ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДИСЛОВИЕ Э.Фромм выделяет две кардинально противоположные жизненные позиции всех людей, живущих на земле: позицию «иметь» и позицию «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существования. При второй— на содержании самой жизни. Именно вторая позиция характерна для гуманитарного подхода в педагогике. Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам— характерная черта современного общества и образования. Гуманитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности — в сферу Бытия. Обращенность к этим уникальным проблемам человека и поиск путей к совершенству и означает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное знание предстает в следующих его свойствах: · это всегда знание о способах эффективной реализации субъектного, деятельностного начала в человеке, о способах преодоления им самим возникающих жизненных проблем; · источником и предметом этого знания является субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношениях с Реальностью; · это «живое знание», полученное и зафиксированное с помощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но и фантазирования, мечтания, переживания, воображения; · такое знание как результат познания в качестве неотъемлемой части содержит информацию об особенностях самого познающего субъекта. Гуманитаризация современного образования утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообразие как один из важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкования мира и себя в этом мире. Гуманитарность педагогического знания основана на признании педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, а также на выборе педагогом стратегии своего профессионального поведения и деятельности. Гуманитарная стратегия предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится как содеятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии ребенка и самого педагога. Прежде всего гуманитарный подход— это подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его «человеческом измерении». Причем определяющими координатами гуманитарного взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существенные, собственно человеческие— «человеческое в человеке» (Ф. М.Достоевский). Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек должен быть понят через мир, а напротив— мир через человека. Поэтому гуманитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изменения означают, по словам Л. М.Лузиной, возврат человека к единению с миром и в то же время— возвращение человека к самому себе. Гуманитарный подход основан на признании многогранности мира и множественности его проявлений. Целостный образ мира, отдельной проблемы, явления невозможно получить, не обнаружив различных точек зрения, не обменявшись разной (порой противоречивой) информацией. Ценным становится не совпадение, но различие точек зрения. «Встреча с Другим» в гуманитарном педагогическом процессе становится событием, а диалогическое педагогическое взаимодействие — событием. Педагогическая деятельность приобретает не только формирующий, но и совместно развивающий характер, при котором педагог самореализуется, саморазвивается, самоутверждается, профессионально взаимодействуя с учеником или воспитанником. В данном учебном пособии раскрываются предусмотренные Государственным образовательным стандартом 2005 г. вопросы педагогической деятельности. При этом педагог рассматривается как субъект профессиональной деятельности, поведения, общения, культуры, субъект своей жизни — ее активный творец. Тексты содержат не только теоретический материал, в котором изложены выявленные в педагогической науке закономерности, но и анализ примеров из практики образования, вопросы для более глубокого понимания учебного материала, упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, которые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце каждой главы предлагается список литературы для более глубокого изучения рассмотренных в ней вопросов, а в конце пособия даны приложения с материалами прикладного характера. Самой трудной проблемой при подготовке учебного пособия оказалось соблюсти краткость изложения материала. Ведь гуманитарные проблемы, решению которых посвящена педагогическая деятельность, отличаются многогранностью, многоаспектностью. Однако авторы руководствовались тем, что читатель не ограничится предлагаемыми текстами, а обратится к дополнительной литературе, к собственным размышлениям и обсуждениям своих предположений с однокурсниками, коллегами-педагогами. Только так можно выстроить свою линию профессионального поведения, авторский педагогический стиль. При написании глав 6, 9 использованы материалы, предоставленные кандидатом педагогических наук, доцентом С. Б.