить к рассмотрению вопроса о применении интеллект-карт для нужд собственной памяти, – что является предметом следующей главы. Глава 15 ПАМЯТЬ
В начале настоящей главы вы ознакомитесь с красивым греческим мифом, иллюстрирующим взаимоотношения между памятью, энергией и творческой мыслью. После этого мы рассмотрим мнемоническую и творческую составляющие интеллект-карты как мнемонического метода, а затем перечислим преимущества, которые предоставляют вам мнемонические интеллект-карты. Греческий миф Зевс, верховный бог, был известен как большой повеса. Значительную часть своего времени он занимался тем, что соблазнял – либо напрямую, либо с помощью обмана – самых красивых женщин как на небесах, так и на земле. И все же, вопреки тому, что приписывает ему молва, он одаривал ласками не всех поровну – была одна богиня, с которой он проводил гораздо больше времени, чем с другими. Звали ее Мнемозина – богиня памяти. Однажды он провел с ней подряд девять дней и ночей, все в страстной любви. В результате этой связи родилось девять муз. Музы олицетворяют творчество. Каждая покровительствует своему виду искусства: • Эрато – любовная поэзия • Каллиопа – эпическая поэзия • Евтерпа – лирическая поэзия • Урания – астрономия • Полигимния – гимны • Клио – история • Талия – комедия • Терпсихора – танцы • Мельпомена – трагедия Пища для ума Зевс символизирует собой энергию и силу. Таким образом, следуя мифу, энергия и память сливаются и проявляются в творчестве. Подобному умозаключению придается большое значение в теории интеллект-карт. Интересно, что Тони начинал разрабатывать свою теорию интеллект-карт целиком на основании собственных изысканий на тему природы памяти, а также значения мнемоники в познании. Интеллект-карта, таким образом, изначально являлась мнемоническим методом. Ее естественное развитие в многофункциональный творческий метод стало возможным после проведенных Сперри исследований мозга, а также исследований природы творчества Торранса и других. Интеллект-карта как многомерный мнемонический метод Мнемонические приемы используют воображение и ассоциации с целью создать легкозапоминаемый образ. Наравне с воображением и ассоциацией, интеллект-карта использует сочетание всех кортикальных способностей человека, результатом чего становится высокоэффективный многомерный мнемонический метод. «Многомерный» в рассматриваемом контексте означает, что интеллект-карта позволяет вам создавать радиантные трехмерные мысленные образы, пронизанные перекрестными ассоциациями, наполненные цветом и изменяющиеся во времени, нежели одномерные (линейные) или двухмерные (плоские). Творческая мысль сходным образом требует слияния двух элементов с возникновением третьего, для того чтобы спроецировать настоящее в будущее. Творческий метод помогает вам проецировать реалии настоящего на вероятности будущего с целью изменить или создать нечто в перспективе. Мнемонический же метод помогает вам воспроизводить прошлое в настоящем. Мнемоническая интеллект-карта, таким образом, идентична по механизму и структуре многомерной творческой интеллект-карте. Точно так же как мнемоническая интеллект-карта многократно умножает возможности вашей памяти, творческая интеллект-карта обогащает простую модель творческого мышления. Мнемоническая интеллект-карта как зеркало творческого мышления Сродни памяти, творческое мышление строится на воображении и ассоциациях. Объект А связан с объектом Б таким образом, что в результате появляется новаторская, «далекая от нормы» мысль, которую мы именуем творческой. Процессы памяти и творческого созидания, таким образом, идентичны по своей структуре – единственное различие заключается в наших намерениях. Мнемонический метод ассоциативно связывает два объекта, чтобы дать возможность мозгу вспомнить (воссоздать) результирующий третий образ. Творческий метод аналогичным образом связывает два элемента, чтобы спроецировать результирующий третий в будущее, однако творческим намерением является изменить будущее или повлиять на него каким-то образом, в то время как мнемоническая цель заключается в том, чтобы лишь вспомнить. Таким образом, составляя мнемонические интеллект-карты, вы одновременно тренируете свои способности к творческому мышлению. Обратное действие также имеет место, в результате обеспечивается восходящая спираль ментального развития. На иллюстрации ниже приведен пример интеллект-карты, являющейся одновременно и мнемонической, и творческой. Ее составил ведущий американский продюсер видеопрограмм Денни Харрис, и изначально его целью было создать нечто, что служило бы напоминанием о материале, который он собирался оформить в программу на тему памяти. Его интеллект-карта содержит сводную информацию о структуре программы; подробное объяснение мнемонической системы, использующей цифры и формы; информацию о сферах применения простой мнемонической системы; свод практических и теоретических вопросов, которые предполагается затронуть в программе. В рассматриваемом случае налицо ситуация, когда составление мнемонической интеллект-карты вылилось в поистине творческий процесс, в ходе которого обрели жизнь новые идеи о структуре и содержании программы – память, питаемая творчеством, и наоборот. Области применения мнемонической интеллект-карты Большинство конкретных областей применения мнемонических интеллект-карт описаны в разделе пятом данной книги, в секциях «Интеллект-карты в персональной жизни человека», «Семья», «Образование» и «Бизнес и профессиональная