МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Табулатура в 15-17 вв. и в наши дни.





Табулатура (от лат. tabula - доска, таблица; итал. intavolatura, франц. tablature, нем. Tabulatur) – буквенная или цифровая система записи сольной инструментальной музыки, использующаяся вместо нот или вместе с ними. Табулатура получила наибольшее распространение в европейской музыке 15-17 веков. Сразу оговоримся, что вышеупомянутый временной промежуток - лишь пик популярности данной системы записи.
Применять табулатуру стали ещё в 14 веке, её активное использование продолжалось до 18 века, она исследовалась и дополнялась в 19-20 веках и применяется в 21 веке в практике обучения игре на различных инструментах (гитаре, домре, балалайке, двухрядной хроматической гармонике, фортепиано, клавишном синтезаторе).
С 14-15 веков табулатура применялась для записи органной, клавесинной и лютневой музыки, а также произведений для арфы, виолы да гамба, виолы да браччо и других инструментов.
Табулатуры имели разные виды, в зависимости от того, из какой страны они вели своё происхождение. Различали итальянскую, испанскую, французскую, и немецкую табулатуры.
Существовали не только разные формы табулатур, но и различные правила их использования, которые зависели в основном от техники игры на том или ином инструменте. Табулатурные знаки струнных инструментов (например лютни), обозначали лады к которым исполнитель должен был прижимать струны при исполнении. Нетрудно понять, что одинаковые знаки табулатуры обозначали разные звуки на инструментах с разным строем.
Ритм с помощью табулатуры обозначался на всех инструментах практически одинаково. Ритмические знаки писались над цифрами или буквами. Их разновидности (см. рис. 4.1):

НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
brevis
semibrevis
minima
semiminima
fusa
semifusa
Рис. 4.1

а) brevis (точка);
б) semibrevis (вертикальная черта);
в) minima (черта с хвостиком);
г) semiminima (черта с двойным хвостиком);
д) fusa (черта с тройным хвостиком);
е) semifusa (черта с четверным хвостиком).
Аналогичные название и внешний вид имели и паузы, но они помещались над горизонтальной чертой.
В 16-том веке ритмические обозначения в табулатуре усовершенствовали: последовательность из коротких звуков стали объединять под одной горизонтальной линией - "вязкой". Она явилась прототипом современного "ребра" объединяющего и группирующего короткие длительности нот.
Для записи органной музыки использовались следующие виды табулатур (хронологический список):
а) табулатура с буквенным обозначением звуков;
б) табулатура, состоящая из горизонтальных черт, каждая из которых представляет один из голосов полифонии;
в) старая немецкая органная табулатура (использовалась с 1-ой четверти 14 века по начало 16 века), в которой буквы использовались для обозначения нижних голосов, а мензуральные знаки – для верхних (см. рис. 4.2);

Рис. 4.2 Старая немецкая органная табулатура

г) рукописные табулатуры А. Илеборга (1448 г.) и К. Паумана (1452 г.), бытовавшие в середине 15 века;
д) печатные табулатуры (применялась с начала 16 века);
е) новая немецкая органная табулатура (использовалась приблизительно с 1550 по 1700 годы). Впервые была представлена органистом города Лейпцига Н. Аммербахом в 1571 году. В этой табулатуре звуки обозначались буквами, над которыми помещались ритмические знаки;
ё) испанская органная табулатура, автором которой был испанский теоретик X. Бермудо. Данная табулатура представляла собой систему горизонтальных линий, каждая из которых соответствовала отдельному голосу. На линиях размещались цифры, обозначавшие звуки от "до" большой октавы до "ля" второй октавы. В дальнейшем, в испанской органной табулатуре белые клавиши от "фа" малой октавы до "ми" первой стали обозначаться цифрами от 1 до 7, а для обозначения нот в других октавах применялись дополнительные знаки;
ж) английские, французские и итальянские табулатуры (17 век), в которых использовались уже 2-е линейные системы – отдельно для каждой руки.
Для записи лютневой музыки использовались следующие виды табулатур (приблизительный хронологический список):
а) немецкая лютневая табулатура, предназначавшаяся для пятиструнной лютни (позднее – для шестиструнной). Данная табулатура не имела линий, а состояла из цепочки букв, цифр, и необходимых для обозначения ритма, штилей с хвостиками (см. рис. 4.3).



Рис. 4.3 Немецкая лютневая табулатура

б) табулатура, существовавшая в Италии и Испании, представляла собой систему из 6 линий. Каждая линия соответствовала отдельной струне лютни, а на линиях писались цифры соответствующие определённым ладам на инструменте (применялись цифры от 1-го до 9, затем шли знаки, изображённые на рис. 4.4; открытая, не прижатая к грифу струна обозначалась цифрой "0").

