Натурфилософия и развитие естествознания Николай Кузанский-пантеист. Сущность бытия-находящийся во всех вещах Бог. Подчеркивал наличие в мире математических закономерностей. Максимальное сближение Ч. с Богом-возвеличивание Ч. Естествознание Непосредственно связано с практическими запросами эпохи (мореплавание, военное дело) и искусством. Леонардо да Винчи-первый естествоиспытатель в истории европейской науки. С периодом возрождения совпала эпоха великих географических открытий. Астрономия Коперника утвердила гелиоцентрическу систему мира. Галилео Галилей-основоположник точного естествознания, открыл закон инерции, изготовил телескоп Андрей Везалия-описл анатомию Ч. Джордано Бруно-крупнейший представитель ренессансной натурфилософии. Учение о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров. Был сожжен как «нераскаявшийся еретик» Встал на позиции пантеизма, придерживался идеи тождества Ч. и Вселенной. 12. Эмпиризм в философии Нового времени (Бэкон и Гоббс) В новоевропейской гносеологии помимо эмпиризма существовали такие направления: рационализм и сенсуализм, противоборство кот. проходит через всю философию Нового Времени. Представители эмпиризма были сторонниками опытно-экспериментальных наук. Главный метод научного познания-индукция(от частного к общему) Френсис Бекон: «Знание-сила»-сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового времени. Основная цель науки-усиление власти Ч. над природой. Критикует схоластику и ее дедукцию, противопостовляя ей индуктивный метод. Настаивает на эмпирической основе знаний, подчеркивает роль эксперимента в науке. Предпосылка восстановления наук-освобождение разума человека от заблуждений-идолов «идолы рода»-свойственная всем людям ограниченность познаваемых способностей «идолы пещеры»-индивидуальные заблуждения «идолы площади» - некорректное употребление терминов «идолы театра»-некритическое отношение к авторитетным мнениям Томас Гоббс-перенял от Бэкона убеждение в том, что знания-сила, способная улучшить жизнь. «Левиафан»-изложил законченную систему механистического материализма, доведя идеи Бэкона до материалистических и атеистических выводов. Понятия «Бог» и «душа»плод воображения. Выделил в развитии общества 2 стадии: «естественную» (до возникновения гос-ва), «гражданскую»-возникновение гос-ва в рез-те общественного договора: граждане добровольно ограничили свою свободу, передав часть своих прав гос-ву. Государь должен править от имен подданных,т.к. от них он получил власть. 13. Философский рационализм Нового времени (Р. Декарт, Спиноза, Дейбниц) РенеДекарт-математик, физик, философ Основная задача научного познания-овладение естественными силами природы. В отличие от бэконовского эмпиризма построил свое учение на основе рационализма, т.е. на приоритете разума над чувствами, которые субьективны. «Я мыслю, следовательно существую». Идеал научного знания-математика. Дедукция (от общего к частному) по Декарту-основной способ построения научной теории. Оющие идеи изначально присущи разуму, носят «врожденный характер» В онтологии был дуалистом: выдвинул в качестве основы бытия 2 независимых первоначала: нематериальную и материальную субстанции.Ч.-единство 2 начал-разумной души и материального механизма тела. Учение Декарта: «картезианство» Спиноза-создавал свое учение в русле идей картезианства. В отличие от дуализма Декарта, онтология Спинозы построена на монистической основе: существует одна субстанция. Придерживался позиций пантеизма: Бог-единая субстанция. Свобода состоит в умении жить в соответствии с порядком вещей: «свобода есть осознанная необходимость» Традиции Декартовского гносеологического рационализма продолжил Лейбниц. В онтологии отверг и дуализм Декарта и монизм Спинозы, заняв позицию плюрализма(признания множественности субстанций). Гносеология Лейбница базируется на принципах рационализма, хотя он и стремился занять промежуточное положение между рационализмом и сенсуализмом. Как представитель гносеологического рационализма считает достоверными только истины разума, кот. Выводятся логическим путем из самого разума 14.Материализм и идеализм в развитии сенсуализма 17-18 вв. Локк, Беркли, скептицизм Юма Сенсуализм-противоположное рационализму направление в гносеологии: рещающая роль ощущенийв познании, приоритет чувственного опыта над разумом. Дж.Локвыступил против декартовской теории «врожденных идей», сформулировал принцип материалистического сенсуализма=все знания происходят из чувственного восприятия внешнего мира. Беркли-стремился защитить религию от идей материализма и атеизма, использовав принципы сенсуализма создал концепцию субьективного идеализма. Каждый предмет-комплекс ощущений. Бог «вкладывает» в сознания людей ощущения, показывая мир таким, каким мы его видим Д.Юм-занял позицию гносеологического скептицизма и агностицизма. Единственно достоверный факт-наличие у нас ощущений и восприятий.но их источник неизвестен: Невозможно доказать существование или несуществование Бога, души или материи как причины ощущений. Юм выступил как предшественник агностицизма Канта. 15.