жизнь». Однако имеется целый ряд других более общих областей применения интеллект-карт, таких как воссоздание в памяти услышанного по радио или увиденного по телевидению, снов, важных событий и просто запоминание перечня «поручений, которые надо выполнить за день». Одно практически ценное применение интеллект-карта находит, например, при попытке вспомнить какой-нибудь важный факт – скажем, имя нужного человека или место, где находится какая-то вещь. В таких случаях попытки сконцентрировать внимание на забытом объекте обычно не способны увенчаться успехом, вы как бы шарите руками в темной пустой комнате. Памятуя об ассоциативных возможностях своего мозга, оставьте пустующим центр своей интеллект-карты, после чего окружите его словами и образами, которые ассоциируются с интересующим вас объектом. Например, если речь идет об имени человека, главные ветви, построенные вокруг пустующего центра, отвечали бы за его пол, возраст, внешний вид, семейное положение, профессию, привычки, голос, а также место и время первой и последней встречи с ним. Действуя таким образом, вы существенно увеличите вероятность того, что мозг отождествит пустующий центр с интересующим вас человеком, использовав резервы своей памяти. (Подробнее об этом смотрите в книге «Суперпамять» Тони Бьюзена, главы 23-24.) Если вы сочтете излишним браться за бумагу и составлять интеллект-карту, для того чтобы восстановить «утраченный» фрагмент памяти, используйте поле своего мысленного взора в качестве экрана, на котором проделайте все описанное выше. Интеллект-карта ведущего американского продюсера видеопрограмм Денни Харриса, посвященная видеопрограмме о природе памяти.  Преимущества мнемонических интеллект-карт 1. Используются все кортикальные способности, отчего в огромной степени повышается вероятность вспоминания. 2. Работа мозга активизируется на всех уровнях, увеличивается скорость мыслительных процессов и улучшается способность вспоминать. 3. Привлекая внимание, они заставляют мозг возвращаться к ним и тем самым опять-таки увеличивают вероятность спонтанного вспоминания. 4. Они заведомо устроены так, чтобы служить в помощь памяти. 5. Использование мнемонических интеллект-карт создает стойкий мнемонический настрой, в связи с чем с каждым их применением улучшаются навыки работы с памятью. 6. Они являются проявлением процесса творческого мышления и, таким образом, одновременно способствуют развитию творческого мышления. 7. Обеспечивают высокий уровень запоминания на всем протяжении сеанса изучения материала (в противоположность стандартным кривым «забывания», подробно описанным Тони Бьюзеном в книге «Суперпамять», глава 5). 8. С их помощью активизируются ассоциативные способности человека, что положительно влияет на зрительную память и способность к многоуровневому мышлению, а потому повышает вероятность вспоминания. 9. Обеспечивают безотказный метод вспоминания, способствуя появлению у человека большей уверенности в себе, более высокой мотивации и общей ментальной активности. Напутственные слова Как мы увидели, память и творчество суть две стороны одной медали. Выяснив мнемонические плюсы интеллект-карт, в следующей главе мы выясним также их достоинства в качестве инструмента творческого мышления и «мозговой атаки». Глава 16 ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В настоящей главе в фокусе внимания оказывается использование интеллект-карт в творческом процессе мышления. Вы выясните, почему интеллект-карты – столь эффективное подспорье для творческой личности и каким образом их использовать для совершенствования собственных творческих способностей. Назначение творческих интеллект-карт Интеллект-карты, используемые как инструмент творческого мышления и эффективное средство при проведении «мозговых атак», имеют множество применений. 1. Они помогают исследовать все стороны рассматриваемого объекта на предмет того, каков его потенциал, чтобы стать точкой приложения для творческой энергии. 2. Обеспечивают свежий взгляд на рассматриваемый объект, лишенный прежних предубеждений и предпосылок, обеспечивая тем самым простор для творческой мысли. 3. Помогают в генерации идей, имеющих конкретное применение на практике и направленных на изменение существующих реалий физического мира или создание новых. 4. Обеспечивают всесторонний и последовательный творческий процесс. 5. Помогают в создании новых концептуальных систем, в рамках которых возможен пересмотр или реорганизация прежних воззрений и идей. 6. Позволяют фиксировать качественно новые идеи по мере их возникновения. 7. Позволяют творчески организовать процесс планирования. Интеллект-карта как метод творческого мышления Интеллект-карта идеальна как метод творческого мышления, поскольку использует все ментальные способности, связанные с процессом творчества, в особенности воображение, ассоциации и флексивность[4]. В психологической литературе, в особенности в руководствах Пола Торранса по тестированию способностей к творческому мышлению, флексивность отмечается в качестве важнейшего фактора творческого мышления. Другие важные факторы включают следующие умения: • ассоциировать и сопоставлять новаторские идеи с прежними представлениями; • использовать богатую цветовую палитру; • оперировать очертаниями различной формы; • комбинировать необычные элементы; • оперировать трехмерными изображениями; • корректировать концептуальную точку зрения; • пересматривать и связывать между собой ранее существовавшие концепции; • обращать ранее