МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





ПРЕДИСЛОВИЕ

Э.Фромм выделяет две кардинально противоположные жиз­ненные позиции всех людей, живущих на земле: позицию «иметь» и позицию «быть». Первая означает сведение смысла жизни к по­треблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в са­мом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах су­ществования. При второй— на содержании самой жизни. Именно вторая позиция характерна для гуманитарного подхода в педаго­гике.

Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам— характерная черта современного общества и образо­вания. Гуманитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности — в сферу Бытия. Обращенность к этим уникальным проблемам че­ловека и поиск путей к совершенству и означает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное знание предстает в следующих его свойствах:

· это всегда знание о способах эффективной реализации субъектного, деятельностного начала в человеке, о способах пре­одоления им самим возникающих жизненных проблем;

· источником и предметом этого знания является субъектив­ный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отно­шениях с Реальностью;

· это «живое знание», полученное и зафиксированное с по­мощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но и фантазирования, мечтания, переживания, воображения;

· такое знание как результат познания в качестве неотъемле­мой части содержит информацию об особенностях самого позна­ющего субъекта.

Гуманитаризация современного образования утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообразие как один из важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкова­ния мира и себя в этом мире. Гуманитарность педагогического знания основана на признании педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, а также на выборе педагогом стратегии своего профессионального поведения и деятельности. Гуманитарная стратегия предполагает ак­тивное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится как содеятельность, совместное преодоление затруд­нений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии ребенка и самого педагога.

Прежде всего гуманитарный подход— это подход к действи­тельности с точки зрения человека и во имя человека, это попыт­ка увидеть мир в его «человеческом измерении». Причем опреде­ляющими координатами гуманитарного взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существенные, собствен­но человеческие— «человеческое в человеке» (Ф. М.Достоевский).

Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек должен быть понят через мир, а напротив— мир через человека. Поэтому гуманитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изменения означают, по словам Л. М.Лузиной, возврат человека к единению с миром и в то же время— возвращение человека к самому себе.



Гуманитарный подход основан на признании многогранности мира и множественности его проявлений. Целостный образ мира, отдельной проблемы, явления невозможно получить, не обнару­жив различных точек зрения, не обменявшись разной (порой про­тиворечивой) информацией. Ценным становится не совпадение, но различие точек зрения. «Встреча с Другим» в гуманитарном педагогическом процессе становится событием, а диалогическое педагогическое взаимодействие — событием. Педагогическая дея­тельность приобретает не только формирующий, но и совместно развивающий характер, при котором педагог самореализуется, саморазвивается, самоутверждается, профессионально взаимодей­ствуя с учеником или воспитанником.

В данном учебном пособии раскрываются предусмотренные Го­сударственным образовательным стандартом 2005 г. вопросы педа­гогической деятельности. При этом педагог рассматривается как субъект профессиональной деятельности, поведения, общения, культуры, субъект своей жизни — ее активный творец.

Тексты содержат не только теоретический материал, в кото­ром изложены выявленные в педагогической науке закономерно­сти, но и анализ примеров из практики образования, вопросы для более глубокого понимания учебного материала, упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, кото­рые можно также использовать в семинарско-практических заня­тиях. В конце каждой главы предлагается список литературы для более глубокого изучения рассмотренных в ней вопросов, а в конце пособия даны приложения с материалами прикладного характе­ра.

Самой трудной проблемой при подготовке учебного пособия оказалось соблюсти краткость изложения материала. Ведь гумани­тарные проблемы, решению которых посвящена педагогическая деятельность, отличаются многогранностью, многоаспектностью. Однако авторы руководствовались тем, что читатель не ограни­чится предлагаемыми текстами, а обратится к дополнительной литературе, к собственным размышлениям и обсуждениям своих предположений с однокурсниками, коллегами-педагогами. Толь­ко так можно выстроить свою линию профессионального поведе­ния, авторский педагогический стиль.

При написании глав 6, 9 использованы материалы, предостав­ленные кандидатом педагогических наук, доцентом С. Б.Думовым.


ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Появление педагогической деятельности имеет объективные предпосылки. Люди понимали, что существование и развитие общества невозможно без творческого освоения и использования подрастающим поколением того опыта и тех традиций, которые старшее поколение считало ценными для настоящего и будущего. Поэтому первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества. Со временем педагогиче­ская деятельность стала профессией, приобрела свои устойчивые характеристики.

