ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Педагогика в системе наук о человеке Педагогика, в центре внимания которой находятся проблемы человека, относится к числу гуманитарных наук. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении ее связей с другими науками. Связь ее с философией — наиболее длительная и органичная. Первоначально педагогика, как и другие науки, существовала в рамках философии, чьей задачей было осмысление места человека в мире. Впоследствии, когда педагогика оформилась в самостоятельную науку, философия стала выполнять по отношению к ней методологическую функцию. Методологическая функция философии в первую очередь проявляется в том, что ее знание, мировоззренческое по своей природе. Дает ответы на вопросы о сущности человека, смысле его жизни, о взаимоотношениях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно понимание педагогических феноменов, сущность которых составляет взаимодействие — человека с человеком, человека с миром и с самим собой. Кроме того, от системы философских взглядов, которых придерживается педагог-исследователь, зависит направление научного поиска, то или иное понимание педагогических закономерностей. Поэтому философские взгляды лежат в основе любой педагогической концепции. Наконец, методологическая функция философии по отношению к педагогике проявляется так же в том, что она разрабатывает систему закономерностей и способов научного познания, применяемых в педагогике. Психология, по выражению В.В.Краевского, — «непременный и постоянный спутник педагогики». Психологическое знание служит важным источником развития педагогической науки, его использование создает необходимые предпосылки для создания любой педагогической концепции. Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики деятельности учащихся, учитывать механизмы их индивидуально-личностного развития. Педагогика тесно сотрудничает с филологией. Филологический анализ педагогических понятий, в том числе заимствованных из других языков, раскрывает их содержание, все множество их значений. Такое сотрудничество необходимо для исследований в рамках этнопедагогики, поскольку ее выводы часто основываются на изучении фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок). Наконец, в педагогике нашли широкое применение идеи герменевтики (науки о способах интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки), возникшей как система методов понимания разного рода текстов. Физиология дает описание механизмов протекания функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способов регуляции и приспособления к внешней среде о рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста. Устанавливая оптимальную продолжительность урока, чередование отдельных его частей, разрабатывая различные формы обучения и воспитания, ученые-педагоги опираются не только на выводы психологии, но и на результаты исследований в области физиологии. Особое значение для педагогики имеет физиология высшей нервной деятельности, без ее данных невозможна организация обучения. Данные медицины используются главным образом в коррекционной педагогике, которая, опираясь на эти результаты, разрабатывает систему средств, компенсирующих имеющиеся дефекты, стимулирующих индивидуальное развитие детей и взрослых и облегчающих включение их в жизнь общества. Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. В педагогике она позволяет учитывать тенденции развития образования, отдельных групп и слоев населения, закономерности социализации в различных общественных институтах, особенности возрастных и профессиональных субкультур. Наиболее тесно сотрудничает с социологией социальная педагогика. Примером здесь может служить сотрудничество педагогики и социологии в работе с детьми-мигрантами. Выявление типологических особенностей таких детей, их классификация, определение адаптационных возможностей каждой группы и пр. — в первую очередь это задачи социологии. Поиск закономерностей, принципов и способов их обучения и воспитания (например, разработка технологий «включения» новичка мигранта в жизнь класса) — дело педагогики. Связь педагогики с экономическими науками послужила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как экономика образования. Исследование специфики действия экономических законов в сфере образования на основе знания политэкономии, экономики труда, закономерностей финансирования чрезвычайно важно для успешного функционирования образовательной системы. Общая теория управления лежит в основе такой научной отрасли, как управление образовательными системами. Сотрудничество педагогики и теории управления дает возможность разрабатывать проблемы управления образованием на уровне государства, общества, субъекта федерации и отдельного образовательного учреждения. Наиболее специфическими являются проблемы управления педагогическим коллективом; их исследование требует учета не только объективных законов управления, но также особенностей и многообразия позиций людей, осуществляющих педагогическую деятельность. Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка, защита прав и четкое определение обязанностей субъектов образования — педагогов и обучающихся (воспитанников) — необходимое условие их плодотворного взаимодействия. В современном поликультурном обществе эта задача имеет особое значение, поскольку возрастные, мировоззренческие и культурные различия часто ведут если не к конфликтам, то к непониманию. Пока человек не научился самостоятельно регулировать свои отношения с теми, кто в чем-то отличается от него, необходимо правовое регулирование таких отношений. Со статистикой, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, педагогика сотрудничает тогда, когда необходимо выявить общие связи и зависимости, закономерности и тенденции развития педагогических явлений, которые могут быть выражены количественно. В этом случае педагоги-исследователи либо используют готовые результаты статистических исследований, либо самостоятельно пользуются методами. Все более интенсивными становятся связи педагогики с информатикой. Информатизацию образования связывают обычно с внедрением в образовательный процесс компьютеров. В связи с этим в педагогике сформировалась целая отрасль, работники которой занимаются созданием обучающих программ, электронных учебников, разрабатывают проблемы, связанные с дистанционным обучением. Однако следует помнить о том, что информатика — это наука о структуре и общих свойствах информации, о ее сборе, хранении, поисках, переработке, преобразовании, распространении и использовании. Поэтому сотрудничество с ней педагогики особенно важно там, где речь идет о воспитании культуры «обращения» с информацией. Кибернетика, которая в переводе с греческого означает «искусство управления», в отличие от теории управления, рассматривает проблемы получения, хранения, передачи и переработки информации. Выводы кибернетики используются главным образом в дидактике, где сотрудничество двух наук касается теории алгоритмов. На ее основе разработаны различные варианты программированного обучения, когда весь этот процесс разбивается на отдельные операции в строго определенной последовательности. Широкое использование в образовательных учреждениях технических средств обучения говорит о связи педагогики с техническими науками. Применение компьютеров, проекторов, магнитофонов, киноустановок и пр. требует как разработки принципов и правил их применения, так и подготовки педагогов к их использованию. Далеко не все науки, с которыми связана педагогика, относятся к числу гуманитарных (физиология, медицина, экономические науки, теория управления, статистика), некоторые из них вообще напрямую не связаны с проблемами человека (информатика, кибернетика, технические науки). Для того чтобы связи педагогики с этими науками были эффективными, необходима интерпретация имеющегося в их арсенале знания. Интерпретация (лат. nterpretato) — истолкование, объяснение, Разъяснение смысла, значения чего-либо. По словам П.Рикёра, «интерпретация имеет место там, где есть многосложный смысл именно в ней обнаруживается множественность смыслов». Интерпретация основана на признании ценностно-смысловой множественности, стремлении к информационному и ценностно-смысловому обмену. Поэтому при сотрудничестве педагогики с другим ми науками необходимо, во-первых, выявить, расшифровать смысл, заключенный в том или ином выводе, положении, закономерности с точки зрения «иной» науки, во-вторых, выявив педагогический смысл этого вывода, положения, закономерности. Сопоставление смыслов позволит корректно применять в педагогике данные других наук. Интерпретация любого знания педагогикой должна носить гуманитарный характер. Иначе говоря, осмысливать и истолковывать данные других наук следует с позиций их соотнесенности проблемами человека. Интерпретация знания оптимальна для становления и проявления гуманитарности, поскольку предполагает понимание, истолкование и объяснение иной точки зрения. Интерпретируя нам личное знание, человек, согласно выводам Е.А.Стрельцовой демонстрирует свою предрасположенность к моральности, разумности. Это проявляется в том, как он относится к другим точкам зрения, насколько терпим к инакомыслию, интеллектуально готов к выдвижению иных гипотез (в том числе возникающих на стыке наук), к компромиссу, не подрывающему его принципов. Содружество педагогики с другими науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют елея дующие объекты связи педагогики с другими науками: · термины (понятия). Педагогика широко использует термины, заимствованные из других наук («личность», «развитие», «бытие», «неравновесная система» и др.). В то же время сама она также обогащает категориальные системы других наук. Например, такие понятия, как «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «развивающее обучение» активно используются в технологии; · закономерности. Примером того, как педагогика использует открытые другими науками закономерности, может служить применение в ее науке философских положений о закономерной связи теории и практики, форме и содержании, о закономерностям развития систем; · концепции. В своих научных