существовавшие концепции; • реагировать на эстетически привлекательный объект; • реагировать на эмоционально волнующий объект; • реагировать на объект, служащий раздражителем одного или одновременно нескольких органов чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния и вкуса; • использовать и заменять одно другим: залитые цветом очертания различной формы и коды. Анализируя законы и общую теорию интеллект-карт, можно заметить, что интеллект-карта в оригинальной и научно обоснованной форме является отражением всех перечисленных факторов; иными словами, является выражением творческого процесса в полном объеме. Мои собственные исследования позволили мне выявить поразительное сходство между основными факторами творческого мышления и основными факторами мнемоники. (Подробнее см. главу 15, пункт «Мнемоническая интеллект-карта как зеркало творческого мышления».) Почти идентичная природа творческого мышления и мнемоники подтверждает, что интеллект-карта является важным и естественным проявлением этих типов мыслительной деятельности, а равно методом, обеспечивающим их эффективное использование. Это также дает основание утверждать, что, вопреки воззрениям, изложенным в основной массе литературы по творчеству и памяти, эти два типа мыслительной деятельности являются на деле зеркальными отражениями одного и того же процесса, нежели отдельными, отличающимися друг от друга или даже, по мнению многих теоретиков, противоположными процессами. Сторонники известного мифа о том, что гениальная творческая личность, как правило, страдает рассеянностью и слабой памятью, упускают из вида тот факт, что гении, на которых они ссылаются, забывчивы в отношении только тех вещей, о которых, как считают психологи, им следовало бы помнить. Если бы речь шла о силе их памяти в отношении того, что составляет предмет их творческого мышления, тогда наверняка обнаружилось бы, что их память не хуже той, которую демонстрируют лучшие из мнемонистов. Стадии творческого процесса Корректное применение метода интеллект-карт способно генерировать у индивидуальных майндмаперов по меньшей мере в два раза больше творческих идей, нежели у большой группы лиц, практикующих «мозговую атаку», за тот же промежуток времени. Выделяют пять стадий творческого процесса с использованием интеллект-карт. 1. Взрывное извержение ассоциаций Начните с центрального рисунка, постарайтесь сделать его ярким и вызывающим ассоциации. (Например, если вы собираетесь подумать о новых возможностях в авиастроении, можете использовать очертания «Конкорда».) Ваш рисунок следует расположить в центре большого листа бумаги, после чего задача состоит в том, чтобы фиксировать каждую идею, приходящую вам в голову, в связи с центральным образом, так, чтобы все они расходились от него во все стороны, словно осколки от места разрыва гранаты. В течение не более чем 20 минут свободно ассоциируйте, обеспечивая максимально стремительный поток мыслей. Работа на скорости позволяет вам избегать проторенных мыслительных «дорожек» и стимулирует возникновение новых, нередко кажущихся абсурдными идей. Эти идеи следует фиксировать непременно, поскольку в них содержатся ключи к новым ракурсам зрения и разрушению привычных ограничивающих мысленный горизонт концепций. Как говорил философ Рудольф Флеш: Творческое мышление может означать простое осознание того, что поступать или смотреть на вещи так, как это делали прежде, особо не стоит. Возможно, вам будет полезно также помнить известное изречение Эзры Паунд: Гений... это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый видит две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства. Причина, почему лист бумаги, на котором идет работа, должен быть максимального формата, вытекает из правила Бьюзена: «Интеллект-карта расширяется, пока не заполнит все доступное пространство». Используя интеллект-карту для целей творческого мышления, вам требуется максимальное пространство для работы, дабы стимулировать свой мозг «извергать» все больше и больше идей. 2. Первоначальная редакция Позвольте себе короткий перерыв, чтобы дать мозгу возможность отдохнуть и приступить к сведению воедино мыслей, генерированных до сих пор. После этого вам потребуется начать новую интеллект-карту, на которую вы нанесете главные ветви, или базовые порядковые идеи, и на которой будете комбинировать информацию, выделять категории, строить иерархии, находить новые ассоциации и пересматривать в контексте этой новой интеллект-карты все идеи, которые поначалу казались вам нелепыми или абсурдными. Как мы видели, чем более идея расходится с общепринятыми воззрениями, тем в большей степени новаторской она оказывается впоследствии. В ходе первоначальной редакции интеллект-карты вы можете обнаружить появившиеся в удаленных от центра, периферических частях карты отзвуки или даже повторения ранее зафиксированных идей. Их не следует отбрасывать как ненужные повторения. Они принципиально «отличаются» тем, что присоединены к «другим» ветвям, отходящим от центрального образа. Эти повторения, находящиеся на периферии вашей интеллект-карты, отражают глубинную значимость идей, которые, будучи скрыты в глубине ваших хранилищ знания, заявляют о себе на каждом повороте русла ваших мыслей. Дабы придать подобным идеям и концепциям приличествующий им ментальный и визуальный вес, вам следует выделять их подчеркиванием при втором появлении; заключать в границу замкнутой или иной формы при третьем появлении; а при четвертом – помещать в «оболочку» трехмерной формы, например параллелепипеда. Связывая визуально эти трехмерные области на вашей интеллект-карте с помощью трехмерных стрелок, вы в состоянии создавать в буквальном смысле новые ментальные системы, дальнейшая работа с которыми способна привести к творческим озарениям – результату взгляда на привычные вещи под новым углом зрения. Подобным способом оказывается возможным произвести масштабную реорганизацию целых концептуальных систем. В определенном смысле рассматриваемый тип интеллекткарты может выглядеть как нарушающий ее же собственные принципы: центральному образу и главным ветвям более не придается основное значение. Однако, вместо того чтобы рушить правила, такая интеллект-карта на деле использует их в самой полной мере, в особенности те, что относятся к эмфазе и оперированию образами. Какая-нибудь оригинальная идея, получившая вторую жизнь на окраинах мысленного поля, может стать новым центром. Подобно вашему мозгу, пребывающему в поисках интересных идей и обшаривающему самые дальние закоулки сознания, ситуация на интеллект-карте меняется в сторону замены прежнего центра карты новым. Со временем и этот новый центр сменится другим, являющим собой еще более продвинутую концепцию. Интеллект-карта способствует интеллектуальному поиску и развитию. 3. Инкубация Как мы видели в главе 12 «Выбор», неожиданные творческие мысли нередко осеняют нас, когда мы отдыхаем – скажем, когда гуляем, совершаем утреннюю пробежку, спим или предаемся мечтам. Это связано с тем, что в условиях, когда мозг отдыхает, процесс радиантного мышления исподволь охватывает все более отдаленные области подсознания, что увеличивает вероятность ментальных прорывов. Известно из истории, что «великие умы» прошлого знали и использовали это. Эйнштейн учил своих студентов включать инкубацию в качестве обязательной стадии мыслительной работы. Кекуле, открыватель бензолового кольца, придавал существенное значение инкубации и практиковал в своей научной работе перерывы для медитации. 4. Вторичная реконструкция и ревизия После стадии инкубации ваш мозг сможет, так сказать, бросить свежий «консолидирующий» взгляд на всю информацию, собранную на первой и второй интеллект-картах. В связи с этим вполне уместно выполнить еще одно упражнение на взрывное извержение ассоциаций (см. стадию 1), с тем чтобы довести до логического завершения упомянутую консолидацию. Во время стадии вторичной реконструкции и ревизии вам потребуется принять во внимание всю информацию, собранную и обработанную на стадиях 1, 2 и 3, с тем чтобы придать вашей интеллект-карте окончательный вид. Интеллект-карта на иллюстрации VII на цветной вклейке, составленная Нормой Суини, явилась результатом долгой инкубации и целого ряда ревизий. Карта содержит ее окончательные идеи по презентации брейн-клубов в странах мира, где таковые пока не существуют. 5. Заключительная стадия На этой стадии вам необходимо заняться поиском требуемого решения или достижением того, что являлось исходной целью вашего творческого предприятия. Это нередко подразумевает соединение связями отдельных элементов окончательной интеллект-карты. Роль интеллект-карт для выработки новых систем взглядов В ходе интенсивного и продолжительного творческого процесса, когда обрели форму качественно новые идеи, инкубация способна привести к новому взгляду на вещи, известному под названием интеллектуального прорыва. Интеллект-карта на иллюстрации VIII на цветной вклейке была создана художницей Лоррейн Джил. На ней сведен воедино материал лекций по творческому процессу, прочитанных ею и отражающих ее взгляды на рассматриваемый предмет. В интеллект-карте заключена информация по истории живописи, «грамматике видения» и об инструментах, обеспечивающих выполнение творческих задач. Сообразуясь с современными взглядами по данному вопросу, интеллект-карта отмечает, что искусство сродни науке (и наоборот), а также подчеркивает необходимость тренировать воображение, изучать анатомию человеческого тела и т. д. Интеллект-карта на иллюстрации IX там же, созданная Бенджамином Зандером, дирижером Бостонского филармонического оркестра, является живым примером описанного в настоящей главе. Интеллект-карта отражает его принципиально новый взгляд на Девятую симфонию Бетховена, взгляд, ставший результатом многих лет изучения этого произведения, а также использования интеллект-карт. Интеллектуальный прорыв представляет собой принципиальное изменение во взглядах на концепции и системы понятий, получивших глобальное признание. Примерами могут служить теория эволюции Дарвина и теория относительности Эйнштейна – системы взглядов, занявшие место прежних систем взглядов в соответствующих областях знания. Интеллект-карта являет собой важнейший инструмент для отображения средствами графики процесса, ведущего к интеллектуальному прорыву. Для творчески мыслящего майндмапера новая идея автоматически помещается в новую же систему взглядов, формирующуюся в подсознании в период инкубации. В итоге майндмапер раздвигает границы своего мышления; предмет изучения для него обрастает ценными мнемоническими и мысленно-визуальными характеристиками, что способствует новым творческим озарениям и ведет, по большому счету, к конечной цели любого учения – мудрости. Преимущества творческих интеллект-карт 1. Они автоматически активизируют все способности человека к творческому мышлению. 