 

Педагогическая профессия

Педагогом (от греч. padagogos — ведущий ребенка) первона­чально назывался специальный человек (чаще это был раб), со­провождавший ребенка в школу и обратно. Позже этим термином обозначали всех, кто обучал и воспитывал детей. Сегодня педаго­гами называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. В наши дни в развитых странах педагоги составляют наиболее многочисленную профессиональную группу, которая более чем вдвое превышает число инженеров и врачей.

Во-первых, из данного определения видно, что профессия от­носится к трудовой деятельности, следовательно, требует от че­ловека целенаправленной активности, носящей предметный ха­рактер, и стимулирует субъектные проявления человека. Субъект — активно действующий человек, который сам определяет себя, на­правление своей активности, в которой он самовыражается, са­мореализуется и самоутверждается. Однако субъектность не следу­ет путать с субъективностью, она ничего общего не имеет с про­изволом: субъект адекватен ситуации — самоопределяясь, он осоз­нанно выбирает наиболее эффективный, конструктивный в дан­ных обстоятельствах способ поведения.

Во-вторых, профессиональным является не всякий, а лишь соци­ально полезный труд, т.е. создающий своего рода товар, который че­ловек может продавать на рынке труда. Причем товар, пользующий­ся спросом, за который другие люди готовы платить (иначе говоря, обмениваться продуктами своего труда). Кроме того, такой труд дол­жен иметь позитивную, ценностную, нравственную направленность, осуществляться во благо общества. Так, труд фармацевта является социально полезным в том случае, когда он производит лекарства, но не наркотики. В последнем случае фармацевт, хотя и не утрачива­ет своих качеств как специалист, осуждается обществом и отвергает­ся сообществом коллег-профессионалов. То же самое можно сказать о педагоге, воспитывающем, например, убежденных последовате­лей фашизма.

В-третьих, профессией называют только труд, требующий спе­циальной подготовки. Это предполагает, что в педагогической профессии нельзя полагаться на интуицию, вдохновение, оза­рение — они не гарантируют стабильной результативности дея­тельности. Закон РФ «Об образовании» (ст. 53) определяет право заниматься профессионально-педагогической деятельностью ли­цам, которые имеют образовательный ценз и которым она не запрещена приговором суда или медицинскими показаниями.

В-четвертых, профессиональный труд является для человека источником существования. Профессия — не только средство са­мовыражения, но и рутинная работа, тщательное, добросовест­ное и регулярное выполнение которой только и гарантирует дос­тижение результата.

В-пятых, профессия требует соотнесения деятельности, поведе­ния и общения с потребностями общества, мотивации саморазви­тия, оценки собственного трудового вклада.

Профессии типа «человек—человек», к которым относится и педагогическая профессия, отличаются двумя особенностями.

Первая особенность складывается из того, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

а) нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать кон­такты с людьми, понимать их;

б) нужно быть подготовленным в той или иной области произ­водства, науки, техники, искусства.

Если организатор руководит группой людей, то он должен представ­лять сущность выполняемой ими работы. Это не означает, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, дирек­тор балета не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не знает досконально все предметы, как знают их учителя-предметники. Но осо­бенности труда подчиненных он должен представлять.

Вторая особенность этого типа профессии состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, то деятельность неэффективна.

Существуют и особенности, отличающие педагогическую про­фессию от других профессий типа «человек — человек». Назовем основные из них:

- постоянство, длительность контактов педагога с учениками, воспитанниками, родителями. Между тем как в других професси­ях типа «человек—человек» (продавец, врач, психолог-консуль­тант) контакты фрагментарны и направлены прежде всего на удов­летворение конкретных потребностей человека, педагог взаимо­действует с одними и теми же людьми постоянно в течение дли­тельного времени;

- большая роль нравственных отношений между педагогом и воспитанником. Ни в одной другой профессии типа «человек— человек» нравственные свойства специалиста не имеют такого значения, как в педагогической профессии, поскольку важней­шим средством воспитания является пример педагога;

- новые требования к современному компетентному специали­сту. Сегодня уже не достаточно того, что он знает, какими умени­ями и навыками владеет. В понятие компетентности входит также и то, как он относится к себе, к своей деятельности, к своему про­фессиональному и социальному окружению, какие смыслы нахо­дит в окружающей деятельности, какие ценности отстаивает в сво­ей деятельности и какие перспективы утверждает. Все меньше юмо­ристического остается в известной фразе «лишь бы человек был хороший»: «хороший человек — не профессия», она становится важной профессиональной характеристикой специалиста;

- коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек — человек» результат, как правило, яв­ляется продуктом деятельности одного человека — представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычле­нить вклад каждого педагога в становление воспитанника. В этой связи в нее все шире входит в обиход понятие «совокупный субъект педагогической деятельности», под которым может пониматься педагогический коллектив образовательного учреждения либо круг тех педагогов, которые непосредственно имеют отношение к группе детей или отдельному ребенку.