Рис. 4.4

Линии располагались в порядке, обратном расположению струн на инструменте. Т.е. нижние линии соответствовали верхним струнам, а верхние линии соответствовали нижним струнам. В испанской лютневой табулатуре ритм обозначался с помощью знаков мензуральной нотации, которые ставились над линиями.
В итальянской лютневой табулатуре для обозначения ритмического рисунка применяли штили и хвостики к ним (количество хвостиков определялось размером длительности) (см. рис. 4.5 и 4.6);

Рис. 4.5 Испанская лютневая табулатура

 

Рис. 4.6 Итальянская лютневая табулатура

 

в) французская лютневая табулатура, представлявшая собой систему преимущественно из 5 линий. Шестая линия тоже использовалась, но как добавочная и помещалась внизу системы. Верхние линии обозначали верхние струны лютни и наоборот. Музыкальные звуки обозначались в такой табулатуре буквами латинского алфавита: а, b, с, d, e, f, g, h, i, k, l. Открытая струна обозначалась как "A" (см. рис. 4.7).

Рис. 4.7 Французская лютневая табулатура

Как уже упоминалось выше, в наши дни табулатура активно применяется при обучении начинающих музыкантов, когда они испытывают затруднение в чтении с листа аппликатуры (т.е. обозначения способа расположения и порядка чередования пальцев при игре). Табулатура особенно интенсивно используется при игре на струнных инструментах. В этом случае табулатуры представляют собой параллельные линии своим числом соответствующие количеству струн на инструменте, на котором проходит обучение.
Таким образом, каждой линейке соответствует своя струна на инструменте, при этом линии нумеруются сверху вниз, а не снизу вверх как в обычной нотной записи (т.е. верхней линии табулатуры соответствует самая тонкая струна на инструменте). Табулатура читается всегда слева направо. Так как табулатура не даёт всей информации о музыкальном произведении (в частности о ритме, штрихах, динамических оттенках и т.д.), то её часто записывают под обычным нотным станом. Такая табулатура представляет собой продолжительную систему линий, напоминающую обычный нотный стан, но с одной дополнительной линией (см. рис. 4.8).

Рис. 4.8 Гитарная табулатура

В нотах для гитары встречается и ещё один вид гитарной табулатуры – текстовой (иначе – электронный). По такой табулатуре можно играть только зная наизусть ритм, штрихи, динамику и другие нюансы исполняемого произведения. Хотя изредка в подобной табулатуре над верхней линией пишутся специальные знаки, обозначающие длительности:
W (whole) - целая нота;
H (half) - половинная нота;
Q (quarter) - четвертная нота;
E (eighth) - восьмая нота;
S (16th) - шестнадцатая нота;
T (32nd) - тридцать вторая нота;
X (64nd) - шестьдесят четвертая нота;
.(dotted) - нота с точкой;
|-3-| (triplet) – триоль.
Пример текстовой табулатуры:

E------------------------- 1-ая струна, самая тонкая
B------------------------- 2-ая струна
G------------------------- 3-ья струна
D------------------------- 4-ая струна
A------------------------- 5-ая струна
E------------------------- 6-ая, самая толстая струна

На линиях пишутся цифры - номера расположенных на грифе ладов.
Цифра "1" обозначает 1-ый лад, "2" - второй, "3" - третий и т.д. Неприжатые (открытые струны) обозначаются на табулатуре как ноль ("0"). Приглушённые, не звучащие струны помечаются как "X". Пример гитарной табулатуры, указывающей на 5-ый лад 4-ой струны классической гитары, при прижатии которого к грифу инструмента и защипывания струны (или удара по ней) прозвучит звук "ре" малой октавы:

E-------------------------
B-------------------------
G-------------------------
D-------------------------
A--5----------------------
E-------------------------

Иногда вместо цифр в табулатуре используют буквы латинского алфавита соответствующие той или иной ноте. Так "ля" будет обозначаться как "A", "си" - "B" (в российских и советских нотных изданиях можно встретить обозначение этого звука как "H"), "до" - "C", "ре" - "D", "ми" - "E", "фа" -"F", "соль" - "G". Тот же пример, но не с цифровым, а с буквенным обозначением:

E-------------------------
B-------------------------
G-------------------------
D-------------------------
A--d---------------------
E-------------------------

Встречаются и табулатуры, в которых линии обозначены не буквами, а цифрами:

1-------------------------
2-------------------------
3-------------------------
4-------------------------
5--d---------------------
6-------------------------

Пример записи до-мажорного аккорда ("C-dur", или "С") в гитарной табулатуре:

E------0-----0------0---
B------1-----1------1---
G------0-----0------0---
D------2-----2------2---
A------3-----3------3---
E------X-----X-----X--

В этой табулатуре аккорд необходимо исполнить 3-и раза подряд.
В гитарном исполнительстве применяют также графическую запись аккордов - так называемые "гитарные рамки" (иначе – "схемы", "сетки", "таблицы"). Они представляют собой схематическое изображение части гитарного грифа, на котором точками обозначены лады, предназначенные для прижатия к грифу при исполнении определённого аккорда. Такие рамки могут располагаться под или над нотным текстом или писаться друг за другом, образуя последовательность аккордов (см. рис. 4.9).