построениях педагогика часто либо берет за основу философские или общенаучные концепции, либо использует такие концепции как инструмент анализа в педагогических исследованиях (такую роль выполняет в педагогической науке герменевтика); · эмпирические данные. Данные психологии, социологии, часто выраженные в конкретных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся основой для разработки конкретных педагогических проблем (например, проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения или воспитательной работы с «трудными» детьми); · методы. Педагогика широко использует методы исследования, · применяемые в других науках, — психологии, социологии и др. Так, методы опроса, первоначально разрабатываемые в психологии и социологии, затем были адаптированы для решения задач педагогического исследования. Существуют разные взгляды на место педагогики в системе наук о человеке, вытекающие из различного понимания ее роли и ее связей с другими науками. В настоящее время эти взгляды оформились в три основные концепции педагогического знания. Согласно первой из них педагогика понимается как междисциплинарная область знания, объединяющая в себе сведения из самых разнообразных наук и рассматривающая с «педагогических» позиций различные сложные предметы и явления (космос, культура, политика). В этом случае педагогика теряет собственный объект и исчезает как наука, сливаясь с широкой действительностью. Однако такое понимание роли педагогики может пригодиться тогда, когда необходимо выявить педагогический смысл того или иного явления, определить возможности его использования в образовании. Умение взглянуть на любой объект с «педагогических» позиций чрезвычайно важно для педагога — как ученого, так и практика. Кроме того, профессиональное владение информацией из самых разных областей научного знания, умение интерпретировать и применить эту информацию в научной и практической Деятельности необходимо для формирования гуманитарных установок педагога. Сторонники второй концепции рассматривают педагогику как прикладную науку. Согласно их точке зрения, ее задача состоит не в выявлении собственно педагогических закономерностей, а в отборе из данных других наук сведений, необходимых для решения конкретной проблемы обучения или воспитания и для использования их в решении этой проблемы. Однако ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает образование специально, в его целостности. Поэтому сведения, предоставляемые другими науками, всегда фрагментарны, разрознены, дают представление лишь об отдельных сторонах педагогических явлений и исключают возможность понимания педагогической реальности во всей ее полноте. Словосочетание «прикладная педагогика» может употреблятся и в другом значении. Оно говорит о соответствии теоретически го знания запросам и потребностям практики, возможности приложить результаты научных исследований к решению практических педагогических проблем, их практико-ориентированном характере. В таком понимании данное словосочетание относится одной из важнейших функций педагогической науки — преобразовательной (прикладной, практической). В рамках третьей концепции педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина с собственными объектом, предметом, категориальным аппаратом и методами, как единственная специальная наука об образовании, педагогическом процессе и педагогической деятельности. Другие же науки «поставляют» еж материал, который педагогика интерпретирует и использует при выявлении и формулировании педагогических закономерностей. В современной педагогической науке отчетливо прослеживаются две взаимосвязанные тенденции: тенденция к дифференциации и тенденция к интеграции. Дифференциация (процесс разделения наук) касается прежде всего ее структуры и проявляется в том, что в составе педагогики появляются все новые научные дисциплины. Дифференциация наблюдается и внутри научно-педагогических дисциплин. Так, и социальной педагогики выделились семейная педагогика, педагогика досуга, клубная педагогика, педагогика среды. Интеграция (процесс сближения и связи наук) проявляется в первую очередь в области связи педагогики с другими науками. Заключается она в том, что педагогика все чаше не просто использует данные и выводы других наук, но и включает их в состав педагогического знания; при этом само педагогическое знание приобретает новое качество. Например, вступив в диалог с философией и герменевтикой, она интерпретировала ИВ фундаментальные положения, основные понятия, эмпирические данные с учетом собственных функций, и возникло новое направление в педагогике — философско-антропологический 1 подход. И дифференциация, и интеграция, с одной стороны, значительно расширяют возможности педагогической науки, с другой стороны — то поле смыслов и значений, которое заключено Я педагогическом знании. Это требует от педагога отказа от догматизма, стереотипов, упрощения в восприятии научного знания признания правомерности различной смысловой интерпретации знания, «открытости» к восприятию всего нового, иногда непривычного, парадоксального. |