МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Формирование представлений о величине





Адекватное восприятие величины зави­сит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включе­ния в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов:сравнения, ана­лиза, синтеза, обобщения и других.

Определение величины возможно только на основе сравнения предметов между собой. Воспринимая предмет, дети обычно ориентируются на его объем в целом, что ими часто определяется сло­вами «большой» или «маленький». Этими словами дети подменяют понятия длины, ширины, высоты понятием объема. Поэ­тому с самого начала необходимо научить малышей сравнивать предметы только по одному признаку: объему, длине, ширине или высоте.

Первый этап- сравнение предметов только по одному признаку.

Формирование представлений «большой – маленький».

При формировании этого понятия детей учат обхватывать сравниваемые предметы одной рукой или обеими руками сразу. Важно, чтобы другие характеристики срав­ниваемых предметов, кроме объема, были одинаковыми. Взрослый обращает внима­ние ребенка на разницу в объеме и опреде­ляет это различие словами: «Это большой мяч, потому что ты его держишь двумя рука­ми. А это маленький мячик. Он уместился на одной твоей ладошке».

Важно формировать навык на многочи­сленных примерах, которые любой взро­слый может найти в быту.

Формирование представлений «длинный - короткий».

Для того, чтобы сформировать у детей это понятие, подбирают предметы одина­кового цвета, равные по ширине и толщи­не, отличающиеся один от другого только длиной. Для сравнения вначале использу­ют предметы контрастных размеров. Раз­ница в размерах сравниваемых предме­тов должна быть не менее 10-15 см. Здесь мать ребенка может удачно использовать различные бытовые пред­меты: ленточки, тесьму, детские шарфики и другие вещи. Важно обратить внимание на следующее: выделить отдельные измерения помогает жест рукой вдоль предмета слева направо. Мать ребенка двигает его рукой вдоль сравниваемых по длине предметов, комментируя совмест­ные действия следующим образом: «Эта ленточка короткая. Смотри, она уже закончилась. А эта ленточка длинная. Мы по ней ведем пальцем. Она еще не закон­чилась». Вначале детей учат пользоваться способом приложения, т.к. сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются. Сравнивая длину, вещи кладут рядом и подравнивают их концы с левой стороны. I

Обучая детей способу наложения, пользуются разноцветными полосками, совмещают верхние и нижние края. Если один конец предмета выступает, следует сказать, что этот предмет длиннее.

Формирование представлений «широкий - узкий».

При сравнении предметов по ширине совмещают левые и верхние края. Если измеряется ширина, рукой проводят поперек предмета сверху вниз. Детей обучают работать с образцом-эталоном: приклады­вать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. Формирование этого навыка должно сопровождаться помощью взросло­го.

Формирование представлений «толстый - тонкий».

При оценке толщины предметы сравни­ваются путем их обхвата пальцами обеих рук или одной руки. Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций. Большое значение придается обучению детей способам сравнения раз­меров: приложению или наложению.



Формирование представлений «высокий - низкий».

Сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость. При сравнении высоты рукой проводят снизу вверх.

Родителям следует помнить о том, что при формировании представлений о вели­чине важную роль выполняет слово. Именно слово позволяет дифференцировать приз­наки предметов. Поэтому с самого начала выделенный признак обозначается точным словом: длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий, высокий, низкий. Также чрезвычайно важно научить ребенка правильному измерительному действию рукой, которое затем при автоматизации навыка будет заменено на зрительное соот­несение.

Для закрепления знаний мать ребенка может использовать разнообразные упраж­нения. Например, можно предложить ребенку поставить на короткую (узкую) полоску одну уточку, а на длинную (широ­кую) полоску поставить много уточек. Детям предлагаются также задания типа: найди ленточку такой же длины, ширины как образец. Благоприятные условия для упражнений на составление предметов по длине, ширине и высоте детей с церебральным параличом создаются в играх со стро­ительным материалом. Дети выкладывают длинные и короткие дорожки, строят высо­кие и низкие заборчики, ворота, широкие и узкие диваны

Умение сравнивать предметы по разме­ру закрепляется не только в играх, но и в других видах детской деятельности (рисо­вании, аппликации, лепке).

Второй этап - построение сериационных рядов по объему, длине, ширине, высоте, толщине, цвету, форме.

На этом этапе вводится понятие «сред­ний». Ребенку предлагаются упражнения на построение ряда из трех предметов, а затем из пяти и более предметов. Также предлагаются упражнения и на соотнесе­ние двух рядов. Вводится понятие «сериационный ряд». Сериационный ряд - это ряд, состоящий из упорядоченных по какому-либо признаку предметов (по величине, высоте, ширине и др.). Умение выделить и упорядочить различия являет­ся важнейшей мыслительной операцией сериацией.

Родителям следует объяснить, что при построении сериационных рядов складыва­ется представление о порядковом числи­тельном, развивается память на линейный ряд, что очень важно для формирования грамматического строя речи. Величина предмета устанавливается в зависимости от места, которое он занимает в ряду. На начальных этапах следует устанавливать лишь простые отношения на основе срав­нения 2-3 предметов (большой - средний - маленький; высокий - ниже - низкий; длин­ный - короче – короткий или же короткий – длиннее – длинный и т.д.

Важно, чтобы дети научились понимать двойную зависимость между предметами, обратимость взаимоотношений между ними, так как каждый элемент ряда может являться одновременно большим, чем все предыдущие, и меньшим, чем все после­дующие. Для формирования навыка построения сериационных рядов можно использовать игры «Построй матрешек по росту», «Разложи по размеру мисочки-вкла­дыши», обыграть известную сказку «Три медведя».

Формирование полноценных представлений о величине неразрывно связанно с расширением словарного запаса, т.е. с формированием умения точно обозна­чать объем, длину, ширину, толщину, высоту, глубину. Родители должны обра­щать внимание на правильность словес­ного обозначения того или иного параме­тра величины. Выделенный признак дол­жен обозначаться точным словом. Срав­нение предметов побуждает ребенка к использованию антонимов: высокий - низкий; широкий - узкий и т.д. Одновре­менно дети обучаются использовать сте­пени сравнения прилагательных: низ­кий - ниже - самый низкий. Они начина­ют понимать и употреблять логико-грам­матические конструкции типа: «Коля выше Саши. Саша ниже Коли». Подобные сравнения следует тренировать с детьми постоянно.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.