Идеи Просвещения и метафизический материализм во Франции 18 вв. Просвещение-явление в культурной и общественной жизни ряда стран-Франции, Германии, России, Америки. Термин «просвещение» возник в среде французских мыслителей)Кант: сущность просвещения-использование человеческого разума для реализации соц. Прогресса. Задачи французских просветителей: 1.критика абсолютной монархии и католицизма 2.распространение знаний, просвещение буржуазии 3. представители материализма и атеизма во Франции: Дидро-глава французских просветителей. Ему принадлежит замысел «Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Развивал идеи о бесконечности природы и вечности материи Гольбах-единомышленник Дидро, автор: «Система природы или О законах мира физ. и духовного»-основы механистического материализма. Критикует религию и написал ряд антирелигиозных сочинений. Деисты(акцент на соц-политических вопросах, критиковали католицизм не затрагивая мировоззренческих основ религии) Вольтер-критик феодальных отношений и защитник идеалов буржуазного общества Ж-Ж Руссо-один из главных идеологов Великой французской революции. Трактат «об общественном договоре»-обосновывал права народа на революцию. Французские мыслители не создали философских концепций, но изложили принципы философского материализма и подготовили ФБР. 16. Априоризм, агностицизм и дуализм в трансцендентальнй философии Канта Немецкая классическая философия-вершина новоевропейской философии Кант-основатель немецкой классической философии, создатель «трансцендентального» (критического) идеализма. 1 период творчества (докритический) Основное внимание-философские проблемы естествознания. 2 критический период «Критика чистого разума»-посвящена проблемам гносеологии.В ней разработал учение, в кот. соединил принцип сенсуализма с рационализмом. Чувственный опыт дает нам ощущения, которые разум подводит под определенные понятия. Самые общие понятия-категории. Категории-априорны, т.е. даны до чувственного опыта. Они образуют категориальный каркас, в который мы укладываем показания органов чувств. Априорные формы познания упорядочивают и систематизируют ощущения. Ни категории ни ощущения сами по себе не являются знаниями.ощущения субьективны, а категории без них-пустые формы. Т.е. Кант совместил опытное происхождение всех знаний с идеей существования априорных «внутренних начал» мышления. Совокупность априорных ворм-трансцендентальный слой сознания, т.е. содержащий сознания, выходящие за пределы чувственного опыта. 3 вида познавательных способностей Ч.:чувственность, рассудок, разум. Априорные формы чувственного познания-пространство и время, делающие возможным существование математики. Априорные формы рассудка-категории (реальность, случайность и т.д.), благодаря кот. в науке возможно существование теоретического естествознания. Благодаря наличию в нашем сознании априорных идей разума возможно существование философии. Кант делит действительность на «мир явлений»-то, что дано в познавательном опыте и «вещь в себе»-реальность как таковая, о которой мы знаем лишь то, что она существует. Тезис о непознаваемости вещи в себе позволяет отнести Канта к агностикам. Но суть его учения не в отрицании познаваемости мира, а в разделении сферы где познание возможно «мир явлений» и нет «вещь в себе». Этическое учение Канта изложено в трактате «Критика практического разума»: Ч. относится к 2 мирам: как любое природное тело-к «миру явлений», как разумное сущ-во-к миру «вещей в себе», что позволяет ему поступать свободно. Основной закон этики по Канту-«категорический императив»: поступать надо так, чтобы поступок мог стать примером для других людей. Категорический императив-внутреннее поведение Ч, связанное с пониманием им своего нравственного долга. Способность Ч. поступать нравственно доказывает наличие у Ч. свободы. Кант отделяет нравственность от религиозного обоснования в рамках кот. моральное поведение предопределялось «страхом Божьим». 17. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля. Гегель-представитель немецкого классического идеализма, создатель теории диалектики Принцип тождества мышления и бытия: «все действительное разумно, все разумное действительно». В центре философии-процесс саморазвития «Абсолютной идеи»-основы и сущности бытия. Процесс сморазвития и самопознания Абсолютной идеи Гегель делит на 3 этапа: 1) Развитие Абсолютной Идеи в сфере «чистой мысли», где она раскрывает свое содержание в системе категорий диалектики – «наука логики» 2) Развитие Идеи в форме своего «инобытия»- в виде объективных природных явлений 3) Развитие Абсолютной Идеи в человеческом мышлении и историческом процессе Искусство, религия и философия – высшие формы самосознания «Абсолютного духа» Создание Гегелем системы идеалистической диалектики-диалектики Мировой Идеи кК первоосновы и источника всего сущего. Сформулировал принципы диалектического миропонимания: принцип развития и принцип всеобщей связи явлений. Помимо обобщенного диалектического анализа принципов и всех важнейших категорий диалектики, сформулировал на идеалистической основе 3 основных закона