Высшее образование в современном мире На данный момент в системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие процессы: 1) коммерциализация - расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий. 2) элитизация - сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции; 3) регионализация - замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим 4) децентрализация системы высшего образования - расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д. Запросы студентов в отношении своего первого рабочего места (особенно по размерам заработной платы) и уровень получаемой в вузе квалификации, приобретенный профессиональный опыт, как и раньше, далеко не всегда соответствуют требованиям рынка труда. Всевозрастающее количество молодых специалистов вынужденно трудоустраивается не по специальности либо теряет найденную работу вследствие неспособности адаптироваться (переквалифицироваться) к меняющимся технологическим условиям производства. Неспособность выпускников вузов в полной мере реализовать себя в рыночных условиях ведет к разочарованию в выбранной ими профессии, смене профессии или к эмиграции, а следовательно, к девальвации государственных расходов на высшее образование, ослаблению интеллектуального потенциала страны, росту социальной напряженности в среде интеллигенции, к которой можно отнести студентов, оканчивающих вузы и готовящихся вступить в систему общественного разделения труда. Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы. Безусловно, оказывает отрицательное влияние на процесс обучения и то, что профессорско-преподавательскому составу вузов приходится бороться за свое элементарное выживание. Сегодня открытость образования - это не только устранение в нем и вокруг него долгое время старательно возводимых заграждений, это не только его внутреннее раскрепощение, освобождение от догм, купюр, эвфемизмов и недомолвок. Это - обращенность образования к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении. Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении. Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома. Задача повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования. К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести: • лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни; • переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности; • динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; • возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70-80% в России - около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования. Сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России XXI века. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие этой сферы формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. Тенденции развития системы российского образования России. Опыт России и других стран доказывает, что ликвидация беспризорности детей не только диктует необходимость консолидированных усилий всего общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной государственной структуры, способной собрать на данном направлении ресурсы и скоординировать действия различных ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных организаций). Восстановление и развитие школьного здравоохранения. Реорганизация системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков - одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса взрослых, попавших в чрезвычайную ситуацию. Ведется создание в сети образовательных учреждений структурных подразделений комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования для городских условий по возможности в каждом микрорайоне, а для сельских и поселковых - по крайней мере в районных центрах. стандартов. Формирование эффективных механизмов социально-психологической, финансово-экономической и материально-технической поддержки специального образования Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества. Государственная поддержка одаренных детей. Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. В Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе (2002) поставлен ряд задач, среди которых: - создание единого европейского пространства в области профессионального образования; - решение проблемы признания компетенций, создания единой системы кредитных единиц. В сфере профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства присоединения к базовым принципам организации единого европейского пространства, в том числе – по компетентностному формату представления результатов профессионального образования. Ориентация на формирование профессиональной компетентности выступает сегодня в качестве главной цели высшей школы и пронизывает все документы, определяющие ее развитие (Болонская декларация, Концепция и программа модернизации образования на период до 2010г., Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя). В материалахмодернизации российского образования компетентностный подход провозглашен в качестве важнейших концептуальных положений обновления содержания образования. Анализ многочисленных публикаций показывает, что компетентностный подход – это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, т.