В педагогической профессии можно выделить следующие виды педагогических специальностей:

- учебная работа — деятельность учителей-предметников по пе­редаче знаний, умений навыков, развитию интересов и способ­ностей, стимулированию самообразования учащихся;

- воспитательная работа — деятельность учителей и классного руководителя с учащимися, родителями, по месту жительства;

- административная работа — деятельность руководителей учеб­но-воспитательных учреждений;

- организаторская работа — деятельность организаторов дет­ского и юношеского движения в школе и вне ее;

- методическая работа — деятельность методистов по передаче современных достижений психолого-педагогических наук и пере­дового педагогического опыта;

- внешкольная работа — деятельность специалистов подразде­лений по делам несовершеннолетних, педагогов учреждений до­полнительного образования детей, организаторов и активистов общественных организаций;

- научно-исследовательская работа — деятельность педагогов-экспериментаторов, ученых.

Гуманитаризация общества обусловила широкое применение педагогических методов практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, педагогическим содержанием наполняется все большее количество профессий.

Любого профессионала сегодня оценивают не только по тому, что он знает, но и по тому, какие роли выбирает, как может выстроить свои отношения с коллегами, руководством, клиента­ми, подчиненными. Это приводит к разработке педагогического аспекта различных профессий: юриста, экономиста, менеджера, инженера. Работа с человеком признана мощнейшим фактором социально-экономического прогресса, достижения рентабельно­сти производства, прибыльности бизнеса. Педагогические кафед­ры создаются в технических, строительных, экономических, юри­дических и других учреждениях профессионального образования, готовящих специалистов, чьи профессии традиционно не связы­вались с педагогической деятельностью.

Среди новых направлений педагогической деятельности выде­лились, в частности, следующие:

- последипломное образование;

- внутрифирменная подготовка рабочих;

- дополнительное профессиональное образование;

- переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов;

- непрерывное профессиональное и многоуровневое образова­ние;

- образовательный менеджмент и маркетинг;

- профессиональное обучение безработных и незанятого насе­ления;

- взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами;

- профессиональная ориентация, культура и проблемы вос­питания;

- профессиональный консалтинг и консультационные услуги.
Одной из важнейших причин широкого распространения педагогической деятельности на другие сферы жизни общества является гуманитаризация общественного сознания, потребность в непрерывном обучении, воспитании и развитии, обеспечивающих успех не только в повседневном взаимодействии, но и в про­фессиональной деятельности каждого человека.

Перед педагогом всегда стоит важная задача — опираясь на прошлое, смотреть в будущее и при этом быть в настоящем. Педа­гогическая деятельность связана с человеком, по отношению к которому необходимо требовательно-охранное отношение на цен­ностно-смысловой основе. В связи с этим требования к пе­дагогической профессии постоянно пересматриваются.

Педагог не только обучает, но также развивает и воспитывает своих подопечных. Ежедневное общение с учащимися, их родите­лями, коллегами-учителями, администрацией образовательного учреждения — важная часть его профессиональной деятельности.

Она не ограничивается исполнительской ролью (проведением урока и внеклассной работы), педагог отбирает материалы обра­зования, проектирует учебно-воспитательный процесс, коорди­нирует взаимодействие его участников, анализирует промежуточ­ные и конечные результаты.

В его деятельности много времени занимает внеурочная рабо­та, которая включает в себя профессионально-педагогическое самообразование, ежедневную подготовку к урокам, дополнитель­ные занятия, консультации учащихся и их родителей.

Гуманитарная позиция позволяет педагогу сохранять меру в стремлении «быть интересным», чтобы не становиться навязчи­вым, привлекая или агитируя к участию в учебной и обществен­ной деятельности. В итоге гуманитарность профессиональной дея­тельности способствует достижению профессионального успеха, обеспечивая адекватность восприятия Другого, обеспечивает гар­моничное развитие личностных свойств и творческой индивиду­альности воспитанника в условиях педагогического процесса. А в сочетании с конструктивными умениями и оптимальностью под­бора педагогических методов она ограждает учителя от потери смысла в его работе.