Думовым. ГЛАВА 1 ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Появление педагогической деятельности имеет объективные предпосылки. Люди понимали, что существование и развитие общества невозможно без творческого освоения и использования подрастающим поколением того опыта и тех традиций, которые старшее поколение считало ценными для настоящего и будущего. Поэтому первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества. Со временем педагогическая деятельность стала профессией, приобрела свои устойчивые характеристики. Педагогическая профессия Педагогом (от греч. padagogos — ведущий ребенка) первоначально назывался специальный человек (чаще это был раб), сопровождавший ребенка в школу и обратно. Позже этим термином обозначали всех, кто обучал и воспитывал детей. Сегодня педагогами называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. В наши дни в развитых странах педагоги составляют наиболее многочисленную профессиональную группу, которая более чем вдвое превышает число инженеров и врачей. Во-первых, из данного определения видно, что профессия относится к трудовой деятельности, следовательно, требует от человека целенаправленной активности, носящей предметный характер, и стимулирует субъектные проявления человека. Субъект — активно действующий человек, который сам определяет себя, направление своей активности, в которой он самовыражается, самореализуется и самоутверждается. Однако субъектность не следует путать с субъективностью, она ничего общего не имеет с произволом: субъект адекватен ситуации — самоопределяясь, он осознанно выбирает наиболее эффективный, конструктивный в данных обстоятельствах способ поведения. Во-вторых, профессиональным является не всякий, а лишь социально полезный труд, т.е. создающий своего рода товар, который человек может продавать на рынке труда. Причем товар, пользующийся спросом, за который другие люди готовы платить (иначе говоря, обмениваться продуктами своего труда). Кроме того, такой труд должен иметь позитивную, ценностную, нравственную направленность, осуществляться во благо общества. Так, труд фармацевта является социально полезным в том случае, когда он производит лекарства, но не наркотики. В последнем случае фармацевт, хотя и не утрачивает своих качеств как специалист, осуждается обществом и отвергается сообществом коллег-профессионалов. То же самое можно сказать о педагоге, воспитывающем, например, убежденных последователей фашизма. В-третьих, профессией называют только труд, требующий специальной подготовки. Это предполагает, что в педагогической профессии нельзя полагаться на интуицию, вдохновение, озарение — они не гарантируют стабильной результативности деятельности. Закон РФ «Об образовании» (ст. 53) определяет право заниматься профессионально-педагогической деятельностью лицам, которые имеют образовательный ценз и которым она не запрещена приговором суда или медицинскими показаниями. В-четвертых, профессиональный труд является для человека источником существования. Профессия — не только средство самовыражения, но и рутинная работа, тщательное, добросовестное и регулярное выполнение которой только и гарантирует достижение результата. В-пятых, профессия требует соотнесения деятельности, поведения и общения с потребностями общества, мотивации саморазвития, оценки собственного трудового вклада. Профессии типа «человек—человек», к которым относится и педагогическая профессия, отличаются двумя особенностями. Первая особенность складывается из того, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки: а) нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их; б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства. Если организатор руководит группой людей, то он должен представлять сущность выполняемой ими работы. Это не означает, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, директор балета не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не знает досконально все предметы, как знают их учителя-предметники. Но особенности труда подчиненных он должен представлять. Вторая особенность этого типа профессии состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, то деятельность неэффективна. Существуют и особенности, отличающие педагогическую профессию от других профессий типа «человек — человек». Назовем основные из них: - постоянство, длительность контактов педагога с учениками, воспитанниками, родителями. Между тем как в других профессиях типа «человек—человек» (продавец, врач, психолог-консультант) контакты фрагментарны и направлены прежде всего на удовлетворение конкретных потребностей человека, педагог взаимодействует с одними и теми же людьми постоянно в течение длительного времени; - большая роль нравственных отношений между педагогом и воспитанником. Ни в одной другой профессии типа «человек— человек» нравственные свойства специалиста не имеют такого значения, как в педагогической профессии, поскольку важнейшим средством воспитания является пример педагога; - новые требования к современному компетентному специалисту. Сегодня уже не достаточно того, что он знает, какими умениями и навыками владеет. В понятие компетентности входит также и то, как он относится к себе, к своей