к. компетентностный подход связан с выполнением особого заказа на компетентного специалиста со стороны работодателей. С позиций компетентностного подхода уровень образованности в современных условиях определяется не столько объемом знаний, их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные проблемы и задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Сторонники компетентностного подхода провозгласили основой содержания образования не знания, а более сложную культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность. В образовательном пространстве Европы для обозначения уровня профессиональной квалификации выпускников учебных заведений используется термин «компетенция», которая имеет содержательную характеристику и уровневую дифференциацию в зависимости от степени овладения будущими специалистами способами профессиональной деятельности. Базовыми принципами компетентностного подхода являются: а) содержание образовательной программы подразумевает не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда; б) непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека; в) переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость профессионального образования. Компетентностный подход к подготовке кадров – совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Компетентностный подход как образовательная концепция и методологический подход в педагогике высшей школе представляет собой совокупность общих принципов определения цели и задач профессиональной подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов. В связи с этим он включает в себя: - теоретическое обоснование цели профессиональной подготовки; - теоретическое обоснование необходимости и объема изменений в содержании образования; - определение образовательной стратегии, включающей соответствующие технологии, формы и методы обучения; - выработку критериев и диагностического инструментария оценки результатов профессиональной подготовки. Компетентность – интегральная характеристика личности человека, способного реализовать на практике свои компетенции (знания и умения). Это личностная характеристика человека, комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области. Компетенция – это способность успешно решать конкретного вида задачи в определенной деятельности на основе знаний и умений. Компетенция является дидактической единицей усвоения, такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с поставленными задачами. Профессиональная компетентность представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, каждая из которых состоит в свою очередь их ключевых, базовых и специальных компетенций. Общекультурная компетентность является обязательной атрибутивной характеристикой личности специалиста любой профессиональной деятельности. Она проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ подведения личности в обществе. Она представлена социальными, межкультурными, коммуникативными, социально-информационными компетенциями широкого спектра использования, обладающими определенной универсальностью. Общекультурная компетентность формируется прежде всего в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного циклов (философия, культурология, история, иностранный язык, право, информатика и др.). Данный блок дисциплин включает такие модули, как мировоззренческий, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественно-научный, коммуникативный, соматический. Общепрофессиональная компетентность выпускников педвузов (по педагогическим специальностям), инвариантная к направлению подготовки, обеспечивает подготовленность выпускников к решению общепедагогических задач, которые должен уметь решать любой специалист с педагогическим образованием. Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентации и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности. Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи, интегрируясь с процессами фундаментализации образования. Индивидуализация образования необходима для преодоления сложившихся в образовании стереотипов выбора в пользу знания только одного типа – знания преображающего окружающий мир, направленного на внешнюю, зримую деятельность. Именно такие знания находят отражение в учебных материалах (учебниках, пособиях, методичках и пр.) всех звеньев образования. Рецептурно-технологический характер этих знаний хорошо укладывается в технологическую, отлаженную репродуктивную процедуру обучения. Такое образование формирует людей, мыслящих узко в силу профессиональной привычки отказываться от самостоятельного осмысления мира в любых проявлениях, лежащих вне сферы их компетенции. Сознательная и свободная деятельность таких людей возможна только в соответствующей узко профессиональной области. Они во всех других случаях просто пополняют «толпу», становясь объектами массовой манипуляции сознанием. Современное общество нуждается уже не только в профессионализме, но и в универсализме и социальной мудрости, чтобы образованный человек мог выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины жизни. Такой человек может спокойно сопротивляться манипулированию, потому что он способен распознать его цели. Для формирования такого человека необходимо его выделить из «толпы», а это возможно только через развитие его индивидуальности. Эта задача может быть решена через индивидуализацию образования, т.е. воспитания и обучения. Индивидуализация образования должна способствовать обретению знания, направленного внутрь, на формирование сознания. Отсутствие индивидуализации образования и целевая направленность образования на подготовку профессионала ведут к его низкой эффективности. При этом происходит замена бытия целостного мира миром деятельностей, забывается факт, что только образовательные знания могут внести общекультурный, общегуманитарный смысл в овладение тонкостями решения задач профессиональной направленности. Целостность мировидения будет достигнута, когда распознавание и осмысление проявлений целостного мира, его упорядочение будут проявляться как создание порядка в сознании, в душе, т.е. как результат самостоятельной мыслительной деятельности, эффективность решения этой задачи зависит от разнообразия и избыточности соответствующей образовательной среды. Индивидуализацияобразования – это, в первую очередь, насыщение образовательной среды и педагогических ситуаций образовательными знаниями, которые с помощью индивидуально – личностных педагогических технологий позволяют овладеть духом знаний и реализовать нравственное начало в обучении. В этом случае педагогика выступает как защитница интересов человека, о чем в свое время говорил П.Ф. Каптерев. Он полагал, что педагогическое дело есть дело совести, разностороннего духовного обогащения личности. |