Формирование временных представлений Ориентировка во времени создает еще большие трудности, чем ориентировка в пространстве, даже для ребенка с нормальным развитием. Временные представления воспринимаются детьми с церебральным параличом еще как более абстрактные понятия и потому менее понятные. Время как единица измерения воспринимается в детском возрасте опосредствованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. В связи с тем, что ребенок воспринимает время опосредствованно, по каким-либо конкретным признакам, конкретным определителем времени для него является его собственная деятельность. Освоение временных понятий детьми с церебральным параличом протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Первый этап - формирование представлений о сутках. Сутки являются первой естественной единицей измерения времени. У дошкольников начинают формировать представления о таких промежутках времени, как день - ночь, утро - вечер.Родителям рекомендуется начинать развитие представлений о времени с различения отдельных контрастных частей суток (день - ночь; утро - вечер), а затем только переходить к их последовательности и сменяемости суток. Для формирования представлений об указанных временных отрезках родители могут использовать прием описания конкретной деятельности, которой в этот период занимаются дети. Малышей обучают различать части суток: - по внешним объективным признакам (светло - темно): «Днем светло. Светит солнышко. Ночью темно, на небе звезды»; - по изменению содержания их деятельности: «Днем дети играют, а ночью спят». Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т.д. создают реальные условия для формирования представлений о частях суток. Родителям важно точно констатировать и описывать то, что делается взрослыми и детьми в этот период времени суток. Можно называть отрезок времени и затем перечислять соответствующие ему виды деятельности детей и взрослых: «Сейчас утро. Мы делаем гимнастику, умываемся, завтракаем». Через некоторое время родитель вновь обращает внимание ребенка на время суток: «Сейчас день...Скоро мы будем обедать» и т.д. Большую пользу приносит рассмотрение с детьми картинок и фото, изображающих деятельность людей в разные отрезки времени, а затем соотносить каждую картинку с определенным временным эталоном. Можно составлять сериационный ряд из частей суток: располагать четыре картинки, изображающие части суток, в нужном порядке. Для формирования точных представлений о частях суток необходимы многочисленные упражнения. Родители могут с этой целью использовать игры: «Когда это бывает?», «Назови соседей ночи, дня, утра, вечера», «Назови пропущенное слово» (например, мы пойдем гулять, когда насту пит...), «Что мы делали утром..., в обед..?» и т.д., «Когда кто спит?» (человек, ночная мышь, сова, кошка, собака и т.д.). Хорошие результаты дает использование игры «Собери сутки», когда ребенку предлагается выложить в определенном порядке картинки, изображающие один и тот же пейзаж в разное время суток. Большое значение следует придавать актуализации названий временных эталонов. Для этого используются такие игры: «Когда мы обедаем? Когда мы играем? Когда мы спим?». С целью закрепления представлений о частях суток можно использовать цветовые карточки. Взрослый заранее изготавливает карточки, на которых изображается небо и солнце, окрашенные в определенный цвет, находящиеся в определенном положении в зависимости от времени суток. УТРО - голубое небо, вверху видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. ДЕНЬ - голубое небо, в центре которого находится ярко-желтый круг солнца с расходящимися лучами светло-желтого цвета. ВЕЧЕР - серое небо, в нижней части находится ярко-оранжевый круг солнца без лучей. НОЧЬ - черное небо с месяцем и звездами. Формирование представлений о сутках будет несомненно стимулировать чтение родителями отрывков из художественных произведений, стихов, описывающих действия, связанные с данным временем суток (например: А. Барто. «Спать пора. Уснул бычок»), а также отгадывание загадок. Например: «Что за гость, что прогоняет ночь прочь?» (Утро) «Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила. Как ее зовут?» (Ночь) «Солнце яркое встает, Петушок в саду поет, Наши детки просыпаются, В детский садик собираются». (Утро) Таким образом, слова «утро, день, вечер, ночь» наполняются конкретным содержанием и приобретают в восприятии ребенка эмоциональную окраску. Второй этап- формирование представлений о временах года. Знания о временах года лучше усваиваются детьми, если они предлагаются по контрастному принципу в сравнении с предыдущим временем года. Самое трудное время года для усвоения детьми - это весна. Родителям следует в соответствии с рекомендациями специалистов изготовить наглядные пособия, в которых каждому сезонному изменению в природе или в жизни людей соответствовала бы карточка или картинка. В качестве наиболее продуктивных форм работы предлагаются: - использование лото «Времена года»; - раскладывание карточек с изображением времен года в соответствии с порядком их возникновения; - определение времени года по картинкам и составление рассказов по картинкам; - наблюдение за изменениями в природе в естественных условиях; - использование литературных произведений, чтение и заучивание наизусть стихов, отгадывание загадок и заучивание пословиц; - изготовление аппликаций по темам времен года; - рисование сюжетных картин; - проведение праздников, посвященных временам года (очень продуктивная форма работы, особенно для детей с тяжелыми нарушениями). Третий этап- временные понятия «Вчера, сегодня, завтра». На этом этапе работы используются те же формы работы. Временные отрезки «вчера, сегодня, завтра» связываются с определенной деятельностью детей и обозначаются определенным термином, например: «Вчерамы ходили в парк. Сегодняу нас в гостях кукольный театр. Завтрамы пойдем в гости». Для закрепления формируемых представлений родители могут использовать: игру «Продолжи предложение...» (например: «На прогулку мы ходили...»); игру «Наоборот» (взрослый называет слово, обозначающее временной термин, ребенок подбирает противоположное слова (утро - вечер, день - ночь; вчера - сегодня; сегодня - завтра.). Полезно также использовать предметные картинки с изображением деятельности детей или взрослых, которые необходимо разложить в соответствии с временными представлениями «вчера, сегодня, завтра». Четвертый этап- календарь, дни недели. Для ознакомления детей с днями недели родители изготавливают отрывной календарь.