деятельности, к своему профессиональному и социальному окружению, какие смыслы находит в окружающей деятельности, какие ценности отстаивает в своей деятельности и какие перспективы утверждает. Все меньше юмористического остается в известной фразе «лишь бы человек был хороший»: «хороший человек — не профессия», она становится важной профессиональной характеристикой специалиста; - коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек — человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека — представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в становление воспитанника. В этой связи в нее все шире входит в обиход понятие «совокупный субъект педагогической деятельности», под которым может пониматься педагогический коллектив образовательного учреждения либо круг тех педагогов, которые непосредственно имеют отношение к группе детей или отдельному ребенку. В педагогической профессии можно выделить следующие виды педагогических специальностей: - учебная работа — деятельность учителей-предметников по передаче знаний, умений навыков, развитию интересов и способностей, стимулированию самообразования учащихся; - воспитательная работа — деятельность учителей и классного руководителя с учащимися, родителями, по месту жительства; - административная работа — деятельность руководителей учебно-воспитательных учреждений; - организаторская работа — деятельность организаторов детского и юношеского движения в школе и вне ее; - методическая работа — деятельность методистов по передаче современных достижений психолого-педагогических наук и передового педагогического опыта; - внешкольная работа — деятельность специалистов подразделений по делам несовершеннолетних, педагогов учреждений дополнительного образования детей, организаторов и активистов общественных организаций; - научно-исследовательская работа — деятельность педагогов-экспериментаторов, ученых. Гуманитаризация общества обусловила широкое применение педагогических методов практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, педагогическим содержанием наполняется все большее количество профессий. Любого профессионала сегодня оценивают не только по тому, что он знает, но и по тому, какие роли выбирает, как может выстроить свои отношения с коллегами, руководством, клиентами, подчиненными. Это приводит к разработке педагогического аспекта различных профессий: юриста, экономиста, менеджера, инженера. Работа с человеком признана мощнейшим фактором социально-экономического прогресса, достижения рентабельности производства, прибыльности бизнеса. Педагогические кафедры создаются в технических, строительных, экономических, юридических и других учреждениях профессионального образования, готовящих специалистов, чьи профессии традиционно не связывались с педагогической деятельностью. Среди новых направлений педагогической деятельности выделились, в частности, следующие: - последипломное образование; - внутрифирменная подготовка рабочих; - дополнительное профессиональное образование; - переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; - непрерывное профессиональное и многоуровневое образование; - образовательный менеджмент и маркетинг; - профессиональное обучение безработных и незанятого населения; - взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами; - профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания; - профессиональный консалтинг и консультационные услуги. Одной из важнейших причин широкого распространения педагогической деятельности на другие сферы жизни общества является гуманитаризация общественного сознания, потребность в непрерывном обучении, воспитании и развитии, обеспечивающих успех не только в повседневном взаимодействии, но и в профессиональной деятельности каждого человека. Перед педагогом всегда стоит важная задача — опираясь на прошлое, смотреть в будущее и при этом быть в настоящем. Педагогическая деятельность связана с человеком, по отношению к которому необходимо требовательно-охранное отношение на ценностно-смысловой основе. В связи с этим требования к педагогической профессии постоянно пересматриваются. Педагог не только обучает, но также развивает и воспитывает своих подопечных. Ежедневное общение с учащимися, их родителями, коллегами-учителями, администрацией образовательного учреждения — важная часть его профессиональной деятельности. Она не ограничивается исполнительской ролью (проведением урока и внеклассной работы), педагог отбирает материалы образования, проектирует учебно-воспитательный процесс, координирует взаимодействие его участников, анализирует промежуточные и конечные результаты. В его деятельности много времени занимает внеурочная работа, которая включает в себя профессионально-педагогическое самообразование, ежедневную подготовку к урокам, дополнительные занятия, консультации учащихся и их родителей. Гуманитарная позиция позволяет педагогу сохранять меру в стремлении «быть интересным», чтобы не становиться навязчивым, привлекая или агитируя