2. Наблюдается рост ментальной энергии, по мере того как майндмапер продвигается к своей цели. 3. Майндмапер имеет редкую возможность обозревать одновременно все многообразие аспектов объекта изучения, что увеличивает вероятность удачных творческих ассоциаций или умозаключения. 4. Они дают возможность «прорваться» к идеям, которые, так сказать, пребывают на «окраинах» мыслительного горизонта. 5. Они увеличивают вероятность интеллектуального прорыва. 6. Они содействуют инкубационному процессу, что увеличивает вероятность возникновения новых идей. 7. Они стимулируют раскованность в мыслях и юмористический взгляд на вещи, в связи с чем увеличивается вероятность рождения подлинно творческих идей. Напутственные слова После того как вы нашли приложение собственному творческому потенциалу посредством интеллект-карт, вам следует подумать о тех выгодах, которые приносит работа с другими людьми в рамках «коллективного разума». Это предмет следующей главы. Глава 17 КОЛЛЕКТИВНАЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА
В настоящей главе мы обсудим замечательные возможности, что открываются благодаря коллективным интеллект-картам, составление которых предполагает совместную работу группы лиц, сводящих вместе личные творческие способности, обеспечивая кумулятивный эффект. Функции коллективной интеллект-карты Преимущества объединения отдельных лиц в группы с целью составления коллективных интеллект-карт были очень точно обозначены Майклом Блохом из «Сперри лабортри» в одной из его статей, опубликованной в 1990 году: В своей повседневной жизни мы регулярно усваиваем несметное количество новой информации, которая к тому же по своей природе уникальна. Ввиду последнего обстоятельства, знания и взгляды, которыми мы обладаем, принадлежат, так сказать, нам и только нам. В этой связи работа с другими людьми в ходе решения интеллектуальных задач способна принести немало пользы. Комбинируя свои навыки и умения по составлению интеллект-карт с аналогичными навыками других людей, мы развиваем, расширяем и интегрируем сеть своих и чужих ассоциаций. В ходе коллективных «мозговых атак» интеллект-карта становится графическим воплощением, «жесткой копией» крепнущего внутри группы консенсуса, а затем и частью рабочего архива группы, иными словами, ее памятью. На протяжений всего процесса коллективной работы отдельные лица объединяют свою ментальную энергию с энергией своих коллег, результатом чего становится вполне обособленный «коллективный мозг». Одновременно интеллект-карта графическим образом отражает эволюцию этого «коллективного интеллекта» и фиксирует многосторонний обмен информации, имеющий место внутри него. Коллективную интеллект-карту, разумеется, лучшую в своем роде, можно уподобить интеллект-карте, созданной великим мыслителем. Организация «коллективного разума» Проводились многочисленные исследования на предмет положительного эффекта для закрепления приобретенных знаний путем текущей проверки их у учащихся, в т. ч. путем постановки подходящих вопросов, и который можно многократно усилить с помощью интеллект-карт. Один из самых интересных подобных экспериментов был проведен Фрейзом и Шварцем в 1975 году. В ходе эксперимента испытуемых разделили на три группы по двое человек, В первой группе один участник зачитывал вслух отрывок текста, а затем задавал другому вопросы по содержанию отрывка. Во второй группе один зачитывал отрывок и после этого отвечал на вопросы, которые ему задавал партнер. В третьей группе каждый участник просто прочитывал про себя отрывок и не обменивался никакой информацией с партнером. Участники первой и второй групп хорошо справились с экзаменом, который им устроили по окончании работы, участники же третьей группы справились с экзаменом гораздо хуже. Результаты данного эксперимента подтверждают то, что изложение приобретаемых в ходе чтения знаний в форме интеллект-карты и постановка в ней же соответствующих вопросов – это прямой путь к более глубокому усвоению материала. Результаты Фрейза и Шварца также подкрепляют идею о том, что гораздо более эффективной является работа в паре или в составе группы, сопровождаемая к тому же активным обсуждением участниками группы изучаемого материала, нежели работа в одиночку, молча, – активный вербальный обмен увеличивает эффективность обработки информации, а также способствует лучшему закреплению материала в памяти. Кроме того, совместная работа с партнерами сопровождается тем, что уникальные взгляды и ассоциации каждого участника вносят вклад в содержание и структуру коллективной интеллект-карты, что ведет к более полному усвоению материала. Стадии творческого процесса составления коллективной интеллект-карты похожи на описанные ранее стадии составления индивидуальной творческой интеллект-карты. Основное различие состоит в том, что на сей раз процесс инкубации должен быть организован среди всех участников группы, и так, чтобы обеспечить его должную отдачу. Ниже описаны все семь основных стадий творческого процесса, осуществляемого группой майндмаперов. 1. Определение темы На этой стадии должна быть четко и кратко обозначена тема групповой работы, поставлены цели, и всем участникам группы предоставлена информация, которая может иметь отношение к предмету обсуждения. 