Каждый листок календаря отмечают полоской соответствующего цвета или изготавливают из цветной бумаги так, чтобы каждый день имел свой цвет (понедельник - синий, вторник - желтый, среда - зеленый, четверг - белый, пятница - фиолетовый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный). На каждом листке календаря проставляют такое количество кружочков, которое соответствует порядковому номеру дня недели. Суббота изображается оранжевым цветом, воскресенье - красным. Первые пять дней недели запоминаются по порядковому номеру (понедельник - первый, вторник - второй, среда - средний или третий, четверг - четвертый, пятница - пятый). Суббота и воскресенье запоминаются отдельно. Одновременно родители изготавливают коробку с 48 делениями соответственно количеству неделей и месяцев в году. Ежедневно отрывая листок календаря, ребенок укладывает его в соответствующее деление. В конце недели подсчитывается количество дней, и они называются. В конце месяца подсчитывается количество недель, а в старшем возрасте и количество дней. Работая с календарем, родители помогают детям запомнить дни недели по порядковому номеру (количеству точек) и по цвету листка календаря. Можно также для запоминания названий дней недели связывать их с конкретным содержанием деятельности детей (используется недельное расписание занятий). Большую помощь приносят игры: «Назови соседей дня недели», «Угадай, какой день был перед... и какой день будет после...». С большим успехом могут использоваться числовые карточки с нарисованными на них кружочками. Ребенок должен разложить в ряд карточки и назвать затем соответствующие дни недели. В целом работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками помогает детям с церебральным параличом запомнить названия дней недели. Пятый этап- временное понятие «месяц», названия месяцев. Названия месяцев в русском языке происходят от имен римских богов, как и дни недели в европейский языках. Поэтому работая с моделью календарного года взрослый одновременно знакомит ребенка с названиями месяцев. Каждый месяц связывается с определенным временем года и наполняется конкретным содержанием (изменения в погоде, в природе, в жизни человека и животных). Хорошим стимулом для запоминания является заучивание стихов о месяцах года (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» или другие). Особый положительный эффект приносит разыгрывание игр-драматизаций для заучивания названий месяцев. Осуществляя сенсорное воспитание ребенка, родители должны знать, что именно сенсорное воспитание является базой для развития познавательной деятельности ребенка. В основе сенсорных представлений ребенка об окружающем мире лежат его перцептивные действия. Их развитие затруднено в силу имеющихся у ребенка с церебральным параличом психофизических нарушений. Поэтому формирование эталонных представлений о признаках окружающей действительности должно осуществляться поэтапно и постоянно не только в процессе занятий со специалистами, но и в повседневной жизни с помощью родителей. Семья ребенка с церебральным параличом должна занять активную социальную позицию относительно его будущего. Ребенок должен быть обучен тому, что позволяют его психофизические возможности. Одновременно родители не должны забывать о поддержке соматического здоровья ребенка. Он должен достаточно спать, отдыхать, гулять на свежем воздухе. В семье должен соблюдаться режим дня. В процессе воспитания ребенка родителям необходимо преодолевать его капризы, упрямство, негативизм, пассивность. Ребенок должен иметь дома постоянные поручения. Выполнение этих поручений будет формировать у него адекватную самооценку, правильное отношение к своим возможностям, дефекту, а также развивать волевые качеств а. Двенадцать месяцев (словацкая сказка в обр. С. Маршака) Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - всё не так, как ни повернётся - всё не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом. Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице: - Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей: - Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает. Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега. Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать. И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась. Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем ещё мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль. И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко: - Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит: - Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик: - Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала! - Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали. А высокий старик опять обернулся и спрашивает: - Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут. - В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться. Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику. - Братец Январь, уступи мне на час своё место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит: - Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. - Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь. - Ну, будь, по-вашему, - сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил: Не трещите, морозы, В заповедном бору, У сосны, у берёзы Не грызите кору! Полно вам вороньё Замораживать, Человечье жильё Выхолаживать! Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. - Ну, теперь твой черёд, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшему брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землёю. Пусть бежит в полях позёмка Белою змеёю. И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал: - Теперь твой черёд, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник. Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у неё - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики. - Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили. Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзинку, полный передник - и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл. Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи. - Ну что, - спросила её мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзину. Мачеха и сестра так и ахнули: - Да где же ты их взяла? Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем! Переглянулась мачеха с дочкой и спрашивают: - А больше тебе ничего месяцы не дали? - Да я больше ничего и не просила. - Вот дура так дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвёртого - свежих огурчиков! - Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это, и сколько бы денег выручила! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна. - Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит: - Рукавички надень, шубку застегни! А дочка уж за дверью. Убежала в лес! Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорей бы, - думает, - до полянки добраться!» Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит. «Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!» И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк - точно звёздочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на поляну. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу, и вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю. - Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взялась? - Из дому, - отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзину подснежников дали. Вот я и пришла по её следам. - Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видели. Ты зачем к нам пожаловала? - За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь - Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду. - Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо. Нахмурился Январь-месяц. - Ищи лета зимой! - говорит. Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба: заволокла и деревья, и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает. Испугалась мачехина дочка. - Перестань! - кричит. - Хватит! Да где там! Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело её снегом. А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень! Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила. И был у неё, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. - У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди. Кто знает - может, так оно и было. |