к участию в учебной и общественной деятельности. В итоге гуманитарность профессиональной деятельности способствует достижению профессионального успеха, обеспечивая адекватность восприятия Другого, обеспечивает гармоничное развитие личностных свойств и творческой индивидуальности воспитанника в условиях педагогического процесса. А в сочетании с конструктивными умениями и оптимальностью подбора педагогических методов она ограждает учителя от потери смысла в его работе. Гуманитарность защищает учителя от разочарований в профессии и помогает находить удовлетворение в собственной профессиональной деятельности. Оптимизм в сочетании с терпеливостью всегда позволяли педагогу с достоинством переносить закономерно возникающие периоды нестабильности и противоречивости в сфере образования, а в конфликтных ситуациях находить оптимальный вариант решения. Это дает свободу его мышлению, устремлениям и свободному проявлению собственных способностей в сотворчестве с воспитанниками и признанием их различий во взглядах, смыслах, переживаниях и т.д. Вместе с тем признание педагогом различий вовсе не означает вседозволенность или безразличие к безнравственным действиям или аморальным взглядам воспитанника, ко всему тому, что может привести к отрицательным последствиям: проявлениям фашизма, нацизма, насилия, ксенофобии, дискриминации, осквернения. Границы допущения «инакости различий» в поведении воспитанника определяются нравственными категориями «добра» и «зла» и общечеловеческими правами. В педагогических исследованиях и анализе массовой практики образования отечественные ученые-педагоги (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) выделяют две группы основных функций как присущих многим сферам человеческой деятельности, так и специфических. В первую группу входят такие основные функции: - конструктивная, в свою очередь включающая конструктивно-содержательную (отбор и определение структуры учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дидактических принципов и требований учебных программ, а также разработка плана учебного процесса), конструктивно-процессуальную (осмысление действий учителя и учащихся в учебном процессе), конструктивно-материальную (отбор учебного оборудования, создание дидактических средств, в том числе средств наглядности, и т.п.); - организаторская — включение учащихся в различные виды учебной работы; - коммуникативная — установление правильных взаимоотношений с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, сбор, анализ и оценка информации о педагогической эффективности учебного процесса; - гностическая — исследование ученика и ученического коллектива, учебного процесса и результатов педагогической деятельности. Во вторую группу, отражающую специфику профессии учителя, входят следующие функции: - информационная — обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи; - воспитательно-развивающая — управление процессами восприятия, мышления, эмоционально-волевыми проявлениями в учебной деятельности учащихся и обеспечение на этой основе единства обучения, воспитания и развития школьников; - ориентационная — определение и воспитание ценностных ориентации учащихся: идей и идеалов, мотивов поведения, активного отношения к окружающей действительности; - мобилизационная — актуализация знаний и жизненного опыта школьников, развитие их познавательной самостоятельности и общественно-политической активности; - исследовательская — обеспечение теоретического подхода к изучению педагогических явлений: поиск нужной информации, эксперименты, анализ собственной практики и опыта других учителей. Любой учитель — прежде всего человек, и, как любой член сообщества, он подвержен разным влияниям с его стороны: детей и их родителей, представителей власти и общественных организаций, средств массовой информации. Часто такого рода влияния даже не осознаются. Тем не менее профессиональному педагогу следует, с одной стороны, их видеть и признавать, а с другой — критически оценивать и вводить в контекст своей деятельности. Развитию педагогической профессии, выполняющей гуманитарную функцию «ведения ребенка» на ценностно-смысловой основе, способствует ряд ориентиров толерантного учителя: - он осознает, что его воспринимают как образец для подражания; - осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов; - поощряет творческие подходы к решению проблем; - обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условия для личностных достижений; - не поощряет агрессивное поведение, обостренное соперничество; - содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности; - учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, четко формулируя собственную позицию; - ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни. Наличие широких социокультурных связей с коллегами, учениками, родителями является своего рода преимуществом труда педагога, источником его духовного богатства. В свою очередь сам учитель является душой образовательного процесса. |