2. Индивидуальная «мозговая атака» Каждый член группы должен потратить по меньшей мере один час на «извержение ассоциаций», а затем составление ревизионной интеллект-карты, снабженной базовыми порядковыми идеями в качестве надписей над главными ветвями. (Это эквивалентно стадиям 1 и 2 индивидуального творческого процесса с помощью интеллект-карт, описанным в главе 16) Рассматриваемый метод в корне отличается от традиционной «мозговой атаки», когда один человек выступает в роли руководителя группы, записывая ключевые идеи, предлагаемые членами группы, на флип-чарте[5], белой доске и т. п. Это на деле мешает работе, поскольку каждое озвученное перед всей группой слово или предложение ведет к использованию привычных ментальных паттернов, опосредованности потоков мыслей в мозгу участников, движущихся к тому же нередко в одном и том же направлении. В этом отношении традиционные групповые «мозговые атаки» игнорируют нелинейно-ассоциативные возможности индивидуального мозга, ведя к существенным потерям в том, что можно было бы получить, позволив каждому участнику направить прежде свою индивидуальную ментальную энергию на рассмотрение предмета изучения. 3. Обсуждение в малых группах Группа делится на подгруппы по три-пять человек. В каждой малой группе участники обмениваются своими идеями и дополняют свои индивидуальные интеллект-карты мыслями и ассоциациями других участников. На данную стадию рекомендуется выделять один час времени. Исключительно важно поддерживать позитивный рабочий настрой и принимать все предложения без исключения. Любая идея, высказанная членом группы, должна получать безоговорочную поддержку и приниматься всеми другими участниками. Необходимо создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый индивидуальный мозг, участвующий в групповой работе, имел стимул продолжать поиск идей по любой начатой ассоциативной цепи. Какое-нибудь звено в такой цепи может оказаться подлинным шагом вперед во взглядах на рассматриваемый вопрос, хотя его возникновению, быть может, положила начало исходно казавшаяся слабой, нелепой или вообще не относящаяся к делу мысль. 4. Создание первоначальной коллективной интеллект-карты Когда обсуждение в малых группах закончилось, группа готова приступить к составлению первоначальной коллективной интеллект-карты. Для начертания собственно интеллект-карты обычно используется доска очень большого размера или лист бумаги, соизмеримый с площадью стены. В работе по построению карты может участвовать либо вся группа, либо по одному опытному майндмаперу от каждой подгруппы; либо всю работу по начертанию карты может взять на себя один майндмапер, достаточно опытный и пользующийся доверием группы. Цвета и коды должны быть согласованы между всеми членами группы, чтобы обеспечивалась необходимая точность интерпретации. Первыми на карту наносятся базовые порядковые идеи в качестве главных ветвей, после чего – все без исключения идеи, Следуя уже знакомому принципу «любой идее – зеленый свет». Для «коллективного разума» составление интеллект-карты представляет собой ту же стадию работы, что и стадия 2 для индивидуального майндмапера, о которой шла речь в главе 16. 5. Инкубация Так же как и при составлении индивидуальной творческой интеллект-карты, важно дать возможность информации, содержащейся на коллективной интеллект-карте, «дойти» до каждого участника группы. И опять следует отметить, что процесс «мозговой атаки» силами группы при помощи интеллект-карт значительно отличается от традиционных методов, в которых погоне за идеями придается характер обмена мыслями в словесной форме и анализа идей в режиме нон-стоп, пока не будет достигнут результат. При подобном подходе используется лишь малая часть возможностей мозга, а результат оказывается еще меньше, поскольку из-за игнорирования столь многих естественных ментальных сил мозга оказываются невостребованными и синергетические связи, которые эти силы делят с теми немногими из них, что используются. 6. Вторая редакция После инкубации группе необходимо повторить стадии 2, 3 и 4, с тем чтобы после повторного пересмотра и интеграции идей получить вполне зрелый результат. Это подразумевает повторное «извержение ассоциаций» каждым членом группы, вторичное редактирование индивидуальных базовых интеллект-карт (содержащих как минимум главные ветви), обмен идеями, редактирование интеллект-карт, составленных в малых группах, и, наконец, составление второй коллективной интеллект-карты. Две готовые коллективные интеллект-карты могут теперь быть подвергнуты сравнению в качестве подготовки к финальной стадии. Интеллект-карта представляет собой коллективную интеллект-карту, созданную проектной командой из восьми менеджеров компании «Диджитал», в составе которой: Мэтью Пак, менеджер отдела микросистем; Томас Спинола, менеджер подразделения второй смены; Томас Салливан, менеджер бухгалтерского отдела; Крис Слабах, менеджер сервисной службы; Лорита Вильямс, менеджер; Ричард Колер, менеджер отдела специализированных кадров; Тони Байгония, менеджер сервисной службы; Ричард Рэгсдейл, менеджер сервисной службы. В течение пяти дней они работали над концепцией развития своей проектной команды. Результаты были самыми позитивными! 7. Анализ и принятие решения На этой стадии группа принимает важнейшие решения, ставит цели исходя из результатов работы, формирует план дальнейшей деятельности и т. п., используя методы, описанные в главе 12. Области применения коллективной интеллект-карты Основными сферами применения коллективных интеллекткарт являются следующие; 1. Совместные творческие проекты. 2. Работа с памятью. 3. Групповое решение задач и анализ. 4. Групповое принятие решений. 5. Совместное управление проектами. 