МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Структура и методы психолого-педагогического исследования в высшем профессиональном образовании





Педагогическая психология имеет определенную структуру, в ее состав входят: психология воспитания и самовоспитания; психология учения; психология обучения; психология педагогической деятельности и личности учителя. Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт; социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.
Педагогикарассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Одновременно с этим предметом педагогических исследований является так же общее актуальное содержание образования.
Что же касается личности ученика, индивидуальных психологических особенностей учителя, взаимоотношений между учителем (воспитателем) и ребенком, то это является предметом специального, внимательного и детального изучения в психологии. Психологическим основанием педагогического процесса являются: Теории личности (З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, К. Левин, Э. Фромм, Л.И. Божович). Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Возрастная психология (психология развития). Теории научения (восходящие к бихевиоризму). Психология познавательных процессов (когнитивная психология, гештальтпсихология, психология речи). Психология индивидуальных различий (темперамент, характер, способности). Социальная психология коллективов, общения и личности. Инженерная психология (взаимодействие человека с ТСО, ЭВМ). Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский). Системный подход в психологии (В.М. Бехтерев, М. Вертгеймер, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) Нейропсихология (А.Р. Лурия). Психодиагностика. Сравнительная психология. Гуманистическая психология. Психотерапия.

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. Запас научного инструментария психологии и педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для исследовательских целей методов других наук. Прежде чем обратиться к характеристике методов, необходимо подчеркнуть принципы выбора их для решения конкретных исследовательских задач. Основных принципов два.

Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются учеными в расчете на согласование их с природой исследуемого явления.

Второй принцип – адекватности (соответствия) метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.



Рассмотрим основные методы психолого-педагогических исследований.

Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуются и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям.

В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное, т. е. наблюдение за одними и теми же лицами в течение длительного времени) и ретроспективное (обращенное к прошлому).

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео- и кинорегистрации, фонографические записи и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления психолого- педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Опросные методы. Опросные методы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. В психологии и педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов; обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые программы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервьюирования. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Эксперимент относят к основным методам исследований в психолого - педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы ( предположения). Сложились определенные правила организации экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. Имеются две основные разновидности эксперимента - естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Среди методов психолого- педагогических исследований большое распространение имеют социометрические методы. Они служат средствами изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры знают друг друга. Например, посредством социограммы определяют место личности в коллективе, выявляют лидеров и так называемых «отвергнутых». Особое место в системе методов исследования занимает тестирование.

Тесты (от английского слова test – опыт, проба) – это специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Варианты тестов - тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.