диалектики: Перехода количественных изменений в качественные(если изменение перейдет границы меры-это приведет к изменению качества Н: вода превратится в пар), Взаимопроникновения противоположностей(источник движения и развития всего сущего во всеобщем характере противоречий) Закон отрицания отрицания(зерно-растение-зерно, показывает направленность развития и его результаты) «все, что нас окружает, может быть рассмотрено как образец диалектики» 18. Антропологический материализм Фейербаха Фейербах-последний крупный представитель немецкй классической философии и первый критик гегелевского идеализма, создатель «антропологического материализма» Разошелся с Гегелем в отношении к религии и христианству, несовместимого, по его мнению, с разумом и истиной. «Сущность христианства»-выступил с позиции материализма и атеизма как критик идеалистической философии и религии. Главный объект познания-природа и человек. Опровергая гегелевскую философию, отверг и диалектику Гегеля, поэтому его концепция местами метафизична (недиалектична). В гносеологии выступил против агностицизма. Нтпропологический материализм, т.к. в учении проблема Ч. занимает центральное место. Не Бог создал Ч., а Ч.-Бога.Бог-идеал для Ч. Указывал на необходимость создания новой религии-любви Ч. к Ч. Антропологич принцип лежит и в основе фейнрбаховской этики. Стремление к счастью-движущая сила всех человеческих усилий. Но Ч. не м.б. счастливым без другого человека. Фейербах-материалист и атеист, его труды оказали влияние на философию 19-20вв. 19.Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание истории. В 19 в Возникает «постклассическая» философия. Диалектический материализм-философская основа марксизма, синтез материализма и диалектики: материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленной борьбой противоположностей. Исторический материализм-результат распространения идей материализма и диалектики на историю и соц. Реальность. Суть материалистического понимания истории заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Маркс и Энгельс выделили в структуре каждого общества 2 основных элемента: базис и надстройку «базис»-экономич. Основа общества, система производственных отношений, зависящих от уовня развития производительных сил общества «надстройка»-система политико-юридических институтов(гос-во) и формы общественной мысли (право) Экономический базис и соотв. ему надстройка образуют общественно-экономическую формацию. Развитие и смена формаций составляет процесс поступательного движения общества: рабовладельческая, феодальная формации и т.д. Марксизм-не просто философское учение, но и социально-преобразовательная программа. 20.Русская философия: этапы развития, проблемы и характерные черты Р-я фил-я-совокупность философский идей и теорий, которые возникли на территории Русского гос-ва, 2 точки зрения в оценке русской философии: 1русская ф.-национальное явление, изолированное от мирофой философской традиции 2.русская ф.-часть мировой филос-ии Этапы развития: 1)10-начало 19вв.-«предыстория» русской философии: Замена языческого мировоззрения христианством после крещения Руси Возникновение раннесредневековой русской религиозной философии и теологии Развитие философско-религиозной мысли в постмонгольский период Начало замены древнерусского типа мышления новоевропейским Период активного усвоения западных философских концепций 2)вторая половина 19 в.-возникновение самобытных российских философских концепций(славянофилы и западники 3)конец 19-началоо 20 вв-Серебряный век отечественной философии 4)начал 20 вв-развитие философии в рамках марксистско-ленинской традиции 5)освоение западной философии Русская ф. окончательно сложилась как специфический феномен мировой философской мысли только в 19 в. Черты: Критическое отношение к абстрактности западноевропейской философии, ее голому рационализму Стремление придать философским доктринам практический смысл Концентрация внимания на проблемах человеческой личности и общества. Чистые онтология и гносеология не встречаются в концепциях русских мыслителей глубокая связь с религиозной, христианской проблематикой 21. Философия всеединства Вл. С. Соловьева и ее роль в развитии русской философской мысли. Основу философии составляет учение о «всеединстве» как начале и цели мирового процесса: обособившийся от Абсолюта (Бога) и разделившийся на множественность феноменов - мир есть проявление единой сущности, с которой он должен, рано или поздно, вновь воссоединиться. Всеединство-идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирически разрозненных и конфликтных элементов и стихий бытия - природного, социального и духовного. Критикуя западную философию за «отвлеченную рассудочность», Соловьев противопоставляет ей идею «цельного знания» - синтеза рационального (философского), эмпирического (научного) и мистического знаний. Человек - связующее звено между Абсолютом (Богом) и реальным миром,человеческая деятельность становится главным фактором мировой эволюции, достижения всеединства.Этика Соловьева не противопоставляет духовное и материальное. |