6. Групповая учеба. Интеллект-карта, посвященная командной работе, составленная менеджерами Диджитал  Примеры коллективных интеллект-карт в действии В последние годы метод коллективной интеллект-карты с большим успехом использовался в семьях, школах, высших учебных заведениях и деловых компаниях. Методическое руководство для инженерно-технического персонала корпорации «Боинг эйркрафт» было трансформировано в интеллект-карту длиной 25 футов (Около 7.5 метров), что позволило группе из 100 старших инженеров корпорации освоить в течение нескольких недель то, что ранее занимало несколько лет. Экономия составила 11 миллионов долларов. (См. иллюстрацию X.) Компании «Электроник дэйта системз», «Диджитал экуипмент корпорейшн» и «Набиско» реализовали ряд учебных программ. Используя метод коллективной интеллект-карты и метод органичного изучения посредством интеллект-карт (МОИПИК), почти 120 лицам из числа старшего персонала удалось в течение одного дня усвоить информацию в объеме четырех—шести томов специальной литературы, пройдя через стадии ознакомления, переноса материала на интеллекткарту, интеграции. Столь же высокой оказалась продемонстрированная ими степень запоминания информации, а равно ее актуализации, т. е. соотнесения с реальной ситуацией на своем рабочем месте. В Оксфордском и Кембриджском университетах студенты (см. книгу «Научите себя думать» Тони Бьюзена) использовали коллективные интеллект-карты для достижения макси мальных успехов в учебе с минимальными затратами времени на собственно учебу. По всему миру формируются так называемые группы «семейного гения», когда семья начинает активно придерживаться принципов «коллективного разума», в результате чего как родители, так и дети демонстрируют стабильно высокие результаты в любой выбранной ими интеллектуальной сфере деятельности. Подробнее об интеллект-картах «семейного гения» смотрите в главах 21 и 24. Диадический «коллективный разум» Самой простой формой «коллективного разума» является диадический «коллективный разум» – когда два лица работают как партнеры в ходе осуществления какого-либо совместного творческого проекта. В ходе работы используется система стадий, схожая с описанной выше в настоящей главе, для более многочисленной группы майндмаперов. 1. Партнеры определяют тему и цели работы. 2. Партнеры составляют индивидуальные ассоциативные интеллект-карты. 3. Партнеры встречаются и обмениваются идеями. 4. Составляется первоначальная совместная интеллект-карта. 5. Партнеры подвергают совместные идеи инкубации. 6. Составляется новая редакция совместной интеллект-карты. 7. Анализ и принятие решений. В долгосрочных проектах (вроде совместного написания данной книги моим братом и мною) совместное составление интеллект-карт имеет следующее преимущество. Интеллект-карты часто служат упорядочиванию, переносу на бумагу совместно выработанных идей и стимулированию диалога между партнерами в ходе дискуссий между ними. Преимущества коллективной интеллект-карты 1. Данный метод мышления и изучения нового материала является естественным с той точки зрения, что целиком отвечает функциональным особенностям человеческого мозга и является гораздо интереснее любых традиционных аналогов. 2. На протяжении всего творческого процесса с использованием коллективных интеллект-карт работе как индивидуальных участников, так и группы в целом уделяется одинаковое внимание. Чем чаще и в большей степени отдельные участники получают возможность исследовать собственные взгляды на предмет изучения, тем больший вклад они вносят в работу всей группы. 3. «Коллективный разум» обогащается за счет индивидуальных вкладов и немедленно, по принципу обратной связи, делает свой увеличенный потенциал достоянием индивидуальных участников, тем самым увеличивая способность последних вносить дальнейший вклад в работу группы. 4. Даже на своих ранних стадиях работа по методу коллективной интеллект-карты позволяет генерировать значительно больше качественных творческих идей, нежели могут обеспечить традиционные методы «мозговой атаки». 5. При использовании метода коллективной интеллект-карты автоматически достигается необходимый консенсус, что улучшает рабочий настрой группы, и внимание всех ее участников оказывается направленным на соблюдение общих интересов и достижение общих целей. 6. Каждая идея, предложенная любым членом группы, принимается как заслуживающая внимания. В связи с этим все члены группы воспринимают себя «совладельцами» достигаемых группой результатов. 7. Коллективная интеллект-карта остается рабочим документом в архиве группы, справочным материалом, на который возможно ссылаться впоследствии. Кроме того, она выступает гарантом того, что к концу сеанса групповой работы каждый участник будет иметь схожее с другими представление о том, что достигнуто. (Это опять же значительно отличается от того, что мы наблюдаем при традиционных подходах, когда члены группы нередко покидают комнату, где проходила работа, с лишь предполагаемым консенсусом по поводу достигнутых результатов, при этом позднее их собственное понимание этих результатов оказывается отличающимся в самых широких пределах от того, что поняли другие.) 