Рис. 4.9 Гитарная рамка (до-мажорный аккорд)

В педагогической практике применяется также табулатура для клавишных инструментов.
1-ый пример текстовой фортепианной табулатуры, гамма до-мажор:

2--с-d-e-f-g-a-b-c-
1--с-d-e-f-g-a-b-c-

Цифры 1 и 2 обозначают номера октав (в данном случае – 1-ой и 2-ой).
Простой пример клавишной табулатуры – фа-мажорная гамма, сыгранная в двух октавах:

3|---------c-d-e-f-| RH
2|-f-g-a-b---------| RH
2|---------c-d-e-f-| LH
1|-f-g-a-b---------| LH

При этом 2-е верхние линии табулатуры исполняются правой рукой, а 2-е нижние – левой. Т.е. в данном примере нота "f" в строчке №1 и нота "f" в строчке №2 (верхней) исполняются одновременно, как и нота "c" в строчке №2 (нижней) и нота "c" в строчке №3. Номера строчек тождественны номерам октав, в которых исполняются записанные на линиях звуки. Причём октава №3 – это первая октава в обычном понимании, она располагается посредине клавиатуры. Объясняется это тем, что в клавишной табулатуре октавы нумеруются снизу вверх (то есть слева направо на инструменте) по усечённой (? 61 клавиша) клавиатуре. За октаву №1 в этом случае принимается большая октава. При начальном обучении, когда используется табулатура, большее количество октав просто ни к чему.
Строчные буквы (a, b, c, d, e, f, g) в такой табулатуре обозначают неальтерированные ступени (белые клавиши), а прописные, заглавные (A,C,D,F,G) – те же ступени, но повышенные на полтона, т.е. с диезами (чёрные клавиши). С диезами не пишутся ноты "b" ("си") и "e" ("ми"), которые по правилу энгармонизма заменяются соответственно на "c" и "f". То же правило применяется и при понижении нот (например, "соль-бемоль" заменяется на "фа-диез" (F)). Знак "-" означает паузу, т.е. перерыв в звучании между нотами, а вертикальная черта "|" отделяет такты друг от друга. "RH" означает, что эти звуки необходимо играть правой рукой, а "LH" – левой.
В клавишной табулатуре при необходимости над верхней линией пишутся аккорды (например "С", "Em" и т.д.). Применяется и обозначение длительности нот (">").
Пример более сложной клавишной табулатуры:

[E] [Am/E]
3|– –G–e–G–|– –a –e –a–| RH
2|G>>>>>>>|a >>>>>>>| LH
1|G>>>>>>>|a >>>>>>>| LH

Для гармоники в табулатуре нередко проставляются цифры - порядковые номера клавиш, при нажатии на которые (и разжиме или сжиме меха) звучат соответствующие звуки.
В табулатурах используются и другие символы и знаки, обозначающие динамику, штрихи и приёмы исполнения, свойственные тому или иному инструменту.