Гуманитарность защищает учителя от разочарований в профес­сии и помогает находить удовлетворение в собственной профес­сиональной деятельности. Оптимизм в сочетании с терпеливостью всегда позволяли педагогу с достоинством переносить закономер­но возникающие периоды нестабильности и противоречивости в сфере образования, а в конфликтных ситуациях находить опти­мальный вариант решения. Это дает свободу его мышлению, уст­ремлениям и свободному проявлению собственных способностей в сотворчестве с воспитанниками и признанием их различий во взглядах, смыслах, переживаниях и т.д.

Вместе с тем признание педагогом различий вовсе не означает вседозволенность или безразличие к безнравственным действиям или аморальным взглядам воспитанника, ко всему тому, что мо­жет привести к отрицательным последствиям: проявлениям фа­шизма, нацизма, насилия, ксенофобии, дискриминации, оск­вернения. Границы допущения «инакости различий» в поведении воспитанника определяются нравственными категориями «добра» и «зла» и общечеловеческими правами.

В педагогических исследованиях и анализе массовой практики образования отечественные ученые-педагоги (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) выделяют две группы основных функций как присущих многим сферам человече­ской деятельности, так и специфических.

В первую группу входят такие основные функции:

- конструктивная, в свою очередь включающая конструктивно-содержательную (отбор и определение структуры учебного мате­риала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, дидактических принципов и требований учебных программ, а также разработка плана учебного процесса), конструктивно-процессуальную (осмысление действий учителя и учащихся в учеб­ном процессе), конструктивно-материальную (отбор учебного оборудования, создание дидактических средств, в том числе средств наглядности, и т.п.);

- организаторская — включение учащихся в различные виды учеб­ной работы;

- коммуникативная — установление правильных взаимоот­ношений с учащимися, их родителями, педагогическим коллек­тивом, сбор, анализ и оценка информации о педагогической эф­фективности учебного процесса;

- гностическая — исследование ученика и ученического коллек­тива, учебного процесса и результатов педагогической деятельно­сти.

Во вторую группу, отражающую специфику профессии учителя, входят следующие функции:

- информационная — обмен информацией между учителем и уча­щимися путем прямой и обратной связи;

- воспитательно-развивающая — управление процессами воспри­ятия, мышления, эмоционально-волевыми проявлениями в учеб­ной деятельности учащихся и обеспечение на этой основе един­ства обучения, воспитания и развития школьников;

- ориентационная — определение и воспитание ценностных ори­ентации учащихся: идей и идеалов, мотивов поведения, активно­го отношения к окружающей действительности;

- мобилизационная — актуализация знаний и жизненного опыта школьников, развитие их познавательной самостоятельности и общественно-политической активности;

- исследовательская — обеспечение теоретического подхода к изу­чению педагогических явлений: поиск нужной информации, эксперименты, анализ собственной практики и опыта других учителей.

Любой учитель — прежде всего человек, и, как любой член сообщества, он подвержен разным влияниям с его стороны: де­тей и их родителей, представителей власти и общественных орга­низаций, средств массовой информации. Часто такого рода влия­ния даже не осознаются. Тем не менее профессиональному педагогу следует, с одной стороны, их видеть и признавать, а с другой — критически оценивать и вводить в контекст своей деятель­ности.

Развитию педагогической профессии, выполняющей гумани­тарную функцию «ведения ребенка» на ценностно-смысловой ос­нове, способствует ряд ориентиров толерантного учителя:

- он осознает, что его воспринимают как образец для подра­жания;

- осваивает и использует соответствующие навыки для разви­тия диалога и мирного разрешения конфликтов;

- поощряет творческие подходы к решению проблем;

- обеспечивает условия для совместной конструктивной ак­тивности участников образовательного процесса, условия для лич­ностных достижений;

- не поощряет агрессивное поведение, обостренное соперни­чество;

- содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

- учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, четко формулируя собственную позицию;

- ценит культурное разнообразие и создает условия для при­знания культурных различий и их проявления в жизни.

Наличие широких социокультурных связей с коллегами, уче­никами, родителями является своего рода преимуществом труда педагога, источником его духовного богатства. В свою очередь сам учитель является душой образовательного процесса.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.