8. Коллективная интеллект-карта позволяет участникам групповой работы значительно повысить свой личный уровень компетенции и, являясь продуктом «коллективного разума», может выступать в качестве достаточно объективной точки зрения, относительно которой могут строиться и развиваться в дальнейшем индивидуальные идеи. Из этой главы и предыдущих, где речь шла о вашей личной уникальности, вы можете сделать вывод, что чем оригинальнее ваши идеи, тем большую пользу они приносят как вашему собственному мышлению, так и «коллективному» мышлению группы. Эффективным способом развивать собственную уникальность, прежде всего в мышлении, является выработка собственного стиля в качестве майндмапера. Напутственные слова На этом месте завершается ваша базовая подготовка в составлении простых и сложных интеллект-карт, как индивидуальных, так и коллективных. В следующем разделе вы в деталях ознакомитесь с различными полезными приложениями обретенных вами навыков. Раздел заканчивается сведениями о последних интересных наработках в области интеллект-карт, в частности, компьютеризации рассматриваемого метода, а также личной оценкой Тони Бьюзена перспектив радиантного мышления и глобальной ментальной грамотности в будущем. Раздел пятый ПРИМЕНЕНИЕ
В главах 18—29 мы рассмотрим многочисленные практические приложения приобретенных вами навыков по составлению интеллект-карт. Вначале мы рассмотрим применение интеллект-карт в жизни самого майндмапера (самоанализ; разрешение сложных ситуаций; ведение дневника с помощью интеллект-карт); затем применение их в семейном кругу; для целей учебы (развитие мышления; в помощь преподаванию; аннотирование книг, лекций или видеопрограмм с помощью интеллект-карт); и, наконец, применение интеллект-карт в бизнесе и профессиональной деятельности, последние разработки по компьютеризации интеллект-карт и глобальные перспективы радиантного мышления. Некоторые читатели могут прочесть весь раздел, другие – предпочесть обратиться в первую очередь к главам, которые наиболее отвечают их насущным потребностям. Секция А Интеллект-карты в персональной жизни человека
Глава 18 САМОАНАЛИЗ
В данной главе исследуется вопрос, каким образом интеллект-карты могут помочь вам взглянуть на самого себя с новых позиций, оценить собственные потребности и долгосрочные цели. Вы также узнаете, как помочь другим в деле самоанализа, а также ознакомитесь с примерами интеллект-карт, использованных для самоанализа. Самоанализ с использованием интеллект-карт Взвешивая все «за» и «против» перехода на другую работу или определяя свои долгосрочные цели, интеллект-карта способна оказать вам неоценимую помощь в определении своего истинного отношения к рассматриваемому вопросу. (См. главу 12.) Поскольку интеллект-карта использует весь диапазон кортикальных способностей, она является достаточно полным отражением вашего собственного «я». Ознакомившись же со своим «я» отстраненно, со стороны, вы будете менее склонны принимать решения, которые противоречат вашей природе, вашим подлинным потребностям и желаниям. Имеет смысл начать с составления всесторонней аналитической интеллект-карты, содержащей описание максимального числа черт вашей личности. Выделяют четыре стадии этого процесса. 1. Подготовка к работе Перед тем как начать работать, подготовьте свое рабочее место в соответствии с рекомендациями, изложенными в главе 10. В такой тонкой сфере, как самоанализ, очень важно обеспечить, чтобы материалы, с которыми вы собираетесь работать, были самого высокого качества, а ваше рабочее место – максимально привлекательным и удобным для работы. Подумав о собственных удобствах, вы создадите благоприятные условия для проведения глубокого и всестороннего самоанализа. 2. Взрывное извержение ассоциаций Нарисуйте в центре чистого листа бумаги многоцветный трехмерный образ, в котором выразите свое представление о самом себе. Следующим шагом должно стать стремительное извержение ассоциаций на основе центрального образа, в ходе которого лягут на бумагу некие факты, характеризующие вас, ассоциированные мысли и эмоции. Чем стремительнее все это будет проделано, тем лучше, поскольку в этом случае скорее удастся поверить бумаге все без исключения идеи, как того требует метод. Напротив, желание блюсти аккуратность и действовать обдуманно, скорее всего, скажется негативно на принципе правдивости, столь важном для подобного упражнения. 3. Редактирование Теперь выберите базовые порядковые идеи, которые станут надписями над главными ветвями интеллект-карты. Часто используемые базовые порядковые идеи включают: • «Жизненные» аспекты – прошлое, настоящее, будущее • Сильные стороны • Слабые стороны • Симпатии • Антипатии • Долгосрочные цели • Семья • Друзья • Достижения • Хобби • Работа • Дом • Обязанности • Эмоции Последний пункт – ваша эмоциональная природа – имеет особенное значение, хотя нередко исключается из рассмотрения. Для обозначения данного аспекта вашей личности на интеллект-карте особенно эффективны цвета, формы, символы и коды. Другие важные базовые порядковые идеи могут быть связаны с вашей текущей работой, сферами интересов или занятиями, которые вы предполагаете избрать в будущем, и могут быть выбраны в качестве главных ветвей вашей интеллект-карты: • Учеба • Преподавание • Бизнес • Здоровье • Путешествие • Отдых • Культура • Перспективы • Проблемы По окончании извержения ассоциаций и после того как вы выбрали главные ветви своей интеллект-карты, вы можете приступать к созданию окончательной интеллект-карты, прилагая при ее создании максимум собственных артистических способностей, обстоятельно обдумывая каждую ее деталь. Следует помнить о том, что полученная в результате интеллект-карта станет отражением вашего нынешнего «я». 4. Решения и планирование Изучив свою окончательную интеллект-карту, вы сможете прийти к тем или иным решениям и спланировать свои действия в будущем, используя методы, оп |