Генерал-бас

Генерал-бас, цифрованный бас, непрерывный бас (нем. Generalba?, Bezifferter Ваss; лат. Fundamentum, Bassus continuus; итал. basso generale, fondamento; франц. Basse fondamentale, Basse chiffr e e) – возникшая в эпоху барокко (примерно в 16 веке) в Италии сокращённая форма записи аккордового сопровождения с помощью цифр. Внедрение генерал-баса в музыкальную практику некоторые исследователи приписывают Людовику Виадана, который по не уточнённым данным, научно обосновал применение цифрованного баса в 17-м столетии. Генерал-бас становится просто необходимым на том этапе развития музыкального искусства, так как полифония начинает всё больше уступать место гомофонии, в которой все голоса подчиняются одному главному (обычно верхнему) голосу, образуя аккомпанемент к нему. Период с 1600 по 1750 годы известен в музыкальной истории как "Эпоха генерал-баса". Знание генерал-баса входило в обязанности органистов и капельмейстеров. Примеры использования цифрованного баса можно найти в творчестве великих композиторов той поры - Арканжелло Корелли (1653-1713), Алессандро Скарлатти (1660-1725), Клаудио Монтеверди (1567-1643), Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), Георга Фридриха Генделя (1685-1759), Джованни Баттисты Перголези (1710-1736). Цифрованный бас использовался для нотации клавесинного и органного аккомпанемента до 1-ой половины 18 века, когда в практику входит более точное обозначение аккордового аккомпанемента.
Правила использования генерал-баса легли в основу современной музыкальной науки и учебной дисциплины – гармонии. В 20-м веке цифрованный бас стал использоваться для записи эстрадной и джазовой музыки.
Принцип записи цифрованного баса заключается в том, что над или под нотами нижнего голоса многоголосия (баса) ставятся цифры, обозначающие интервалы из которых от баса нужно выстроить вверх аккорд. В системе генерал-баса применяются следующие обозначения:
1) цифра "0" над или под нотой в басу означает, что аккорд в данном случае не нужен;
2) нота не помеченная никаким знаком – что необходимо исполнить трезвучие (созвучие из 3-х звуков, построенное по терциям вверх), основанием ("примой") которого будет нота в басу;
3) нота с цифрой "6" – секстаккорд (обращение трезвучия, где основание переносится вверх, т.е. аккорд выглядит так: "терция" (3-ий звук в трезвучии) – "квинта" (5-ый звук в трезвучии) – "прима" (1-ый звук в трезвучии), при этом крайние звуки в аккорде образуют интервал сексту);
4) нота с пометкой "4/6" - квартсекстаккорд (обращение трезвучия, где кроме "примы" аккорда верх поднимается и его терция, т.е. аккорд выстраивается по следующей цепочке: "квинта" – "прима" – "терция", интервальный состав аккорда при этом будет: кварта+терция, а крайние звуки в квартсекстаккорде образуют интервал сексту);
5) нота с цифрой "7" – септаккорд (4-хзвучный аккорд, построенный по терциям вверх, крайние звуки его образуют интервал септиму);
6) нота с пометкой "5/6" – квинтсекстаккорд (обращение септаккорда в котором "прима" переносится вверх);
7) нота с пометкой "3/4" – терцквартаккорд (обращение септаккорда в котором кроме "примы" вверх переносится и "терция");
8) нота с цифрой "2" – секундаккорд (обращение септаккорда в котором кроме "примы" и "терции" вверх переносится ещё и "квинта", а в басу остаётся септима);
9) "9" - необращенный нонаккорд (5-тизвучный аккорд, построенный вверх по терциям, крайние звуки его образуют интервал нону);
10) нота с пометкой "6/7" – (обращение нонаккорда в котором "прима" переносится вверх);
11) нота с пометкой "4/5" – (обращение нонаккорда в котором кроме "примы" вверх переносится и "терция");
12) нота с пометкой "2/3" – (обращение нонаккорда в котором кроме "примы" и "терции" вверх переносится ещё и "квинта").
13) цифра с хроматическим знаком (диез, бемоль) перед ней обозначает случайный знак альтерации, относящийся к верхней ноте интервала;
14) хроматический знак без цифры обозначает хроматически измененную "терцию".
Таким образом, использование генерал-баса позволяло не выписывать музыкальное сочинение полностью, а лишь фиксировать на бумаге мелодическую линию и цифрованный бас, по которому исполнитель определял гармонию и играл её, в определённой степени импровизационно подбирая фактуру для исполнения аккомпанемента (см. рис. 5.1 и 5.2).

Рис. 5.1 И. С. Бах. Соната для 2 скрипок и цифрованного баса, 3-я часть. Оригинал

 

Рис. 5.2 То же, в расшифровке Л. Ландсхоффа

 

Очень удобен был цифрованный бас для записи речитатива.
С 18 века в данной системе нотной записи наметился отход от эскизности, которая позволяла быстро набросать музыкальную пьесу к мелочной точности в обозначении деталей исполняемого музыкального материала, что естественно свело на нет все положительные качества генерал-баса (прежде всего простоту использования).
С 20 века, как уже было сказано выше, цифрованный бас используется в джазовой музыке и прежде всего при обозначении диатонических аккордов. С помощью римских цифр (I, II, III, IV, V, VI, VII) под басом пишется так называемая "цифровка", определяющая ступени от которых исполнителю необходимо построить аккорды. К примеру, цифра "II" в тональности фа мажор означает Gm7 (т.е. септаккорд 2-ой ступени). Хроматические знаки (знаки альтерации) располагаются в джазовом виде цифрованного баса перед римской цифрой. Например, "bII" в ре мажоре означает Ebm7. Когда в аккорде используются альтерированные или дополнительные тоны, то применяют буквенно-цифровую запись аккордов (т.е. в ре мажоре аккорд E7b5 обозначается как II7b5, где II – номер ступени в данной тональности).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.